РП по функциональной грамотности в 5,6 классах
рабочая программа по биологии

Симонова Татьяна Ивановна

Рабочая программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению 

"Наука и жизнь"( развитие функциональной грамотности) в 5, 6 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_funktsionalnoy_gramotnosti.docx64.34 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области

Комитет по культуре, спорту, туризму и работе с молодёжью администрации Талдомского городского округа Московской области

МОУ гимназия "Школа искусств" им. А.А. Цветкова г. Талдома

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол № 1

от "26" августа 2022 г

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________Виноградова Е.А.

"29" августа 2022 г

УТВЕРЖДЕНО

Директор

_____________Петрова М.В.

Приказ № 93

от "30" августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по общекультурному направлению

 «Наука и жизнь» (развитие функциональной грамотности)

для 5, 6 классов

Составитель: Симонова Т.И,

учитель биологии

Талдом

2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА
                 Рабочая программа курса «Наука и жизнь» (формирование функциональной грамотности) для 5,6 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основе программы Москвиной А.Н., Мирошниковой Г.А. с использованием материалов Самарского института повышения квалификации работников образования (СИПКРО); Уроки функциональной грамотности

сост.: А. Н. Величко, А. Н. Москвина. — Новосибирск: Изд-во НИМРО, 2021г.

Актуальность программы.

        Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих

знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

        Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого

диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?, является исследование PISA (Programme for International Student Assessment), инициированное Организацией экономического сотрудничества и развития в консорциуме с ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров.

        Функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. Первоначально в данном исследовании PISA оценивалось четыре вида грамотности: читательская,

математическая, естественнонаучная и финансовая. В дальнейшем добавляется оценка креативности мышления, глобальные компетенции и совместное решение проблем. Следовательно, исследование развивается.

         Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Согласно Указу, ...в 2024 году необходимо <...> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечи-

вающих полноценное функционирование человека в современном обществе, её развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Пре-

зидентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.

        Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функ-

циональной грамотности у школьников.

        Таким образом, значимость формирования функциональной грамотности для становления личности определила основную цель программы.

Цель.

        Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5,6 -х классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

        Программа опирается на следующие определения отдельных видов грамотностей:

Математическая грамотность: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов

и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения.

Читательская грамотность: способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Естественнонаучная грамотность: способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.

Финансовая грамотность: способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Планируемые результаты

Метапредметные и предметные результаты

Грамотность

5-й класс

6-й класс

Читательская

Находит и извлекает информацию из различных текстов

Применяет извлеченную из текста информацию для решения различного рода проблем

Математическая

находит и извлекает

математическую

информацию в различном контексте

применяет математические знания для решения разного

рода проблем

Естественнонаучная

находит и извлекает информацию о

естественнонаучных

явлениях в различном контексте.

объясняет и описы-

вает естественнонаучные

явления на основе имеющихся научных знаний

Финансовая

находит и извлекает

финансовую информацию в различном контексте

применяет финансовые знания для решения разного

рода проблем.

Личностные результаты

Грамотность

5,6 классы

Читательская

оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному

Математическая

объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

Естественнонаучная

объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

Финансовая

оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны

Содержание курса «Функциональная грамотность»

5-й класс

        Финансовая грамотность: Почему важно развивать свою финансовую грамотность. От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое поведение людей. Деньги: что это такое. Учебные мини-проекты "Деньги". Из чего складываются доходы семьи. Учимся считать семейные доходы.

        Математическая грамотность: Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о мудрецах, о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части

и составление модели. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

        Читательская грамотность: Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественный и техниче-

ский). Работа со сплошным текстом.

        Естественнонаучная грамотность:

Звуковые явления

 Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Шум и его воздействие на человека.

Строение вещества

 Движение и взаимодействие частиц. Вода. Уникальность воды.

 Земля и земная кора. Минералы

 Земля, внутреннее строение Земли. Атмосфера Земли.

 Живая природа 

Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на

Земле.

        

6-й класс

        Финансовая грамотность: Удивительные факты и истории о        деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги. Сколько стоит "свое дело"?

Математическая грамотность: Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: табли-

цы, диаграммы, вычисление вероятности.

        Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в эпическом произведении. Древнерусская летопись. Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчёт, репортаж). Работа с несплошным текстом: таблицы

и карты.

