урок Генетика и здоровье
план-конспект урока по биологии (10 класс)
урок по теме Генетика и здоровье человека для учащихся 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass_genetika_i_zdorove.docx | 34.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Генетика и здоровье человека».
Цель: Сформировать у студентов знания о наследственных заболеваниях человека, их лечении и профилактики некоторых наследственных болезней.
Задачи:
1. Формировать общее представление о значении генетики человека; на примере наследственных болезней человека развивать и конкретизировать знания сучащихся о видах мутаций, их последствиях для организма.
2. Совершенствовать умения учащихся работать с учебником и дополнительной литературой, развивать умения сравнивать, делать выводы, анализировать, развивать навыки работы с разными видами информации и способами её предъявления.
3. Воспитать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье потомства.
Тип занятия: изучения нового материала.
Вид занятия: семинар.
Форма учебной деятельности: индивидуальная, групповая работа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход занятия
Ӏ. Оргмомент (подготовка к занятию)
ӀӀ. Мотивация.
Эпиграф учебного занятия (слайд №1):
“Единственная красота, которую я знаю,
- это здоровье”
(Генрих Гейне).
Вступительное слово преподавателя: Самое главное для человека в жизни – это его здоровье. Ведь недаром, испокон веков известна фраза «В здоровом теле - здоровый дух!». И это, действительно так, ведь, если Вы здоровы, значит у Вас – прекрасное настроение и спорится любое дело. При встрече мы говорим: «Здравствуйте! Здравия желаю!», на прощание – «Будьте здоровы!».
А что такое «здоровье»? Какой смысл кроется за этой, такой простой, фразой?
Попытайтесь ответить на следующие вопросы
- Что такое здоровье? Дайте определение.
- От каких четырёх факторов зависит здоровье человека (ваше здоровье)?
- Какой из этих факторов будет определяющим?
Прежде, чем ответить на вопросы, проанализируйте следующие факты. Внимание на экран (на экране данные о состоянии здоровья населения России).
ӀӀӀ. Актуализация знаний.
Состояние здоровья населения России (слайд №3):
- Продолжительность жизни россиян (2003 год):
Пол | Продолжительность жизни |
мужской | 68,62 лет |
женский | 78,35 год |
- За последние 10 лет уровень общей смертности в стране вырос в 1,5 раза, а численность преждевременно умерших превысила 3 млн человек.
- В 231 из 294 городов России регулярно превышаются ПДК вредных веществ;
- 2/3 территории страны загрязнены канцерогенами – диоксинами.
- Только у 17% работающих условия труда соответствуют нормам.
- Уровень рождаемости детей с генетическими отклонениями достиг 17% (достижение порога 30% приводит популяцию к полной гибели!!).
- Детская и подростковая заболеваемость (слайд 4):
- общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет включительно выросла на 9,3%;
- из 16,3 миллиона детей школьного возраста две трети детей имеют отклонения в состоянии здоровья;
- среди 13,62 миллиона детей, обучающихся в школах, только 21,4 % имеют первую группу здоровья, а 21% - хронические, в том числе инвалидизирующие заболевания;
- растёт детское и подростковое употребление алкоголя и табака;
- более 50% детей подросткового возраста имеют заболевания, которые в дальнейшем могут повлиять на снижение репродуктивной функции;
- более чем у 30% юношей выявляется задержка полового созревания.
8. Репродуктивное здоровье взрослых:
- растёт заболеваемость женщин ВИЧ-инфекцией;
- сохраняется высокий уровень употребления алкоголя, табакокурения у женщин репродуктивного возраста и мужчин.
- Согласно формулировке ВОЗ, «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».
- Факторы:
1) генетический (наследственность),
2) экологический (состояние окружающей среды),
3) поведенческий (образ жизни),
4) медицинский.
3. Определяющий фактор – генетический, т.е. наследственность.
Преподаватель: Проблема здоровья людей и генетика тесно взаимосвязаны. Ежегодно в нашей стране рождается около 200 тысяч детей с наследственными заболеваниями.
