Выступление "Содержание и методика преподавания биологии в условиях обновленных ФГОС ООО"
статья по биологии
Содержание
1. Нормативно-правовое обеспечение перехода на обновленный ФГОС ООО.
2. Методические рекомендации по переходу на ФГОС 2021 года в общеобразовательных учреждениях в 2022-2023 учебном году
2.1. Основные изменения обновленного ФГОС 2021 года
2.2 Общие рекомендации по составлению рабочих программ, соответствующих требованиям обновленных ФГОС ООО.
3. Особенности преподавания биологии по обновленным ФГОС 2021
3.1. Планируемые результаты освоения ООП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_i_metodika_prepodovaniya_biologii_fgos_ooo.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новосалмановская средняя общеобразовательная школа»
Алькеевского района Республики Татарстан
Доклад на тему: Содержание и методика преподавания биологии в условиях обновленных ФГОС ООО
Подготовил: Учитель биологии Махмутов А.Ф. |
2022
Содержание и методика преподавания биологии в условиях обновленных ФГОС ООО
Содержание
- Нормативно-правовое обеспечение перехода на обновленный ФГОС ООО.
2. Методические рекомендации по переходу на ФГОС 2021 года в общеобразовательных учреждениях в 2022-2023 учебном году
2.1. Основные изменения обновленного ФГОС 2021 года
2.2 Общие рекомендации по составлению рабочих программ, соответствующих требованиям обновленных ФГОС ООО.
3. Особенности преподавания биологии по обновленным ФГОС 2021
3.1. Планируемые результаты освоения ООП
- Нормативно-правовое обеспечение перехода на обновленный ФГОС ООО.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования. одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 1/22 от 18.03.2022 г. https://fgosreestr.ru
- Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20 https://fgosreestr.ru/
- Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Биология» базовый уровень https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm
2. Методические рекомендации по переходу на ФГОС 2021 года в общеобразовательных учреждениях в 2022-2023 учебном году
2.1.Основные изменения обновленного ФГОС 2021 года С 1 сентября 2022 года на территории Российской Федерации в 1 и 5 классах начнут действовать обновленные ФГОС в каждой школе, и обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться по ФГОС 2021 года.
В 2023-2024 учебном году по новому ФГОС будут учится 1-7 классы
В2024-2025 учебном году 1-9 классы.
Основные изменения обновленных ФГОС ООО
связаны с детализацией требований к результатам и условиям реализации основных образовательных программ соответствующего уровня. Формулировки детализированных требований к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам учитывают стратегические задачи обновления содержания общего образования, конкретизированы по годам обучения и направлениям формирования функциональной грамотности обучающихся
-сформулированы максимально конкретные требования к результатам освоения обучающимися основного общего образования;
- уделяется особое внимание на обеспечение личностного развитие обучающихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание;
- отводится приоритет воспитательной работе;
- уточнены формулировки метапредметных результатов (внимание «мягким навыкам», функциональной грамотности, эмоциональному интеллекту);
- сформулирована необходимость разработки и реализации адаптированных программ для обучающихся с ОВЗ различных нозологических групп;
- описывает систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ
(улучшение материально-технического обеспечения);
- реализуется практико-ориентированный подход;
- по ряду предметов предусматривается базовый и углубленный уровень;
- сохраняется применение вариативных программ.
В обновленных ФГОС по всем образовательным предметам подробно раскрыты результаты освоения ООО – личностные, метапредметные, предметные
Обновленные ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине, также конкретизировано содержание.
В Обновленных ФГОС сохраняется требование осуществлять образовательную деятельность на основе системно-деятельностного подхода. Конкретно определяются требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. В обновленном
стандарте они представлены по группам. Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:
• гражданско-патриотическое;
• духовно-нравственное;
• эстетическое;
• физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
• трудовое;
• экологическое;
• ценность научного познания.
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
• овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
• овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
• овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.
В новых документах – каждое из УУД содержит критерии и сформированности, в то время как в ФГОС 2009 и 2010 годов личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. С подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет
проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания.
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей предлагается формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме.
2.2. Общие рекомендации по составлению рабочих программ, соответствующих требованиям обновленных ФГОС ООО
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования и разрабатываться на основе требований ФГОС к результатам освоения программы основного общего образования.
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны включать:
-содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
-планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
-тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания.
3.Особенности преподавания биологии по обновленным ФГОС 2021
3.1 Планируемые результаты освоения ООП. Предмет «Биология» является одним из обязательных в предметной области естественные науки в ООО. В Обновленном ФГОС 2021 осуществлена конкретизация учебного материала по курсу биологии, указаны метапредметные, предметные и личностные результаты обучения. Особый акцент сделан на формирование функциональной грамотности обучающихся. В рамках курса биологии в основной школе можно соотнести формируемые результаты освоения учебного предмета с видами функциональной грамотности.
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования | Вид функциональной грамотности |
- ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; -понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения. | Естественнонаучная грамотность |
-готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; -ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды. -готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры; | Глобальные компетенции |
Метапредметные результаты
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования | Вид функциональной грамотности |
-выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов; - выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; - делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; | Естественнонаучная грамотность |
- анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления; - самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; | Читательская грамотность |
- ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого; - признавать своё право на ошибку при решении биологических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого. | Глобальные компетенции |
Предметные результаты
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования | Вид функциональной грамотности |
- описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать важнейшие биологические процессы в организмах растений, животных и человека | Естественнонаучная грамотность |
- владеть навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки ее достоверности | Читательская грамотность |
- решать учебные задачи биологического содержания, в том числе выявлять причинно следственные связи, проводить расчеты, делать выводы на основании полученных результатов | Математическая грамотность |
- создавать и применять словесные и графические модели для объяснения строения живых систем, явлений и процессов живой природы | Естественнонаучная Читательская грамотность |
- планировать и проводить учебное исследование или проектную работу в области биологии; с учетом намеченной цели формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать адекватные методы для их решения, формулировать выводы; публично представлять полученные результаты | Естественнонаучная грамотность Читательская грамотность Глобальные компетенции Креативное мышление |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности методики преподавания биологии в условиях современной информационной среды.
Обобщение опыта работы. Особенности методики преподавания биологии в условиях современной информационной среды. где описываются методы обучения с использованием информационных компьютерных технологий....
Системно-деятельностный подход в преподавании биологии в условиях введения ФГОС
Системно - деятельностный подход в обучении позволяет вовлечь обучающегося в процесс активного учения. Главный принцип такого подхода состоит в практических действиях обучающихся с учебным материалом....
Методика преподавания обществознания в условиях внедрения ФГОС
В данной работе представлена подборка рабочих листов по обществознанию 5-6 классы к учебнику А.Кравченко. Задания в рабочих листах предполагают формирование предметных, метапредметных и личностных уме...
Системно-деятельный подход в преподавании биологии в условиях введения ФГОС
В докладе акцентируется внимание на технологии системно-деятельного подхода, способствующей саморазвитию, самосовершенствованию и формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих школ...
Доклад" Системно-деятельностный подход в преподавании биологии в условиях введения ФГОС"
Стстемно-деятельностный подход в преподавании биологии в условиях введения ФГОС...
Системно-деятельностный подход в преподавании биологии в условиях введения ФГОС
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов основного общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности,...
Особенности преподавания биологии в условиях внедрения ФГОС ООО
Особенности преподавания предмета «Биология».Реализация федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В 2015-2016 учебном году был осущ...