Особенности преподавания биологии в условиях внедрения ФГОС ООО
методическая разработка по биологии

Особенности преподавания предмета «Биология».

Реализация федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

   В 2015-2016 учебном году был осуществлен массовый переход общеобразовательных организаций на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Наряду с реализацией ФГОС начального общего образования и введением ФГОС основного образования продолжается и реализация программ федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) в тех классах, где учащиеся не обучаются по новому стандарту. Это 7-11 классы.

   В начальной школе, в соответствии с ФГОС НОО изучается предмет «окружающий мир» (обществознание и естествознание), который предусматривает:

·                    Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

·                    Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

·                    Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

·                    Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

·                    Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире.

   Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.

   Освоение учебного предмета «биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладевают научными методами решения различных теоретических и практических задач, умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

   Учебный предмет «биология» способствует формировании у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

   Современные требования к результатам освоения основной образовательной программы предмета «Биология» на второй ступени обучения (5-9 классы) не претерпели сильных изменений в сравнении с предшествующим ФК ГОС (2004 г.), но основу ФК ГОС составляют знания и умения, а ФГОС ООО – метапредметные результаты которые связаны с другими аспектами образовательного процесса. Следует положительно оценить появление в новом стандарте такой крупной категории как «понимание», которая является более высокой степенью в сравнении со «знанием». Следует обратить особое внимание на предметный результат по сформированности собственной позиции по отношению к биологической информации, полученный из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

   В соответствии с п.15 раздела 3 и п.18.3.1. ФГОС  ООО  предмет «Биология» входит в обязательную предметную область «Естественные науки». Определение срока и объема изучения предмета в сетке учебного плана основной образовательной программы основного общего образования осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно с учетом рекомендаций примерных программ по предмету «Биология», а также используемых учебно- методических комплексов, включенных в федеральный перечень.

   В соответствии с частью (пунктом) 4 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования реализации указанных образовательных программ выбирают:

1.      Учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

2.      Учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

   Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности, приобретенные до наступления в силу Приказа учебники из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год, утвержденных приказом Министерства образования науки Российской Федераций от 19 декабря 2012 г.№1067 (Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования). Таким образом, если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до наступления в силу Приказа.

   Наряду с учебниками в образовательной деятельности могут использоваться иные учебные издания, являющиеся учебными пособиями.

   В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к используемых при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (далее «Федеральный перечень учебников») рекомендуется образовательным организациям, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования учебники, исходящие в библиотечном фонде и приобретенные в соответствии с приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2012 г. №1067 использовать до их физического износа (до 5 лет).

   Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования включает в себя три части:

1.                 Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы.

2.                 Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.

3.                 Учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

   При реализации обязательной части основной образовательной программы по предмету «Биология» рекомендуется использовать учебники, включенные в «Федеральный перечень учебников» и представленные в Приложении 1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_prepodavaniya_biologii.docx45.79 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования МО «Еравнинский район»                                                                                 МБОУ «Ульдургинская средняя общеобразовательная школа им. Ц. Номтоева»

Тема: «Особенности преподавания биологии в условиях внедрения ФГОС ООО»

Подготовил: Цыренжапова С.Д.,

учитель биологии

Ⅰ квалификационная категория.

2019 г.

Особенности преподавания предмета «Биология».

Реализация федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

   В 2015-2016 учебном году был осуществлен массовый переход общеобразовательных организаций на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Наряду с реализацией ФГОС начального общего образования и введением ФГОС основного образования продолжается и реализация программ федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) в тех классах, где учащиеся не обучаются по новому стандарту. Это 7-11 классы.

   В начальной школе, в соответствии с ФГОС НОО изучается предмет «окружающий мир» (обществознание и естествознание), который предусматривает:

  • Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
  • Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире.

   Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.

