Рабочая программа элективного курса " Формирование естественнонаучной грамотности" для 10-11 классов
рабочая программа по биологии (10, 11 класс)

Пшелуцкая Тамара Владимировна

Программа направлена на формирование естественнонаучной грамотности учащихся 10-11 классов. Способствует дополнительной подготовке к ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ek_formirovanie_engpshelutskaya_t.v.docx66.89 КБ

Предварительный просмотр:

                         Приложение №4

                                                                    к основной образовательной программе

                                                среднего общего образования

                                                                           по ФГОС СОО

                  Утверждено:

                                                      Приказ № _817_ от _31.08.2022 г.        

       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Формирование естественно-научной грамотности»

(наименование КУРСА)

на уровень среднего общего образования

                                                                    (уровень образования)

________________________11 в (универсальный) класс____________________________

                                                           (класс)

                                                                                             Разработана:

Ф.И.О. учителя

Должность

Квалификационная категория

Пшелуцкая Тамара Владимировна

Учитель химии и биологии

высшая

        2022-2023

Пояснительная записка к к рабочей программе элективного курса

 «Формирование естественно-научной грамотности»

обучающихся 10-11 классов в соответствии с ФГОС СОО

на 2022-2023 учебный год

Программа элективного курса   разработана на основе следующих нормативных документов:

Федерального уровня:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 17.02.2021 № 10-ФЗ, от 24.03.2021 № 51-ФЗ, от 05.04.2021 № 85-ФЗ, от 20.04.2021 № 95-ФЗ, от 30.04.2021 № 114-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 02.07.2021 № 310-ФЗ, от 02.07.2021 № 320-ФЗ, от 02.07.2021 № 321-ФЗ, от 02.07.2021 № 322-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ, от 30.12.2021 № 433-ФЗ, от 30.12.2021 № 433-ФЗ, от 30.12.2021 № 472-ФЗ, от 16.04.2022 № 108-ФЗ, от 11.06.2022 № 154-ФЗ);

− Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 № 93-ФЗ, от 01.07.2021 №264-ФЗ);

− Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613, от 11.12.2020 № 712);

− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

− Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (в редакции протокола № 2/16-з от 28.06.2016 г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию);

− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодёжи»;

− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

Регионального уровня:         

− Постановление Правительства ХМАО – Югры «О порядке организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения» от 9 августа 2013 г. № 303-п (в ред. постановления Правительства ХМАО – Югры от 09.09.2016 N 346-п; от 22.01.2021 №8-п),

Институционального уровня:

- Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Нягани «Средняя общеобразовательная школа №6» имени Августы Ивановны Гордиенко, почетного гражданина города Нягани»;

- Основная образовательная программа среднего общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Нягани «Средняя общеобразовательная школа №6» имени Августы Ивановны Гордиенко, почетного гражданина города Нягани, (приказ об утверждении от 31.08.2022 №817)

Актуальность и практическая значимость

Одной из приоритетных задач школы является необходимость формирования таких образовательных результатов, которые позволят современному выпускнику школы стать успешными в жизни, в профессиональной деятельности. Качество образовательных результатов современного школьника, оценивается через его функциональную грамотность. По результатам исследований PISA и TIMSS российские учащиеся успешно выполняли задания на воспроизведение знаний в простых ситуациях и затруднялись применить их в ситуациях, близких к реальной жизни. Оценка уровня естественнонаучной грамотности выпускников школы России, т.е. их умений применять полученные знания в контексте повседневной жизни, показала, что этот уровень значительно ниже средних международных результатов. Проблема формирования функциональной грамотности учащихся и всего подрастающего поколения отражена в Послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному собранию 2018 г: «Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». Необходимо также развивать способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества

Новизна программы заключается в том, что в основе лежат задачи с обязательным ситуационным контекстом, с необычными новыми формулировками и неопределенностью в способах решения. Формирует новые навыки и развивает универсальные способы деятельности.

