План по подготовке к ВПР по биологии 5-8 классов на 2023-2024 учебный год.
рабочая программа по биологии (5 класс)
Подготовка и реализация качественной подготовки обучающихся образовательного учреждения к Всероссийским проверочным работам и повышение качества образования по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_podgotovki_k_vpr_po_biologii_5-8_klassov_na_2023-2024_uchebnyy_god.docx | 37.71 КБ |
Предварительный просмотр:
План подготовки обучающихся 5-8 классов к проведению
Всероссийских проверочных работ по учебному предмету «Биология»
на 2023-2024 учебный год
Цель: подготовка и реализация качественной подготовки обучающихся образовательного учреждения к Всероссийским проверочным работам и повышение качества образования по предмету.
Задачи:
Обучающая:
Совершенствование знаний и умений, их обобщение и систематизация, школьники учатся выделять главное, основное в изучаемом материале. Проверяемые знания и умения становятся более ясными и точными.
Развивающая:
Стимулирование познавательной активности учащихся, развитие их речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления.
Воспитывающая:
Воспитание ответственного отношения к учению, дисциплины, настойчивости, привычки к регулярному труду, потребности в самоконтроле.
Актуальность работы по подготовке к ВПР
ВПР – это форма внутришкольного мониторинга качества образования по единым для всей России правилам проведения.
Перечень метапредметных УУД, проверяемых в ВПР
Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; преобразование информации из одной формы в другую; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
ВПР направлены на проверку сформированности у учащихся:
– специфических биологических умений по работе с биологическими объектами в целях полноценного их изучения;
– овладение видами деятельности по получению нового биологического знания, преобразованию и применению знания в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
– уровня сформированности естественно-научного типа мышления, научных представлений, владения научной биологической терминологией, ключевыми биологическими понятиями, методами и приемами.
Что дают ВПР:
Психологическая подготовка учащихся к ГИА. Определение уровня знаний, полученных в течение учебного года Стимул систематических занятий по предмету. Своевременное определение и дополнительная подготовка к ГИА по предмету.
Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях подразделяю на этапы:
- выявление ошибок;
- фиксирование ошибок;
- анализ допущенных ошибок;
- планирование работы по устранению пробелов;
- устранение пробелов ЗУН;
- меры профилактики.
Группы заданий ВПР по биологии:
Блок заданий 1 – задания направлены на выявление уровня овладения умениями выделять существенные признаки биологических объектов. Первая часть задания проверяет умение обучающихся различать на рисунке основные части (органы, системы органов) биологического объекта. Вторая часть задания требует соотнести изображённый объект с выполняемой функцией. Третья часть задания проверяет умение проводить классификацию по выделенным признакам.
Блок заданий 2 – задания направлены на проверку понимания обучающимися основных процессов жизнедеятельности.
Блок заданий 3 – задания требуют от обучающегося проявить умение использовать методы описания биологических объектов по определённому плану.
Блок заданий 4 – задания направлены на проверку освоения элементарных представлений о практической значимости биологических объектов для человека.
Блок заданий 5- задания направлены на выявление уровня овладения умением различать биологические объекты и их части.
Блок заданий 6 – задания позволяют выявить умение использовать биологические термины в заданном контексте. Оно предполагает заполнение пропусков в тексте биологического содержания словами из предложенного перечня.
Блок заданий 7 - задания предполагают работу с табличным материалом.
Первая часть задания проверяет умение обучающихся анализировать статистические данные.
Вторая часть задания проверяет знание биологических объектов, о которых идёт речь в таблице.
Третья часть задания выявляет понимание обучающимися сферы практического использования в деятельности человека биологических объектов, о которых идёт речь в таблице.
Блок заданий 8 – задания направлены на выявление умений обучающихся работать с текстом биологического содержания.
Первая часть задания требует выделить в содержании текста признаки в соответствии с поставленной задачей.
Вторая часть задания предполагает письменное описание биологического объекта по приведённому плану.