   Освоение учебного предмета «биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладевают научными методами решения различных теоретических и практических задач, умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

   Учебный предмет «биология» способствует формировании у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

   Современные требования к результатам освоения основной образовательной программы предмета «Биология» на второй ступени обучения (5-9 классы) не претерпели сильных изменений в сравнении с предшествующим ФК ГОС (2004 г.), но основу ФК ГОС составляют знания и умения, а ФГОС ООО – метапредметные результаты которые связаны с другими аспектами образовательного процесса. Следует положительно оценить появление в новом стандарте такой крупной категории как «понимание», которая является более высокой степенью в сравнении со «знанием». Следует обратить особое внимание на предметный результат по сформированности собственной позиции по отношению к биологической информации, полученный из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

   В соответствии с п.15 раздела 3 и п.18.3.1. ФГОС  ООО  предмет «Биология» входит в обязательную предметную область «Естественные науки». Определение срока и объема изучения предмета в сетке учебного плана основной образовательной программы основного общего образования осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно с учетом рекомендаций примерных программ по предмету «Биология», а также используемых учебно- методических комплексов, включенных в федеральный перечень.

   В соответствии с частью (пунктом) 4 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования реализации указанных образовательных программ выбирают:

  1. Учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
  2. Учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

   Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности, приобретенные до наступления в силу Приказа учебники из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год, утвержденных приказом Министерства образования науки Российской Федераций от 19 декабря 2012 г.№1067 (Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования). Таким образом, если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до наступления в силу Приказа.

   Наряду с учебниками в образовательной деятельности могут использоваться иные учебные издания, являющиеся учебными пособиями.

   В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к используемых при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (далее «Федеральный перечень учебников») рекомендуется образовательным организациям, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования учебники, исходящие в библиотечном фонде и приобретенные в соответствии с приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2012 г. №1067 использовать до их физического износа (до 5 лет).

   Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования включает в себя три части:

  1. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы.
  2. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.
  3. Учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

   При реализации обязательной части основной образовательной программы по предмету «Биология» рекомендуется использовать учебники, включенные в «Федеральный перечень учебников» и представленные в Приложении 1.

Рекомендации по формированию программы по предмету.

   Данные рекомендации разработаны для классов, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2010 г.№1897) и федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089).

   В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» рабочие программы представлены как основной компонент образовательной программы образовательной организации.

   Рабочие программы дают представление о том, как в практической деятельности педагогов реализуется федеральный государственный образовательный стандарт при изучении конкретных предметов с учетом:

  • Особенностей образовательной политики общеобразовательной организации;
  • Статуса общеобразовательной организации;
  • Образовательных потребностей и запросов обучающихся;
  • Особенности контингента обучающихся;
  • Авторского замысла педагога.

Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе:

- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;

- авторских программ по отдельным учебным предметам общего образования;

- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно- методического комплекса (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).

На основании п.7 ст.12 закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» примерные программы являются структурным элементом основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего полного общего образования и являются нормативными документами, развивающими и конкретизирующими положения федерального государственного образовательного стандарта общего образования1.

   Примерные программы выполняют две основные функции.

  • Информационно- методическая функция позволяет участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся школы средствами конкретного учебного предмета, о вкладе каждого учебного предмета в решение общих целей образования.
  • Организационно- планирующая функция позволяет рассмотреть возможное направление развертывания и конкретизации образовательного стандарта общего образования по отдельному учебному предмету с учетом его специфики и логики учебного процесса. Реализация организационно- планирующей функции предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик содержания обучения на каждом этапе.

   В примерной основе образовательной программы основного общего образования общеобразовательной организации предлагается следующее примерное количество часов на преподавание учебного предмета «Биология» в 5- 9 классах отведено: 5 кл.- 1 ч; 6 кл.- 1 ч; 7 кл.- 2 ч; 8 кл- 2 ч; 9 кл- 2 ч.

   Для эффективной организации учебного процесса учителям биологии рекомендуется использовать примерную программу биологии для основной школы, составленную на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.

   Примерная программа по биологии для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в учебном плане в общеобразовательной организации, с учетом 30% времени, отводимого на вариативную часть программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ.

