ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ БИОЛОГИИ И ХИМИИ
методическая разработка по биологии (5, 6, 7 класс)

Аннотация. В статье обоснована актуальность применения современных подходов к преподаванию биологии и химии. В настоящее время перед современной школой ставится задача подготовки таких выпускников, которые способны воспринимать новые идеи, принимать нестандартные решения, легко адаптироваться к меняющимся условиям жизни  и быть востребованными современным обществом. Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. Вот почему, модернизация образования предполагает применение современных подходов к преподаванию предметов биологии и химии.

Ключевые слова: современные подходы к преподаванию, исследовательская деятельность, активизация познавательной деятельности, метапредметные результаты обучения, естественнонаучная грамотность, формирование естественнонаучной картины мира, качество образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ БИОЛОГИИ И ХИМИИ

Аннотация. В статье обоснована актуальность применения современных подходов к преподаванию биологии и химии. В настоящее время перед современной школой ставится задача подготовки таких выпускников, которые способны воспринимать новые идеи, принимать нестандартные решения, легко адаптироваться к меняющимся условиям жизни  и быть востребованными современным обществом. Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. Вот почему, модернизация образования предполагает применение современных подходов к преподаванию предметов биологии и химии.

Ключевые слова: современные подходы к преподаванию, исследовательская деятельность, активизация познавательной деятельности, метапредметные результаты обучения, естественнонаучная грамотность, формирование естественнонаучной картины мира, качество образования.

Научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить - учение для бытия; научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя,  - учение для совместной жизни. Вот основные приоритеты современного образования во всём мире. 

Если проанализировать современные концепции образования, то можно прийти к выводу, что характерной чертой этих теорий является признание человека субъектом активной учебно-познавательной деятельности и общения, действующим в объективном мире, познающим и преобразующим этот мир и себя.

Главная задача современного учителя – организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы ученики стали активными субъектами учебной деятельности, осознанно и самостоятельно овладевали научными фактами и законами, на основании которых должны формироваться убеждения, совершенствоваться умения и навыки. Вот почему, актуальным сегодня является применение современных подходов к преподаванию биолгии.

Современное общество претерпевает изменения каждый день. Развитие и технический прогресс не стоят на месте, и каждая сфера жизни вынуждена использовать инновационные технологии, методы и подходы. Образовательная среда обязана «шагать» в ногу со временем. И. для реализации новых государственных стандартов, современный учитель должен обладать определенными компетенциями, чтобы грамотно и результативно организовать собственную работу.

Главная цель обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.

В основу Государственного образовательного стандарта основного общего образования положены принципы личностно-ориентированного, компетентностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов.

Инновационная деятельность – это процесс разработки, внедрения, и освоения новшеств, применения современных подходов к преподаванию.

В современной школе приоритетными признаны следующие направления и способы организации преподавания биологии:

- компетентностный подход в обучении;

- деятельностный подход;

- личностный подход;

- коммуникативный подход;

- социокультурный подход

Компетентностный подход – это принципиально новый подход в обучении. Однако идеи его не чужды отечественной педагогике, их можно рассматривать как логическим продолжением лучших педагогических идей:

- Концепция содержания образования И.Я. Лернера, В.В. Краевского, И.К. Журавлёва об образовании как о трансляции культуры, сконцентрированной в социальном опыте объяснения и осмысления явлений, эмоционального отношения к миру, практической и творческой деятельности;

- Концепция общеучебных умений и навыков, трактовка которых близка к трактовке некоторых ключевых компетенций;

- Идеи Ю.К. Бабанского об оптимизации учебного процесса;

- Коммунарская методика воспитательной работы И.П. Иванова и др.

Основным для компетентностного подхода является новое для отечественной педагогики понятие «компетенция».

Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» предполагает освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.  Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем, а это невозможно без получения глубоких знаний.

Компетентностный подход – это комплекс общих принципов, которые необходимы для того чтобы определить цели образования, организовать образовательный процесс и оценить его результаты.

Принципы компетентностного подхода:

1. Смысл образования – развивать у учащихся способность самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта.

2. Содержание обучения – действия и операции, соотносящиеся с навыками и умениями, которые нужно получить.

3. Создание условий для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения поставленных проблем.

Деятельностный подход направлен на развитие умений и навыков обучающихся, активную познавательную деятельность, применение приобретенных знаний в практических ситуациях, поиск путей интеграции в социокультурную и естественную (природную) среду обитания.

Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе активной познавательной деятельности. Задача учителя заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Реализация технологии системно-деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывая их сам.
  2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа (формируется система).
  3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе- обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.
  4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
  6. Принцип вариативности предполагает развитие у обучающегося вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
  7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Личностный подход – это индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих само установление, самоутверждение, самореализацию.

На сегодняшний день наиболее целесообразным считается применение в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий. Это связано с тем, что «в меру нарастания глобализационных процессов и связанного с ними перехода к новым научно-информационным технологиям происходит изменение самой парадигмы человеческого прогресса, сутью и основным измерением которого становится развитие личности» [15, с. 5].

Предпосылкой возникновения личностно-ориентированной технологии является гуманистическая теория, представителями которой были Сократ, Платон, Аристотель, Сенека и другие. В эпоху Возрождения ее представителями являлись Томмазо Кампаннела, Сирано де Бержерак и другие, которые считали человека наивысшей ценностью творения. А позже Жан-Жак Руссо, Л.Н. Толстой и другие выдвинули идею свободного воспитания, которое бы помогало каждому человеку развивать свои способности.

