Нестандартные формы урока химии и биологии – один из способов повышения интереса к предмету
статья по биологии
Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Какие методы, приемы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременный, а стойкий.
В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_po_teme_nestandartnye_formy_urokov_himii_i_biologii.docx | 27.28 КБ |
nestandartnye_formy_urokov_himii_i_biologii.pptx | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
"Нестандартные формы урока химии и биологии – один из способов
повышения интереса к предмету"
Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Какие методы, приемы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременный, а стойкий.
В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания.
В процессе своей работы я пришла к выводу, что одним из наиболее эффективных способов повышения интереса обучающихся к предмету является использование нестандартных уроков.
(Слайд 2) Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.
Цель нетрадиционных уроков: обработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.
Нестандартные формы проведения уроков:
- привлекают внимание обучающихся;
- повышают их интерес к предмету;
- способствуют лучшему усвоению материала.
- включают в себя приемы и методы различных форм обучения.
Такие уроки основаны на совместной деятельности педагога и обучающихся, совместном поиске, отработке новых форм деятельности, что в итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания.
(Слай 3) Польза нестандартных уроков
- Каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя.
- Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.
- Нестандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
- Нестандартные уроки учат работать в команде, учат общаться.
(Слайд 4) Виды нестандартных уроков, которые можно использовать на уроках химии и биологии.
1)Урок-диспут. Инициированный педагогом спор на общественно значимую и неоднозначную тему. Дети высказывают разные точки зрения по заявленной теме, необязательно выступать со своей личной точкой зрения, детям может быть намеренно дана точка зрения, с которой они не согласны, но в рамках урока они должны защищать ее.
2)Деловая игра. На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение.
3) Урок-конференция. Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада.
4) Урок-встреча. На урок приглашается третье лицо (писатель, ученый, ветеран, путешественник, военный, иностранец и т.д.).
5) Интегрированный урок. Уроки, проводимые сразу по двум и более предметам, часто двумя педагогами (литература и физика, английский язык и биология – чем неожиданные сочетание, тем интереснее). Задача интегрированного урока – показать связь между различными предметами, между предметом и реальной жизнью.
7) Урок-игра.
Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр: «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходятдля закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные илизаключительные уроки в начале или в конце четверти.
8) Урок-исследование. Отличие данного урока в том, что входе решенияпоставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшиедействия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должнысформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности.
9) Урок - проект. Урок-проект формирует умения самостоятельной работы. Главной особенностью урока-проекта является доступность темы и возможность ее варьирования.
Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, доклад, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие.
Рекомендации по проведению нестандартных уроков.
- Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;
- Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
- Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
- При выборе форм нетрадиционных уроков необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
- Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;
- При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
В своей работе я провожу следующие нетрадиционные уроки по биологии
1) (Слайд 5, Слайд 6) Урок – игра «Корнеландия» (Обобщающий урок по теме «Корень»), «Листландия» (Обобщающий урок по теме «Побег»).
Организационный момент урока.
Класс делится на 4 команды. Капитаны команд вытаскивают конверты с заданиями для групп. В каждом конверте лежат по 4 задания, на обсуждение каждого задания дается 1 минута. Вопросы и задания разрабатывает учитель и они должны затрагивать морфологическое, анатомическое, физиологическое строение корня.
Перед учащимися ставится задача: «Какой корень быстрее доставит в стебель питательные вещества?
Далее учитель знакомит с правилами игры и делает записи на доске:
Правильный ответ – 2 шага вперед по корню;
Неполный ответ – 1 шаг;
Дополнение –1 шаг.
Используя данный принцип игры можно провести массу обобщающих уроков по разным темам курса и разделам биологии.
2) (Слайд 7) На неделе экологии проводила такие уроки:
- интерактивная игра «Экологический калейдоскоп». В игре участвуют 2 команды. На игровом поле дано 5 категорий по 4 вопроса разной стоимости. Каждая команда по очереди выбирает категорию и вопрос. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, будет победителем.