Мотивирующий потенциал программы заключается в том, что материалы и задания, лежащие в основе курса, описывают ситуации, близкие и понятные каждому школьнику, а контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в жизни.

Развивающий потенциал является значимым, так как программа направлена на развитие мышления обучающихся; овладение ими эффективными приемами умственной деятельности; формирование умений логически грамотно рассуждать, делать выводы, формулировать цели, строить умозаключения; стремление пополнить знания о предмете; выявление связи изучаемого материала с окружающей жизнью и практической деятельностью людей; оценивание практической значимости изучаемого материала.

Программа   обладает большим воспитательным потенциалом, так как в процессе решения предложенных задач формируются личностные качества обучающихся: настойчивость, терпение, воля к победе, которые должны появиться у учащихся в процессе обучения.

Воспитательный потенциал курса   реализуется через:

  • побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
    на уроках явлений, использование воспитательных возможностей содержания раздела через подбор соответствующих упражнений;
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока
  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе
  • применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках (например, иностранный язык, русский язык);
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока


 Здоровьесберегающий потенциал программы реализуется из предположения, что после изучения курса, учащиеся поймут, что биология, наука, глубоко связанная с нашей жизнью, которая поможет решить многие бытовые проблемы.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательная область - «Естествознание».

Направление – общеинтеллектуальное.

Преемственность курса

Содержание курса «Формирование естественно-научной грамотности» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МАОУ МО г. Нягань «СОШ №6» им. А.И. Гордиенко. В содержании курса используются межпредметные связи с историей, химией, медициной, математикой, литературой, русским языком, географией.

 Цель курса – развитие естественно-научной грамотности школьников как индикатора качества и эффективности биологического образования.

 Задачи курса:

  • сформировать умение работать с нетрадиционным заданием, в частности, с заданием,

отличным от привычного текстового, для которого известен способ решения;

  • развивать умения работать с информацией, представленной в различных формах:

текст, таблицы, диаграммы, схемы, рисунок, чертеж;

  • научить отбирать нужную информацию, если задача содержит избыточную

информацию; привлекать дополнительную информацию, использовать личный опыт;

  • формировать умение моделировать ситуацию;
  • развивать критическое мышление;
  • формировать умение размышлять: использовать перебор возможных вариантов

решения, а также метод проб и ошибок;

  • совершенствовать умение представлять в словесной форме обоснование своего

решения.

         Место курса в структуре основной образовательной программы - включен в учебный план 11 универсального класса (с углублённым изучением химии и биологии).  

         Реализуется за счет часов внеурочной деятельности.

Возрастная группа учащихся – учащиеся 15-17 летнего возраста (10 или 11 классы).

Количество учебных часов в 11 классе - 1 час в неделю. Всего 34 часа.

Методы обучения, воспитания, развития

-инновационно-деятельностный – алгоритмизация, творческая инвариантность;

-неформально-личностностый – задачи с использованием биографии личностей значимых людей;

-метод активного обучения – технология решения конкретных ситуаций;

-метод проблемного обучения - через создание проблемной ситуации, решение которой потребует от учащегося вложения интеллектуальных сил;

-метод контекстного обучения - деловые игры и задачи, следует рассматривать как комплексный прием, моделирующий типовые жизненные ситуации.

 Совокупность этих методов позволяет оценивать следующие показатели сформированности качества знаний:

-  системность – ученик демонстрирует логичность рассуждений, умения соотносить различные факты, рассматривать их в системе, соблюдать последовательность и логичность в действиях, необходимых для решения задачи;

-  осмысленность – сформированы умения подтверждать полученные результаты примерами, в том числе из личного опыта, анализировать представленную в задаче ситуацию, выявлять ее закономерности; аргументировано доказывать сделанные выводы и обосновать способы решения задачи;

-  действенность (функциональность) – демонстрируются умения и готовность применять теоретические знания для решения практико-ориентированных задач;

-  самостоятельность – ученик демонстрирует самостоятельность мышления, способность применять знания в измененных ситуациях.

