Механизмы регуляции функций организма
презентация к уроку по биологии (11 класс)
Для обеспечения постоянства внутренней среды организма необходима координация всех происходящих в нем жизненных процессов. Такая координация достигается благодаря согласованной деятельности координирующих (регулирующих) систем: нервной и гуморальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сравнительная характеристика нервной и гуморальной регуляции функций организма. | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Впервые идея о существовании физиологических механизмов, поддерживающих постоянство внутренней среды организма, была высказана французским ученым-физиологом Клодом Бернаром В первой половине ХХ в. для определения состояний и процессов, обеспечивающих устойчивость организма в непрерывно меняющейся внешней среде, американский физиолог Уолтер Кеннон предложил термин гомеостаз (греч. gomoios – равный, одинаковый; stasis – состояние)
Гомеостаз Гомеостаз (от греч. homoios - подобный и stasis - неподвижность) - процесс, за счет которого достигается относительное постоянство внутренней среды организма (постоянство температуры тела, кровяного давления, концентрации сахара в крови).
Виды регуляции функций в организме НЕРВНАЯ С помощью нервных импульсов ГУМОРАЛЬНАЯ С помощью химических веществ - гормонов Для обеспечения постоянства внутренней среды организма необходима координация всех происходящих в нем жизненных процессов. Такая координация достигается благодаря согласованной деятельности координирующих (регулирующих) систем: нервной и гуморальной
Сравнение нервной и гуморальной регуляции Включается медленно и действует долго . Включается быстро и действует коротко . Гуморальная регуляция Нервная регуляция Передача сигнала – химическая (через жидкие среды организма). Сигнал – гормон . Ответ, как правило, генерализован (весь организм). Сигнал – нервный импульс . Передача сигнала – электрическая (по нервным волокнам) и химическая (через синапс). Распространение сигнала по сосудам с током крови. Распространение сигнала по нервным структурам рефлекторной дуги. Ответ четко локализован ( определенный орган).
Регуляция функций у растений НС нет! Гуморальная регуляция (фитогормоны) Фитогормоны Действие фитогормона Ауксин Гиббереллин Цитокинин Абсцизовая кислота(АБК)
Фитогормоны — низкомолекулярные органические вещества, вырабатываемые растениями и имеющие регуляторные функции. Ауксины (от греч. auxo — увеличиваюсь, расту) — стимуляторы роста плодов (побегов) Гиббереллины — являются стимуляторами роста растений, ускоряют развитие листвы, созревание семян Цитокинины — это класс гормонов растений, которые стимулируют деление клеток. Абсцизовая кислота (другое название — дормин ) в целом является «гормоном покоя». Она индуцирует «спящее» состояние семян, клубней и корнеплодов, тормозя их прорастание. АБК называют гормоном-антагонистом ауксина , цитокининов , гибберел-лина , так как она тормозит реакции, которые вызывают эти гормоны.
Простейшие Нервной системы нет! Раздражимость!!!
Гипоталамо - гипофизарная система — объединение структур гипофиза и гипоталамуса , выполняющее функции как нервной системы, так и эндокринной.
Гипоталамо - гипофизарная система Гипоталамус (hypothalamus) — отдел промежуточного мозга, которому принадлежит ведущая роль в регуляции многих функций организма, и прежде всего постоянства внутренней среды. Под контролем Г. находятся такие железы внутренней секреции, как гипофиз, щитовидная железа, половые железы, поджелудочная железа, надпочечники и др. Гипофиз (от греч. hypóphysis — отросток), нижний мозговой придаток, железа внутренней секреции, играющая у всех позвоночных животных и у человека ведущую роль в гормональной регуляции .
Клетки гипоталамуса обладают двойной функцией. Во-первых, они выполняют те же функции, что и любая другая нервная клетка , а во-вторых, обладают способностью секретировать и выделять биологически активные вещества - нейрогормоны (рилизинг-гормоны и статины). Гипоталамус и передняя доля гипофиза связаны общей сосудистой системой, имеющей двойную капиллярную сеть.
Основа нервной регуляции
Нервная регуляция Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение рецепторов из внешней или внутренней среды организма, осуществляющаяся при участии нервной системы. Структурной основой рефлекса является рефлекторная дуга.
По функциональным свойствам нервную систему делят на два отдела Нервная система соматическая вегетативная (автономная) Симпатический отдел Парасимпатический отдел
Нервная система у разных систематических групп животных Систематическая группа Особенности строения НС Тип Кишечнополостные Диффузная Черви, Моллюски, Членистоногие Узловая Тип Хордовые Стволовая
Гуморальная регуляция . В регуляции функций важная роль принадлежит железам внутренней секреции . Специализированные эффекты гуморальной регуляции осуществляются с помощью веществ - гормонов.
Железы внутренней секреции Поджелудочная железа, половые железы- железы смешанной секреции. Они выделяют одновременно гормоны и другие вещества. тимус
Железа Гормоны Функции Болезни гиперфункция гипофункция Гипофиз Гормон роста Регуляция роста организма Акромегалия гигантизм карликовость, задержка полового развития Щитовидная железа Тироксин Повышают интенсивность энергетического обмена и роста организма Базедова болезнь (диффузный токсический зоб) микседема, с детства-кретинизм Надпочечники Адреналин Норадреналин Повышение уровня глюкозы в крови, усиление сердцебиения, ускорение дыхания и повышение кровяного давления Развитие инфарктов Бронзовая болезнь ( аддисонова болезнь) Поджелудочная железа Инсулин, Глюкагон Снижение уровня глюкозы в крови (поддержание в норме) Увеличение сахара в крови Сахарный диабет
Болезни, вызванные нарушением работы желёз внутренней секреции Базедова болезнь Микседема Кретинизм
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест для 8 класса Регуляция функций организма
материал теста может быть использован при работе по учебникам разных авторов...
Нервная и гуморальная регуляция функций организма
Презентация "Нервная и гуморальная регуляция функций организма" содержит материал, который поможет учителю объяснить данную тему урока, а ученикам - проще усвоить её....
Из опыта работы Мясникова А.А.: констпекты уроков "Кровь и кровообращение" и "Нервно-гуморальная регуляция функций организма"
Конспекты уроков по темам: "Кровь и кровообращение" и "Нервно-гуморальная регуляция функций организма"...
Урок биологии в 8 классе по теме "История развития знаний о строении и функциях организма человека"
Урок с использованием технологии развития критического мышления...
Органы чувств. Регуляция деятельности организма
Органы чувств. Регуляция деятельности организма...
Регуляция жизнедеятельности организмов
Регуляция жизнедеятельности организмов...
Проверочная работа "Нервная и гуморальная регуляция в организме"
Тест сомтавлен по программе Пасечника В.В., 8 класс...