Патриотическое воспитание в освоении ключевых компетенций и научно-практических знаний в учебной и исследовательско-проектной деятельности
материал по биологии
Воспитание чувства единения с народом своей страны, осознания принадлежности к Родине и обретение нравственных ориентиров – вот только некоторые из основных ее задач. Приоритетной задачей Российской Федерации является формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям 21 века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Патриотическое воспитание в освоении ключевых компетенций и научно-практических знаний в учебной и исследовательско-проектной деятельности»
из опыта работы
учителя биологии МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Железногорска Курской области
Полухиной Валентины Николаевны
Любая цель в воспитании и образовании – это немного мечта. Но если эту мечту облечь в правильные действия, то она становится реальностью.
Патриотическое воспитание сегодня – одна из важных и актуальных задач. В 2020 году правительством РФ была утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы». Воспитание чувства единения с народом своей страны, осознания принадлежности к Родине и обретение нравственных ориентиров – вот только некоторые из основных ее задач. Приоритетной задачей Российской Федерации является формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям 21 века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины.
Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание:
-Воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой Родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к своей семье, обществу, государству.
Урочная, исследовательская и проектная деятельность является одним из важных элементов этого комплекса, так как она создаёт реальные условия для формирования патриотического воспитания и духовно-нравственного развития.
Программы по биологии предусматривают введение в учебный процесс материала по патриотическому воспитанию практически на каждом уроке. В этом плане курс биологии предоставляет большие возможности, такие как:
1. Изучение биографии и открытий великих русских ученых, внесших большой вклад в развитие таких наук, как биология, генетика, селекция, экология и др
2. Раскрытие красоты и неповторимости природы родного края. Воспитание чувства сопричастности с родной природой.
3. Использование на уроках творчества поэтов, художников, воспевающих родную природу, растения, животных…
4. Знакомство с современными достижениями в различных областях отечественной медицины, генетики, сельского хозяйства, биотехнологий.
5. и многое другое….
Так, например, в 5 классе при изучении темы «Разнообразие растительного мира», рассказываю о том, что берёза является символом России, символом нашей Родины.
И привожу пример: когда великий русский композитор М.И. Глинка возвращался на родину, то, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой берёзке, как символу своей Родины.
При этом прочту детям строки из стихотворения О. Шестинского:
Без березы не мыслю России, –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы – вся Русь родилась
Потому, знать, берёзы весною
Человеческой жизнью живут:
То смеются зелёной листвою,
То серёжками слёзы прольют….
А затем предлагаю детям найти особенности этого удивительного растения, на которые обратили внимание поэты, вспомнить стихи других авторов о растениях - символах.
При изучении темы в 6 классе «Способы распространения семян» использую задачу из учебника 500 экологических задач авторы Т.А. Бабакова и др. «В старую Шлиссербургскую крепость на многие годы царским правительством был заточен известный ученый – астроном Н.А. Морозов. Крошечный дворик, напоминающий каменный мешок, куда изредка на прогулку выводили заключенных, был окружен каменными стенами. За короткие минуты прогулок с 1888 по 1896 год ученый собрал гербарий маленьких хилых растений тюремного двора. Всего в нём оказалось около 300 видов. Среди них были даже смородина и рябина. Задаю вопрос, на который должны ответить учащиеся: «Как могли попасть растения на тюремный двор»?. А затем разбираем другие способы распространения семян.
При изучении материала в 6 классе по теме «Мхи» я рассказываю ребятам следующую историю: Шёл 1919-й год. На севере нашей Страны наступали белогвардейцы. Раненых красноармейцев было много, но не было ни ваты, ни бинтов, ни йода. Однажды врач Новотельнов вышел за околицу села, здесь начиналось болото. Вдруг он заметил под снегом чистый мох сфагнум. Врач вспомнил, что в студенческие годы видел под микроскопом препарат листа с большими пустыми клетками.