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Требования к результатам освоения курса внеурочной деятельности по биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные и метапредметные результаты освоения курса.

Личностные универсальные учебные действия

ученик научится

1) в рамках когнитивного компонента будут сформированы:

  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
  • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными событиями;

2) в рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

3) в рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

готовность к выбору профильного образования.

ученик получит возможность для формирования

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные планируемые результаты

Программа развития универсальных учебных действий

1) Регулятивные универсальные учебные действия

ученик научится

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • устанавливать целевые приоритеты;
  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении как в конце действия, так и по ходу его реализации;

основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

ученик получит возможность научиться

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • построению жизненных планов во временной перспективе;
  • при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
  • основам саморегуляции эмоциональных состояний;

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. 

2) Коммуникативные универсальные учебные действия

ученик научится

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • основам коммуникативной рефлексии;
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

ученик получит возможность научиться

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

3) Познавательные универсальные учебные действия

ученик научится

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
  • обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

ученик получит возможность научиться

  • основам рефлексивного чтения;
  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
  • организовывать исследование с целью проверки гипотез;

делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

4) Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

ученик научится

  • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
  • входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
  • выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

ученик получит возможность научиться осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.

5) Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

ученик научится

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
  • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
  • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
  • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. 

ученик получит возможность научиться

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
  • использовать догадку, озарение, интуицию;
  • использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
  • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

6. Основы смыслового чтения и работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

ученик научится

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;
  • выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
  • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
  • различать темы и подтемы специального текста;
  • выделять главную и избыточную информацию;
  • прогнозировать последовательность изложения идей текста;
  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
  • выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
  • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

ученик получит возможность научиться анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. 

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

ученик научится

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок;
  • выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. 

ученик получит возможность научиться выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

ученик научится

  • откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
  • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

ученик получит возможность научиться

  • критически относиться к рекламной информации;
  • находить способы проверки противоречивой информации;
  • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Наименование разделов

Всего  часов

Количество часов

Реализация модуля программы воспитания «Школьный урок»

уроки

Лабораторные и практические работы

1

Введение

2

2

0

Развития самостоятельности, рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для дальнейшего развития способностей

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками

2

Раздел 1. Гены, генетические вариации и наследственность (7 часов)

7

0

0

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений

3

Раздел 2.Основные методы молекулярной генетики и генной инженерии и их практическое применение (14 часов)

14

11

3

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений

4

Раздел 3. Закономерности наследственности и изменчивости. Развитие естественнонаучной грамотности (6 часов)

6

6

0

Развитие познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей, обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями

5

Раздел 4.Основы селекции и биотехнологии». Развитие естественнонаучной грамотности (6 часов)

5

5

0

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений

6

Итого

34

31

3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

(11 класс, 34 часов – 1 час в неделю)

Введение. (2часа) Вводная диагностика.

Раздел 1. Гены, генетические вариации и наследственность (7 часов).

Спроси ученого о генетике. Гены, генетические вариации и наследственность. Актуальность генетики в современном мире. Ген, хромосома и геном. Генетические признаки и способы их изучения. Популяционная генетика

Оборудование. Сплошные тексты (плакаты, листовки,), смешанные тексты (инфографика), не сплошные тексты (графики, диаграммы, таблицы). Работа с научными текстами по теме «Гены, генетические вариации и наследственность»

Раздел 2. Основные методы молекулярной генетики и генной инженерии и их практическое применение (14 часов).

Получение образцов ДНК (экстрагирование). Метод полимеразной цепной реакции (ПЦР)Электрофоретическое разделение нуклеиновых кислот и белков. Биотехнология.

Генетическая инженерия. Генетика и структурная биология. Генетика и структурная биология. Медицинская генетика и стволовые клетки. Работа с научными текстами по теме «Основные методы молекулярной генетики и генной инженерии и их практическое применение»

Раздел 3. Закономерности наследственности и изменчивости. Развитие естественнонаучной грамотности (6 часов). Решение практико-ориентированных задач по генетике. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование. Генетические карты. Взаимодействие генов. Решение практико-ориентированных задач. Выполнений заданий нового формата из вариантов ЕГЭ-2021 и ЕГЭ-2022, ВПР и PISA.