   Курс биологии в рамках федеральных государственных образовательных стандартов на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которыми учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

   Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

  • Многообразие и эволюция органического мира;
  • Биологическая природа и социальная сущность человека;
  • Уровневая организация живой природы.

   Содержание учебного предмета структурировано в виде трех разделов:

  • «Живые организмы»;
  • «Человек и его здоровье»;
  • Общие биологические закономерности.

   Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого- эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

   В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

   Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во – первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во- вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела может изучаться в виде самостоятельного блока или  включаться в содержание других разделов; оно не должно механически дублировать содержание курса «Общая биология» для 10-11 классов.

   При выборе учебно- методического комплекса для преподавания учебного предмета «Биология» в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования необходимо обращать внимание на УМК, которое обеспечивает реализацию требований к освоению основной образовательной  программы основного общего образования по дидактическим и методическим основаниям – за счет соблюдения следующих основных принципов построения системы.

  1. Реализация идеологической основы ФГОС – Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  2. Обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы;
  3. Обеспечение организации учебной деятельности учащихся на основе системно- деятельностного подхода.

Методические принципы построения УМК по биологии должны быть направлены на:

  • Практическую направленности содержания учебного материала на связь с реальной действительностью, опора на социальный опыт ученика;
  • Связь учебного материала с другими школьными предметами, в том числе в целях формирования универсальных учебных действий;
  • Ориентацию учебного материала, способов его представления и используемых методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность;
  • Возможность для дифференцированного и личностного ориентированного обучения школьников, реализацию педагогики сотрудничества;
  • Обеспечение возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
  • Возможность использования творческих, проектных заданий, практических работ;
  • Обеспечение возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной;
  • Использование возможностей современных информационно- коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет- ресурсов.

   УМК должно предусматривать такую систему задач и средств их решения, которая обеспечивала бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирование учебных действий и как следствие – усвоение системы знаний и формирование компетентностей.

Рекомендации по разработке рабочих программ по предмету «Биология».

   Учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки, подлежащие усвоению по учебным предметам и дисциплинам (ст.32 Закона РФ «Об образовании»).

   Примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера.

  Рабочая программа должна конкретизировать соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к ее построению, а также описывать национально- региональный  уровень, учитывать возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражать специфику обучения в данном образовательном учреждении.

   Таким образом, на основании Приказа Минздравсоцразвития РФ о 26.08.10 №761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», пункт 3 «учитель разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных».  Если учитель берет за основу авторскую программу, то она уже разработана с учетом примерной программы по предмету.

    Целью программы является обеспечение достижения учащимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования общеобразовательной организации. Задачами программы являются определение содержания, объема, порядка изучения учебного материала по биологии с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса образовательного учреждения и контингента учащихся.

    Структура программы определяется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.

    Программа разрабатывается учителем (разработчик), группой учителей (разработчики) общеобразовательной организации как для уровня образования (образования, основного общего образования), так и на отдельный учебный год в соответствии с положениями основных образовательных программ общего образования общеобразовательной организации. Порядок разработки программы, внесение изменений и их корректировка определяется локальным нормативным актом общеобразовательной организации.

    Программы отдельных учебных предметов, курсов в соответствии с п.18.2.2. ФГОС ООО должны содержать:

  1. Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
  2. Общую характеристику учебного предмета, курса;
  3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  5. Содержание учебного предмета, курса;
  6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
  7. Описание учебно- методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса;
  8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

    В соответствии с пунктом 15, разд.3 ФГОС ООО «обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 30 % от общего объема основной образовательной программы основного общего образования». В связи с этим в программе по отдельному предмету, курсу необходимо предусматривать наличие обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Кроме того, в рабочей программе рекомендуется в полной мере учесть и отразить:

  • Региональный компонент (с учетом специфики преподаваемого учебного курса, предмета, дисциплины (модуля));
  • Авторский замысел педагога;
  • Возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса;
  • Уровень подготовки обучающихся;
  • Специфику обучения в конкретной образовательной организации.