Сухой мох кладут на скотных дворах, и он прекрасно впитывает навозную жижу. С таким же успехом он может впитывать кровь и гной. На следующее утро, несмотря на мороз, партия санитаров отправилась за сфагнумом. Разрывая снег, они выдергивали мёрзлые пласты мха и за три часа собрали 300 кг. Когда мох оттаял, его отжали и разложили но простынях на полу в хорошо протопленной перевязочной. Через сутки он высох и был использован вместо ваты. Задаю вопрос: А почему при накладывании мха не развивались гнойные инфекции. Дети догадываются о дезинфицирующих свойствах мха. Говорю о том, что мох заменил и йод: содержащееся в нём фенольное соединение сфагнол, подобное карболовой кислоте, обладает дезинфицирующими свойствами, и в ранах не развивается гнойная инфекция.
В теме «Дикорастущие, культурные и сорные растения» (6 класс) говорю с детьми о том, что в годы Великой Отечественной войны растения спасли миллионы жизней, помогли людям все выдержать, помогли выжить, приблизить День Победы. Сама природа протягивала веточки и листочки помощи нашему героическому народу. За годы войны благодаря патриотическому движению населения было собрано 5996 тонн растительного сырья. Всего в военные годы было введено в медицинскую практику около 50 лекарственных растений, большинство из которых относились к «забытым» научной медициной, но активно использовались в народной.
Заранее дети готовят индивидуальные мини-сообщения, вот некоторые из них:
- В качестве активных антисептиков, для лечения гнойных ран и язв, активно использовались препараты календулы, арчовое масло, бальзам из пихты, зверобойное масло.
- В 1941 г. впервые в госпиталях стали применять лимонник. Настойку лимонника использовали не только в качестве средства, помогающего быстро восстановить силы раненых, но и для повышения остроты зрения у летчиков, вылетающих в ночные полеты. И как было трогательно, когда через полгода ученица сообщила о том, что они с мамой вырастила дома лимонник…
- Способность мокрицы останавливать кровотечения и заживлять гнойные раны широко использовалась партизанами во время Великой Отечественной войны, тем более что это лекарство было под рукой в свежем виде в течение всего лета. Цветет она, по сути дела с мая по август. Другим немаловажным свойством мокрицы является ее способность размягчать и рассасывать опухоли.
- Учеными был создан жидкий экстракт из листьев крапивы двудомной, сослуживший добрую службу в госпиталях и больницах, он
использовался, как ранозаживляющее средство, а внутрь - для возбуждения аппетитами усиления пищеварения, а, следовательно, и улучшения обмена веществ, нейтрализуя влияние жирной пищи
При изучении темы «Болезнетворные бактерии» (6 класс, (9, 10 Класс) рассказываю о жизни ученых, которые занимались изучением бактерий, особенно болезнетворных. Ни сил, ни труда не жалели русские ученые для установления причин заболевания чумой и путей распространения инфекции. Среди них Д.С. Самойлович, Н.Ф. Гамалея, Д.К. Забалотный, И.В. Мамонтов. Заразившись чумой при работе в экспедиции в Манжурии, самый молодой врач И.В. Мамонтов написал матери: «Нет ничего лучше жизни, но из желания сохранить её я не мог бежать от опасности, которой подвержены все, и, стало быть, смерть моя будет лишь исполнением служебного долга. Надо верить, что люди добьются, хотя бы путем многих страданий, настоящего человеческого счастья на земле, такого прекрасного, что за представление о нем можно отдать всё, что есть лично, и даже, к сожалению, саму жизнь».
Изучая темы «Сообщества», «Охрана живых организмов», обязательно обращаю внимание на наш Дендрарий - знакомлю с его Вдохновителем и создателем — Николаем Антоновичем Поповым (годы жизни 1937 — 2016), краеведом, председателем Госкомэкологии Железногорска и Железногорского района, уполномоченным Курского областного экологического фонда по Железногорскому району. Говорю, что в память о Николае Антоновиче Попове в дендропарке был установлен памятный знак, который вы все видите при посещении.
Обязательно показываю детям авторскую книг. Подаренную мне Николаем Антоновичем, с его автографом.
