Психологические аспекты исследовательской деятельности.
статья по биологии

Груздева Светлана Егоровна

В процессе работы над исследовательским проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.  Мною была разработана памятка по ведению проектной деятельности/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_aspekty_proektnoy_deyatelnosti.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

                Психологические аспекты исследовательской деятельности.

   

     Технология исследовательского обучения – это педагогическая технология, в которой видна самостоятельная, познавательная, творческая работа  учащихся над разрешением проблемы.

    Поэтому   в образовательной практике активно применяется метод исследовательских проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи.

   Проектная деятельность как один из методов развивающего (личностно ориентированного) обучения должна быть направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов).  Она способствует развитию творческих способностей и логическому мышлению, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, приобщает школьников к необходимости решения жизненно важных проблем.

    В процессе работы над исследовательским проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.

    исследовательская деятельность привлекательна тем, что учитывает индивидуальность ребенка – его интересы, темп работы, уровень обученности, позволяет самостоятельно выбирать партнеров в работе, источники и способы получения информации, методы исследования и формы представления результатов. Все это развивает чувство ответственности у учащихся, повышает мотивацию к учебе,  познавательную и творческую активность.

     Метод исследовательских проектов – это система  учебно-познавательных приемов, позволяющих решать ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и предполагающих обязательную презентацию результатов работы.

     В практике биологического и экологического образования используется широкий диапазон методов и методических приемов. Значительное время в поурочном планировании отводится исследовательским работам.

  Знания в курсе биологии нужно  рассматривать не как самоцель, а как средство развития мышления ребят, творческих способностей и мотивов деятельности.                             Говоря об ожидаемых результатах: предполагается, что в результате реализации системного подхода по формированию исследовательской компетенции выпускник будет обладать следующими качествами личности:

1) уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;

2) критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;

3) грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;

4) быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;

5) самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.

Прогноз положительных результатов в процессе системного подхода по формированию исследовательской компетенции:

1) повышение качества обучения за счёт:

- увеличения количества учащихся, занимающихся на "4" и "5";

- увеличения количества победителей олимпиад;

- увеличения количества победителей и участников исследовательских конференций, конкурсов;

- увеличения количества членов школьного «Зеленого патруля»;

2) создание положительной мотивации обучения;

3) формирование культуры мышления, исследовательских умений;

4) поддержание отношений " учитель - ученик" в рамках сотрудничества;

5) формирование умения работать с информацией, которое может проявляться:

- в сознательном владении основами библиотечной грамотности;

- в активном применении новых информационных технологий.

6) самореализация личности обучающихся.      

                                                             Подготовительный этап исследовательской деятельности: «Формирование основ практических навыков научной организации труда».

1. Метод «Работа с учебной литературой». Учим хорошо ориентироваться в учебной литературе: пользоваться оглавлением, указателем терминов, шрифтовыми выделениями, вопросами, рисунками, изучать и излагать основное содержание, находить ответы на вопросы и писать реферат.

2. Метод «Наблюдение» - целенаправленная познавательная деятельность учащихся, основанная на чувственном восприятии изучаемого объекта или процесса. Наблюдение обусловливает направленность мыслительной деятельности школьников.

Наблюдения проводятся как в кабинете биологии, так и в естественных условиях (экскурсии в природу). Во время экскурсии учебный процесс протекает вне кабинета, преобладающую роль в обучении играют наблюдения и самостоятельная работа учащихся по инструктивной карточке.

3. Учебный прием «Сравнение» чаще используется при установлении сходства и различия.

4. Метод «Описание биологического объекта» - составление устного или письменного рассказа об объекте на основе чувственного восприятия (Памятка для учащихся «Исследования, наблюдения и описания объектов растительного мира»).

5. При изучении живых объектов от школьников требуется умение анализировать, т.е. мысленно выделять части объекта, их соподчиненность. Начинаем формирование этого умения с внешнего материального действия - расчленения объекта. Выполняя лабораторные работы по изучению органов цветкового растения, строения семян, плодов и пр. учащиеся сначала рассматривают натуральные объекты целиком, расчленяют на части, а затем составляют схему. Схема отражает только наиболее существенные признаки изучаемого объекта и их соподчиненность.

Пример исследовательского урока по теме "Лист. Внешнее строение листа. Форма листьев", 6 класс. На этом уроке обучающиеся не самостоятельно решают поставленную перед ними проблему, а делают это вместе с учителем. Прием "Учимся вместе" помогает учителю показать основные приемы исследования.

6. Биологическая наука в основе своей экспериментальна. Эксперимент требует более сложной работы школьников, чем наблюдение. Он включает в себя постановку опытов с живыми объектами, наблюдения за биологическими явлениями и процессами.