Планирование работы по подготовке к ВПР по биологии, 5 класс
№ п/п | Тема | Характеристика задания | Сроки проведения |
1 | Определение объектов живой природы и их сравнение. Задание 1 Выявление у объекта отсутствующего признака Задание 1. | Упражнение направлено на тренировку умения определять на рисунке объекты живой природы, классифицировать их и выбирать критерии для классификации. Упражнение направлено на тренировку умения выделять существенные признаки биологических объектов, находить у объекта отсутствующий признак. | сентябрь |
2 | Процессы жизнедеятельности растений. Задание 2. | Упражнение направлено на тренировку умения определять процесс по описанию биологического явления и устанавливать его роль в жизни растения. | сентябрь |
3 | Выбор оборудования для исследования. Задание 3. Устройство микроскопа. Задание 4. | Упражнение направлено на тренировку знаний об отраслях биологии и методах исследования живой природы. Упражнение направлено на тренировку знаний об устройстве микроскопа и умения им пользоваться. | октябрь |
4 | Систематика растений. Задание 5. | Упражнение направлено на тренировку умения систематизировать цветковые растения. | октябрь |
5 | Анализ графика, отражающего биологическую ситуацию. Задание 6. | Упражнение направлено на тренировку умения работать с информацией, представленной в графической форме. Вторая часть задания направлена на формирование умения делать выводы на основании проведенного анализа. | октябрь |
6 | Анализ текста. Описание вида. Задание 7. | Упражнение направлено на тренировку умения анализировать текст биологического содержания на предмет выявления в нем необходимой информации. Вторая часть задания формирует умение делать сравнительное описание двух объектов. | ноябрь |
7 | Описание природной зоны. Задание 8. | Упражнение направлено на тренировку умения находить недостающую информацию для описания важнейших природных зон. | ноябрь |
8 | Условный знак. Задание 9. | Упражнение направлено на тренировку понимания схематического изображения правил природопользования. | декабрь |
9 | Профессии, связанные с биологией. Задание 10. | Упражнение направлено на тренировку умения анализировать профессии, связанные с применением биологических знаний. | декабрь |
10 | Тренировочная работа № 1. https://bio5-vpr.sdamgia.ru/ | январь | |
11 | Тренировочная работа № 2. https://bio5-vpr.sdamgia.ru/ | февраль | |
12 | Пробная ВПР. В основе заданий – задания Биология. Подготовка к ВПР. 5 класс | февраль | |
13 | Анализ текста. Описание вида. Задание 7. | Упражнение направлено на тренировку умения анализировать текст биологического содержания на предмет выявления в нем необходимой информации. Вторая часть задания формирует умение делать сравнительное описание двух объектов. | март |
14 | Описание природной зоны. Задание 8. | Упражнение направлено на тренировку умения находить недостающую информацию для описания важнейших природных зон. | март |
15 | Условный знак. Задание 9. | Упражнение направлено на тренировку понимания схематического изображения правил природопользования. | апрель |
16 | Профессии, связанные с биологией. Задание 10. | Упражнение направлено на тренировку умения анализировать профессии, связанные с применением биологических знаний. | апрель |
17 | Тренировочная работа № 1. https://bio5-vpr.sdamgia.ru/ | апрель | |
18 | Тренировочная работа № 2. https://bio5-vpr.sdamgia.ru/ | май | |
19 | Пробная ВПР. В основе заданий – задания Биология. Подготовка к ВПР. 5 класс https://bio5-vpr.sdamgia.ru/ | май |
Планирование работы по подготовке к ВПР по биологии, 6 класс
№ п/п | Тема | Характеристика задания | Дата проведения |
1 | Биологический процесс. Задание 1. | Упражнение направлено на тренировку умения определять по схеме биологический процесс, выделять его существенные признаки т устанавливать механизм протекания, а также определять область биологии, в которой изучается данный процесс. | сентябрь |
2 | Растительные ткани. Задание 2 | Упражнение направлено на тренировку знания важнейших структур растительного организма и жизненных процессов, протекающих в них. | октябрь |
3 | Микроскопические объекты. Задание 3. | Упражнение направлено на тренировку умения узнавать микроскопические объекты, определять их значение и вид растительной ткани, к которой этот объект относится. | октябрь |
4 | Биологический текст. Задание 4. | Упражнение направлено на тренировку умения читать и понимать текст биологического содержания. | ноябрь |
5 | Органы цветкового растения. Задание 5. Органы и ткани цветкового растения. Задание 6. | Упражнение направлено на тренировку умения работать с изображением отдельных органов цветкового растения, называть части изображенного органа и указывать их функции. Упражнение направлено на тренировку знаний о строении и функциях отдельных тканей и органов цветкового растения. | декабрь |
