Планирование занятий с одаренными детьми 8,11 класс
консультация по биологии (8, 11 класс)
Программа дополнительных занятий занятий с одаренными детьми по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy_dlya_raboty_s_odarennymi_detmi.docx | 37.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование занятий
с одаренными учащимися 8 классов по биологии учитель химии и биологии Пшелуцкая Т.В.
2019-2020гг.
Пояснительная записка
Данное планирование составлено в соответствии с требованиями программы на основе авторской программы В.В. Пасечника, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской курса биологии для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Планирование учитывает рекомендации Примерной программы по биологии для основной школы.
Основной целью занятий по биологии с одарёнными учащимися является сформированность у обучающихся с высоким уровнем знаний умения видеть и понимать ценность образования, значимость биологических знаний.
Основные задачи системы занятий:
- Формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли биологии в создании современной естественно-научной картины мира;
- Развитие умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого биологические знания;
- Приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;
- Создание ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества.
Занятия проводятся 1 час в неделю, всего 35 часов.
Ожидаемые результаты.
В результате освоения знаний дополнительных занятий, учащиеся будут
знать и понимать:
-признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;
-сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,
-особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
-объяснять: родство человека с млекопитающими животными, зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
-изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
-распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека;
-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; -проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника,в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
-соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
-оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
-рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
-проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
№п/ п | даты | Тема занятия | Основные понятия темы | |
план | факт | |||
1 | 6.09 | 6.09 | Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов | Ткани, система органов, орган |
2 | 13.09 | 13.09 | Рефлекторная регуляция органов и систем органов. | Рефлекс, звенья рефлекторной дуги |
3 | 20.09 | 20.09 | Гуморальная регуляция органов и систем органов. | Гормоны, их свойства, функции |
4 | 27.09 | 27.09 | Железы внутренней секреции | Эндокринная система |
5 | 4.09 | 4.09 | Строение нервной системы. Спинной мозг | ЦНС, строение и функции спинного мозга |
6 | 11.09 | 11.09 | Строение головного мозга Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка | Головной мозг, отделы, их функция |
7 | 18.09 | 18.09 | Функции переднего мозга. | Передний мозг, мозжечок, кора извилины, доли мозга |
8 | 25.09 | 25.09 | Соматический и автономный отделы нервной системы | Соматический и автономный отделы нервной системы, узлы |
9 | 8.11 | 8.11 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности, ее особенности, гипофиз |
10 | 15.11 | 15.11 | Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей. | Костная ткань, осевой, добавочный скелет, соединение костей. |
11 | 22.11 | 22.11 | Работа скелетных мышц и их регуляция | Мышцы, работа статическая и динамическая, гиподинамия |
12 | 29.11 | 29.11 | Заболевания, гигиена. Первая помощь при повреждениях ОДС | Повреждение опорно- двигательной системы: ушиб, перелом, синяк, шина, растяжение связок, вывих, практические задания |
13 | 6.12 | 6.12 | Кровь. Внутренняя среда организма | Антиген, антитело, компоненты среды: кровь, лимфа, тканевая жидкость |
14 | 13.12 | 13.12 | Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. | Неспецифический и специфический иммунитет. Инфекционные и паразитические заболевания. Появление иммунитета. Аллергия. СПИД, тканевая совместимость |
15 | 20.12 | 20.12 | Транспортные системы организма. Строение сосудов | Лифатическая, кровеносная система, артерии, вены, капилляры |
16 | 10.01 | 10.01 | Круги кровообращения | Артериальная кровь, венозная кровь, большой и малый круги кровообращения. Кровообращение, отток лимфы |
17 | 17.01 | 17.01 | Строение и работа сердца | Автоматизм, строение сердца, сердечный цикл, опыты. |