Раздел 4.Основы селекции и биотехнологии». Развитие естественнонаучной грамотности (5 часов). Селекция, основы, достижения. Методология науки.

Исследовательский проект. Решение практико-ориентированных задач. Итоговая диагностика.

Календарно-тематическое планирование элективного курса

 «Формирование естественно-научной грамотности»

Тема занятия

Содержание

Дата

Количество часов

План

Факт

Форма занятий

1-2

Введение (2 часа). Вводная диагностика

Проходят диагностику через решение демонстрационной версии КИМ по проверке функциональной грамотности

2

повторение и усвоение пройденного

Раздел 1. Гены, генетические вариации и наследственность (7 часов)

3

Актуальность генетики в современном мире

1

Лекция

4

Актуальность генетики в современном мире

1

Комбинированное

5

Ген, хромосома и геном

1

Лекция

6

Генетические признаки и способы их изучения

1

Лекция, беседа, практическая работа

7

Популяционная генетика

1

Лекция, беседа

8

Решение задач ситуационных, проблемных. Гены, генетические вариации и наследственность

1

Урок решения задач

9

Работа с научными текстами по теме «Гены, генетические вариации и наследственность»

1

Урок отработки смыслового чтения

Раздел 2.Основные методы молекулярной генетики и генной инженерии и их практическое применение (14 часов)

10

Получение образцов ДНК (экстрагирование)

1

Просмотр учебного фильма

11

Получение образцов ДНК (экстрагирование). Лабораторная работа

1

Практические занятия

12

Метод полимеразной цепной реакции (ПЦР)

1

Лекция,    беседа

13

Метод полимеразной цепной реакции (ПЦР). Лабораторная работа

1

Комбинированное занятие

14

 Электрофоретическое разделение нуклеиновых кислот и белков.

1

Комбинированное занятие, семинар

15

Электрофоретическое разделение нуклеиновых кислот и белков. Лабораторная работа

1

Практическое занятие

16

Биотехнология.

1

Лекция

17

Биотехнология.

1

Семинар, презентации

18

Генетическая инженерия.

1

Лекция

19

Генетическая инженерия.

1

Семинар, презентации

20

Генетика и структурная биология.

1

Лекция

21

Генетика и структурная биология.

1

Практическое решение задач

22

Медицинская генетика и стволовые клетки

1

Лекция, презентации

23

Решение задач (ситуационных, контекстных, экологических)

1

Урок решения задач

Раздел 3. Закономерности наследственности и изменчивости. Развитие естественнонаучной грамотности (6 часов)

24

Решение практико-ориентированных задач по генетике. Часть 1

1

Урок решения задач

25

Решение практико-ориентированных задач по генетике. Часть 2

1

Урок решения задач

26

Решение практико-ориентированных задач по генетике. Часть 3

1

Урок решения задач

27

Решение практико-ориентированных задач по генетике. Часть 4

1

Урок решения задач

28-29

Выполнений заданий нового формата из вариантов ЕГЭ-2023, ВПР и PISA.

2

Урок решения задач

Раздел 4.Основы селекции и биотехнологии». Развитие естественнонаучной грамотности (5 часов)

30

Селекция, основы, достижения

1

Лекция, презентации

31

Методология науки

1

Семинар

32

Исследовательский проект

1

Проекты

33

Решение практико-ориентированных задач.

