Рабочая программа элективного курса " Формирование естественнонаучной грамотности" для 10-11 классов
рабочая программа по биологии (10, 11 класс)
Программа направлена на формирование естественнонаучной грамотности учащихся 10-11 классов. Способствует дополнительной подготовке к ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ek_formirovanie_engpshelutskaya_t.v.docx | 66.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №4
к основной образовательной программе
среднего общего образования
по ФГОС СОО
Утверждено:
Приказ № _817_ от _31.08.2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Формирование естественно-научной грамотности»
(наименование КУРСА)
на уровень среднего общего образования
(уровень образования)
________________________11 в (универсальный) класс____________________________
(класс)
Разработана:
Ф.И.О. учителя | Должность | Квалификационная категория |
Пшелуцкая Тамара Владимировна | Учитель химии и биологии | высшая |
2022-2023
Пояснительная записка к к рабочей программе элективного курса
«Формирование естественно-научной грамотности»
обучающихся 10-11 классов в соответствии с ФГОС СОО
на 2022-2023 учебный год
Программа элективного курса разработана на основе следующих нормативных документов:
Федерального уровня:
− Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 17.02.2021 № 10-ФЗ, от 24.03.2021 № 51-ФЗ, от 05.04.2021 № 85-ФЗ, от 20.04.2021 № 95-ФЗ, от 30.04.2021 № 114-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 02.07.2021 № 310-ФЗ, от 02.07.2021 № 320-ФЗ, от 02.07.2021 № 321-ФЗ, от 02.07.2021 № 322-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ, от 30.12.2021 № 433-ФЗ, от 30.12.2021 № 433-ФЗ, от 30.12.2021 № 472-ФЗ, от 16.04.2022 № 108-ФЗ, от 11.06.2022 № 154-ФЗ);
− Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 № 93-ФЗ, от 01.07.2021 №264-ФЗ);
− Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613, от 11.12.2020 № 712);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
− Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (в редакции протокола № 2/16-з от 28.06.2016 г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодёжи»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Регионального уровня:
− Постановление Правительства ХМАО – Югры «О порядке организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения» от 9 августа 2013 г. № 303-п (в ред. постановления Правительства ХМАО – Югры от 09.09.2016 N 346-п; от 22.01.2021 №8-п),
Институционального уровня:
- Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Нягани «Средняя общеобразовательная школа №6» имени Августы Ивановны Гордиенко, почетного гражданина города Нягани»;
- Основная образовательная программа среднего общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Нягани «Средняя общеобразовательная школа №6» имени Августы Ивановны Гордиенко, почетного гражданина города Нягани, (приказ об утверждении от 31.08.2022 №817)
Актуальность и практическая значимость
Одной из приоритетных задач школы является необходимость формирования таких образовательных результатов, которые позволят современному выпускнику школы стать успешными в жизни, в профессиональной деятельности. Качество образовательных результатов современного школьника, оценивается через его функциональную грамотность. По результатам исследований PISA и TIMSS российские учащиеся успешно выполняли задания на воспроизведение знаний в простых ситуациях и затруднялись применить их в ситуациях, близких к реальной жизни. Оценка уровня естественнонаучной грамотности выпускников школы России, т.е. их умений применять полученные знания в контексте повседневной жизни, показала, что этот уровень значительно ниже средних международных результатов. Проблема формирования функциональной грамотности учащихся и всего подрастающего поколения отражена в Послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному собранию 2018 г: «Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». Необходимо также развивать способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества
Новизна программы заключается в том, что в основе лежат задачи с обязательным ситуационным контекстом, с необычными новыми формулировками и неопределенностью в способах решения. Формирует новые навыки и развивает универсальные способы деятельности.
Мотивирующий потенциал программы заключается в том, что материалы и задания, лежащие в основе курса, описывают ситуации, близкие и понятные каждому школьнику, а контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в жизни.
Развивающий потенциал является значимым, так как программа направлена на развитие мышления обучающихся; овладение ими эффективными приемами умственной деятельности; формирование умений логически грамотно рассуждать, делать выводы, формулировать цели, строить умозаключения; стремление пополнить знания о предмете; выявление связи изучаемого материала с окружающей жизнью и практической деятельностью людей; оценивание практической значимости изучаемого материала.
Программа обладает большим воспитательным потенциалом, так как в процессе решения предложенных задач формируются личностные качества обучающихся: настойчивость, терпение, воля к победе, которые должны появиться у учащихся в процессе обучения.