    Содержание разделов рабочей программы закрепляется локальным нормативным актом общеобразовательной организации. Предлагаются рекомендации по содержанию данных разделов в приложении №2.

    Раздел 6. Тематическое планирование основных видов деятельности представлено в виде таблицы. Примеры названия граф (обязательно закрепляется локальным актом школы):

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Планируемые результаты

Формы и виды контроля

Наглядные пособия и ТСО

     Полнота итоговой оценки планируемых результатов обеспечивается двумя процедурами:

  1. Формированием накопленной оценки, складывающейся из текущих и тематических учебных достижений;
  2. Демонстрация интегрального результата изучения предмета «Биология» в ходе выполнения итоговой работы (по годам обучения предусматривается промежуточная оценка результатов, форма которой закреплена учебным планом школы).

     Оценка достижения планируемых результатов в рамках накопительной системы может осуществляться по результатам выполнения задания на уроках результатам выполнения самостоятельных творческих, проектных, лабораторных и исследовательских работ. Задания для промежуточной и итоговой аттестации оценки должны включать:

  1. Текст задания;
  2. Описание правильно выполненного задания;
  1. Критерии достижения планируемого результата на базовом и повышенном уровне достижения.

    В оценочных материалах представляются контрольно – измерительные материалы, которые используются для измерения достижения обучающимися планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Данные контроль- измерительные материалы используются для проведения текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.

    Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итового индивидуального проекта. В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий.

Реализация федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

    Рабочая программа учебного предмета, курса является составной частью образовательной программы образовательного учреждения. Она призвана обеспечить гарантии в получении учащимися обязательного минимума содержания образования в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089) и спецификой местных условий.

   При разработке Рабочих программ учебных предметов учитель может использовать примерные программы по учебным предметам, авторские программы к учебникам. Примерные программы по учебным предметам позволяют всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования учащихся средствами учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам учебного предмета и рекомендую последовательность изучения тем и разделов с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей.

    По своей структуре и содержанию рабочая программа учебных предметов представляет собой документ, составленный с учетом:

  • Требований федерального компонента государственных образовательных стандартов;
  • Обязательного минимума содержания образования по учебному предмету;
  • Максимального объема учебного материала для учащихся;
  • Требований к уровню подготовки выпускников;
  • Объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов в каждом классе;
  • Познавательных интересов учащихся;
  • Целей и задач образовательной программы школы;
  • Выбора педагогом необходимого комплекта учебно- методического обеспечения.

Рекомендации по учету региональных особенностей при изучении предмета «Биология».

    При изучении предмета «Биология» необходимо учитывать региональные особенности. Технология учета таких особенностей по ФГОС ООО в содержании предмета определяется реализуемой общеобразовательной организацией основной образовательной программой.

    Программы отдельных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, разрабатываются с учетом региональных особенностей при условии конкретизации планируемых результатов в целевом разделе ФГОС общего образования ОО. Это должно быть отражено в программе учебного предмета в разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты». Содержание может быть отражено в общей характеристике учебного предмета, курса, в содержании учебного предмета, в тематическом планировании с определением основных видов учебной деятельности. Наряду с этим в разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы» эти особенности также учитываются при разработке контрольно- измерительных материалов на содержании, отражающем региональные особенности разного уровня и обеспечивающему динамику достижения планируемых результатов.

    Например, при написании раздела 5 «Содержание учебного предмета» в 5 классе можно выделить следующий региональный компонент:

  • Изучение растений; мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных и покрытосеменных на местных видах;
  • Использование плодовых тел шляпочных грибов для лабораторной работы, произрастающих в Бурятии;
  • Выполнение проектных работ на растениях, прорастающих в нашей местности;
  • Экскурсии на пришкольный участок и в краеведческий музей республики.

Рекомендации по организации и содержанию внеурочной деятельности.

    В соответствии с ФГОС ООО внеурочная деятельность является обязательным компонентом содержания ООП ООО. Организационным механизмом реализации внеурочной деятельности является план внеурочной деятельности как рекомендуемый структурный компонент организационного раздела ООП ООО.