1

Урок решения задач

34

Итоговое тестирование

1

Решение тестовых работ

Итого

34

         ОПИСАНИЕ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО   ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОГО ПРОЦЕССА

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

I. Технические средства обучения

1

Компьютер

1

2

Проектор

1

3

Колонки акустические

2

4

Интерактивная доска Starboard

1

5

Документ-камера Starboard Нitachi DCHD – 5м

1

6

Принтер для копирования и печати материалов для контрольных и проверочных работ

1

7

Картридж

4 штуки в год

8

Бумага

9 пачек

II. Учебная мебель

1

Стол учителя

1

2

Стол демонстрационный

1

3

Стул мягкий учительский

1

4

Ученические парты двухместные

15

5

Стулья ученические

30

Проведение уроков с применением дистанционных технологий проходит на платформах: ЦОП ХМАО-Югры, Skype, Viber, WhatsApp, Zoom, Jitsi Meet , Discord и др. с использова6нием электронных и цифровых образовательных ресурсов:

  1. https://sdamgia.ru – Подготовка учащихся к сдаче ВПР, ОГЭ, ЕГЭ
  2. https://vprtest.ru - Подготовка учащихся к сдаче ВПР
  3. https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа
  4. https://fipi.ru/ ФИПИ
  5. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
  6. http://www.school.edu.ru/ -Российский общеобразовательный портал
  7. https://videouroki.net/ Видеоуроки в интернет"
  8. https://studarium.ru
  9. https://bio-faq.ru/33ubrominimum.html
  10. https://yandex.ru/tutor/.

Основные электронные образовательные ресурсы

1. «Алгоритмика» – международная школа математики и программирования для детей от 5 до 17 лет: https://algoritmika.org/

 2. Всероссийский образовательный проект «Урок цифры»: https://урокцифры.рф/

 3. Всероссийский открытый урок, проект по ранней профориентации школьников «ПроеКТОриЯ»: https://proektoria.online/

4. Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе. Материалы участников конкурса могут быть полезны учителю http://www.konkurs-eor.ru/materials

5. Газета «Информатика» издательского дома «Первое сентября» http://inf.1september.r

6.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция

разнообразных ЦОР в различных форматах http://www.school-collection.edu.ru

7. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог ЭОР для

учителей-предметиков http://window.edu.ru

8. Интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» с

интерактивными уроками по основным школьным предметам, олимпиады:

https://uchi.ru/

9. Конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/

10. Маркетплейс – каталог электронных книг, курсов, интерактивных

и видеоматериалов: https://elducation.ru/

11. Модель эволюционной школы (ЭВОЛШ). Все предметы – в тематических

кейсах. Знания – в контексте!:

https://sites.google.com/view/evolsch/evolsch?authuser=0;

