Урок биологии "Скелет человека"
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Михайлютенко Наталья Викторовна

Познакомить учащихся со строением скелета человека,выделить его значение в приспособленности организма к окружающей среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:   Скелет человека.

Тип  урока: нестандартный, с элементами моделирования, построен на проблемной основе.

Цели урока:

Образовательная: Познакомить учащихся со строением скелета человека,   выделить его значение в приспособлении организма  к окружающей среде, обобщить и закрепить знания о строении и значении опорно – двигательной системы, об особенностях строения костей.

Воспитательная: прививать любовь и заботу о собственном здоровье, обратить внимание на правильную посадку за партой, в целях формирования правильной осанки.

Коррекционная: развивать способность сравнивать и анализировать и использовать ранее полученные знания и умения для усвоения новых и их обобщения. Учить концентрировать внимание. Коррекция устной речи, внимания, памяти.

Оборудование: учебник биологии «Человек» для 9 класса /программа  Пасечника/, тестовые задания, скелет человека, череп, муляжи верхней  и  нижней конечностей, презентация, слайды, мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.                                                                                                                   Приветствие. Рапорт дежурного о готовности к уроку.
  2. Повторение пройденного.                                                       Фронтальный опрос.                                                                                                           На прошлом уроке мы начали знакомиться с опорно-двигательной системой человека.                                                                                                                  - Из каких частей состоит опорно-двигательная система?                             - Какое значение имеет опорно-двигательная система?                                      

- Какой тканью образован скелет?                                                                      - На какие две большие группы подразделяются все кости?                      - Приведите примеры.

3. Актуализация базовых знаний                                                                    Учитель: Как вы думаете, чем люди дорожат больше всего? /Говорят, что люди дорожат тремя вещами: богатством, славой, властью…/. Да, многие  стремятся к этому, но, заимев богатство, как ни странно, они не становятся счастливыми. Известными людьми становятся герои, путешественники, ученые, артисты. Но для этого, прежде всего, нужны ум, воля, трудолюбие и упорный труд.                                                                       Как вы относитесь к пословице «Здоровый нищий – счастливее больного короля». Ваше мнение?

Вывод: Нам интересны люди, увлекающиеся, хорошие мастера своего дела. Чтобы такими людьми стать, надо много знать и многое уметь.       Что же еще нужно для счастья? /ответы детей/                                                                 4. Выход на новую тему.                                                                                                                            Приходилось ли вам болеть? Чем больной человек отличается от здорового?  Все мы с вами хорошо знаем. Здороваясь, люди желают, друг другу здоровья . Здоровье – необходимое условие для полного счастья человека, его главное богатство.                                                                                     5. Этап изучения нового материала.                                                                                 Учитель: Посмотрите на своих товарищей. Из каких частей состоит тело  человека? /голова, туловище, руки, ноги./                                                       Опыт № 1.                                                                                                               Задание: ощупайте части своего тела: голову, грудь, ноги  колени, руки и локти, спину. Что вы прощупываете? Во всех ли частях есть кости?                                                                                                            Что вы прощупываете? Одинаковы ли они по размеру и форме?                                                                                                            

                 Демонстрация презентации.

                                                                                                                                                                                                                                           На прошлом уроке мы с вами выяснили, что опорно-двигательная   система – это кости скелета и мышцы.

Слайд №1  

Опорно – двигательная система.                                                                                                                                                                                       Опорно-двигательную систему человека составляют кости, хрящи, суставы, связки и мышцы.                                                                                   Итак, тема сегодняшнего нашего урока «Скелет человека».                                                                                                

Термин «скелет» произошел от греческого слова «скелетос», что означает высушенный, так как в Древней Греции он применялся к мумиям. У новорожденного скелет частично состоит из хрящевой ткани. Окостенение скелета заканчивается к 25 годам, поэтому сейчас, пока еще не поздно, следить за своей осанкой, правильной посадкой за партой. Не забывать контролировать походку, заниматься спортом, в меру своих возможностей, плаванием. В теле взрослого человека более 200 костей. У человека, массой 70кг средняя масса скелета 8–9кг.

Слайд № 2

Скелет человека.