Завершающий этап "Развитие умений и навыков исследовательской деятельности".

Цель исследовательской деятельности, осуществляемой во внеурочное время: развитие у учащихся навыков исследовательской работы, приобретение ими опыта работы с источниками, расширение кругозора школьников, формирование их научно-исследовательских предпочтений и выбор сферы научных интересов; расширение опытно-экспериментальных навыков.

        В своей практике использовать исследовательские проекты я начала шесть лет назад. Первые проекты выполнялись во внеурочное время с ребятами экологической группы школы. В 2010 году  ученикам 7-х и 8-х классов было предложено выполнить зачетную работу по биологии и экологии в виде проекта.

    Выбор тематики был предложен с учетом программы по биологии и экологии.

        Функции учителя при работе учащихся над проектом:

- помогает ученикам в поиске нужной информации;

- сам является источником информации;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь.

    Результаты, к которым стремится любой учитель, работающий в проектной методике:

  1. Повышение уровня активности школьников и качества из знаний.
  2. Интеграция между предметами различных образовательных областей.
  3. Профессиональное самоопределение учащихся.

По  виду деятельности, которую выполняли учащиеся, эти проекты информационно-исследовательские. Они предполагают сбор и анализ информации по теме, постановку и изучение проблемы.  По времени выполнения зачетные проекты являются средней  продолжительности.

Мною была разработана памятка по ведению проектной деятельности:

  1. В среднем звене дать рекомендации детям по участию в исследовательских проектах по тому или иному направлению.
  2. Учителя представляют список возможных исследовательских проектов, которые дети могут готовить в текущем году.
  3. Дети, по желанию, опираясь на рекомендации психолога, распределяются в проектные мастерские.
  4. В проектной мастерской, на первом заседании, руководитель исследовательских проекта распределяет детей, в зависимости от рекомендаций психолога, в проектную группу, или на подготовку индивидуальных проектов.
  5. Далее, каждой проектной группе дается первое задание исследовательской деятельности, со списком рекомендуемой литературы и других источников самоподготовки. Определяется время и частота встреч по каждому проекту.
  6. Проводятся встречи по расписанию, на которых учитель, или руководитель проекта может просить участия психолога, если нужно психологическое сопровождение проекта.
  7. В течение определенного времени (4 месяца) готовится проект, затем он защищается на уровне школы.
  8. Лучшие проекты, выбранные компетентным и независимым жюри, награждаются призами.
  9. Очень важно! Дальнейшее применение проекта, как готового продукта.

Возможные варианты использования проектов:

  • Обучающие ( для использования на уроках и для подготовки к экзаменам);
  • Научно-прикладные (для проведения ШМО, заседаний ШМО);
  • Носящие познавательную или воспитательную окраску (для проведения классных часов, семинаров, внеклассных мероприятий);
  • Для дальнейшего использования в других конкурсах, конференциях;
  • Создание школьной проектной копилки.
  1. Также необходимо дать одаренному ребенку как можно больше возможностей для самореализации, попробовать себя в различных сферах деятельности, что будет способствовать дальнейшему профессиональному самоопределению.
  2. Важно при рекомендациях детям участвовать в том или ином исследовательском проекте, учитывая психологическую совместимость учащегося не только с другими участниками проекта, но и с учителем.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический аспект исследовательской деятельности учащихся

Какие качества необходимы человеку в процессе исследования? Чем отличается психологический портрет юного исследователя? И достаточно ли иметь только врождённые способности к исследованию или необходим...

«Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательной деятельности детей с ОВЗ.»

«Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательной деятельности детей с ОВЗ.» Преимущества, аспекты влияния,санит.гигиен.нормы и правила,задачи использования инф.технол...

Психологические аспекты оценочной деятельности учителя. методические рекомендации

Данные рекомендации посвящены методике проведения диагностики профессиональной позиции педагога по отношению к оценочной деятельности, разработаны правила оценочной деятельности. Работа адресована пед...

Научно-методические аспекты исследовательской деятельности обучающихся.

В преподавании естественных наук, и в частности  химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться ...

Концертмейстер и солист - психологические аспекты деятельности

              В статье раскрываются осовные психологические моменты в отношениях концертмейстер - ученик (солист) и рассматриваются  наиболее эффективные...

Аспекты исследовательской деятельности учащихся

Представленный  методический материал будет полезен как учителям, так и ученикам. Презентация содержит отличия реферата от учебной исследовательской работы, алгоритм подготовки, проведения  ...

Статья Психологические аспекты оценочной деятельности учителя.

Статья по направлению Гуманная педагогика...