12. Моя школа в online: https://cifra.school/

13. Навигатор Кружкового движения НТИ: https://kruzhok.org/

14. Образовательная платформа «LECTA» образовательная платформа,

содержащая электронные продукты для учителей / Электронные формы

учебников: https://lecta.rosuchebnik.ru/

15. Образовательные викторины: https://quizizz.com

16. Образовательный портал «ЯндексУчебник»: https://education.yandex.ru/home/

17. Образовательный центр «Сириус»: https://edu.sirius.online/

18. Он-лайн школа «Фоксфорд«: https://foxford.ru/

19. Онлайн-платформа: https://codewards.ru/

20. Онлайн-платформа «Мои достижения«: https://myskills.ru/

21. Онлайн-платформа «Олимпиум«: https://olimpium.ru/

22. Онлайн-платформа «Открытая школа»: https://2035school.ru/login

23. Онлайн-школа »Skyeng«: https://skyeng.ru/

24. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.. Коллекция ЦОР

http://www.openclass.ru

25. Портал «Российская электронная школа«: https://resh.edu.ru/

26. Портал «ЯКласс«: https://www.yaklass.ru/

27. ПЕДСОВЕТ.ORG. Медиатека, включающая ЦОР и методические

разработки http://pedsovet.org/m

28. Реестр примерных основных общеобразовательных программ /

Примерные основные общеобразовательные программы / Основные

образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин

(модулей): http://fgosreestr.ru

29. Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/

30. Российский образовательный портал. Коллекция ЦОР

http://www.school.edu.ru

31. Сайт национальной сборной WorldSkills Russia: https://worldskills.ru/

32. Сайт Федеральный институт оценки качества образования / Единая

система оценки качества образования / Всероссийские проверочные работы /

Национальные исследования качества образования / Методология и критерии

оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на

32

основе практики международных исследований качества подготовки

обучающихся: https://fioco.ru/ru/osoko

33. Сайт Центра оценки качества образования ИСРО РАО /Международные

исследования / Национальные исследования: http://www.centeroko.ru/

34. Центры цифрового образования «IT-куб»: http://айтикуб.рф/

35. Цифровой образовательный ресурс для школ: https://www.yaklass.ru/

36. Цифровые ресурсы для учебы: https://www.все.онлайн/

37. Цифровые ресурсы и сервисы для школы группы компаний

«Просвещение»: https://digital.prosv.ru/

38. ЦОС «Мобильное Электронное Образование»: https://edu.mobedu.ru/ui/#/login

39. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

Крупнейший каталог ЦОР в различных форматах http://fcior.edu.ru

40. Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/view

41. Федеральный портал Российского образования http://www.edu.ru/

42. Электронно-библиотечная система «БИБЛИОШКОЛА» ИД «ДиректМедиа»: https://biblioschool.ru/

43. Электронные образовательные ресурсы. Репозиторий планов-конспектов

уроков, коллекция ЭОР http://eorhelp.ru

№ п/п

Наименование учебного оборудования

Краткое содержание

http://www.floranimal.ru/

Биология: растения и животные

Попытка создать информационный ресурс, позволяющий узнать, как можно больше о различных видах животных и растений, ещё пока существующих на нашей планете; выяснить их принадлежность к разным классам, родам и подвидам; выделить особенности их существования, возможность нормального содержания в домашних условиях и многое другое, что может быть интересно. Научно-популярная информация о животных и растениях. Классификатор видов. Фотографии. Сведения о редких и исчезающих представителях флоры и фауны. Тесты и задания по зоологии и ботанике. Самое интересное о животных и растениях, ссылки на ресурсы близкой тематики.

http://college.ru/biology/

Ресурс будет интересен учителям биологии (его материалы можно использовать как при подготовке к занятиям, так и непосредственно во время урока) и ученикам (при подготовке домашних заданий и при самостоятельном углубленном изучении предмета).

На сайте опубликована интернет-версия иллюстрированного учебника курса "Открытая Биология". В разделе «Модели» имеются интерактивные Java-апплеты и анимации по биологии. Раздел «Биология в Интернет» содержит обзор Интернет-ресурсов по биологии и постоянно обновляется.

В коллекции «On-line тестов» собрано более 4000 тестов, в том числе и по биологии. Тесты генерируются с учетом темы и желаемого уровня сложности.  

Кроме того, на сайте представлены 51 модель по биологии, разработанные компанией ФИЗИКОН. Работая с моделями, ученики смогут провести свое небольшое исследование по заданной теме.

http://kenunen.boom.ru/

Ресурс содержит информацию о членистоногих, фотографии нескольких видов бабочек, стрекоз и пауков.

http://www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm

Ресурс «Редкие и исчезающие животные России» - это информация о животных России, внесенных в Красную книгу, а также их фотографии, рисунки, аудиофайлы – записи голосов, видеосюжеты.

http://www.povodok.ru/encyclopedia/brem/

На сайте представлена справочная информация по большому количеству животных, их описание и фотографии.

http://www.apus.ru/

Ресурс «О непобедимой любви к животным» – это интересная и разнообразная информация о самых различных животных. Особенности подбора материала и его изложения делают этот сайт хорошим помощником учителю.

http://humbio.ru/

Ресурс «База знаний по биологии человека» содержит учебник по молекулярной биологии человека, биохимии, физиологии, генной и белковой инженерии.

http://www.informika.ru/text/database/biology/

Ресурс содержит электронное пособие «Учебный курс по общей биологии», включающий теоретические основы цитологии, генетики, экологии, теории эволюции и материал для закрепления и усвоения (упражнения и вопросы). Сюда же входит обучающая программа по общей биологии (демо-версии программ).