      Скелет – это совокупность всех костей человека.

     Скелет человека состоит из:

1.Скелета  головы  /черепа /                                                                                   2.Скелета туловища  / позвоночника и грудной клетки /                                                                            3.Скелета пояса верхних и нижних конечностей и скелета свободных конечностей.                                                                                 Основой скелета туловища является позвоночник.                                    

Опыт № 2.                                                                                                                         Задание: Встаньте, согните и разогните руки, ноги; наклонитесь вперед, назад, вправо, влево.                                                                             Что можно сказать о подвижности тела и его костей? /ответы детей/ Вывод: отдельные кости скелета соединены между собой подвижно, поэтому человек может выполнять различные движения всеми частями тела, мы можем свободно и устойчиво стоять сидеть,

висеть на руках и ногах, прыгать и бегать.  

Слайд №3

Виды соединения костей.                                                                                                                             Учащиеся рассматривают слайд и выясняют, какие соединения костей существуют.                                                                                                   Соединение костей:                                                                                                                  Неподвижное  /шов/ - кости черепа и кости таза связаны между собой неподвижно.                                                                                                               Полуподвижное - кости позвоночника соединяются между собой полуподвижно.

Слайд №4  

Строение  сустава.                                                                                                         Подвижное соединение костей называется суставом.                 Строение сустава – две кости, суставная ямка, суставная головка.  Они  покрыты хрящом и связаны между собой связками. Сверху сустав покрыт суставной сумкой, которая заполнена суставной жидкостью.                                                                                                                                  - Как вы думаете, зачем нужна суставная жидкость?

/ответы детей/                                

Слайд № 5

Строение скелета головы или черепа.

Череп состоит из 29 костей и образует единое целое, в котором все кости, за  исключением нижней челюсти прочно соединены между собой швами. Несмотря на общее сходство, строение черепа у разных людей имеет свои индивидуальные особенности.                                                                                                       Скелет головы состоит из двух отделов: мозгового и лицевого.

Слайд №6  

Мозговой отдел черепа.                                                                                                                                    У человека в отличие от обезьяны мозговой отдел черепа развит сильнее,  чем  лицевой, он состоит из 6 костей: лобной, двух теменных, двух височных и одной затылочной.

Лицевой отдел состоит из15 костей, которые неподвижно срастаются друг с другом, одна подвижная кость – нижняя челюсть.

- Как вы думаете, какую роль играет череп? /ответы детей: защищает мозг/

Слайд №  7

Скелет туловища. Скелет туловища образован позвоночником и грудной клеткой.

Позвоночник состоит из 33 – 34 позвонков, которые между собой соединяются полуподвижно. Скелет туловища состоит из нескольких отделов: шейный отдел, который включает 7 позвонков.                                         Задание: Нагните голову и нащупайте на позвоночнике выступающую кость – это 7 шейный позвонок.

Грудной отдел включает  12-13 грудных позвонков.

Поясничные позвонки – их 5. Крестец-это 5 сросшихся позвонков и копчик.

Между позвонков находятся межпозвоночные хрящи. Оказывается, человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. К старости длина позвоночника уменьшается на 5 – 7см.

- Догадались, почему?/стираются хрящи/

Слайд № 8

Строение грудной клетки.

Грудная клетка состоит из 12 – 13 ребер, которые неподвижно срастаются с грудиной и полуподвижно с позвоночником.                                                                   Как вы думаете, какую роль играет грудная клетка? /защищает от ударов сердце, легкие/

Слайд № 9 и слайд №10

Физкульминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись,

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, не уставать.

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем!

Вправо -  влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

Слайд № 11

Строение  скелета верхних конечностей /рук/.

Пояс верхних конечностей играет большую роль в прикреплении руки к  скелету туловища. Он образован двумя ключицами и двумя лопатками.

Свободная верхняя конечность образована:

а) костью плеча

б) двумя костями предплечья – локтевой и лучевой и                                                   в) костями кисти

Слайд № 12

Строение скелета пояса нижних конечностей /ног/ и свободной нижней  конечности.

