Строение и работа сердца человека
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Строение и работа сердца человека.
Цель: Рассмотреть строение сердца. Сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. Раскрыть особенности регуляции сердечных сокращений.
Ход урока
Мотивационный этап (подготовка к активному осознанному восприятию темы).
Обращение к эпиграфу урока
К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lb_serdtse.docx | 30.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Строение и работа сердца человека.
Цель: Рассмотреть строение сердца. Сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. Раскрыть особенности регуляции сердечных сокращений.
Ход урока
Мотивационный этап (подготовка к активному осознанному восприятию темы).
Обращение к эпиграфу урока
К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них.
Безымянный древне египетский врач.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
Задание 1 (индивидуальный опрос. Карточки)
- Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют – … (внутреннюю среду организма).
- Жидкая соединительная ткань – … (кровь).
- Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – … (эритроциты).
- Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – … (анемия).
- Человек, дающий свою кровь для переливания, – … (донор).
Задание 2 (проблемный вопрос – парная работа)
- В одной популярной книге по физиологии образно сказано: “в каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушения и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание”. Что подразумевается под “кораблями” и “гаванями”. (Корабли – эритроциты, Гавани – красный костный мозг).
- И.П. Павлов сказал: “в организме имеется “чрезвычайная” реакция, при которой организм жертвует какой то частью для спасения целого”. Про что это сказано? (Фагоцитоз).
Кардиология – раздел медицины, изучающий строение, функции и заболевания сердечно-сосудистой системы, а также разрабатывающий методы их диагностики, лечения и профилактики.
Стенка сердца имеет три слоя: эпикард – наружный серозный слой, покрывает сердце (срастается с перикардом); миокард – средний мышечный слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей (каждое мышечное волокно содержит 1-2 ядра, множество митохондрий); эндокард – внутренний слой (из эпителия).
Лабораторная работа
Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящий во время одного сокращения сердца. Длится оно менее 1 секунды. Сердечный цикл состоит из трех фаз Самостоятельная работа (заполнить таблицу “сердечный цикл”).
Фазы сердечного цикла | Продолжительность фаз (сек) | Положение клапанов | Движение крови |
1. Сокращение предсердий (систола) 2. Сокращение желудочков (систола) 3. Пауза. Расслабление предсердий и желудочков (диастола). | 0,1 сек. 0,3 сек. 0,4 сек. | Створчатые – открыты. Створчатые – закрыты. Створчатые – открыты. | предсердие – желудочек желудочек – предсердие вены – предсердие, желудочек |
Задача .Человеку 80 лет. Определите, сколько лет отдыхали у него желудочки сердца. В среднем частота биения сердца 70 ударов в минуту. (46 лет) Чем обусловлено высокая работоспособность сердца?
- Высоким уровнем обменных процессов, происходящих в нем.
- Усиленным снабжением его мышц кровью.
- Строгим ритмом его деятельности (фазы работы и отдыха каждого отдела строго чередуются).
1. Задание. Термины и понятие .
- Перикард – околосердечная сумка;
- Эпикард – наружный серозный слой;
- Миокард – средний мышечный слой;
- Эндокард – внутренний слой;
- Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца, “гладкие воздухоносители”, “воздушные жилы”;
- Аорта (греч) – “прямая артерия”;
- Капиляры (лат) – “капилярис” – “волосной”;
- Предсердие сердца (лат) – “атриум” – “передний двор”;
- Желудочки – мускульные образования – проталкивают кровь по артериальному пути;
- Клапан (нем) – “клаппе” – “крышка, заслонка, закрывание просвета”;
- Сердце – “середина”;
- Кардиология – раздел медицины, изучающий строение, функции и заболевания сердечно-сосудистой системы, а так же разрабатывающий методы их диагностики, лечения и профилактики.
Задача. Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в минуту, при каждом сокращении выбрасывая около 150 см3. крови. Какой объем крови перекачивает ваше сердце за время шести уроков в школе?
Решение.70 х 45 = 3150 раз сократится сердце за урок.
3150 х 150 = 472500 см3 = 472, 5 л крови будет перекачено за урок.
475,2 х 6 =2835 л крови перекачивает сердце за 6 уроков.
Домашнее задание
Задача .Человеку 80 лет. Определите, сколько лет отдыхали у него желудочки сердца. В среднем частота биения сердца 70 ударов в минуту. (46 лет) . Учить определения
2. Задание. Тест (взаимопроверка).
Вопросы | Варианты ответов | ||
А | Какие клапаны находятся между желудочками и предсердиями? | 1 | Полулунные клапаны |
Б | Как называются сосуды, по которым движется кровь от сердца? | 2 | Артерии |
В | Какая камера сердца наибольшей толщины? | 3 | Усиливают работу сердца |
Г | Какие клапаны находятся между левым желудочком и аортой, правым желудочком и легочной артерией? | 4 | Перикард |
Д | Как называются сосуды, по которым движется кровь к сердцу? | 5 | Три |
Е | Чему способствуют адреналин и соли кальция? | 6 | Левое предсердие |
Ж | Какова роль парасимпатического отдела Ц. н. с.? | 7 | Створчатые клапаны |
З | Какая камера выбрасывает кровь в легочную артерию? | 8 | Уменьшает частоту и силу сокращений |
И | Чем окружено сердце? | 9 | Вены |
К | Что снабжает сердечную мышцу кровью? | 10 | Сонная артерия |
Л | Сколько отделов в сердце? | 11 | Автоматизм |
М | Число фаз сердечного цикла? | 12 | Левый желудочек |
Н | Сокращение предсердий | 13 | Диастола |
О | Сердечная пауза | 14 | Систола |
П | Способность сердца ритмически сокращаться | 15 | 4 |
Ответы
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
А | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
Б | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
В | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
Г | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
Д | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
Е | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
Ж | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
З | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
И | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
К | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
Л | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
М | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
Н | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
П | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
V. Самостоятельная работа (по итогам экскурсии) – творческое задание:
Презентация методического пособия.
VI. Подведение итогов.
Задание_1.
- Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют – … .
- Жидкая соединительная ткань – … .
- Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – … .
- Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – … .
- Человек, дающий свою кровь для переливания, – … .
Задание_2.
Вариант 1.
В одной популярной книге по физиологии образно сказано: “в каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушения и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание”. Что подразумевается под “кораблями” и “гаванями”..
Вариант 2.
И.П. Павлов сказал: “в организме имеется “чрезвычайная” реакция, при которой организм жертвует какой то частью для спасения целого”. Про что это сказано? .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку биологии в 8кл. "строение и работа сердца"
урок+презентация по теме "строение и работа сердца" предназначена для учителей работающих в 8 классах. в уроке определены цели и задачи, приложен тест для индивидуальной работы на уроке, поставлены во...
Проблемная технология. Урок в 8 классе "Строение и работа сердца"
Комбинированый урок с применением проблемной технологии....
Урок "Строение и работа сердца"
-Разве сердце выглядит так, как изображается этот символ? Где находится сердце?А что для вас сердце? Зачем оно нам нужно? Учащиеся высказывают свои предположения....
урок "Строение и работа сердца человека"
урок "Строение и работа сердца человека" по технологии модульного обучения...
Контрольная работа по теме "Строение и работа сердца"
Проверочная работа...
«Строение и работа сердца человека». с использованием ЭОР
Цели: Образовательная: Рассмотреть строение сердца;Сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца;Раскрыть особенности регуляции серд...
Технологическая карта урока «Строение и работа сердца» из опыта работы
Наиболее «удачным» сценарием современного урока является его обобщенно-графическое выражение, а именно Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаим...