Психологические аспекты исследовательской деятельности.
статья по биологии
В процессе работы над исследовательским проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. Мною была разработана памятка по ведению проектной деятельности/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_aspekty_proektnoy_deyatelnosti.docx | 32.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические аспекты исследовательской деятельности.
Технология исследовательского обучения – это педагогическая технология, в которой видна самостоятельная, познавательная, творческая работа учащихся над разрешением проблемы.
Поэтому в образовательной практике активно применяется метод исследовательских проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи.
Проектная деятельность как один из методов развивающего (личностно ориентированного) обучения должна быть направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Она способствует развитию творческих способностей и логическому мышлению, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, приобщает школьников к необходимости решения жизненно важных проблем.
В процессе работы над исследовательским проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.
исследовательская деятельность привлекательна тем, что учитывает индивидуальность ребенка – его интересы, темп работы, уровень обученности, позволяет самостоятельно выбирать партнеров в работе, источники и способы получения информации, методы исследования и формы представления результатов. Все это развивает чувство ответственности у учащихся, повышает мотивацию к учебе, познавательную и творческую активность.
Метод исследовательских проектов – это система учебно-познавательных приемов, позволяющих решать ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и предполагающих обязательную презентацию результатов работы.
В практике биологического и экологического образования используется широкий диапазон методов и методических приемов. Значительное время в поурочном планировании отводится исследовательским работам.
Знания в курсе биологии нужно рассматривать не как самоцель, а как средство развития мышления ребят, творческих способностей и мотивов деятельности. Говоря об ожидаемых результатах: предполагается, что в результате реализации системного подхода по формированию исследовательской компетенции выпускник будет обладать следующими качествами личности: 1) уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике; 2) критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи; 3) грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения; 4) быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах; 5) самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры. Прогноз положительных результатов в процессе системного подхода по формированию исследовательской компетенции: 1) повышение качества обучения за счёт: - увеличения количества учащихся, занимающихся на "4" и "5"; - увеличения количества победителей олимпиад; - увеличения количества победителей и участников исследовательских конференций, конкурсов; - увеличения количества членов школьного «Зеленого патруля»; 2) создание положительной мотивации обучения; 3) формирование культуры мышления, исследовательских умений; 4) поддержание отношений " учитель - ученик" в рамках сотрудничества; 5) формирование умения работать с информацией, которое может проявляться: - в сознательном владении основами библиотечной грамотности; - в активном применении новых информационных технологий. 6) самореализация личности обучающихся. Подготовительный этап исследовательской деятельности: «Формирование основ практических навыков научной организации труда». 1. Метод «Работа с учебной литературой». Учим хорошо ориентироваться в учебной литературе: пользоваться оглавлением, указателем терминов, шрифтовыми выделениями, вопросами, рисунками, изучать и излагать основное содержание, находить ответы на вопросы и писать реферат. 2. Метод «Наблюдение» - целенаправленная познавательная деятельность учащихся, основанная на чувственном восприятии изучаемого объекта или процесса. Наблюдение обусловливает направленность мыслительной деятельности школьников. Наблюдения проводятся как в кабинете биологии, так и в естественных условиях (экскурсии в природу). Во время экскурсии учебный процесс протекает вне кабинета, преобладающую роль в обучении играют наблюдения и самостоятельная работа учащихся по инструктивной карточке. 3. Учебный прием «Сравнение» чаще используется при установлении сходства и различия. 4. Метод «Описание биологического объекта» - составление устного или письменного рассказа об объекте на основе чувственного восприятия (Памятка для учащихся «Исследования, наблюдения и описания объектов растительного мира»). 5. При изучении живых объектов от школьников требуется умение анализировать, т.е. мысленно выделять части объекта, их соподчиненность. Начинаем формирование этого умения с внешнего материального действия - расчленения объекта. Выполняя лабораторные работы по изучению органов цветкового растения, строения семян, плодов и пр. учащиеся сначала рассматривают натуральные объекты целиком, расчленяют на части, а затем составляют схему. Схема отражает только наиболее существенные признаки изучаемого объекта и их соподчиненность. Пример исследовательского урока по теме "Лист. Внешнее строение листа. Форма листьев", 6 класс. На этом уроке обучающиеся не самостоятельно решают поставленную перед ними проблему, а делают это вместе с учителем. Прием "Учимся вместе" помогает учителю показать основные приемы исследования. 6. Биологическая наука в основе своей экспериментальна. Эксперимент требует более сложной работы школьников, чем наблюдение. Он включает в себя постановку опытов с живыми объектами, наблюдения за биологическими явлениями и процессами. Завершающий этап "Развитие умений и навыков исследовательской деятельности". Цель исследовательской деятельности, осуществляемой во внеурочное время: развитие у учащихся навыков исследовательской работы, приобретение ими опыта работы с источниками, расширение кругозора школьников, формирование их научно-исследовательских предпочтений и выбор сферы научных интересов; расширение опытно-экспериментальных навыков. |
В своей практике использовать исследовательские проекты я начала шесть лет назад. Первые проекты выполнялись во внеурочное время с ребятами экологической группы школы. В 2010 году ученикам 7-х и 8-х классов было предложено выполнить зачетную работу по биологии и экологии в виде проекта.
Выбор тематики был предложен с учетом программы по биологии и экологии.
Функции учителя при работе учащихся над проектом:
- помогает ученикам в поиске нужной информации;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь.
Результаты, к которым стремится любой учитель, работающий в проектной методике:
- Повышение уровня активности школьников и качества из знаний.
- Интеграция между предметами различных образовательных областей.
- Профессиональное самоопределение учащихся.
По виду деятельности, которую выполняли учащиеся, эти проекты информационно-исследовательские. Они предполагают сбор и анализ информации по теме, постановку и изучение проблемы. По времени выполнения зачетные проекты являются средней продолжительности.
Мною была разработана памятка по ведению проектной деятельности:
- В среднем звене дать рекомендации детям по участию в исследовательских проектах по тому или иному направлению.
- Учителя представляют список возможных исследовательских проектов, которые дети могут готовить в текущем году.
- Дети, по желанию, опираясь на рекомендации психолога, распределяются в проектные мастерские.
- В проектной мастерской, на первом заседании, руководитель исследовательских проекта распределяет детей, в зависимости от рекомендаций психолога, в проектную группу, или на подготовку индивидуальных проектов.
- Далее, каждой проектной группе дается первое задание исследовательской деятельности, со списком рекомендуемой литературы и других источников самоподготовки. Определяется время и частота встреч по каждому проекту.
- Проводятся встречи по расписанию, на которых учитель, или руководитель проекта может просить участия психолога, если нужно психологическое сопровождение проекта.
- В течение определенного времени (4 месяца) готовится проект, затем он защищается на уровне школы.
- Лучшие проекты, выбранные компетентным и независимым жюри, награждаются призами.
- Очень важно! Дальнейшее применение проекта, как готового продукта.
Возможные варианты использования проектов:
- Обучающие ( для использования на уроках и для подготовки к экзаменам);
- Научно-прикладные (для проведения ШМО, заседаний ШМО);
- Носящие познавательную или воспитательную окраску (для проведения классных часов, семинаров, внеклассных мероприятий);
- Для дальнейшего использования в других конкурсах, конференциях;
- Создание школьной проектной копилки.
- Также необходимо дать одаренному ребенку как можно больше возможностей для самореализации, попробовать себя в различных сферах деятельности, что будет способствовать дальнейшему профессиональному самоопределению.
- Важно при рекомендациях детям участвовать в том или ином исследовательском проекте, учитывая психологическую совместимость учащегося не только с другими участниками проекта, но и с учителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический аспект исследовательской деятельности учащихся
Какие качества необходимы человеку в процессе исследования? Чем отличается психологический портрет юного исследователя? И достаточно ли иметь только врождённые способности к исследованию или необходим...
«Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательной деятельности детей с ОВЗ.»
«Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательной деятельности детей с ОВЗ.» Преимущества, аспекты влияния,санит.гигиен.нормы и правила,задачи использования инф.технол...
Психологические аспекты оценочной деятельности учителя. методические рекомендации
Данные рекомендации посвящены методике проведения диагностики профессиональной позиции педагога по отношению к оценочной деятельности, разработаны правила оценочной деятельности. Работа адресована пед...
Научно-методические аспекты исследовательской деятельности обучающихся.
В преподавании естественных наук, и в частности химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться ...
Концертмейстер и солист - психологические аспекты деятельности
В статье раскрываются осовные психологические моменты в отношениях концертмейстер - ученик (солист) и рассматриваются наиболее эффективные...
Аспекты исследовательской деятельности учащихся
Представленный методический материал будет полезен как учителям, так и ученикам. Презентация содержит отличия реферата от учебной исследовательской работы, алгоритм подготовки, проведения ...
Статья Психологические аспекты оценочной деятельности учителя.
Статья по направлению Гуманная педагогика...