Пояс нижних конечностей играет большую роль в прикреплении ноги к скелету  туловища. Он образован двумя парами тазовых костей, которые неподвижно срастаются  с крестцом позвоночника и между собой.

Свободная нижняя конечность образована:                                                                                  а) бедренной костью

б) двумя костями голени – малой и большой берцовой

в) костями стопы        

6. Этап закрепления изученного материала                                                                                        1. Мини-блиц в форме ответов-вопросов.                                                                                      - Назовите основные части скелета.                                                                           - Каково значение скелета?                                                                                                                                      - В каких частях скелета расположены самые длинные кости?                              

-Что является основой скелета?

2.Моделирование схемы «Значение скелета»                                                         Скелет                                                                                                                                                     - служит опорой тела человека                                                                                      - придает нашему телу определенную форму, горизонтальное положение                      - защищает внутренние органы от повреждений  /грудная клетка – сердце и легкие; кости черепа – головной мозг/

7. Этап контроля.                                                                                                                                                       Тестовые задания.                                                                                                                                                1. Выберите верное определение понятия «скелет»                                                                             а) важный орган  человека                                                                                                               б) наружный покров тела человека                                                                                         в) опора тела человека                                                                                                                                      2. Какие функции выполняет скелет?                                                                     а) защищает от перегрева                                                                                                          б) защищает органы от повреждений                                                                                                                                                                                                                         в) поддерживает мягкие части тела                                                                                         3. Из чего состоит скелет человека?                                                                                            

а) скелет состоит из мышц                                                                                                                               б) скелет состоит из сосудов                                                                                                в)  скелет состоит из костей                                                                                                8. Домашнее задание: а) прочитать параграф , ответы на вопросы                                                                                                             б) подготовить сообщение о том, как предупредить искривление позвоночника.                                                                                

Самоанализ урока

по теме «Скелет человека» в 9 классе

 Ведущая цель урока: формирование представлений о скелете человека, его строении, демонстрация значения скелета для человека.                                                  Данный урок построен на проблемной основе с использованием элементов моделирования учебного материала, через создание проблемных ситуаций, постановку проблемных вопросов с помощью различных упражнений  познавательного характера.                                                                                                    Урок носит практический характер. Новый материал дети изучают в результате наблюдений и опытов, с помощью которых познают собственный организм.                                                                                                                                                               Урок построен с использованием оптимального сочетания как современных приемов /мотивационное начало урока/, так и традиционных /итоговое повторение, домашнее задание/.



Предварительный просмотр:

Тема урока:   Скелет человека.

Тип  урока: нестандартный, с элементами моделирования, построен на проблемной основе.

Цели урока:

Образовательная: Познакомить учащихся со строением скелета человека,   выделить его значение в приспособлении организма  к окружающей среде, обобщить и закрепить знания о строении и значении опорно – двигательной системы, об особенностях строения костей.

Воспитательная: прививать любовь и заботу о собственном здоровье, обратить внимание на правильную посадку за партой, в целях формирования правильной осанки.

Коррекционная: развивать способность сравнивать и анализировать и использовать ранее полученные знания и умения для усвоения новых и их обобщения. Учить концентрировать внимание. Коррекция устной речи, внимания, памяти.

Оборудование: учебник биологии «Человек» для 9 класса /программа  Пасечника/, тестовые задания, скелет человека, череп, муляжи верхней  и  нижней конечностей, презентация, слайды, мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.                                                                                                                   Приветствие. Рапорт дежурного о готовности к уроку.
  2. Повторение пройденного.                                                       Фронтальный опрос.                                                                                                           На прошлом уроке мы начали знакомиться с опорно-двигательной системой человека.                                                                                                                  - Из каких частей состоит опорно-двигательная система?                             - Какое значение имеет опорно-двигательная система?                                      

- Какой тканью образован скелет?                                                                      - На какие две большие группы подразделяются все кости?                      - Приведите примеры.

3. Актуализация базовых знаний                                                                    Учитель: Как вы думаете, чем люди дорожат больше всего? /Говорят, что люди дорожат тремя вещами: богатством, славой, властью…/. Да, многие  стремятся к этому, но, заимев богатство, как ни странно, они не становятся счастливыми. Известными людьми становятся герои, путешественники, ученые, артисты. Но для этого, прежде всего, нужны ум, воля, трудолюбие и упорный труд.                                                                       Как вы относитесь к пословице «Здоровый нищий – счастливее больного короля». Ваше мнение?

