Рабочая программа "Проектный час"
рабочая программа по биологии (7 класс)
Курс внеурочной деятельности для учащихся 7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_proektnyy_chas._kryuchkova.docx | 36.9 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Проектный час»
7 класс (ФГОС ООО)
Количество часов по программе: 17
Составила : Крючкова Елена Анатольевна
учитель высшей квалификационной категории
2021 -2022 г.
1.Пояснительная записка
Программа на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания.
Программа курса «Проектный час» предназначена для изучения основ проектирования обучающимися 7 классов основной школы.
Основная цель курса - познакомить обучающихся с основами проектной деятельности с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.
Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Основные задачи:
Образовательные:
-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие:
-формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у обучающихся практические умения по ведению проектов разных типов.
Воспитательные:
-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у обучающихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность обучающимся проявить себя.
Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Школьники получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
2.Общая характеристика учебного курса
Проектная деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательной деятельности (обучающихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет обучающимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, чаще всего понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты окружающие их.
Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся пятого класса средней школы.
Новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования возможно позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.
Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.
Полнота содержания - курс содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.
Инвариантность содержания - курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами обучения и уровнем развития обучающихся.
Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Основными методами обучения являются: проблемный, частично - поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение.
Формы учебных занятий: теоретические: семинар, комбинированное занятие, мини-конференция; практические: игры, практические работы, эксперимент, наблюдение и т.д.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по биологии
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех обучающихся в работе над проектами
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования).
Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.
Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования по биологии .
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
- с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; оформление памяток, словарей-напоминаний и т.д.
- с уроками литературы: подготовка проектов по изучаемым произведениям, биографиям писателей и поэтов;
- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
- с уроками истории, географии: разработка и оформление практических, лабораторных и творческих работ.
- с уроками технологии: оформление разработанных на уроках проектов (дизайн кухонной мебели, меню воскресного завтрака, пригласительные на ужин и т.д.).
- с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов.
Данный курс предполагает безотметочную систему обучения. Индикатором освоения курса обучающимися будет служить презентация и защита итогового проекта.
3. Место курса в учебном плане
Курс «Проектный час» является предметом части, формируемой участниками образовательных отношений.
По своей структуре курс представляет собой отдельный модуль в целой системе проектных курсов, предназначенных для овладения проектным методом в различных предметных направлениях и реализуемый в течение 17 часов (1 час в неделю) 7А, 7Б класса.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Предметные результаты
В результате работы по программе курса обучающиеся научаться:
- определять основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- определять понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- оформлять список использованной литературы;
- классифицировать и сравнивать,
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
- работать в группе;
- работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
- пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
- работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
IХ. Личностные и метапредметные результаты
Личностные
У школьников будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Познавательные
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Коммуникативные
- использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Возможные результаты проектной деятельности обучающихся:
альбом,
газета,
журнал, книжка-раскладушка,
коллаж,
коллекции животных, растений, гербарии
костюм,
макет,
модель,
плакат,
серия иллюстраций,
сказка,
справочник,
стенгазета,
фотоальбом,
презентация
5. Содержание курса
7 класс (всего 17 часов, 1 час в неделю)
Тема 1. Понятие «Учебный проект»
Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины.
Тема 2. Алгоритм работы над учебным проектом
Учебный проект: основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация. Деятельность учащихся в группе над проектом «Строим башню». Презентация проекта.
Практическая работа «Алгоритм работы над проектом».
Тема 3. Типы проектов
Проект и его типы. Классификации проектов. Практико-ориентированный проект. Исследовательский проект. Информационный проект. Творческий проект. Игровой проект. Тип проекта, ведущая деятельность, проектный продукт.
Практическая работа «Типы проектов»
Тема 4. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы
Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.
Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения. Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.
Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.
Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».
Тема 5. Реализация плана проекта
Работа над основной частью проекта – осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел. Оформление результатов в виде сценария видеофильма, программы, буклета, статьи, репортажа, дизайна, рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.
Практическая работа «Реализация плана проекта».
Тема 6. Структура проекта. Работа с каталогами, со справочной литературой. Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных проектов. Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение. Работа с каталогами, со справочной литературой.
Практическая работа «Оформление письменной части проекта».
Тема 7. Способы первичной обработки информации
Чтение текста с пометами. Составление записей по прочитанному тексту.
Составление таблицы на основе полученных записей. Обсуждение заполненных таблиц.
Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему
Осуществлять способы первичной обработки информации; составлять записи по тексту; составлять коллажи
Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка.
Практическая работа «Оценивание собственного или группового проекта».
Тема 8. Наблюдение и эксперимент
Описание свойств 3 предметов. Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом.
Оформление результатов наблюдений
(экспериментов)
Прогнозировать результаты эксперимента; оформлять результаты наблюдений (экспериментов).
Тема 10. Создание и анализ проекта
Мозговой штурм: темы проектов
Проектировочная деятельность – практикум
Оценивание проекта
Защита проекта. Презентация
Анализ проекта
Алгоритм написание отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом.
Практическая работа «Отчет о работе над проектом».
6. Тематическое планирование
№ | Тема | Содержание | Количество часов |
1. | Понятие «Учебный проект» | Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. | 1 |
2. | Алгоритм работы над учебным проектом | 1.Учебный проект: основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация 2. Практическая работа «Алгоритм работы над проектом». | 2 |
3. | Типы проектов | 1.Проект и его типы. Классификации проектов. Практико-ориентированный проект. 2. Исследовательский проект. Информационный проект. Творческий проект. Игровой проект. Тип проекта, ведущая деятельность, проектный продукт. | 2 |
4. | Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы | Постановка цели как прогнозируемый результат. | 1 |
5. | Реализация плана проекта | 1.Реализация плана проекта. Работа над основной частью проекта. 2.Практическая работа «Реализация плана проекта» | 2 |
6. | Работа с каталогами | Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, | 1 |
7. | Работа со справочной литературой | Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности словарных статей в разных источниках информации. Составление справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации. | 1 |
8. | Способы первичной обработки информации | 1.Чтение текста с пометами. Составление записей по прочитанному тексту. 2.Составление таблицы на основе полученных записей. Обсуждение заполненных таблиц. | 2 |
9. | Наблюдение и эксперимент | 1.Описание свойств 3 предметов. Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента. 2.Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Оформление результатов наблюдений | 2 |
10. | Создание проектов | 1. Мозговой штурм: темы проектов 2. Оценивание проекта 3.Защита проекта. Анализ проекта | 3 |
ИТОГО | 17 |
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
7.1. Учебно-методическое обеспечение:
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006.
- Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. -М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009.
- Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
- Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
- Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
Интернет- ресурсы:
- * Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс]http://www.mirknig.com/
- * Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс]http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
- * А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._
- * Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
- * Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс] http://www.booklinks.ru/
- Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
- «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
- Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty
7.2. Материально-техническое оснащение
Наименование
Количество
1
Учебный кабинет
1
2
Комплект учебной мебели
по количеству обучающихся.
3
Технические средства обучения:
- Персональный компьютер
- мультимедийный проектор
- экран
1
1
1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...