На сегодняшний день в отечественной и зарубежной педагогике и психологии определен ряд концептуальных положений, принципов и подходов. Эти принципы постепенно выкристаллизовывались в теоретических достижениях таких известных ученых, как К. Гольдштейн, А. Маслоу, Дж. Олпорт, К. Роджерс, Э. Фром, Г.А. Балл, И.Д. Бех, Р.С. Гуревич, В.В. Давыдов, И.А. Зязюн, А.С. Макаренко, В.А. Моляко, Н.Г. Ничкало, А.В. Петровский, В.А. Сухомлинский и многих других.

В основе личностно-ориентированного обучения лежит гуманный подход к личности учащегося. А это, в свою очередь, подразумевает:

- наиболее полное раскрытие и формирование целой совокупности личностных качеств учащегося, его способностей, задатков и талантов с учетом потенциальных возможностей;

- развитие положительных морально-этических качеств;

- гуманное и демократическое отношение к учащемуся, уважение к его личности;

- понимание особенностей психического и физического развития учащегося, потребностей и мотивов поведения;

- создание доверительных отношений в атмосфере благоприятного психологического климата;

- помощь в личностном становлении;

- сотрудничество с учащимся, исключая принуждение и учитывая его желания и интересы.

Основные принципы личностно-ориентированного обучения:

  1. Принцип направленности обучения на развитие личности ученика осуществляется через создание условий для каждого школьника по формированию индивидуального стиля деятельности, а именно через самостоятельную и контрольную работы с разноуровневыми заданиями; выбор ролей в деятельности групп; возможность выбора уровня домашнего задания.
  2. Принцип успешности обучения означает собственный успех каждого школьника, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности при работе оценочной системы (поощрение с помощью накопления баллов, жетонов). Это позволяет увеличить интенсивность урока за счет повышения активности учащихся и возможности оценить каждого, создает высокий эмоциональный подъем и настрой на весь урок, условие для повышения интереса к предмету, увеличения количества учеников, вовлекаемых в активную учебно-познавательную деятельность.

  Цели образования: научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей; научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности). Вот почему, наряду с другими современными подходами в обучении, важен и коммуникативный подход. 

Коммуникативный подход направлен на формирование коммуникативно-речевых умений учащихся (умение выражать свои мысли и чувства, доказывать, объяснять, принимать общие решения). Коммуникативные умения: сотрудничество и кооперация, постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; речевые умения (выражение мысли - монолог, диалог и др.). Коммуникативные навыки:  активность; инициативность; сотрудничество. 

Сущность коммуникативных технологий состоит в ориентации на межличностное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе, гуманизации педагогического воздействия.

Коммуникативные педагогические технологии развиваются в рамках педагогики сотрудничества, которая провозглашает следующие принципы:

- человек находится в активно-деятельном отношении к миру и самому себе;

- активность субъекта выступает в высшем своем творческом проявлении, когда субъект поднимается до становления самого себя;

- идея деятельного становления призвания человека.

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду урока позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию знаний. Информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

 В период модернизации содержания образования, когда идеи гуманизации и гуманитаризации, выбора и ответственности стали особенно определяющими, естественным образом на передний план вышла проблема взаимозависимости и взаимоответственности человека и природы.

Социокультурный подход предполагает необходимость формирования ценностного и на его основе ответственного отношения человека к окружающему миру. В современном мире происходят существенные изменения ценностных основ взаимодействия общества и природы. По мере усиления негативного воздействия на природу возрастает и степень человеческой ответственности за нее.

Решение вышеназванных проблем осуществляется в контексте социокультурного подхода. Культура при этом понимается как специфический способ человеческой деятельности: являясь универсальной характеристикой деятельности, она, в свою очередь, как бы задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность преподавания биологии в современной школе, ее ценностных оснований.

Смысл социокультурного подхода к преподаванию биологии в современной школе заключается в подготовке информированного, компетентного, осознающего себя в общекультурном контексте, готового продолжить образование и действовать в новых социально-экономических условиях выпускника. При этом основной акцент делается на такие человеческие ценности, как жизнь и здоровье, достоинства человека, свобода личности и естественное право человека быть хозяином своей судьбы, осознающего меру морально-нравственной ответственности за свой выбор и за свои деяния.

В этом случае, целью биологического образования является подготовка биологически и экологически грамотного человека, который должен понимать значение жизни как наивысшей ценности, уметь строить свои отношения с природой на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде; знать биологические термины, понятия, теории, владеть навыками их применения в различных областях материальной или духовной культуры.

Применение современных подходов к преподаванию биологии способствуют формированию коллектива единомышленников – учителя и учеников.  Это, в свою очередь, обеспечивает совершенствование педагогического мастерства учителя, а получение учениками качественных интегрированных знаний и умений, которые используются в практической деятельности, расширяет их образовательное пространство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения»

Содержание………………………………………………………………..............2Введение…………………………………………………………………………..31.     УУД………………………………………………………………………....42.     УМК……………………………….…………………...

«Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения»

Сегодня в нашей стране  большие изменения, которые коснулись и системы образования. В настоящее время  активно внедряется введение в школу Федеральных государственных стандартов нового покол...

Выступление на тему:Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения

Выступление на тему:Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения...

Современные подходы к преподаванию химии в школе

Главными педагогическими целями познаний являются:повышение качества знанийобеспечение дифференцированного подхода в образовательном процессеобеспечение условий для адаптации детей в современном инфор...

Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях ФГОС

Сегодня в нашей стране  большие изменения, которые коснулись и системы образования. В настоящее время  активно обсуждается введение в школу Федеральных государственных стандартов нового поко...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии с применением информационно-компьютерных технологий

Применение системно-деятельностного подхода в обучении предполагает самостоятельную деятельность каждого учащегося. Главной задачей учителя становится управление  познавательной деятельностью уча...