http://www.priroda.ru/

Ресурс «Природа: национальный портал» - это полная информация о природных ресурсах всех регионов РФ. Флора, фауна, охраняемые территории. Коллекция ссылок на материалы, посвященные науке и образованию. Региональные и мировые новости. Государственное управление сферой охраны природы. Атлас тематических карт.

http://sbio.info/

Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.

http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2.1.2

Содержит единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.

http://bio.1september.ru/urok/

Я иду на урок биологии: 1 сентября

http://biology-online.ru/

Современный урок биологии: онлайн-уроки, видео урок, методичка

http://www.uchportal.ru/

Учительский портал: урок, презентация, тесты, интерактивная доска

http://www.openclass.ru/node/40358

Открытый урок: ЦОР, презентации, разработка уроков, программы.

http://festival.1september.ru/

Фестиваль педагогических идей

http://school-collection.edu.ru/catalog/

Единая коллекция ЦОР

http://www.floranimal.ru/

Энциклопедия растений и животных

http://biodat.ru/db/rb/

Красная книга России (животные)

http://biodat.ru/db/rbp/index.htm

Красная книга России (растения)

http://www.fipi.ru/

ФИПИ

http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm

Web-атлас "Окружающая среда и здоровье населения России"

http://fishworld.narod.ru/

Рыбий мир

http://paleobase.narod.ru/

Палеоареалы

http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm

Общая биология

http://www.worldofanimals.ru/

Интернет-журнал "В мире животных"

http://www.dinosaur.ru/

Российский сайт о динозаврах

http://www.griby.net/

Всё о грибах

http://bioword.narod.ru/

Биологический словарь On-line

http://biolka.narod.ru/

Ботаника. Зоология. Общая биология.

http://med.claw.ru/

Медицинская энциклопедия. Анатомический атлас

http://animal.geoman.ru/

Мир животных.

http://www.skeletos.zharko.ru/

ОДС человека

http://www.palaeoentomolog.ru/

Палеоэнтомология в России

http://www.macroevolution.narod.ru/

Проблемы эволюции

http://evolution.powernet.ru/

Теория эволюции

http://charles-darwin.narod.ru/

Чарльз Дарвин: биография и книги

http://plant.geoman.ru/

Занимательно о ботанике. Жизнь растений

http://www.livt.net/

Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия

http://www.darwinmuseum.ru/

Государственный Дарвиновский музей

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Акулова О.В. Конструирование ситуационных задач для оценивания компетентности учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. СПб: КАРО, 2008.

2. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Современная школа: Опыт модернизации: Кн. для учителя. СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

3. Первые результаты международной программы PISA-2009. М., 2010

4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. //Школьные технологии. – 2004.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897)

6. Сайт ФИПИ. Обкрытый банк заданий по функциональной грамотности

7. https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/calendar/2021/4/0 Санкт-Петербургская региональная система оценки качества образования. Варианты КИМ по функциональной грамотности

8. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-g Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»

9. https://education.apkpro.ru/login. Формирование естественно-научной грамотности по генетике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса «Речевой этикет»

Под речевым этикетом понимаются правила речевого поведения, система речевых формул общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уваже...

Рабочая программа элективного курса по математике для 10-11 классов "Параметры и модули"

Данная программа позволяет сформировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами и модулями, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс

В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...

Рабочая программа элективного курса «Введение в химию» Химия 6 класс

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в форми...

рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса "Тестовые задания с ипользованием ИКТ"

Программа элективного курса рассчитана на учащихся 11 класса.Цель курса: повысить интерес к гуманитарному образованию. Задачи:быстро и эффективно повторить весь курс русского языка, пройденного в осно...

Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс"

Рабочая программа элективного курса  "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс" Включает календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа элективного курса «Формирование языковых компетентностей».

Рабочая программа  элективного  курса «Формирование  языковых компетентностей» предназначена для подготовки  учащихся 9  классов к государственной итоговой аттестации....