Аспекты исследовательской деятельности учащихся
методическая разработка
Представленный методический материал будет полезен как учителям, так и ученикам. Презентация содержит отличия реферата от учебной исследовательской работы, алгоритм подготовки, проведения и оформления учебного (научного) исследования. Педагоги могут использовать презентацию для проведения занятий со школьниками по исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_shkolnikov.ppt | 263 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Исследователь – «тот, кто занимается научными исследованиями» (Словарь С.И. Ожегова) Исследователь – это КТО?
Исследование научное – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня – эмпирический и теоретический. Исследования делятся на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные. (Российский энциклопедический словарь)
Отличие реферата от учебной исследовательской работы Реферат – это аналитическое исследование описательного характера, включающее обзор соответствующих литературных и других источников с целью усвоения и оценки уже имеющейся научной информации Учебная исследовательская работа должна содержать обязательные элементы научного исследования: вычленение проблемы, определение темы, постановку цели, формулирование задач, выдвижение гипотезы, выбор метода сбора и отбора фактического материала, проведение экспериментов, анализ полученного материала
Отличие реферата от учебной исследовательской работы Структура реферата: оглавление введение основная часть, разделённая на подразделы заключение список литературы Общий объём реферата – 20-25 страниц Структура учебной исследовательской работы: титульный лист оглавление введение главы основной части: - теоретическая - экспериментальная заключение библиография приложения Общий объём 25-35 страниц ( зависит от экспериментальной части)
Алгоритм научного исследования : постановка цели и задач анализ литературы по теме формулировка гипотезы организация и проведение исследования анализ и обобщение полученных данных проверка гипотезы формулировка законов , научных прогнозов предположение
Гипотеза Гипотеза (греч. hypothesis — основание, предположение, от hypó — под, внизу и thésis — положение), то, что лежит в основе, — причина или сущность. (Большой энциклопедический словарь) Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и подтверждения фактами, для того, чтобы стать достоверной научной теорией. В результате исследовательской работы гипотеза может быть подтверждена или опровергнута.
Алгоритм подготовки, проведения и оформления учебного (научного) исследования 1. Выбор темы, её обоснование: - проблема, актуальная для теории и практики; - проблема малоисследованная; - «белые пятна» проблемы; - формулировка темы исследования. 2. Цель исследования и задачи. 3. Гипотеза. 4. Научная новизна и практическая значимость.
5. Методология, методы, этапы исследования. 6. Планирование предстоящей работы. 7. Описание содержания работы. А) Теория: - историография изучения проблемы; - современное состояние в науке; анализ имеющегося практического опыта. Б) Практическая часть: - описание опытной или экспериментальной работы; - анализ полученных результатов; - выводы, подтверждающие (или опровергающие) гипотезу; - проведение апробации.
8. Заключение: краткие выводы, рекомендации, неисследованные проблемы. 9. Библиографический список ( не менее 20 источников ). 10. Приложения: таблицы, диаграммы, схемы, чертежи, фотографии, методики и т.д. 11. Подготовка автореферата, презентации, защиты исследовательской работы.