        Естественнонаучная грамотность:

Строение вещества

 Тело и вещества. Агрегатные состояния.

Тепловые явления 

Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация.

Земля, Солнечная система и Вселенная

Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы.

Живая природа

Царства живой природы

        

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Модуль: «Основы финансовой грамотности»

5 класс

Тема занятия

Всего часов

(в неделю 1 ч)

Теория

Практика

Формы деятельности

1

Почему важно развивать свою финансовую грамотность

1

1

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2

От чего зависит благосостояние семьи

1

0

1

Круглый стол, игра.

3

Учимся оценивать финансовое поведение людей.

1

1

1

Игра, экскурсия.

4

Учимся оценивать финансовое поведение людей.

1

1

1

Игра, круглый стол.

5

Деньги: что это такое.

1

1

1

Круглый стол, игра, квест.

6

Учебные мини-проекты "Деньги"

1

0

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

7

Из чего складываются доходы семьи. Учимся считать семейные доходы

1

1

1

Проект, игра.

8

Исследуем расходы семьи. Учебные мини-проекты "Расходы семьи".

1

1

1

Проект

                                                       Итого

8

5

8

6 класс

Тема занятия

Всего часов

(в неделю 1 ч)

Теория

Практика

Формы деятельности

1

Удивительные факты и истории о        деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность.

1

1

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2

Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?

1

1

1

Круглый стол, игра.

3

Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты.

1

1

1

Круглый стол, игра, квест.

4

Социальные выплаты: пенсии, пособия.

2

1

2

Беседы, диалоги, дискуссии.

5

Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться?

1

1

1

Викторина, квест, квиз

6

Личные деньги

1

1

0

Проект, игра.

7

Сколько стоит "свое дело"?

1

1

1

Беседы, диалоги, дискуссии

8

Обобщение и закрепление пройденного материала.

1

1

1

Круглый стол, игра, квест.

            ИТОГО                                               

8

8

8

Модуль «Основы математической грамотности»

5 класс

Тема занятия

Всего часов

(в неделю 1 ч)

Теория

Практика

Формы деятельности

1

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.  

1

1

1

Беседа, обсуждение, практикум.

2

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

1

1

1

Обсуждение, практикум,

брейн-ринг.

3

Задачи на переливание (задача Пуассона) и

взвешивание.

1

0

1

Обсуждение, урок-исследование.

4

Логические задачи: задачи о «мудрецах»,

о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

1

1

1

Беседа, обсуждение практикум.

5

Первые шаги в геометрии. Простейшие

геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.

2

1

2

Игра, урок-исследование, брейн-

ринг, конструирование.

6

Размеры объектов окружающего мира (от

элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов окружающего мира

1

0

1

Обсуждение, урок-практикум,

моделирование.

7

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

2

1

2

Урок-практикум.

                                                           Итого

9

5

9

6 класс

Тема занятия

Всего часов

(в неделю 1 ч)

Теория

Практика

Формы деятельности

1

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние.  

1

0

1

Игра, обсуждение, практикум.

2

Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем.

1

1

1

Исследовательская работа, урок

практикум.

3

Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа.

1

1

1

Обсуждение, урок-практикум,

соревнование.

4

Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары).

1

0

1

Урок-игра, урок-исследование.

5

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.

2

0

2

Урок-игра, индивидуальная работа в парах.

6

Графы и их применение в решении задач.

1

0

1

Обсуждение, урок-практикум.

7

Геометрические задачи на построение и на

изучение свойств фигур: геометрические

фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.

1

1

1

Беседа, урок-исследование,

моделирование.

8

Элементы логики, теории вероятности,

комбинаторики: таблицы,  диаграммы,

вычисление вероятности.

1

1

1

Обсуждение, урок-практикум,

проект, игра.

                                                           Итого

9

4

9

Модуль «Основы читательской грамотности»

5 класс

Тема занятия

Всего часов

(в неделю 1 ч)

Теория

Практика

Формы деятельности

1

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.

1

1

1

Беседа, конкурс.

2

Сопоставление содержания текстов

разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.

1

1

1

Работа в парах. Ролевая игра.

3

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

1

1

1

Беседа, дискуссия в формате

свободного обмена мнениями.

4

Типы текстов: текст-описание (художественное  и техническое).

2

1

2

Круглый стол.