Воспитательный потенциал курса реализуется через:
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, использование воспитательных возможностей содержания раздела через подбор соответствующих упражнений; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе
- применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках (например, иностранный язык, русский язык);
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока
Здоровьесберегающий потенциал программы реализуется из предположения, что после изучения курса, учащиеся поймут, что биология, наука, глубоко связанная с нашей жизнью, которая поможет решить многие бытовые проблемы.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образовательная область - «Естествознание».
Направление – общеинтеллектуальное.
Преемственность курса
Содержание курса «Формирование естественно-научной грамотности» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МАОУ МО г. Нягань «СОШ №6» им. А.И. Гордиенко. В содержании курса используются межпредметные связи с историей, химией, медициной, математикой, литературой, русским языком, географией.
Цель курса – развитие естественно-научной грамотности школьников как индикатора качества и эффективности биологического образования.
Задачи курса:
- сформировать умение работать с нетрадиционным заданием, в частности, с заданием,
отличным от привычного текстового, для которого известен способ решения;
- развивать умения работать с информацией, представленной в различных формах:
текст, таблицы, диаграммы, схемы, рисунок, чертеж;
- научить отбирать нужную информацию, если задача содержит избыточную
информацию; привлекать дополнительную информацию, использовать личный опыт;
- формировать умение моделировать ситуацию;
- развивать критическое мышление;
- формировать умение размышлять: использовать перебор возможных вариантов
решения, а также метод проб и ошибок;
- совершенствовать умение представлять в словесной форме обоснование своего
решения.
Место курса в структуре основной образовательной программы - включен в учебный план 11 универсального класса (с углублённым изучением химии и биологии).
Реализуется за счет часов внеурочной деятельности.
Возрастная группа учащихся – учащиеся 15-17 летнего возраста (10 или 11 классы).
Количество учебных часов в 11 классе - 1 час в неделю. Всего 34 часа.
Методы обучения, воспитания, развития
-инновационно-деятельностный – алгоритмизация, творческая инвариантность;
-неформально-личностностый – задачи с использованием биографии личностей значимых людей;
-метод активного обучения – технология решения конкретных ситуаций;
-метод проблемного обучения - через создание проблемной ситуации, решение которой потребует от учащегося вложения интеллектуальных сил;
-метод контекстного обучения - деловые игры и задачи, следует рассматривать как комплексный прием, моделирующий типовые жизненные ситуации.
Совокупность этих методов позволяет оценивать следующие показатели сформированности качества знаний:
- системность – ученик демонстрирует логичность рассуждений, умения соотносить различные факты, рассматривать их в системе, соблюдать последовательность и логичность в действиях, необходимых для решения задачи;
- осмысленность – сформированы умения подтверждать полученные результаты примерами, в том числе из личного опыта, анализировать представленную в задаче ситуацию, выявлять ее закономерности; аргументировано доказывать сделанные выводы и обосновать способы решения задачи;
- действенность (функциональность) – демонстрируются умения и готовность применять теоретические знания для решения практико-ориентированных задач;
- самостоятельность – ученик демонстрирует самостоятельность мышления, способность применять знания в измененных ситуациях.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к результатам освоения курса внеурочной деятельности по биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные и метапредметные результаты освоения курса.
Личностные универсальные учебные действия
ученик научится
1) в рамках когнитивного компонента будут сформированы:
- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными событиями;
2) в рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
3) в рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
- готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
готовность к выбору профильного образования.
ученик получит возможность для формирования
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные планируемые результаты
Программа развития универсальных учебных действий
1) Регулятивные универсальные учебные действия
ученик научится
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
ученик получит возможность научиться
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- построению жизненных планов во временной перспективе;
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
- основам саморегуляции эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
2) Коммуникативные универсальные учебные действия
ученик научится
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- основам коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
ученик получит возможность научиться
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
3) Познавательные универсальные учебные действия
ученик научится
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
- обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
ученик получит возможность научиться
- основам рефлексивного чтения;
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- организовывать исследование с целью проверки гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
4) Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
ученик научится
- осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
- входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
- выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.
ученик получит возможность научиться осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.
5) Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
ученик научится
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
- выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
- использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
ученик получит возможность научиться
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
- использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
6. Основы смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
ученик научится
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- различать темы и подтемы специального текста;
- выделять главную и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
ученик получит возможность научиться анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
ученик научится
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок;
- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
ученик получит возможность научиться выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
ученик научится
- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
ученик получит возможность научиться
- критически относиться к рекламной информации;
- находить способы проверки противоречивой информации;
- определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ | Наименование разделов | Всего часов | Количество часов | Реализация модуля программы воспитания «Школьный урок» | |
уроки | Лабораторные и практические работы | ||||
1 | Введение | 2 | 2 | 0 | Развития самостоятельности, рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для дальнейшего развития способностей Установление доверительных отношений между учителем и его учениками |
2 | Раздел 1. Гены, генетические вариации и наследственность (7 часов) | 7 | 0 | 0 | Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений |
3 | Раздел 2.Основные методы молекулярной генетики и генной инженерии и их практическое применение (14 часов) | 14 | 11 | 3 | Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений |
4 | Раздел 3. Закономерности наследственности и изменчивости. Развитие естественнонаучной грамотности (6 часов) | 6 | 6 | 0 | Развитие познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей, обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями |
5 | Раздел 4.Основы селекции и биотехнологии». Развитие естественнонаучной грамотности (6 часов) | 5 | 5 | 0 | Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений |
6 | Итого | 34 | 31 | 3 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ»
(11 класс, 34 часов – 1 час в неделю)
Введение. (2часа) Вводная диагностика.
Раздел 1. Гены, генетические вариации и наследственность (7 часов).
Спроси ученого о генетике. Гены, генетические вариации и наследственность. Актуальность генетики в современном мире. Ген, хромосома и геном. Генетические признаки и способы их изучения. Популяционная генетика
Оборудование. Сплошные тексты (плакаты, листовки,), смешанные тексты (инфографика), не сплошные тексты (графики, диаграммы, таблицы). Работа с научными текстами по теме «Гены, генетические вариации и наследственность»
Раздел 2. Основные методы молекулярной генетики и генной инженерии и их практическое применение (14 часов).
Получение образцов ДНК (экстрагирование). Метод полимеразной цепной реакции (ПЦР)Электрофоретическое разделение нуклеиновых кислот и белков. Биотехнология.
Генетическая инженерия. Генетика и структурная биология. Генетика и структурная биология. Медицинская генетика и стволовые клетки. Работа с научными текстами по теме «Основные методы молекулярной генетики и генной инженерии и их практическое применение»
Раздел 3. Закономерности наследственности и изменчивости. Развитие естественнонаучной грамотности (6 часов). Решение практико-ориентированных задач по генетике. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование. Генетические карты. Взаимодействие генов. Решение практико-ориентированных задач. Выполнений заданий нового формата из вариантов ЕГЭ-2021 и ЕГЭ-2022, ВПР и PISA.
Раздел 4.Основы селекции и биотехнологии». Развитие естественнонаучной грамотности (5 часов). Селекция, основы, достижения. Методология науки.
Исследовательский проект. Решение практико-ориентированных задач. Итоговая диагностика.
Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Формирование естественно-научной грамотности»
Тема занятия | Содержание | Дата | ||||
Количество часов | План | Факт | Форма занятий | |||