    Для реализации плана внеурочной деятельности педагогами разрабатываются программы курсов внеурочной деятельности. При разработке программ курсов внеурочной деятельности необходимо учитывать структуру, определенную в п.18.2.2. ФГОС ООО. Программы курсов внеурочной деятельности содержат:

  1. Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего (полного) общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности;
  2. Общую характеристику курса внеурочной деятельности;
  3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  4. Содержание курса внеурочной деятельности;
  5. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;
  6. Описание учебно- методического и материально- технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

    При проектировании внеурочной деятельности педагогу- организатору следует обратить внимание на методические пособия, указанные ранее в списке.

Перечень обязательного оборудования, необходимого для реализации общеобразовательных программ по предмету «Биология».

    Приказом Министерства образования и науки №986 от 4 октября 2010 г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» утверждены федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.

    Исходя из перечня оборудования, указанного в Приказе Министерства образования и науки, необходимо заполнить раздел 7 рабочей программы «Описание учебно- методического и материально- технического обеспечения предмета» с указанием наличия и необходимости в приобретении оборудования для образовательной деятельности по предмету «Биология».

    Учителям биологии рекомендуется постоянно осуществлять работу по совершенствованию учебно- материальной базы кабинета.

Таблица 2

Содержание рабочей программы по учебному предмету «Биология» основного общего образования.

  1. Пояснительная записка

1

В данном разделе конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета биология, преподавания учебного предмета; выделяются отличительные особенности Программы учебного предмета по сравнению с примерной программой по биологии; обосновывается выбор УМК. В связи с этим в пояснительной записке рекомендуется:

- указать название, автора и год издания авторской/примерной/ программы, на основе которой разработана рабочая программа, а также учебников, которые используются в процессе обучения;

-конкретизировать цели и задачи конкретного учебного предмета (цель и задачи формулируются в соответствии с ФГОС ООО, примерной или авторской программой к конкретному учебно- методическому комплексу и с учетом специфики данной образовательной организации);

-описать принципы отбора учебного материала и реализуемые в программе подходы;

-отразить и обосновать изменения, внесенные в примерную /авторскую/ учебную программу: сроки изучения отдельных тематических блоков (разделов), тем; последовательности изучения тем учебного курса; логики изложения материала, предусмотренные авторской программой; введение дополнительных тем, не предусмотренных авторской программой; исключение тем, не являющихся обязательными для освоения учащимися; раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых) и т.д.;

-указать уровень подготовленности обучающихся к освоению содержания учебного курса; формы получения образования обучающимися класса (очная, экстернат, дистанционная); индивидуальные психолого- физиологические особенности и др.

2

Возможно, использование материалов Примерной программы по биологии в части конкретизации общих целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета или предметные результаты изучения предмета «Биология», изложенных в ФГОС ООО.

  1. Общая характеристика учебного предмета «Биология»

1

В данном разделе рассматривается структура учебного предмета, дается реферативное описание каждого раздела курса (содержательной линии).

2

В соответствии с п.9 ст.2 Федерального Закона от 29.12.12 г.№273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» рабочая программа как компонент образовательной программы организации должна включать формы промежуточной аттестации. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Учитель отбирает, перерабатывает или самостоятельно разрабатывает систему контролирующих материалов (тесты, контрольные работы, вопросы для зачета и др.). В рабочую программу должен быть включен перечень вопросов и форм итогового, промежуточного и текущего контроля по предмету.

  1. Описание места учебного предмета «Биология».

1.

Необходимо указать предметную область, в которую входит предмет «Биология». Раздел строится на основе анализа учебного плана общеобразовательной организации: а) указывается часть учебного плана, которая предусматривает изучение данного учебного предмета, курса (обязательная часть или часть, формируемая участниками образовательного процесса); б) указывается количество часов, выделяемое на изучение данного курса предмета, курса (в неделю, за учебный год).

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология».

1.