Вывод: Нам интересны люди, увлекающиеся, хорошие мастера своего дела. Чтобы такими людьми стать, надо много знать и многое уметь.       Что же еще нужно для счастья? /ответы детей/                                                                 4. Выход на новую тему.                                                                                                                            Приходилось ли вам болеть? Чем больной человек отличается от здорового?  Все мы с вами хорошо знаем. Здороваясь, люди желают, друг другу здоровья . Здоровье – необходимое условие для полного счастья человека, его главное богатство.                                                                                     5. Этап изучения нового материала.                                                                                 Учитель: Посмотрите на своих товарищей. Из каких частей состоит тело  человека? /голова, туловище, руки, ноги./                                                       Опыт № 1.                                                                                                               Задание: ощупайте части своего тела: голову, грудь, ноги  колени, руки и локти, спину. Что вы прощупываете? Во всех ли частях есть кости?                                                                                                            Что вы прощупываете? Одинаковы ли они по размеру и форме?                                                                                                            

                 Демонстрация презентации.

                                                                                                                                                                                                                                           На прошлом уроке мы с вами выяснили, что опорно-двигательная   система – это кости скелета и мышцы.

Слайд №1  

Опорно – двигательная система.                                                                                                                                                                                       Опорно-двигательную систему человека составляют кости, хрящи, суставы, связки и мышцы.                                                                                   Итак, тема сегодняшнего нашего урока «Скелет человека».                                                                                                

Термин «скелет» произошел от греческого слова «скелетос», что означает высушенный, так как в Древней Греции он применялся к мумиям. У новорожденного скелет частично состоит из хрящевой ткани. Окостенение скелета заканчивается к 25 годам, поэтому сейчас, пока еще не поздно, следить за своей осанкой, правильной посадкой за партой. Не забывать контролировать походку, заниматься спортом, в меру своих возможностей, плаванием. В теле взрослого человека более 200 костей. У человека, массой 70кг средняя масса скелета 8–9кг.

Слайд № 2

Скелет человека.

      Скелет – это совокупность всех костей человека.

     Скелет человека состоит из:

1.Скелета  головы  /черепа /                                                                                   2.Скелета туловища  / позвоночника и грудной клетки /                                                                            3.Скелета пояса верхних и нижних конечностей и скелета свободных конечностей.                                                                                 Основой скелета туловища является позвоночник.                                    

Опыт № 2.                                                                                                                         Задание: Встаньте, согните и разогните руки, ноги; наклонитесь вперед, назад, вправо, влево.                                                                             Что можно сказать о подвижности тела и его костей? /ответы детей/ Вывод: отдельные кости скелета соединены между собой подвижно, поэтому человек может выполнять различные движения всеми частями тела, мы можем свободно и устойчиво стоять сидеть,

висеть на руках и ногах, прыгать и бегать.  

Слайд №3

Виды соединения костей.                                                                                                                             Учащиеся рассматривают слайд и выясняют, какие соединения костей существуют.                                                                                                   Соединение костей:                                                                                                                  Неподвижное  /шов/ - кости черепа и кости таза связаны между собой неподвижно.                                                                                                               Полуподвижное - кости позвоночника соединяются между собой полуподвижно.

Слайд №4  

Строение  сустава.                                                                                                         Подвижное соединение костей называется суставом.                 Строение сустава – две кости, суставная ямка, суставная головка.  Они  покрыты хрящом и связаны между собой связками. Сверху сустав покрыт суставной сумкой, которая заполнена суставной жидкостью.                                                                                                                                  - Как вы думаете, зачем нужна суставная жидкость?

/ответы детей/                                

Слайд № 5

Строение скелета головы или черепа.

Череп состоит из 29 костей и образует единое целое, в котором все кости, за  исключением нижней челюсти прочно соединены между собой швами. Несмотря на общее сходство, строение черепа у разных людей имеет свои индивидуальные особенности.                                                                                                       Скелет головы состоит из двух отделов: мозгового и лицевого.