Запишите тему нашего занятия «Генетика и здоровье человека»
Цель нашего занятия сформировать знания о наследственных заболеваниях человека, их лечении и профилактики некоторых наследственных болезней.
Прежде чем перейти к изучению новой темы ответьте на вопросы:
- Что является причиной наследственных заболеваний? (мутации)
- А что такое «мутации»? (Мутации - это внезапные естественные или вызванные искусственно изменения генетического материала, приводящие к изменению тех или иных фенотипических признаков и свойств организма)
- Сколько всего хромосом в клетках тела человека? (23 пары)
- Как называются неполовые хромосомы? Сколько их пар? (аутосомы, 22 пары)
- Сколько пар половых хромосом в клетках тела человека? (одна, половые хромосомы у женщин одинаковы, их называют Х-хромосомами. У мужчин имеется Х-хромосома и одна Y-хромосома.)
- Как называют признаки, наследуемые с половыми хромосомами X и У? (сцепленных с полом)
ӀV. Изучение нового материала.
Человек – сложнейшая загадка для науки и самого себя, понимание его природы было и остается предметом многочисленных исследований, в том числе и генетических.
Учитель задает вопросы:
– Что изучает генетика человека? (Планируемый ответ: Генетика человека изучает явления наследственности и изменчивости в популяциях людей, особенности наследования признаков в норме и их изменения под действием окружающей среды).
– С какими трудностями связано изучение генетики человека?
(Планируемый ответ: сложный кариотип, много групп сцепления, позднее половое созревание и редкая смена поколений, малое количество потомков, невозможность экспериментирования и создания одинаковых условий жизни).
Учитель: так как проведение экспериментов над человеком невозможно, то подумайте, с помощью каких методов можно изучать
генетику человека? (учащиеся пытаются ответить на вопрос).
Генетика человека - одна из наиболее интенсивно развивающихся отраслей науки. Она является теоретической основой медицины, раскрывает биологические основы наследственных заболеваний. Знание генетической природы заболеваний позволяет вовремя поставить точный диагноз и осуществить нужное лечение. Этот раздел науки называется антропогенетика. Студенты записывают определение в тетради.
Антропогенетика - специальное направление генетики человека, биологии человека и антропологии, основанное на применении подходов и методов генетики к исследованиям современных и древних популяций человека (слайд №8).
Существует несколько методов изучения генетики человека – это:
1.Клинико-генеалогический метод;
2.Близнецовый метод;
3.Популяционно-статистический метод;
4.Цитогенетический метод;
5.Биохомический метод;
6.Метод генетики соматических клеток;
7.Молекулярно-генетический метод.
Наше занятие будет посвящено генеалогическому методу.
С древних времен человечество изучает родословные. Применение метода анализа патологии людей в XVIII — XIX вв. можно считать, как предпосылку к формированию генеалогического метода. Дальнейшее совершенствование шло как по линии составления родословных, так и по линии поиска методов статистического анализа данных.
Клинико-генеалогический метод был введен в конце 19 века английским исследователем, антропологом и психологом Френсисом Гальтоном (1822-1911 гг.). Начал применять этот метод с начала 20 века в Москве отечественный невролог и генетик Сергей Николаевич Давиденков, когда выяснилось, что анализ родословных, в которых прослеживается передача из поколения в поколение какого-то признака (заболевания), может заменить собой фактически неприменимый в отношении человека гибридологический метод.
Запись в тетрадь. Генеалогический метод (или клиникогенеалогический) основан на построении родословных и прослеживании в ряду поколений передачи определенного признака.
Существуют три этапа генеалогического метода:
1 – Сбор данных о всех родственниках обследуемого (анамнез);
2 – Построение родословной;
3 – Анализ родословной и выводы.
Этот метод позволяет установить является ли данный признак наследственным, тип и характер наследования признака, зиготность лиц родословной, пенетрантность гена, вероятность рождения ребенка с данной наследственной патологией.
Сначала давайте разберемся, какие же существуют обозначения при построении родословных. Запишите себе в тетрадь
Далее разберем типы наследования признаков.
Запись в тетрадь.