Предварительно детям даю задание подготовить небольшую презентацию о Центрально-черноземном заповеднике имени Алехина. Считаю, что такие элементы уроков воспитывают любовь к малой Родине, с таких мелочей и начинается патриотическое воспитание. А не с того сколько фотографий мы отправляем в интернет-пространство неизвестно кому, и неизвестно куда…
А сколько много примеров можно использовать, изучая курс Анатомии и физиологии человека: Иван Павлов, Александр Уголев, Николай Пирогов, Иван Сеченов идр…
Рассматривая тему «Происхождение культурных растений», сообщаю ребятам, что работа по изучению центров происхождения культурных растений связана с проведением различных экспедиций и исследований. Первые такие экспедиции у нас в стране были проведены под руководством академика Н.И. Вавилова.
В дни блокады Ленинграда сотрудники ВИРа совершили подвиг: 14 ослабевших от голода человек не уходили со своего поста, охраняя от мороза, сырости, крыс тысячи семян зерновых культур. Печальный список умерших от голода ведет летопись ВИРа: Д.С. Иванов – хранитель риса, А.Г. Щукин – хранитель масличных культур, Л.М. Розина – хранитель овса... Хлеб из коллекционного зерна мог спасти много жизней. Сохранение коллекций в блокадном Ленинграде – это подвиг не только ученых ВИРа, но и всех, кто им в этом помогал. Люди еле передвигали ноги от голода, но семена сохранили. Они знали, что после войны стране будут нужны эти семена – хлеб будущего.
После войны Вавиловская коллекция обогатилась и выросла. На Кубани был создан Кубанский генетический банк семян. Вкуса блокадного хлеба нам, сытым людям, не удаётся почувствовать никогда. И не нужно этого! И счастье, что не дано! Но нам дано другое: в хлебе сегодняшнем и в хлебе завтрашнем, который поднимается на полях нашей Родины, ощутить милосердие тех людей, благодаря которым этот хлеб есть и будет.
И не только хлеб…. Это овощи, фрукты, яйца, молочные продукты, которые выращивают родители, бабушки и дедушки наших детей. Как дети любят рассказывать о своей семье, о своей даче, о своей ферме, о своих животных, о выращенных растениях и даже о болезнях своих близких. Им ведь не хватает этого общения! Им нужно поделиться информацией о своей семье, им необходимо восхищаться своими родными людьми.
Моя задача научить их правильно знакомить с дополнительной информацией, учитывая и тему, и акцентировать внимание на конкретных вопросах, уметь искать глубокий смысл, связанных именно с целью урока.
Использую в своей практике и задания по подбору пословиц, поговорок, примет от бабушек, дедушек, родителей. Ведь именно в них заключен глубокий смысл и мудрость нашего русского народа. Это хорошее подспорье при изучении таких тем, как «Плоды», «Классификация покрытосемянных растений», «Кровь и кровообращение», «Строение и работа сердца» и многие другие…
Очень часто использую в учебной деятельности тематические мини-проекты: «Тайны семени», «Плесневое чудо», «Будьте здоровы», «Визитная карточка моей семьи», «Наследственные заболевания в моей семье», «Будьте здоровы», Размножение растений семенным способом», Вегетативное размножение комнатных растений и т.д. в 5-7 классах настоятельно рекомендую опыты и исследования проводить с родителями, если таковые требуются для мини-проектов (показать мини проекты детей по выращиваю растений из семян, по вегетативному размножению, по выращиванию плесени и т.д.) А ведь патриотическое воспитание начинается именно с любви к семье, к малой Родине, и только потом перерастет в Большую Любовь к Родине….
Необходимо отметить, что эффективность проектно-исследовательской деятельности учащихся в старших классах, напрямую зависит от системы профессиональных компетентностей учителя. Поэтому новая методика предъявляет высокие требования к педагогу как организатору проектно-исследовательской деятельности учащихся, создавая необходимость его постоянного творческого роста и развития. Анализируя алгоритм исследовательской и проектной деятельности (выбор тем проекта, формирование групп, подготовка материалов к исследовательской работе, разработка проекта, оформление результатов, презентация, рефлексия) можно заметить, что он очень схож с путешествием на гору:
- во-первых: чтобы совершить такой путь, нужна сильная мотивация.
Мотивация считается одной из центральных при достижении результата.