Слайд №6  

Мозговой отдел черепа.                                                                                                                                    У человека в отличие от обезьяны мозговой отдел черепа развит сильнее,  чем  лицевой, он состоит из 6 костей: лобной, двух теменных, двух височных и одной затылочной.

Лицевой отдел состоит из15 костей, которые неподвижно срастаются друг с другом, одна подвижная кость – нижняя челюсть.

- Как вы думаете, какую роль играет череп? /ответы детей: защищает мозг/

Слайд №  7

Скелет туловища. Скелет туловища образован позвоночником и грудной клеткой.

Позвоночник состоит из 33 – 34 позвонков, которые между собой соединяются полуподвижно. Скелет туловища состоит из нескольких отделов: шейный отдел, который включает 7 позвонков.                                         Задание: Нагните голову и нащупайте на позвоночнике выступающую кость – это 7 шейный позвонок.

Грудной отдел включает  12-13 грудных позвонков.

Поясничные позвонки – их 5. Крестец-это 5 сросшихся позвонков и копчик.

Между позвонков находятся межпозвоночные хрящи. Оказывается, человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. К старости длина позвоночника уменьшается на 5 – 7см.

- Догадались, почему?/стираются хрящи/

Слайд № 8

Строение грудной клетки.

Грудная клетка состоит из 12 – 13 ребер, которые неподвижно срастаются с грудиной и полуподвижно с позвоночником.                                                                   Как вы думаете, какую роль играет грудная клетка? /защищает от ударов сердце, легкие/

Слайд № 9 и слайд №10

Физкульминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись,

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, не уставать.

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем!

Вправо -  влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

Слайд № 11

Строение  скелета верхних конечностей /рук/.

Пояс верхних конечностей играет большую роль в прикреплении руки к  скелету туловища. Он образован двумя ключицами и двумя лопатками.

Свободная верхняя конечность образована:

а) костью плеча

б) двумя костями предплечья – локтевой и лучевой и                                                   в) костями кисти

Слайд № 12

Строение скелета пояса нижних конечностей /ног/ и свободной нижней  конечности.

Пояс нижних конечностей играет большую роль в прикреплении ноги к скелету  туловища. Он образован двумя парами тазовых костей, которые неподвижно срастаются  с крестцом позвоночника и между собой.

Свободная нижняя конечность образована:                                                                                  а) бедренной костью

б) двумя костями голени – малой и большой берцовой

в) костями стопы        

6. Этап закрепления изученного материала                                                                                        1. Мини-блиц в форме ответов-вопросов.                                                                                      - Назовите основные части скелета.                                                                           - Каково значение скелета?                                                                                                                                      - В каких частях скелета расположены самые длинные кости?                              

-Что является основой скелета?

2.Моделирование схемы «Значение скелета»                                                         Скелет                                                                                                                                                     - служит опорой тела человека                                                                                      - придает нашему телу определенную форму, горизонтальное положение                      - защищает внутренние органы от повреждений  /грудная клетка – сердце и легкие; кости черепа – головной мозг/

7. Этап контроля.                                                                                                                                                       Тестовые задания.                                                                                                                                                1. Выберите верное определение понятия «скелет»                                                                             а) важный орган  человека                                                                                                               б) наружный покров тела человека                                                                                         в) опора тела человека                                                                                                                                      2. Какие функции выполняет скелет?                                                                     а) защищает от перегрева                                                                                                          б) защищает органы от повреждений                                                                                                                                                                                                                         в) поддерживает мягкие части тела                                                                                         3. Из чего состоит скелет человека?                                                                                            

а) скелет состоит из мышц                                                                                                                               б) скелет состоит из сосудов                                                                                                в)  скелет состоит из костей                                                                                                8. Домашнее задание: а) прочитать параграф , ответы на вопросы                                                                                                             б) подготовить сообщение о том, как предупредить искривление позвоночника.                                                                                

Самоанализ урока

по теме «Скелет человека» в 9 классе

 Ведущая цель урока: формирование представлений о скелете человека, его строении, демонстрация значения скелета для человека.                                                  Данный урок построен на проблемной основе с использованием элементов моделирования учебного материала, через создание проблемных ситуаций, постановку проблемных вопросов с помощью различных упражнений  познавательного характера.                                                                                                    Урок носит практический характер. Новый материал дети изучают в результате наблюдений и опытов, с помощью которых познают собственный организм.                                                                                                                                                               Урок построен с использованием оптимального сочетания как современных приемов /мотивационное начало урока/, так и традиционных /итоговое повторение, домашнее задание/.



