Выступление на МПО учителей биологии г.о.Красногорск
статья по биологии
В статье обобщается опыт по развитию у обучающихся 5-х классов научно-естественные понятия на уроках биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vystupleniya_na_mpo_uchiteley_biologii_24.02.22.docx | 30.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МПО учителей биологии
Малюга Оксана Владимировна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №16 г.о. Красногорска, 24.02.22
Недостаточно владеть премудростью,
нужно также уметь пользоваться ею.
Цицерон.
Я работаю в школе учителем биологии 25 лет. За это время использую, и апробировала различные средства, приёмы, методы, технологии для развития естественнонаучной грамотности на уроках биологии в 5- 11 классах.
При составлении заданий я опираюсь на основные требования к уровню подготовки учащихся 5 класса, представленных в программе. При этом учитываю возрастные особенности пятиклассников. Психолого- педагогические особенности, как отдельного ученика, так и класса в целом.
Хочу поделиться опытом, как я развиваю понятия у обучающихся 5-х классов на своих уроках.
Под формированием знаний понимается учебно – познавательная деятельность, направленная на сознательное и прочное овладение понятиями, принципами, законами, теориями и другими формами знаний, способами выполнения действий и превращение их в личное достояние каждого ученика.
Формирование знаний осуществляется различными методами и приемами.
При этом я использую фронтальную, групповую и индивидуальную формы работы. При выборе формы учитываю психолого – педагогические особенности класса и каждого ученика, уровень познавательной активности, а также багаж знаний умений и навыков учащихся. Для учеников с низким уровнем познавательной активности использую задания типа: «Какие утверждения верны…» или «Определите верно, или ложно данное утверждение». Для учеников среднего и высокого уровня обученности, я даю задания: «Верно, ли составлена схема». Этот тип заданий требует от ребят умения анализировать, сравнивать, делать выводы. Особенно хорошие результаты дает групповое выполнение таких заданий, так как в группах одновременно работают ученики с разным уровнем познавательной активности и это дает возможность проявить себя каждому. Полезными с точки зрения развития общеучебных умений, формирования знания учебного материала, считаю задания, связанные с работой с текстом. Часто трудно даются задания, связанные с работой с текстом учебника, например: «Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них». Поэтому, вначале, я предлагаю выполнить это задание фронтально, через некоторое время начинаю давать аналогичные задания в группах, а затем индивидуально.
Используя этот же текст, можно предложить учащимся найти в нем основные понятия темы. Данный прием поможет в решении основных задач – формирование знаний и развитие естественнонаучной грамотности учащихся.
Задание
- Найдите в тексте учебника, какими признаками живых организмов обладает клетка.
- Почему клетку называют единицей строения всех организмов?
А на домашнее задание можно предложить ученикам найти дополнительный материал к данному тексту по теме в популярной литературе или энциклопедии.
На уроке, работая с текстом учебника, обучающимся я предлагаю, составить 3-5 вопросов по данному тексту, два из которых начните словами «Зачем» или « Почему», заполнив сначала таблицу.
Задание
Используя текст параграфа «Прокариотическая клетка, составьте таблицу, показывающую роль бактерий в природе и в жизни человека
Область применения | Отрицательная роль | Положительная роль |
Прокомментируйте выполнение данного задания. Составьте вопросы, которые начинаются словами: «Зачем», «Почему».
Можно попросить ученика прокомментировать выполнение этого или любого другого задания. Данный прием помогает формировать понимание изучаемого материала, формирует общеучебные умения, а значит и грамотность.
Для всех уровней способностей учеников интересны творческие задания, часто использую методы эвристического обучения, продуктом которого является: сочинённое стихотворение, необычный рисунок или ответ. Творческие упражнения по своему содержанию и методам или приемам выполнения приближаются к ситуациям, которые могут возникнуть в жизни каждого человека. Дидактическая цель творческих упражнений заключается в том, чтобы сформировать у учащихся умения успешно ориентироваться в жизни.
Метод придумывания
Сущность метода: создание нового, неизвестного ранее продукта, в результате определённых умственных действий. Используются такие приёмы, как замещение качеств одного объекта качествами другого; поиск свойств объекта в иной среде; изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, изменённого.