18 | 24.01 | 24.01 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения | Движение крови по сосудам, работа сердца, артериальное давление, нарушение артериального давления. |
19 | 31.01 | 31.01 | Гигиена сердечно-сосудистой системы. | Гипертония, гипотония, некроз, инфаркт миокарда, юношеская гипертония, первая помощь при стенокардии, гипертонии. |
20 | 7.02 | 7.02 | Дыхание. Легкие. Легочное и тканевое дыхание | Дыхание, артикуляция, органы дыхания, строение и функции, |
верхние и нижние дыхательные пути | ||||
21 | 14.02 | 14.02 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания | Механизм вдоха и выдоха. Нервно- гуморальная регуляция дыхания. |
22 | 21.02 | 21.02 | Строение и функции пищеварительной системы | Питание, питательные вещества, пищеварительная система, железы. |
23 | 28.02 | Пищеварение в различных отделах пищеварительной систмы | Пищеварении в ротовой полости, желудке, Кишечнике, работа пищеварительных ферментов, решение биологических задач | |
24 | 7.03 | Регуляция пищеварения | Регуляция деятельности пищеварения, учение Павлова | |
25 | 14.03 | Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины | Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен, способы определения норм питания. | |
26 | 21.03 | Энергозатраты человека. Пищевой рацион | Составление пищевого рациона | |
27 | 25.03 | Строение и функции кожи. Терморегуляция | Роль кожи в терморегуляции, ее строение, уход за кожей, волосами, ногтями | |
28 | 5.04 | Система выделения. | Органы выделения, почки, нефрон, первичная, вторичная моча | |
29 | 11.04 | Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. | Строение анализатора, его функции, зрительный анализатор | |
30 | 18.04 | Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. | Слуховой, вкусовой анализаторы, орган равновесия | |
31 | 25.04 | Высшая нервная деятельность | Биологическая природа и социальная сущность человека. Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Особенности психики человека | |
32 | 5.05 | Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. | Биологические ритмы. Сон (фазы сна). Бодрствование, значение сна | |
33 | 16.05 | Особенности психики человека. | Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения: условные рефлексы. Динамический стереотип, рассудочная деятельность | |
34 | 23.05 | Размножение и развитие человека. | Оплодотворение. Органы размножения человека. Бесполое и половое размножение. Онтогенез, филогенез, плацента, развитие плода | |
35 | 30.05 | Факторы здоровья и факторы риска. Вредные и полезные привычки. | Влияние образа жизни на здоровье человека | |
Итого 35 часов |
Календарно-тематическое планирование
Планирование занятий с одаренными учащимися 11 классов по биологии учитель химии и биологии Пшелуцкая Т.В. 2019-2020 гг
Пояснительная записка
Данное планирование составлено в соответствии с требованиями программы на основе авторской программы В.В. Пасечника, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской курса биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень)
Основной целью занятий по биологии с одарёнными учащимися в 11 классе является подготовка одаренных детей к предметным олимпиадам, к сдаче выпускных экзаменов в форме ЕГЭ и поступлению в высшие учебные заведения, а также развития исследовательских способностей и реализации их на практике.
Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе изучения учащимися биологии растений, животных, человека, общей биологии и экологии, являются хорошей мотивационной основой для изучения предмета, дальнейшего развития исследовательских навыков, а также профессиональной ориентации школьников. .
Задачи:
- Углубить знания по темам: эволюция органического мира, экология, антропогенез, биосфера.
- Закрепить навыки решения задач по общей биологии;
- Закрепление и развитие системы биологических понятий, законов и закономерностей;
- Подготовка учащихся к олимпиадам и научно-практическим конференциям.
В ходе обучения по данной программе учащиеся должны знать:
- особенности жизни как формы существования материи;
- роль физических и химических процессов в живых системах;
- фундаментальные понятия о биологических системах;
- основные теории биологии;
- соотношения социального и биологического в эволюции человека;
- основные области применения биологических знаний в практике
уметь:
- пользоваться знаниями биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле; -
давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; - работать с учебной и научной литературой, составлять планы, проекты, рефераты; - владеть языком предмета
Занятия проводятся 1 час в неделю, всего 35 часов.