Предварительный просмотр:

Тема урока:   Скелет человека.

Тип  урока: нестандартный, с элементами моделирования, построен на проблемной основе.

Цели урока:

Образовательная: Познакомить учащихся со строением скелета человека,   выделить его значение в приспособлении организма  к окружающей среде, обобщить и закрепить знания о строении и значении опорно – двигательной системы, об особенностях строения костей.

Воспитательная: прививать любовь и заботу о собственном здоровье, обратить внимание на правильную посадку за партой, в целях формирования правильной осанки.

Коррекционная: развивать способность сравнивать и анализировать и использовать ранее полученные знания и умения для усвоения новых и их обобщения. Учить концентрировать внимание. Коррекция устной речи, внимания, памяти.

Оборудование: учебник биологии «Человек» для 9 класса /программа  Пасечника/, тестовые задания, скелет человека, череп, муляжи верхней  и  нижней конечностей, презентация, слайды, мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.                                                                                                                   Приветствие. Рапорт дежурного о готовности к уроку.
  2. Повторение пройденного.                                                       Фронтальный опрос.                                                                                                           На прошлом уроке мы начали знакомиться с опорно-двигательной системой человека.                                                                                                                  - Из каких частей состоит опорно-двигательная система?                             - Какое значение имеет опорно-двигательная система?                                      

- Какой тканью образован скелет?                                                                      - На какие две большие группы подразделяются все кости?                      - Приведите примеры.

3. Актуализация базовых знаний                                                                    Учитель: Как вы думаете, чем люди дорожат больше всего? /Говорят, что люди дорожат тремя вещами: богатством, славой, властью…/. Да, многие  стремятся к этому, но, заимев богатство, как ни странно, они не становятся счастливыми. Известными людьми становятся герои, путешественники, ученые, артисты. Но для этого, прежде всего, нужны ум, воля, трудолюбие и упорный труд.                                                                       Как вы относитесь к пословице «Здоровый нищий – счастливее больного короля». Ваше мнение?

Вывод: Нам интересны люди, увлекающиеся, хорошие мастера своего дела. Чтобы такими людьми стать, надо много знать и многое уметь.       Что же еще нужно для счастья? /ответы детей/                                                                 4. Выход на новую тему.                                                                                                                            Приходилось ли вам болеть? Чем больной человек отличается от здорового?  Все мы с вами хорошо знаем. Здороваясь, люди желают, друг другу здоровья . Здоровье – необходимое условие для полного счастья человека, его главное богатство.                                                                                     5. Этап изучения нового материала.                                                                                 Учитель: Посмотрите на своих товарищей. Из каких частей состоит тело  человека? /голова, туловище, руки, ноги./                                                       Опыт № 1.                                                                                                               Задание: ощупайте части своего тела: голову, грудь, ноги  колени, руки и локти, спину. Что вы прощупываете? Во всех ли частях есть кости?                                                                                                            Что вы прощупываете? Одинаковы ли они по размеру и форме?                                                                                                            

                 Демонстрация презентации.

                                                                                                                                                                                                                                           На прошлом уроке мы с вами выяснили, что опорно-двигательная   система – это кости скелета и мышцы.

Слайд №1  

Опорно – двигательная система.                                                                                                                                                                                       Опорно-двигательную систему человека составляют кости, хрящи, суставы, связки и мышцы.                                                                                   Итак, тема сегодняшнего нашего урока «Скелет человека».                                                                                                

Термин «скелет» произошел от греческого слова «скелетос», что означает высушенный, так как в Древней Греции он применялся к мумиям. У новорожденного скелет частично состоит из хрящевой ткани. Окостенение скелета заканчивается к 25 годам, поэтому сейчас, пока еще не поздно, следить за своей осанкой, правильной посадкой за партой. Не забывать контролировать походку, заниматься спортом, в меру своих возможностей, плаванием. В теле взрослого человека более 200 костей. У человека, массой 70кг средняя масса скелета 8–9кг.