5

Что такое вопрос? Виды вопросов.

1

1

1

Квест, конкурс.

6

Типы задач на грамотность чтения. Примеры  задач.

1

1

1

Квест, игра «Что? Где? Когда?».

7

Работа со сплошным текстом.

2

0

2

Ролевая игра.

                                                           Итого

9

6

9

6 класс

Тема занятия

Всего часов

(в неделю 1 ч)

Теория

Практика

Формы деятельности

1

Определение основной темы и идеи в эпическом произведении

1

1

1

Беседа, конкурс.

2

Древнерусская летопись как источник

информации о реалиях времени.

1

1

1

Круглый стол. Ролевая игра.

3

Сопоставление  содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах.

1

1

1

Работа в парах,

игра в формате КВН.

4

Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?

1

1

1

Квест, круглый стол.

5

Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)

1

1

1

Круглый стол, дискуссия.

6

Типы задач на грамотность. Интерпретационные  задачи.

2

1

2

Квест, игра «Что? Где? Когда?».

7

Работа с не сплошным текстом: таблицы и карты.

2

0

2

Беседа, дискуссия в формате

свободного обмена мнениями.

                                                           Итого

9

6

9

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

5 класс

Тема занятия

Всего часов

(в неделю 1 ч)

Теория

Практика

Формы деятельности

Звуковые явления

1

Звуковые явления. Звуки живой и неживой

природы. Слышимые и неслышимые звуки.

1

1

1

Беседа, демонстрация записей

звуков.

2

Устройство динамика. Современные

акустические системы. Шум и его воздействие на человека.

1

1

1

Наблюдение физических  явлений.

Строение вещества

3

Движение и взаимодействие частиц. Признаки  химических реакций. Природные индикаторы.

1

1

1

Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение  физических явлений.

4

Вода. Уникальность воды

1

1

1

5

Углекислый газ в природе и его значение.

1

1

0

Земля и земная кора. Минералы

6

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.

1

1

1

Работа с коллекциями минералов и горных пород.

7

Атмосфера Земли.

1

1

0

Живая природа

8

Уникальность планеты Земля. Условия для

существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.

1

1

0

Беседа. Презентация.

                                                           Итого

8

6

5

6 класс

Тема занятия

Всего часов

(в неделю 1 ч)

Теория

Практика

Формы деятельности

Строение вещества

1

Тело и вещество. Агрегатные состояния

вещества.

1

0

1

Наблюдения

2

Масса. Измерение массы тел.  

1

0

1

Лабораторная работа

3

Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели

атома.

1

1

1

Моделирование

Тепловые явления

4

Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры.

1

1

1

Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение  физических явлений.

5

Плавление и отвердевание. Испарение и

конденсация. Кипение.

1

1

1

Проектная работа

Земля, Солнечная система и Вселенная

6

Представления о Вселенной. Модель Вселенной.

1

1

0

Обсуждение. Исследование. Проектная работа

7

Модель солнечной системы.

1

1

0

Живая природа

8

Царства живой природы

1

1

0

Квест

                                                           Итого

8

6

5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по внеурочной деятельности «Наука и жизнь» 5 класс (34 ч)

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

  1. Модуль: «Основы финансовой грамотности» (8 час)

1.

Почему важно развивать свою финансовую грамотность

2.

От чего зависит благосостояние семьи

3

Учимся оценивать финансовое поведение людей.

4

Учимся оценивать финансовое поведение людей.

5

Деньги: что это такое

6

Учебные мини-проекты "Деньги"

7

Из чего складываются доходы семьи

8

Учимся считать семейные доходы

  1. Модуль: «Основы математической грамотности»

9.(1)

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.  

10.(2)

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

 11.(3)

Задачи на переливание (задача Пуассона) и

взвешивание.

12.(4)

Логические задачи: задачи о «мудрецах»,

о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

13.(5)

Первые шаги в геометрии. Простейшие

геометрические фигуры. Наглядная геометрия.

14.(6)

Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.

15.(7)

Размеры объектов окружающего мира (от

элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов окружающего мира

16.(8)

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

17.(9)

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

  1. Модуль: «Основы читательской грамотности»

18.(1)

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.

19.(2)

Сопоставление содержания текстов

разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.

20.(3)

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

21.(4)

Типы текстов: текст-описание (художественное  и техническое).