Календарно-тематическое планирование
№ | даты | Тема занятий | Основные понятия, виды деятельности | |
п/п | план | факт | ||
1 | 8.09 | 8.09 | Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж-Б. Ламарка. | Основные взгляды К. Линнея и Ж-Б. Ламарка, сообщения |
2 | 15.09 | 15.09 | Основные систематические категории их соподчиненность | Систематические категории, решение тестов |
3 | 22.09 | 22.09 | Вирусы —неклеточные формы жизни. | Вирусы, строение, жизнедеятельность |
4 | 29.09 | 29.09 | Вид, его критерии | Критерии вида, решение задач |
5 | 7.09 | 7.09 | Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции | Популяция, СТЭ |
6 | 14.09 | 14.09 | Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина | Учение Дарвина |
7 | 21.09 | 21.09 | Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. | Микроэволюция, способы видообразования, решение тестов |
8 | 28.09 | 28.09 | Взаимосвязь движущих сил эволюции | Движущие силы эволюции в свете СТЭ |
9 | 10.09 | 10.09 | Формы естественного отбора | Формы ЕО, роль в современном обществе |
10 | 17.09 | 17.09 | Борьба за существование | Виды борьбы, решение тестов |
11 | 24.09 | 24.09 | Синтетическая теория эволюции | Основные положения СТЭ, отличия от теории Дарвина |
12 | 1.12 | 1.12 | Элементарные факторы эволюции. | Факторы эволюции в свете СТЭ |
13 | 8.12 | 8.12 | Исследования С.С. Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. | Популяционная генетика, решение задач |
14 | 15.12 | 15.12 | Доказательства эволюции живой природы | Группы доказательств, работа с научной литературой |
15 | 22.12 | 22.12 | Результаты эволюции-приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. | Приспособленность организмов, пути ее формирования, решение задач |
16 | 12.01 | 12.01 | Макроэволюция. Направления и пути эволюции | Макроэволюция |
17 | 19.01 | 19.01 | Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация | Прогресс, регресс, ароморфозы, идиоадаптации, дегенерация |
18 | 26.01 | 26.01 | Гипотезы возникновения жизни на Земле | Гипотезы, обсуждение |
19 | 2.02 | 2.02 | Основные ароморфозы в эволюции растений и животных | Основные ароморфозы |
20 | 9.02 | Основные ароморфозы в эволюции растений и животных растений, и животных | Основные ароморфозы | |
21 | 16.02 | Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции | Система органического мира | |
22 | 25.02 | Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира | Антропогенез, его стадии | |
23 | 2.03 | Гипотезы происхождения человека современного вида. Движущие силы и этапы эволюции человека. | Эволюция человека, работа с литературой | |
24 | 9.03 | Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека | Расы, происхождение, расизм | |
25 | 16.03 | Среды обитания организмов. Экологические факторы. Их значение. | Экология, факторы. | |
26 | 23.03 | Экосистема (биогеоценоз), её компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль | Биогеоценоз, его компоненты | |
27 | 6.04 | Видовая и пространственная структура экосистемы. Трофические уровни | Структуры биогеоценоза, тесты ФИПИ | |
28 | 13.04 | Цепи и сети питания, их звенья. | Пищевая цепь, передача энергии | |
29 | 20.04 | Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. | Решение задач, тестов | |
30 | 27.04 | Саморазвитие и смена экосистем. | Сукцессия | |
31 | 4.05 | Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем. | Анроценоз, биогоценоз | |
32 | 11.05 | Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. | Учение о биосфере, решение задач | |
33 | 18.05 | Живое вещество, его функции. | Живое вещество, функции, решение задач | |
34 | 22.05 | Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека | Деятельность человека, его влияние на биосферу | |
35 | 24.05 | Проблемы устойчивого развития биосферы. Правила поведения в природной среде. | Проблемы современного человечества | |
Итого 35 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа занятий с одаренными детьми
Программа занятий с одаренными детьми...
Календарно-тематическое планирование работы с одаренными детьми по истории России
Календарно-тематическое планирование разработано для учителей истории, преподающих историю в 9-ых классах. Цель работы в данном направлении: обобщить и углубить знания по курсу предмета "Истори...
Интегрированный подход и инсценирование на уроках английского языка. Методические разработки занятий с одаренными детьми.
Цель: повысить интерес учащихся к изучению английского языка в нестандартной обстановке, развить творческие способности одаренных учащихся....
Образовательная программа "Художественное чтение" для занятий с одаренными детьми
Программа «Художественное чтение» предназначена для занятий с одаренными детьми.Данная авторская программа обучения детей и подростков исполнительскому искусству художественного чтения дополняет...
Рабочая программа для индивидуальных занятий с одаренными детьми по английскому языку.Автор Степанова Алина Александровна,МАОУСОШ №72
Рабочая программа для индивидуальных занятий с одаренными детьми по английскому языку...
Рабочая программа групповых занятий с одаренными детьми 7-8 классов по русскому языку
Рабочая программа предназначена для групповых занятий с одаренными детьми 7-8 классов по русскому языку...
Рабочая программа занятий с одаренными детьми 9 класс
Работа с одаренными детьми...