Слайд № 2

Скелет человека.

      Скелет – это совокупность всех костей человека.

     Скелет человека состоит из:

1.Скелета  головы  /черепа /                                                                                   2.Скелета туловища  / позвоночника и грудной клетки /                                                                            3.Скелета пояса верхних и нижних конечностей и скелета свободных конечностей.                                                                                 Основой скелета туловища является позвоночник.                                    

Опыт № 2.                                                                                                                         Задание: Встаньте, согните и разогните руки, ноги; наклонитесь вперед, назад, вправо, влево.                                                                             Что можно сказать о подвижности тела и его костей? /ответы детей/ Вывод: отдельные кости скелета соединены между собой подвижно, поэтому человек может выполнять различные движения всеми частями тела, мы можем свободно и устойчиво стоять сидеть,

висеть на руках и ногах, прыгать и бегать.  

Слайд №3

Виды соединения костей.                                                                                                                             Учащиеся рассматривают слайд и выясняют, какие соединения костей существуют.                                                                                                   Соединение костей:                                                                                                                  Неподвижное  /шов/ - кости черепа и кости таза связаны между собой неподвижно.                                                                                                               Полуподвижное - кости позвоночника соединяются между собой полуподвижно.

Слайд №4  

Строение  сустава.                                                                                                         Подвижное соединение костей называется суставом.                 Строение сустава – две кости, суставная ямка, суставная головка.  Они  покрыты хрящом и связаны между собой связками. Сверху сустав покрыт суставной сумкой, которая заполнена суставной жидкостью.                                                                                                                                  - Как вы думаете, зачем нужна суставная жидкость?

/ответы детей/                                

Слайд № 5

Строение скелета головы или черепа.

Череп состоит из 29 костей и образует единое целое, в котором все кости, за  исключением нижней челюсти прочно соединены между собой швами. Несмотря на общее сходство, строение черепа у разных людей имеет свои индивидуальные особенности.                                                                                                       Скелет головы состоит из двух отделов: мозгового и лицевого.

Слайд №6  

Мозговой отдел черепа.                                                                                                                                    У человека в отличие от обезьяны мозговой отдел черепа развит сильнее,  чем  лицевой, он состоит из 6 костей: лобной, двух теменных, двух височных и одной затылочной.

Лицевой отдел состоит из15 костей, которые неподвижно срастаются друг с другом, одна подвижная кость – нижняя челюсть.

- Как вы думаете, какую роль играет череп? /ответы детей: защищает мозг/

Слайд №  7

Скелет туловища. Скелет туловища образован позвоночником и грудной клеткой.

Позвоночник состоит из 33 – 34 позвонков, которые между собой соединяются полуподвижно. Скелет туловища состоит из нескольких отделов: шейный отдел, который включает 7 позвонков.                                         Задание: Нагните голову и нащупайте на позвоночнике выступающую кость – это 7 шейный позвонок.

Грудной отдел включает  12-13 грудных позвонков.

Поясничные позвонки – их 5. Крестец-это 5 сросшихся позвонков и копчик.

Между позвонков находятся межпозвоночные хрящи. Оказывается, человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. К старости длина позвоночника уменьшается на 5 – 7см.

- Догадались, почему?/стираются хрящи/

Слайд № 8

Строение грудной клетки.

Грудная клетка состоит из 12 – 13 ребер, которые неподвижно срастаются с грудиной и полуподвижно с позвоночником.                                                                   Как вы думаете, какую роль играет грудная клетка? /защищает от ударов сердце, легкие/

Слайд № 9 и слайд №10

Физкульминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись,

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, не уставать.

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем!

Вправо -  влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

Слайд № 11

Строение  скелета верхних конечностей /рук/.

Пояс верхних конечностей играет большую роль в прикреплении руки к  скелету туловища. Он образован двумя ключицами и двумя лопатками.