22.(5)

Типы текстов: текст-описание (художественное  и техническое).

23.6)

Что такое вопрос? Виды вопросов.

24.(7)

Типы задач на грамотность чтения. Примеры  задач.

25.(8)

Работа со сплошным текстом.

26.(9)

Работа со сплошным текстом.

  1. Модуль:  «Основы естественнонаучной грамотности»

27.(1)

Звуковые явления. Звуки живой и неживой

природы. Слышимые и неслышимые звуки.

28.(2)

Устройство динамика. Современные

акустические системы. Шум и его воздействие на человека.

29.(3)

Движение и взаимодействие частиц. Признаки  химических реакций. Природные индикаторы.

30.(4)

Вода. Уникальность воды

31.(5)

Углекислый газ в природе и его значение.

32.(6)

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.

33.(7)

Атмосфера Земли.

34.(8)

Уникальность планеты Земля. Условия для

существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.

Итого-34 час; Проект-1 Практические работы -5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по внеурочной деятельности «Наука и жизнь» 6 класс (33 ч)

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

1.Модуль: «Основы финансовой грамотности» (8 час)

1.

Удивительные факты и истории о        деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность.

2.

Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?

3

Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты.

4

Социальные выплаты: пенсии, пособия.

5

Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться?

6

Личные деньги

7

Сколько стоит "свое дело"?

8

Обобщение и закрепление пройденного материала.

  1. Модуль: «Основы математической грамотности»

9.(1)

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние.  

10.(2)

Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем.

 11.(3)

Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа.

12.(4)

Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары).

13.(5)

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.

14.(6)

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.

15.(7)

Графы и их применение в решении задач.

16.(8)

Геометрические задачи на построение и на

изучение свойств фигур: геометрические

фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.

17.(9)

Элементы логики, теории вероятности,

комбинаторики: таблицы,  диаграммы,

вычисление вероятности.

.

  1. Модуль: «Основы читательской грамотности»

18.(1)

Определение основной темы и идеи в эпическом произведении

19.(2)

Древнерусская летопись как источник

информации о реалиях времени.

20.(3)

Сопоставление  содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах.

21.(4)

Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?

22.(5)

Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)

23.6)

Типы задач на грамотность. Интерпретационные  задачи.

24.(7)

Работа с не сплошным текстом: таблицы и карты

25.(8)

Работа с не сплошным текстом: таблицы и карты

  1. Модуль: «Основы естественнонаучной грамотности»

Строение вещества

26.(1)

Тело и вещество. Агрегатные состояния

вещества.

27.(2)

Масса. Измерение массы тел.  

28.(3)

Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели

атома.

Тепловые явления

29.(4)

Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры.

30.(5)

Плавление и отвердевание. Испарение и

конденсация. Кипение.

Земля, Солнечная система и Вселенная

31.(6)

Представления о Вселенной. Модель Вселенной.

        

32.(7)

Модель солнечной системы.

Живая природа

33.(8)

Царства живой природы

Итого-33 час;  Практические работы- 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом для формирования функциональной грамотности учащихся 5-7 классов

Как сделать так, чтобы обращение к научной литературе стало для школьников важной необходимостью? А как привить любовь к классической литературе современным детям, нередко предпочитающих гаджеты книга...

Задания на формирование функциональной грамотности обучающихся 5-6 классов.

Задания на формирование функциональной грамотности направлены на развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разных жизненных ситуациях. Эта способность включает в се...

Разработка заданий по функциональной грамотности (для 6-7 класса)

В наши дни под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем больше таких задач, чем ...

«Формирование функциональной грамотности учащихся 5-9 классов средствами ИКТ на уроках биологии и химии»

laquo;Роль естественнонаучной грамотности в оценке образовательных достижений учащихся 5-9 классов»...

Задания по функциональной грамотности для учащихся 8 класса по комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя

Подойдет для уроков изучения комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя. Задания с описанием критериев....

Тема самообразования «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ» 2022-2023 уч г:

Нужные источники по теме самообразования «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»...

Методическая разработка заданий, направленных на оценку и развитие функциональной грамотности по истории (10 класс)

Цель: разработать задания, направленные на развитие функциональной (читательской) грамотности обучающихся на уроке истории.Направление функциональной грамотности: читательскаяУчебный предмет: ист...