Задание
- Придумайте органоид клетки, который мог бы находиться в растительной и животной клетках. Расскажите, как изменился бы организм растений и животных.
- Напишите письмо от имени бактерии о том, что будет, если на Земле исчезнут бактерии брожения, гниения, азотофиксирующие бактерии; если бактерии утратят способность к спорообразованию.
Метод «Если бы»
Сущность метода: составляется описание или рисуется картина о том, что произойдёт, если в мире что-то изменится, если с объектом произойдут изменения. Подобный метод не только развивает способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, его фундаментальные физические основы.
Задание
- Если бы симбиоза не было у лишайника, как бы это растение существовало?
Метод смыслового видения
Метод видения заключается в нахождении или построении учеником связей между объектом и его символом. После выяснения характера отношений символа и его объекта (например, свет— символ добра, спираль—символ бесконечности, голубь — символ мира).
Задание
1.Нарисуйте символ хищничества, паразитизма, симбиоза. Обоснуйте ответ.
Важным моментом в обучении является развития внимания, для этого я использую вот такие задания:
1.Расположите понятия от более общих к частным (укажите цифрами).
А).Одноклеточные, инфузории, инфузория – туфелька, животные.
Б).Вольвокс, одноклеточные, жгутиковые, колониальные.
Согласно обучению по ФГОС развиваю у учеников умение: делать вывод (заключение) или оценивать уже сделанный вывод с учетом предложенной ситуации. Умение определяется как использование имеющихся знаний и навыков для выбора и осуществления приемов действия в соответствии с поставленной целью. Умение представляется, как способность выполнять сложное комплексное действие или готовность человека к выполнению сложных действий на основе усвоенных знаний, навыков и практического опыта. Таким образом, навыки являются составными компонентами умений. Умения в своей основе являются творческими действиями.
Умения и навыки я формирую на основе выполнения определенной системы упражнений. Считаю необходимым дать представление о последовательности упражнений и их соответствие целям и задачам обучения на различных этапах усвоения навыков и умений.
Задание
Какой вывод можно сделать из следующих фактов:
• Все живые организмы состоят из клеток;
• В состав всех живых организмов входят минеральные (вода, минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты) вещества.
В заключении хочу отметить то, что в настоящее время каждый учитель старается качественно подготовить своих учеников к государственной итоговой аттестации. Формирование естественнонаучных понятий является фундаментальным аспектом для достижения этой цели.
Наряду с формированием предметных знаний, умений и навыков, учитель должен научить ученика использовать свои знания в повседневной жизни, выделять в реальной жизни проблемы, которые можно решить с помощью научных методов. Научить школьников делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и для принятия соответствующих решений. Только обладая всеми перечисленными умениями, выпускник может стать успешным во взрослой жизни, сможет достичь поставленных целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете учителя биологии Тема «Сущность и содержание социализации учеников на уроках биологии»
Социализация - процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе....
Выступление на районном методическом семинаре учителей биологии на тему: « Система подготовки к сдаче ГИА по биологии».
Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий. Варианты заданий ГИА по биол...
РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ОБЩЕШКОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ВЫСТУПЛЕНИЕ АГИТБРИГАДЫ ПОСВЯЩЁННОЕ «ДНЮ СЕЛА ВОСТОЧНОЕ» (АВТОР- УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ (ВЫСШАЯ КАТЕГОРИЯ), ЗАСЛУЖЕНЫЙ УЧИТЕЛЬ РФ,ЧЕРНЯВСКАЯ ГАЛИНА ИВАНОВНА) ДЕНЬ СЕЛА.
Понятие «Моя малая Родина » и отношение ребёнка к этому понятию на сегодняшний день становится очень актуальным звеном между экологическим и патриотическим воспитанием . И ...
Выступление на РМО учителей биологии ЭОР на уроках биологии
Учиться с интересом в современной школе сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения, которые учитель имеет возможность использовать на своих у...
выступление на РМО учителей биологии " Методы и приемы формирования УУД на уроках биологии"
Приоритетным направлением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования второго поколения являются реализация развивающего потенциала и системно - деятельнос...
Выступление на методическом объединении учителей информатики г.о.Красногорск
https://kmc.edumsko.ru/attestation/assoc3/exp/doc/615428...
Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»
Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»...