ПРИМЕНЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
статья по биологии (9 класс)
В данной статье освещены основные аспекты функциональной грамотности, естественно-научной грамотности, как составляющей ФГ, а так же даны примеры заданий по естественно-научной грамотности на уроках биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_estestvennonauchnoy_gramotnosti_na_urokah_biologii.docx | 71.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Васильева К.И.
учитель химии и биологии, МБОУ « СШ № 54», г. Иваново
В статье рассматриваются современные аспекты естественнонаучной грамотности, применение заданий из этой области на уроках биологии, что соответствует одной из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально – грамотных людей.
Ключевые слова: PISA, естественнонаучная грамотность, контекст, уровень познавательных действий, содержательная область, тип знания.
В настоящее время под понятием современный человек подразумевают человека, который получает качественное образование, который компетентен в интеграции знаний, умений, отношений и ценностей, который переносит предметные знания в ситуации, приближенные к жизненным, возникшие как эффект формирования знаний и умений. Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями (определение используемое в PISA).
Рис. 1
Поэтому в современных школах необходимо уделять значительное количество времени для формирования естественнонаучной грамотности у обучающихся посредством различных заданий, соответствующих требованиям PISA.
В МБОУ « СШ № 54» г. Иваново в рамках Региональной инновационной площадки по формированию функциональной грамотности, на уроках биологии применяются различные виды заданий, которые формируют навыки применения знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реальностям. Так, например, на уроке по изучению раздела генетики, ребятам предоставляется несколько различных заданий:
Задание №1. Найти пару символ – понятие:
Таблица № 1 Таблица № 2
Символ | |
♂ | 1 |
а | 2 |
F1 | 3 |
Х | 4 |
P | 5 |
F2 | 6 |
А | 7 |
♀ | 8 |
Определение | |
знак скрещивания | а |
рецессивный ген, отвечающий за зеленую окраску. Запишите символику в конспект. | б |
гибриды второго поколения | в |
мужская особь | г |
доминантный ген, отвечающий за формирование желтой окраски семян | д |
женская особь | е |
гибриды первого поколения | ж |
родительское поколение | з |
Задание № 2. Перед вами в технологической карте представлены фотографии известных личностей, их родителей и дан текст. Прошу вас внимательно рассмотреть фотографии и прочитать текст, а затем сравнить фотографии и выявить признаки наследственности (чем похожи, какие заболевания характерны для семьи.) На основании текста дать предположения о наследственных качествах, передавшихся потомкам. Предположения записать в технологической карте. (обучающимся предоставляются фотографии известных личностей и их родителей, личности могут относится к различным сферам деятельности – физики, химики, литераторы и т.д., а также дается текст, описывающий жизнь каждого).
Задание № 3. Вставить пропущенные слова в текст.
Генетика – наука о законах___________ и___________. Основателем генетики является чешский ученый ________________. Основные закономерности наследования признаков были установлены им с помощью _____________________метода.
Материальной основой наследственности являются _________, которые являются участками молекулы ___________и определяют развитие всех ____________________организма.
Совокупность всех генов организма называется _____________. Под влиянием _____________ и условий среды формируется _________ , который представляет собой совокупность всех ______________ организма.
Благодаря заданиям, направленным на развитие естественнонаучных компетенций у школьников появляется стремление аргументировать обсуждаемые вопросы и проблемы, относящиеся к естественным наукам, в результате чего обучающийся учится объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования. На основе реализации естественнонаучной грамотности в образовании формируется продуктивная деятельность обучающихся.
Список литературы
- http://www.centeroko.ru/
- http://skiv.instrao.ru/content/board1/obshchie-podkhody/
- Киселев Ю.П., Ямщмкова Д.С. Живые системы. Естественнонаучная грамотность. Тренажер. 7 – 9 классы: Москва, 2022.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии
В данной работе предлагается с помощью особых типов задач развивать естественно-научную грамотность на уроках биологии. Использование таких заданий помогает развить универсальные учебные действия, учи...
Модели учебных заданий, направленные на развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии
Модели учебных заданий, направленные на развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии...
Из опыта работы по формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии
В статье поднимается проблема качества российского естественнонаучного образования. Автор предлагает разработанные задачи для формирования у обучающихся естественнонаучной грамотности. Материал будет ...
Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии.
Как осуществить процесс формирования естественнонаучной грамотности? Сделать его не только увлекательным для ребёнка, но и продуктивным....
"Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии "
Естественно-научная грамотность является составной частью функциональной грамотности, которая оценивается в международном исследовании образовательных достижений 15-летних школьников PISA .Результаты ...
"Из опыта работы по формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии».
Методическая разработка :"Из опыта работы по формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии». В статье поднимается проблема качества российского естественнонаучного обр...
естественнонаучная грамотность на уроках биологии
Сегодня мне хотелось поделиться своими методическими приёмами и находками по формированию практических компетенций и формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии.Цель: формирование у...