1-2 | Введение (2 часа). Вводная диагностика | Проходят диагностику через решение демонстрационной версии КИМ по проверке функциональной грамотности | 2 | повторение и усвоение пройденного | ||
Раздел 1. Гены, генетические вариации и наследственность (7 часов) | ||||||
3 | Актуальность генетики в современном мире | 1 | Лекция | |||
4 | Актуальность генетики в современном мире | 1 | Комбинированное | |||
5 | Ген, хромосома и геном | 1 | Лекция | |||
6 | Генетические признаки и способы их изучения | 1 | Лекция, беседа, практическая работа | |||
7 | Популяционная генетика | 1 | Лекция, беседа | |||
8 | Решение задач ситуационных, проблемных. Гены, генетические вариации и наследственность | 1 | Урок решения задач | |||
9 | Работа с научными текстами по теме «Гены, генетические вариации и наследственность» | 1 | Урок отработки смыслового чтения | |||
Раздел 2.Основные методы молекулярной генетики и генной инженерии и их практическое применение (14 часов) | ||||||
10 | Получение образцов ДНК (экстрагирование) | 1 | Просмотр учебного фильма | |||
11 | Получение образцов ДНК (экстрагирование). Лабораторная работа | 1 | Практические занятия | |||
12 | Метод полимеразной цепной реакции (ПЦР) | 1 | Лекция, беседа | |||
13 | Метод полимеразной цепной реакции (ПЦР). Лабораторная работа | 1 | Комбинированное занятие | |||
14 | Электрофоретическое разделение нуклеиновых кислот и белков. | 1 | Комбинированное занятие, семинар | |||
15 | Электрофоретическое разделение нуклеиновых кислот и белков. Лабораторная работа | 1 | Практическое занятие | |||
16 | Биотехнология. | 1 | Лекция | |||
17 | Биотехнология. | 1 | Семинар, презентации | |||
18 | Генетическая инженерия. | 1 | Лекция | |||
19 | Генетическая инженерия. | 1 | Семинар, презентации | |||
20 | Генетика и структурная биология. | 1 | Лекция | |||
21 | Генетика и структурная биология. | 1 | Практическое решение задач | |||
22 | Медицинская генетика и стволовые клетки | 1 | Лекция, презентации | |||
23 | Решение задач (ситуационных, контекстных, экологических) | 1 | Урок решения задач | |||
Раздел 3. Закономерности наследственности и изменчивости. Развитие естественнонаучной грамотности (6 часов) | ||||||
24 | Решение практико-ориентированных задач по генетике. Часть 1 | 1 | Урок решения задач | |||
25 | Решение практико-ориентированных задач по генетике. Часть 2 | 1 | Урок решения задач | |||
26 | Решение практико-ориентированных задач по генетике. Часть 3 | 1 | Урок решения задач | |||
27 | Решение практико-ориентированных задач по генетике. Часть 4 | 1 | Урок решения задач | |||
28-29 | Выполнений заданий нового формата из вариантов ЕГЭ-2023, ВПР и PISA. | 2 | Урок решения задач | |||
Раздел 4.Основы селекции и биотехнологии». Развитие естественнонаучной грамотности (5 часов) | ||||||
30 | Селекция, основы, достижения | 1 | Лекция, презентации | |||
31 | Методология науки | 1 | Семинар | |||
32 | Исследовательский проект | 1 | Проекты | |||
33 | Решение практико-ориентированных задач. | 1 | Урок решения задач | |||
34 | Итоговое тестирование | 1 | Решение тестовых работ | |||
Итого | 34 |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОГО ПРОЦЕССА
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
I. Технические средства обучения | ||
1 | Компьютер | 1 |
2 | Проектор | 1 |
3 | Колонки акустические | 2 |
4 | Интерактивная доска Starboard | 1 |
5 | Документ-камера Starboard Нitachi DCHD – 5м | 1 |
6 | Принтер для копирования и печати материалов для контрольных и проверочных работ | 1 |
7 | Картридж | 4 штуки в год |
8 | Бумага | 9 пачек |
II. Учебная мебель | ||
1 | Стол учителя | 1 |
2 | Стол демонстрационный | 1 |
3 | Стул мягкий учительский | 1 |
4 | Ученические парты двухместные | 15 |
5 | Стулья ученические | 30 |
Проведение уроков с применением дистанционных технологий проходит на платформах: ЦОП ХМАО-Югры, Skype, Viber, WhatsApp, Zoom, Jitsi Meet , Discord и др. с использова6нием электронных и цифровых образовательных ресурсов:
- https://sdamgia.ru – Подготовка учащихся к сдаче ВПР, ОГЭ, ЕГЭ
- https://vprtest.ru - Подготовка учащихся к сдаче ВПР
- https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа
- https://fipi.ru/ ФИПИ
- http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
- http://www.school.edu.ru/ -Российский общеобразовательный портал
- https://videouroki.net/ Видеоуроки в интернет"
- https://studarium.ru
- https://bio-faq.ru/33ubrominimum.html
- https://yandex.ru/tutor/.