6 | Работа с информацией в виде таблицы. Задание 7. | Упражнение направлено на тренировку умения использовать информацию, представленную в табличной форме, и делать выводы на основе ее сравнения. | декабрь |
7 | Эксперимент. Задание 8. | Упражнение направлено на тренировку умения проводить анализ виртуального эксперимента, формулировать гипотезу, ставить цель, описывать результаты, делать выводы на основании полученных результатов. | январь |
8 | Строение побега. Задание 9. | Упражнение направлено на тренировку умения проводить описание биологического объекта по имеющимся схемам на примере описания побега. | февраль |
10 | Уход за комнатными растениями. Задание 10. | Упражнение направлено на тренировку умения применять и преобразовывать символы и знаки в слова для решения познавательных задач на примере сравнения условий содержания комнатных растений. | март |
11 | Тренировочная работа № 1. https://bio6-vpr.sdamgia.ru/ | март | |
12 | Тренировочная работа № 2. https://bio6-vpr.sdamgia.ru/ | апрель | |
13 | Пробная ВПР. В основе заданий – задания Биология. Подготовка к ВПР. 6 класс https://bio6-vpr.sdamgia.ru/ | апрель |
Планирование работы по подготовке к ВПР по биологии, 7 класс
№ п/п | Тема | Характеристика задания | Дата проведения |
1 | Объекты живой природы. Задание 1. | Упражнение направлено на тренировку узнавания по изображениям представителей основных систематических групп растений, выделения существенных признаков объектов. | сентябрь |
2 | Значение растений. Задание 2. | Упражнение направлено на тренировку умения определять значение растений в природе и жизни человека. | октябрь |
3 | Паспорт растений. Задание 3. | Упражнение направлено на тренировку умения проводить таксономическое описание цветковых растений. | октябрь |
4 | Анализ текста. Задание 4. | Упражнение направлено на тренировку умения работать с биологической информацией. | ноябрь |
5 | Дополни биологический текст. Задание 5. | Упражнение направлено на тренировку умения читать и понимать текст биологического содержания. | ноябрь |
6 | Представители отделов растений. Задание 6. | Упражнение направлено на тренировку знания типичных представителей царства Растений. | декабрь |
7 | Характеристика отделов растений. Задание 7. | Упражнение направлено на тренировку знания о характеристиках покрытосеменных и голосеменных растений. | декабрь |
8 | Последовательность процессов. Задание 8. | Упражнение направлено на тренировку умения выстраивать последовательность процессов, явлений, происходящих с организмами в их жизнедеятельности. | январь |
9 | Определи класс, к которому относится растение. Задание 9. | Упражнение направлено на тренировку умения применять биологические знаки и символы с целью определения систематического положения растения. | февраль |
10 | Признаки класса. Задание 10. | Упражнение направлено на тренировку умения обосновывать применение биологических знаков и символов при определении систематического положения растения. | февраль |
11 | Верные утверждения. Задание 11. | Упражнение направлено на тренировку умения оценивать биологическую информацию на предмет ее достоверности. | март |
12 | Классификация растений. Задание 12. | Упражнение направлено на тренировку умения классифицировать изображенные растения, грибы и бактерии по разным признакам. | март |
13 | Среда обитания и место растений в системе органического мира. Задание 13. | Упражнение направлено на тренировку умения проводить анализ изображенных растительных организмов, определять среду их обитания, находить местоположение в схеме развития растительного мира, а также определять систематическое положение одного из изображенных растений. | апрель |
14 | Тренировочная работа № 1. https://bio7-vpr.sdamgia.ru/ | апрель | |
15 | Тренировочная работа № 2. https://bio7-vpr.sdamgia.ru/ | апрель | |
16 | Пробная ВПР. В основе заданий – задания Биология. Подготовка к ВПР. 7 класс https://bio7-vpr.sdamgia.ru/ | май |
Планирование работы по подготовке к ВПР по биологии, 8 класс
№ п/п | Тема | Характеристика задания | Дата проведения |
1 | Отделы зоологии. Задание 1. | Упражнение направлено на тренировку знаний об отделах зоологии, объектами изучения которых являются разные группы животных. | сентябрь |
2 | Характеристика животного. Задание 2. | Упражнение направлено на тренировку умения делать морфологическое и систематическое описание животного по заданному алгоритму, определение его значения в природе и жизни человека. | октябрь |
3 | Анализ биологического текста. Задание 3. | Упражнение направлено на тренировку умения работать с биологической информацией. | октябрь |
4 | Типы развития животных. Задание 4. | Упражнение направлено на тренировку знаний общих свойств живого у представителей животных. В первой части определяется тип развития по названию организма, во второй части – по изображению конкретного организма. | ноябрь |