Свободная верхняя конечность образована:

а) костью плеча

б) двумя костями предплечья – локтевой и лучевой и                                                   в) костями кисти

Слайд № 12

Строение скелета пояса нижних конечностей /ног/ и свободной нижней  конечности.

Пояс нижних конечностей играет большую роль в прикреплении ноги к скелету  туловища. Он образован двумя парами тазовых костей, которые неподвижно срастаются  с крестцом позвоночника и между собой.

Свободная нижняя конечность образована:                                                                                  а) бедренной костью

б) двумя костями голени – малой и большой берцовой

в) костями стопы        

6. Этап закрепления изученного материала                                                                                        1. Мини-блиц в форме ответов-вопросов.                                                                                      - Назовите основные части скелета.                                                                           - Каково значение скелета?                                                                                                                                      - В каких частях скелета расположены самые длинные кости?                              

-Что является основой скелета?

2.Моделирование схемы «Значение скелета»                                                         Скелет                                                                                                                                                     - служит опорой тела человека                                                                                      - придает нашему телу определенную форму, горизонтальное положение                      - защищает внутренние органы от повреждений  /грудная клетка – сердце и легкие; кости черепа – головной мозг/

7. Этап контроля.                                                                                                                                                       Тестовые задания.                                                                                                                                                1. Выберите верное определение понятия «скелет»                                                                             а) важный орган  человека                                                                                                               б) наружный покров тела человека                                                                                         в) опора тела человека                                                                                                                                      2. Какие функции выполняет скелет?                                                                     а) защищает от перегрева                                                                                                          б) защищает органы от повреждений                                                                                                                                                                                                                         в) поддерживает мягкие части тела                                                                                         3. Из чего состоит скелет человека?                                                                                            

а) скелет состоит из мышц                                                                                                                               б) скелет состоит из сосудов                                                                                                в)  скелет состоит из костей                                                                                                8. Домашнее задание: а) прочитать параграф , ответы на вопросы                                                                                                             б) подготовить сообщение о том, как предупредить искривление позвоночника.                                                                                

Самоанализ урока

по теме «Скелет человека» в 9 классе

 Ведущая цель урока: формирование представлений о скелете человека, его строении, демонстрация значения скелета для человека.                                                  Данный урок построен на проблемной основе с использованием элементов моделирования учебного материала, через создание проблемных ситуаций, постановку проблемных вопросов с помощью различных упражнений  познавательного характера.                                                                                                    Урок носит практический характер. Новый материал дети изучают в результате наблюдений и опытов, с помощью которых познают собственный организм.                                                                                                                                                               Урок построен с использованием оптимального сочетания как современных приемов /мотивационное начало урока/, так и традиционных /итоговое повторение, домашнее задание/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс.

Данная  презентация к уроку  литературы по теме  "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс, профильный уровень....

Презентация к уроку обществознания "Человек в мире экономических отношений"

Презентация к уроку обществознания в 8 классе по учебнику Боголюбова к параграфу 19 "Человек в мире экономических отношений" сопровождает и дополняет обяснение учителя. Позволяет облегчить усвоение сл...

Тест к уроку обществознания "Человек и общество"

Тест к уроку обществознания в 8 классе по учебнику Боголюбова "Введение в обществознание" параграф 17. Цель - проверить усвоение обучающимися понятий: сферы жизни общества, виды социальных норм, типол...

Интегрированный урок: "Права человека. Международные правовые акты о правах человека"

"Права человека. Международные правовые акты о правах человека" Интегрированный урок в 9 классе. Урок английского языка и права...

урок литературы "Человек на войне" по рассказу М,Шолохова "Судьба человека"

Конспект урока литературы "Человек на войне" по рассказу М.Шолохова "Судьба человека".  В конспекте используются исторические справки. Сопровожден презентациями....

ТЕМА УРОКА: «Права человека и будущее России.» (урок в форме пресс-конференции)

ТЕМА УРОКА: «Права человека и будущее России.»                  (урок в форме пресс-конференции)...

Разработка урока обществознания в 10 классе. Тема урока: Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

Тема урока: Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.Цель :способствовать формированию адекватного представления о человеке, обосновывающее преобладание ду...