Основные электронные образовательные ресурсы
1. «Алгоритмика» – международная школа математики и программирования для детей от 5 до 17 лет: https://algoritmika.org/
2. Всероссийский образовательный проект «Урок цифры»: https://урокцифры.рф/
3. Всероссийский открытый урок, проект по ранней профориентации школьников «ПроеКТОриЯ»: https://proektoria.online/
4. Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе. Материалы участников конкурса могут быть полезны учителю http://www.konkurs-eor.ru/materials
5. Газета «Информатика» издательского дома «Первое сентября» http://inf.1september.r
6.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция
разнообразных ЦОР в различных форматах http://www.school-collection.edu.ru
7. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог ЭОР для
учителей-предметиков http://window.edu.ru
8. Интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» с
интерактивными уроками по основным школьным предметам, олимпиады:
https://uchi.ru/
9. Конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/
10. Маркетплейс – каталог электронных книг, курсов, интерактивных
и видеоматериалов: https://elducation.ru/
11. Модель эволюционной школы (ЭВОЛШ). Все предметы – в тематических
кейсах. Знания – в контексте!:
https://sites.google.com/view/evolsch/evolsch?authuser=0;
12. Моя школа в online: https://cifra.school/
13. Навигатор Кружкового движения НТИ: https://kruzhok.org/
14. Образовательная платформа «LECTA» образовательная платформа,
содержащая электронные продукты для учителей / Электронные формы
учебников: https://lecta.rosuchebnik.ru/
15. Образовательные викторины: https://quizizz.com
16. Образовательный портал «ЯндексУчебник»: https://education.yandex.ru/home/
17. Образовательный центр «Сириус»: https://edu.sirius.online/
18. Он-лайн школа «Фоксфорд«: https://foxford.ru/
19. Онлайн-платформа: https://codewards.ru/
20. Онлайн-платформа «Мои достижения«: https://myskills.ru/
21. Онлайн-платформа «Олимпиум«: https://olimpium.ru/
22. Онлайн-платформа «Открытая школа»: https://2035school.ru/login
23. Онлайн-школа »Skyeng«: https://skyeng.ru/
24. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.. Коллекция ЦОР
http://www.openclass.ru
25. Портал «Российская электронная школа«: https://resh.edu.ru/
26. Портал «ЯКласс«: https://www.yaklass.ru/
27. ПЕДСОВЕТ.ORG. Медиатека, включающая ЦОР и методические
разработки http://pedsovet.org/m
28. Реестр примерных основных общеобразовательных программ /
Примерные основные общеобразовательные программы / Основные
образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей): http://fgosreestr.ru
29. Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/
30. Российский образовательный портал. Коллекция ЦОР
http://www.school.edu.ru
31. Сайт национальной сборной WorldSkills Russia: https://worldskills.ru/
32. Сайт Федеральный институт оценки качества образования / Единая
система оценки качества образования / Всероссийские проверочные работы /
Национальные исследования качества образования / Методология и критерии
оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на
32
основе практики международных исследований качества подготовки
обучающихся: https://fioco.ru/ru/osoko
33. Сайт Центра оценки качества образования ИСРО РАО /Международные
исследования / Национальные исследования: http://www.centeroko.ru/
34. Центры цифрового образования «IT-куб»: http://айтикуб.рф/
35. Цифровой образовательный ресурс для школ: https://www.yaklass.ru/
36. Цифровые ресурсы для учебы: https://www.все.онлайн/
37. Цифровые ресурсы и сервисы для школы группы компаний
«Просвещение»: https://digital.prosv.ru/
38. ЦОС «Мобильное Электронное Образование»: https://edu.mobedu.ru/ui/#/login
39. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
Крупнейший каталог ЦОР в различных форматах http://fcior.edu.ru
40. Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/view
41. Федеральный портал Российского образования http://www.edu.ru/
42. Электронно-библиотечная система «БИБЛИОШКОЛА» ИД «ДиректМедиа»: https://biblioschool.ru/
43. Электронные образовательные ресурсы. Репозиторий планов-конспектов
уроков, коллекция ЭОР http://eorhelp.ru
№ п/п | Наименование учебного оборудования | Краткое содержание |
Биология: растения и животные Попытка создать информационный ресурс, позволяющий узнать, как можно больше о различных видах животных и растений, ещё пока существующих на нашей планете; выяснить их принадлежность к разным классам, родам и подвидам; выделить особенности их существования, возможность нормального содержания в домашних условиях и многое другое, что может быть интересно. Научно-популярная информация о животных и растениях. Классификатор видов. Фотографии. Сведения о редких и исчезающих представителях флоры и фауны. Тесты и задания по зоологии и ботанике. Самое интересное о животных и растениях, ссылки на ресурсы близкой тематики. | ||
Ресурс будет интересен учителям биологии (его материалы можно использовать как при подготовке к занятиям, так и непосредственно во время урока) и ученикам (при подготовке домашних заданий и при самостоятельном углубленном изучении предмета). На сайте опубликована интернет-версия иллюстрированного учебника курса "Открытая Биология". В разделе «Модели» имеются интерактивные Java-апплеты и анимации по биологии. Раздел «Биология в Интернет» содержит обзор Интернет-ресурсов по биологии и постоянно обновляется. В коллекции «On-line тестов» собрано более 4000 тестов, в том числе и по биологии. Тесты генерируются с учетом темы и желаемого уровня сложности. Кроме того, на сайте представлены 51 модель по биологии, разработанные компанией ФИЗИКОН. Работая с моделями, ученики смогут провести свое небольшое исследование по заданной теме. | ||