5 | Цикл развития паразитического червя. Задание 5. | Упражнение направлено на тренировку умения работать с рисунками, отображающими цикл развития паразитического червя, и умения оценивать влияние этого животного на человека. | ноябрь |
6 | Органы животных. Задание 6. | Упражнение направлено на тренировку знания особенностей строения и функционирования отдельных органов и систем органов у животных разных таксономических групп. | декабрь |
7 | Классы животных. Задание 7. | Упражнение направлено на тренировку умения установить по изображению принадлежность отдельного органа или системы органов животному определенной систематической группы. | декабрь |
8 | Характеристика классов животных. Задание 8. | Упражнение направлено на тренировку умения проводить сравнение биологических таксонов между собой и приводить примеры типичных представителей животных, относящихся к этим группам. | январь |
9 | Дополни биологический текст. Задание 9. | Упражнение направлено на тренировку умения читать и понимать текст биологического содержания. | февраль |
10 | Признаки групп животных. Задание 10. | Упражнение направлено на тренировку умения соотносить изображение объекта с его описанием и формулировать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | февраль |
11 | Верно или нет? Задание 11. | Упражнение направлено на тренировку умения оценивать биологическую информацию на предмет ее достоверности. | март |
12 | Работа с информацией в виде таблицы. Задание 12. | Упражнение направлено на тренировку умения использовать информацию представленную в табличной форме, и делать выводы на основе сравнения. | март |
13 | Внешнее строение животного. Задание 13. | Упражнение направлено на тренировку умения сравнивать биологические объекты с их моделями в целях составления описания объекта по заданному алгоритму и для решения практических задач по разведению животных. | апрель |
14 | Тренировочная работа № 1. https://bio8-vpr.sdamgia.ru/ | апрель | |
15 | Тренировочная работа № 2. https://bio8-vpr.sdamgia.ru/ | апрель | |
16 | Пробная ВПР. В основе заданий – задания Биология. Подготовка к ВПР. 8 класс https://bio8-vpr.sdamgia.ru/ | май |
Информационное обеспечение
Учебники для учащихся
- Пасечник В.В. Линия жизни. Биология 5-6 класс: учебник. – М.:
Просвещение, 2014 г.
- Пасечник В.В. Калинова Г.С. Линия жизни. Биология 7 класс: учебник. – М.: Просвещение, 2016г.
3. Пасечник В.В. Каменский А.А. Швецов Г.Г. Линия жизни. Биология 8 класс: учебник. – М.: Просвещение, 2021г.
4. Пасечник В.В.Швецов Г.Г. Гапонюк З.Г. Линия жизни. Биология 9 класс: учебник. – М.: Просвещение, 2019г.
5. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.
6. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование.
7. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России».
8. Экранно-звуковые средства: видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии.
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru
2. Сайт «Решу ВПР»: https://bio5-vpr.sdamgia.ru/, https://bio6-vpr.sdamgia.ru/, https://bio7-vpr.sdamgia.ru/, https://bio8-vpr.sdamgia.ru/
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru,
3.Видеоуроки по биологии сайта «Инфоурок» 5-11 кл.
Технические средства обучения (средства ИКТ)
- компьютер
- принтер
- сканер
- мультимедиа
- экран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по подготовке к ЕГЭ по биологии для 11 класса
Я предлагаю график подготовки к ЕГЭ по биологии в 11 классе....
Рабочая программа по биологии 5-6 классов на 2023-2024 учебный год по обновленным ФГОС ООО.
Рабочая программа по биологии 5-6 классов, разработана согласно новым требованиям ФОП и обновленным ФГОС ООО на 2023-2024 учебный год....
Рабочая программа дополнительного образования "Практическая биология" 5-6 класс на 2023-2024 учебный год. Направление - естественнонаучное
Направленность программы курса внеурочной деятельности «Практическая биология» - естественнонаучная, предназначена для дополнительного изучения биологии на базовом уровне с использов...
План воспитательной работы в 8 классе на 2023-2024 учебный год
Программа воспитательной работы с классным коллективом в коррекционной школе является рабочим документом, определяющим цели, задачи, содержание, направления, этапы организации и осуществления деятельн...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ учебных курсов «Родной (татарский) язык» и "Родная (татарская) литература" для обучающихся 5-9 классов на 2023-2024 учебный год
Программа по родному (татарскому) языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС СОО, ФОП СОО, Концепции преподавания государственных языков Республики Башкортостан и р...
Рабочая учебная программа по родному языку (чувашскому) в 10-11 классах на 2023-2024 учебный год
Рабочая учебная программапо родному языку (чувашскому) в 10-11 классахна 2023-2024 учебный год...
План работы с родителями учащихся 11 В класса на 2023-2024 учебный год
План работы с родителями учащихся 11 В класса на 2023-2024 учебный год...