1. Аутосомно-доминантный тип наследования характеризуется
следующими признаками:
- больные в каждом поколении;
- больной ребенок у больных родителей;
- болеют в равной степени мужчины и женщины;
- вероятность наследования 100%, 75%, 50%.
Выше перечисленные признаки аутосомно-доминантного типа наследования будут проявляться только при полном доминировании. Так наследуется у человека полидактилия (шестипалость), веснушки, курчавые волосы. При неполном доминировании у гибридов будет проявляться промежуточная форма наследования.
2. Аутосомно-рецессивный тип наследования характеризуется
следующими признаками:
- больные не в каждом поколении;
- у здоровых родителей больной ребенок;
- болеют в равной степени мужчины и женщины;
- вероятность наследования 100%, 50%, 25%.
Чаще всего вероятность наследования 25 %. Частота возникновения аутосомно-рецессивных болезней зависит от степени распространения мутантного гена среди населения. Частота этих болезней выше при кровнородственных браках. Так наследуется у человека фенилкетонурия, серповидноклеточная анемия, альбинизм, голубой цвет глаз и др.
3. Сцепленный с полом рецессивный тип наследования
характеризуется следующими признаками:
-больные не в каждом поколении;
- у здоровых родителей больной ребенок;
- болеют преимущественно мужчины;
- вероятность наследования 25% от всех детей и 50% у мальчиков.
Так наследуется гемофилия, дальтонизм, наследственная анемия, мышечная дистрофия и др.
4. Сцепленный с полом доминантный тип наследования сходен с аутосомно-доминантным, за исключением того, что мужчина передает этот признак всем дочерям (сыновья получают от отца Y-хромосому, они здоровы). Пример такого заболевания – особая форма рахита, устойчивая к лечению витамином D.
Генеалогический метод широко используется в медико-генетическом консультировании для прогнозирования потомства.
Давайте проведем анализ родословной королевы Виктории.
- Сколько поколений представлено в родословной? (3)
- По характеру признак? (рецессивный)
- По типу наследования? (сцепленный с полом)
Алексей родился с гемофилией. Вернемся к родословной.
- От кого унаследовал он этот ген?
Ученики анализируют родословную, рассматривая генеалогическую ветвь Российского императора.
Обсуждение факторов риска наследственных заболеваний
- Родственные браки
- Пожилые родители
- Действие тяжёлыми металлами, высокотоксичными веществами (диоксинами, бензопиреном)
- Некоторые лекарства
- Наркотики, алкоголизм
- Вирусные заболевания во время беременности.
V. Первичная проверка понимания изученного.
Мы с вами выяснили, как наследственные заболевания выявить, как лечить, а можно ли не допустить проявление данных заболеваний?
Большую роль в профилактике генетически обусловленных заболеваний играют медико-генетические консультации и перенатальная диагностика. Главной задачей медико-генетического консультирования является прогнозирование появления детей с наследственными патологиями.
Основные причины обращения:
1)близкородственные браки;
2) работа супругов на вредном предприятии;
3) наличие родственников с наследственными заболеваниями.
Эффективность консультирования значительно возрастает благодаря использованию современных методов дородовой (пренатальной) диагностики:
1)УЗИ
2) Кровь из пуповины
3) Исследование околоплодной жидкости
Лечение:
1) Лекарства
2) Соблюдение диеты
3) Генная инженерия (введение в клетки больного нормальной копии поврежденного гена)
Профилактика наследственных заболеваний:
1. Здоровый образ жизни будущих родителей.
2. Исключение родственных браков
3. Обращение в медико-генетическую консультацию
4. Пренатальная (предродовая) диагностика
VӀ. Заключение.
Сегодня мы рассмотрели особенности наследственных заболеваний, их профилактику и лечение. Подведем краткие итоги
1. Существуют генные и хромосомные болезни. Причина наследственных заболеваний человека – различные мутации.
2. Сейчас 12–15% генных болезней полностью излечиваются диетами и лекарствами. Примерно в 50% лечение продлевает больным жизнь, улучшает ее качество. Но остальные 35–40% болезней нам пока не поддаются.
3. Чтобы снизить риск многих наследственных изменений, мы должны вести здоровый образ жизни
4. Генетическую консультацию должна пройти каждая пара, а пары из группы риска остаются под наблюдением генетика постоянно.
VӀӀ. Рефлексия.
Давайте попробуем составить родословную по заданному условию , используя систему обозначений и правила, используемые при составлении графического изображения. (Слайд 5)
Разбор задачи:
Составьте родословную семьи со случаем сахарного диабета. Пробанд - больная женщина, ее брат, сестра и родители здоровы. Со стороны отца имеются следующие родственники: больной сахарным диабетом дядя и две здоровые тети. Одна из них имеет трех здоровых детей, вторая - здорового сына. Дедушка и бабушка со стороны отца - здоровы. Сестра бабушки болела сахарным диабетом. Мать пробанда, дядя дедушка и бабушка с материнской стороны здоровы. У дяди два здоровых ребенка. Определите характер наследования болезни и вычислите вероятность рождения больных детей в семье пробанда, если она выйдет замуж за здорового мужчину
(характер наследования определяется после рассмотрения теоретического материала)
Решение задачи (Приложение 2) , (Слайд 5)
II.2.
Решение задач на анализ родословных и определение типа наследования
В выданных учащимся методичках (Приложение 3) приводятся признаки каждого типа наследования , используя их, учащиеся учатся определять по родословной характер наследования различных аномалий.
На уроке рассматриваются родословные на наследование: синдактилии, серповидно-клеточной анемии, гемофилии, дефекта зубной эмали, гипертрихоза ушной раковины.
Перед анализом родословной учащиеся дают краткую характеристику данной аномалии
Синдактилия (Слайд 7)
Анализ родословной семьи с наследованием синдактилии (Слайд 8)
(Аутосомно-доминантный тип наследования)
Серповидноклеточная анемия (Слайд 9)
Анализ родословной семьи с наследованием серповидноклеточной анемии (Слайд 10)
(Наследуется по аутосомно-рецессивному типу)
Гемофилия (Слайд 11)
Анализ родословной семьи с наследованием гемофилии (Слайд 12)
(Рецессивное, сцепленное с Х хромосомой наследование)
Анализ родословной семьи с наследованием дефекта зубной эмали (Слайд 14)
(Доминантное, сцепленное с Х хромосомой наследование)
Гипертрихоз (Слайд 15)
Анализ родословной семьи с наследованием гипертрихоза (Слайд 16)
(Сцепленное с Y хромосомой наследование )
II.3. Самостоятельная работа.
Решить задачу:
Пробанд болен врожденной катарактой. Он состоит в браке со здоровой женщиной и имеет больную дочь и здорового сына. Отец пробанда болен, а мать здорова и имеет здоровую сестру и здоровых родителей. Дедушка по линии отца болен, а бабушка здорова. Пробанд имеет по линии отца здоровых родных тетю и дядю. Дядя женат на здоровой женщине. У них три здоровых сына. Определите тип наследования признака и вероятность появления в семье дочери пробанда больных внуков, если она выйдет замуж за гетерозиготного по катаракте этого типа мужчину
III. Домашнее задание
Составить родословную своей семьи по наследованию одного из предложенных признаков: цвет глаз (карие, голубые или серые); цвет волос (рыжие, не рыжие); пигментирование кожи лица (веснушки, отсутствие веснушек); острота зрения (близорукость, нормальное); Домашнее задание
Составить родословную своей семьи по наследованию одного из предложенных признаков: цвет глаз (карие, голубые или серые); цвет волос (рыжие, не рыжие); пигментирование кожи лица (веснушки, отсутствие веснушек); острота зрения (близорукость, нормальное).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период
Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."
Презентация для внеклассного мероприятия "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...
Мое здоровье – мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
Выступление на педсовете, пропоганда здорового образа жизни учащихся!...
Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"
Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"...
Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс
Интегрированный урок Английский+ОБЖ в 6 классе по теме Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...
Раздаточный материал к интегрированному уроку "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание) 6 класс
Раздаётся каждому ученику на уроке...