- (Слайд 8) Своя игра. В этой игре можно играть и в команде и индивидуально (если в классе мало учеников). На игровом поле дано 6 категорий по 5 вопросов разной стоимости. Тематика может быть разной
3) Использую уроки - проекты. Например, на обобщающих уроках ребята
а) составляют кроссворды по изученным темам;
б) сочиняют сказки, о каком – либо биологическом объекте;
в) выполняют рисунки;
г) составляют рассказы с биологическими или химическими ошибками;
д) составляют тесты, опорные схемы, викторины для одноклассников (урок обобщения)
(Слайд 9) На слайде представлена работа, в которой ребятам нужно было придумать название фонда защиты природы и нарисовать его эмблему.
(Слайд 10) Творческое задание, где ребятам надо было составить правила поведения в окружающей среде.
(Слайд 11) Защита окружающей среды
(Слайд 12) Здоровый образ жизни
Данные уроки были проведены в рамках недели здоровья, недели экологии.
4) Интегрированный урок биологии и английского языка
По теме: «Экологические проблемы Архангельской области». Обсудили с ребятами экологические проблемы, составили правила охраны природы на английском языке.
5) Урок-игра «Знатоки химии» (обобщающий урок по теме «Основные классы неорганических веществ»
6) «Путешествие в мир кислот»
7) Урок химии "Тайны следствия" (Кислородосодержащие органические соединения). 10-й класс
8) Урок – марафон. «Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем»
До урока формируются команды. Они собирают сказки, приметы, загадки, пословицы, поговорки о птицах, изучают птиц родного края. На столах учеников – конверты с заданиями; карточки со схемами внешнего и внутреннего строения птиц (кровеносная, нервная, пищеварительная системы и др.), ребусы и схема – опора для проекта, которую они будут заполнять по ходу урока
Использование нетрадиционных форм уроков в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся.
(Слайды 13-15) Ребята ежегодно, с желанием, участвуют в олимпиадах и занимают призовые места на школьном и районном уровнях. Также принимают участие в областных конкурсах Всемирного фонда защиты природы: «Друг, который не предаст», «Зимняя сказка леса», викторина «Прекрасные обитатели голубого поднебесья», в конкурсах Пинежского заповедника, и других и тоже занимают призовые места.
Заключение.
Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству и умению оригинально мыслить. Такие уроки больше нравятся и запоминаются учащимся. Проведение нестандартных уроков стимулирует познавательную деятельность обучающихся и повышает их интерес к изучаемому предмету.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя . Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету. Нестандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки. Нестандартные уроки учат работать в команде, учат общаться Польза нестандартных уроков
Урок –игра Урок – конференция Урок- исследование Урок – проект Урок - путешествие Урок – диспут Урок – встреча Виды нестандартных уроков Урок – соревнование Урок – КВН Урок - семинар Урок – экскурсия Урок - викторина Урок – сказка Интегрированный урок
Урок – игра « Корнеландия »
Урок – игра « Листландия »
Своя игра
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартный урок как способ повышения интереса к предмету
Эта статья отображает мое мнение о проведении нестандартных уроков в работе учителя...
Внеклассная работа по иностранному языку как один из способов повышения интереса к предмету
Внеклассная работа по иностранному языку в единстве с обязательным курсом создаёт условия для более полного осуществления практических ,воспитательных, общеобразовательных и ра...
Применение презентаций на уроках математики как один из способов повышения интереса к учебе
Современный этап информатизации образования характеризуется использованием персональных компьютеров, мультимедийных технологий, интерактивного оборудования, интернет, а также философским осмыслением п...
Статья "Постановка текстовых задач как один из способов повышения интереса учащихся к математике"
Деятельностный подход в методике обучения математике является ведущей идеей, одной из составляющих ее методологии. Изначальным стимулом развития математического знания, как известно,...
Задачи с избыточными, противоречивыми данными как один из способов повышения интереса учащихся к математике
В статье представлен материал из опыта работы....
НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ
Проблема поддержания интереса к изучению иностранного языка на всех этапах обучения волнует многих учителей. Интерес к учению имеет большое значение для успешной реализации задач образования, воспитан...
Методическая разработка на тему "Нестандартные формы урока английского языка - один из способов повышения интереса к предмету"
Методическая разработка по английскому языку...