- во-вторых: чтобы сформировать положительные взгляды, ценностные ориентации, социальные мотивы, потребности, интересы ребёнка, которые помогли бы ему в будущем, педагог должен, вместе с обучающимся, пройти путь Восхождения, а это тернистый путь;
- в-третьих: когда ты увидишь в воспитаннике результат своего труда, будешь уверен, что ты внес определённую лепту в самореализацию личности, сформировал умение строить своё собственное будущее, научил в практической деятельности использовать знания, умения, навыки, ты будешь испытывать искреннюю радость за него, и твоя душа наполнится мощным светом Теплоты и заиграет лучами красок.
Проектной деятельностью с учащимися занимаюсь давно, есть определённый опыт и определённый результат. Сегодня акцентирую внимание на роли проектной деятельности в формировании патриотических чувств, духовно-нравственном развитии и личностном становлении Ведь итогом такой деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько личностное развитие.
В проектах моих учащихся прослеживается воспитание чувства любви и уважения к своему дедушке, ветерану войны ( проект «Иммунологические свойства меда»);
Воспитание доброго отношения к своей школе, желание изменить к лучшему. ( проект «Визуальное восприятие. Влияние цвета на здоровье учащихся») ;
Изучение заболевания самого дорогого человека-мамы и исследования онкологических заболеваний в семье (проект «Онкологическое заболевание в моей семье. Влияние экологии на его развитие»);
Изучение родственных признаков, желание изменить, помочь близким людям (проекты: «Ложь. Признаки и последствия отношений в семье», «Наследование черт лица в моей семье», «Сахарный диабет в моей семье», «Тайна папилярных линий», «Что говорит о человеке почерк?» и др.
Особую ценность имеют совместные проекты учащихся и их родителей:
«Муравьи и жизнь в муравейнике» (совместный проект ученицы Слепушкиной с папой, где исследуется жизнь общественных насекомых и жизнь в семье в современном обществе);
Эффективность различных видов мыла» (совместный проект ученика 10 класса с мамой, исследование различного мыла, произведенного в России, изучение предпочтений жителей своего города по использованию различных видов мыла) и др.
С 2015 года мои ученики принимают активное участие в знаменитом конкурсе творческих и научно-исследовательских работ «Леонардо»
Среди них много финалистов регионального этапа: Ященкова Ирина, Новикова Ольга, Слепушкина Екатерина, Будникова Валерия.
Поляков Артем в 2022 году стал призером регионального этапа и занял 2 место во Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо».
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускник:
-любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
-осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
Я уверена, что становлению вышеперечисленных личностных характеристик будет способствовать лишь те уроки и та исследовательско-проектная деятельность, в которую вложили частицы своей души и учитель и ученики.
В старину, написав письмо, сворачивали лист пакетом, а затем обязательно запечатывали его, причём каждый по-своему: царь – красной бумагой, а затем всё скреплялось печатью: купцы и бояре – сургучной печатью; а простолюдины – чем попало, даже концом рукоятки ножа. В наше время нет ни царей, ни купцов, ни бояр, а учителя остались!
И каждый из нас уверен, что учитель не должен учить детей и воспитывать патриотические чувства чем попало и как попало!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы научно-практических конференций 2013-2014 учебного года
Районная научно-практическая конференция "Лабиринты науки" - 4 февраля 2014 года...
Тезисы научно-практических конференций 2013-2014 учебного года
Районная научно-практическая конференция "Лабиринты науки" - 4 февраля 2014 года...
ПРОГРАММА открытой научно-практической конференции отделения краевого учебно-методического объединения по естественнонаучным дисциплинам
Цель: создать условия для повышения качества работы отделения краевого учебно-методического объединения по естественнонаучным дисциплинам посредством диссеминации инновационного опыта работы руководит...
Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного
Всероссийской научно-практической конференциина тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельностив школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: ...
справка-анализ школьной научно-практической конференции 2021-2022 учебный год
Справка является частью анализа школы...
Справка-анализ школьной научно-практической конференции 2022-2023 учебный год
Справка является частью годового анализа средней школы, частью публичного доклада...