В данном разделе описывается а) достижение обучающимися личностных результатов на конец каждого обучения; б) достижение обучающимися метапредметных результатов на конец каждого года обучения; в) достижение обучающимися предметных результатов на конец каждого года обучения.

- в структуру метапредметных результатов входит достижение обучающимися планируемых результатов четырех междисциплинарных программ «Программа развития универсальных учебных действий»; «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности»; «Основы смыслового чтения и работа с текстом»; «Формирование ИКТ – компетентности обучающихся»;

-метапредметные и предметные результаты целесообразно прописать по возрастным особенностям обучающихся;

-метапредметные результаты разделить на регулятивные, коммуникативные и познавательные.

2.

*Возможно использование материалов Примерной программы по биологии в части представления личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета, курса.

  1. Содержание учебного предмета «Биология».

1.

В данный раздел включается перечень изучаемого учебного материала по годам обучения. Целесообразно указать изучаемый региональный компонент по каждому году обучения.

2.

*возможно использование примерной (авторской) программы по биологии в части представления содержания учебного предмета.

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

1.

Тематическое планирование по учебному предмету «Биология» разрабатывается для классов основного общего образования отдельно. Тематическое планирование состоит из двух обязательных блоков: «Содержание учебного предмета «Биология» (Тема (раздел)(количество часов) и «Основные виды учебной деятельности обучающихся». В блоке «Содержание учебного предмета «Биология (Тема(раздел)(количество часов)» раскрывается содержание крупных тем. Включение блока «Основные виды учебной деятельности обучающихся» позволяет отразить специфику стандарта (системно- деятельностный подход в организации учебной деятельности обучающихся).

2.

Тематическое планирование (таблица) разрабатывается в общеобразовательном учреждении и закрепляется локальным актом.

  1. Описание учебно- методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса.

1.

Данный раздел может включать:

- литературу: учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии.

- дидактические материалы: словари, справочники, наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы).

-информационно- компьютерная поддержка учебного процесса: мультимедийные учебные  пособия, электронные издания энциклопедий, учебно- развивающие программные среды.

- оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы.

2.

Вся информация может быть представлена в следующих таблицах:

Дидактическое и методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Материально- техническое обеспечение

видеофильмы

Электронные образовательные ресурсы

Ресурсы интернета

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология».

1.

Планируемые результаты изучения предмета представляются двумя блоками «Обучающийся научится» («Выпускник научится») и «Обучающийся получит возможность научиться» (выпускник получит возможность научиться). В блоках «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

2

«Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения».

*обозначаются дополнительные источники при формировании разделов Программ учебных предметов, курсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в преподавании биологии в условиях введения ФГОС

Системно - деятельностный подход в обучении позволяет вовлечь обучающегося в процесс активного учения. Главный принцип такого подхода состоит в практических действиях обучающихся с учебным материалом....

Технологическая карта по биологии в условиях внедрения ФГОС

Предлагаю разаботку технологической карты по биологии в условиях внедрения ФГОС, и пример технологической карты в 8 классе. Надеюсь Вам, дорогие коллеги пригодится технологическая карта (план урока) в...

Методика преподавания обществознания в условиях внедрения ФГОС

В данной работе представлена подборка рабочих листов по обществознанию 5-6 классы к учебнику А.Кравченко. Задания в рабочих листах предполагают формирование предметных, метапредметных и личностных уме...

Системно-деятельный подход в преподавании биологии в условиях введения ФГОС

В докладе акцентируется внимание на технологии системно-деятельного подхода, способствующей саморазвитию, самосовершенствованию и  формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих школ...

Особенности преподавания математики в условиях введения ФГОС

В данном материале представлен текст моего выступления на городском семинаре учителей математики 10 февраля 2016 г....

Доклад" Системно-деятельностный подход в преподавании биологии в условиях введения ФГОС"

Стстемно-деятельностный  подход в преподавании биологии в условиях введения ФГОС...

Системно-деятельностный подход в преподавании биологии в условиях введения ФГОС

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов основного общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности,...