Ресурс содержит информацию о членистоногих, фотографии нескольких видов бабочек, стрекоз и пауков. | ||
Ресурс «Редкие и исчезающие животные России» - это информация о животных России, внесенных в Красную книгу, а также их фотографии, рисунки, аудиофайлы – записи голосов, видеосюжеты. | ||
На сайте представлена справочная информация по большому количеству животных, их описание и фотографии. | ||
Ресурс «О непобедимой любви к животным» – это интересная и разнообразная информация о самых различных животных. Особенности подбора материала и его изложения делают этот сайт хорошим помощником учителю. | ||
Ресурс «База знаний по биологии человека» содержит учебник по молекулярной биологии человека, биохимии, физиологии, генной и белковой инженерии. | ||
Ресурс содержит электронное пособие «Учебный курс по общей биологии», включающий теоретические основы цитологии, генетики, экологии, теории эволюции и материал для закрепления и усвоения (упражнения и вопросы). Сюда же входит обучающая программа по общей биологии (демо-версии программ). | ||
Ресурс «Природа: национальный портал» - это полная информация о природных ресурсах всех регионов РФ. Флора, фауна, охраняемые территории. Коллекция ссылок на материалы, посвященные науке и образованию. Региональные и мировые новости. Государственное управление сферой охраны природы. Атлас тематических карт. | ||
Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека. | ||
Содержит единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии. | ||
Я иду на урок биологии: 1 сентября | ||
Современный урок биологии: онлайн-уроки, видео урок, методичка | ||
Учительский портал: урок, презентация, тесты, интерактивная доска | ||
Открытый урок: ЦОР, презентации, разработка уроков, программы. | ||
Фестиваль педагогических идей | ||
Единая коллекция ЦОР | ||
Энциклопедия растений и животных | ||
Красная книга России (животные) | ||
Красная книга России (растения) | ||
ФИПИ | ||
Web-атлас "Окружающая среда и здоровье населения России" | ||
Рыбий мир | ||
Палеоареалы | ||
Общая биология | ||
Интернет-журнал "В мире животных" | ||
Российский сайт о динозаврах | ||
Всё о грибах | ||
Биологический словарь On-line | ||
Ботаника. Зоология. Общая биология. | ||
Медицинская энциклопедия. Анатомический атлас | ||
Мир животных. | ||
ОДС человека | ||
Палеоэнтомология в России | ||
Проблемы эволюции | ||
Теория эволюции | ||
Чарльз Дарвин: биография и книги | ||
Занимательно о ботанике. Жизнь растений | ||
Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия | ||
Государственный Дарвиновский музей |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Акулова О.В. Конструирование ситуационных задач для оценивания компетентности учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. СПб: КАРО, 2008.
2. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Современная школа: Опыт модернизации: Кн. для учителя. СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
3. Первые результаты международной программы PISA-2009. М., 2010
4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. //Школьные технологии. – 2004.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897)
6. Сайт ФИПИ. Обкрытый банк заданий по функциональной грамотности
7. https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/calendar/2021/4/0 Санкт-Петербургская региональная система оценки качества образования. Варианты КИМ по функциональной грамотности
8. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-g Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»
9. https://education.apkpro.ru/login. Формирование естественно-научной грамотности по генетике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса «Речевой этикет»
Под речевым этикетом понимаются правила речевого поведения, система речевых формул общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уваже...
Рабочая программа элективного курса по математике для 10-11 классов "Параметры и модули"
Данная программа позволяет сформировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами и модулями, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс
В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...
Рабочая программа элективного курса «Введение в химию» Химия 6 класс
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в форми...
рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса "Тестовые задания с ипользованием ИКТ"
Программа элективного курса рассчитана на учащихся 11 класса.Цель курса: повысить интерес к гуманитарному образованию. Задачи:быстро и эффективно повторить весь курс русского языка, пройденного в осно...
Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс"
Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс" Включает календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа элективного курса «Формирование языковых компетентностей».
Рабочая программа элективного курса «Формирование языковых компетентностей» предназначена для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации....