Авторская программа элективного курса "Мир исследовательской деятельности"
рабочая программа по биологии
Цель курса: Развитие интеллектуального творчества детей с нарушением слуха посредством вовлечения их в исследовательскую деятельность в области биологических наук.
Задачи курса:
- Закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся в области ботаники, зоологии, анатомии;
- Развивать познавательный интерес к биологии;
- Развитие умений работать с биологическими объектами в ходе учебного исследования, соблюдая правила безопасности;
- Обучение технологии выполнения несложных биологических исследований и их презентации;
- Раскрытие творческих задатков личности в условиях решения исследовательских задач и проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._avtorskaya_programma_dolgih_e.a.docx | 33.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Елабужская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Авторская программа
элективного курса
внеурочной деятельности
«Мир исследовательской деятельности»
Разработала Долгих Е.А., учитель биологии и химии
первой квалификационной категории
Государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения «Елабужская школа-интернат
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Елабуга, 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. . . . . . . . . . . . ………. . . . . . . . . . . . . . . . . ……..…..3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА…...…..8
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ………..…………………………………….……….…9
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ……..…………………………………..…...10
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ………………………………………..………11
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...…13
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ…………………….….……14
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….…15
Факты – это воздух ученого. Без них он никогда не сможет взлететь.
И.П. ПАВЛОВ
…Мало узнать – надо попробовать!
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Одним из основных методов изучения биологии является биологический эксперимент, который предполагает проведение разнообразных исследовательских видов деятельности. На современном этапе развития образовательной области «Биология» значение биологического эксперимента воз растает, так как возрастает практическая направленность в обучении предмета.
Согласно требованиям ФГОС на уроках элективного курса основное внимание уделяется развитию различных видов деятельности школьника, выполнению учебных, лабораторных, проектных и исследовательских работ. Необходимо не просто передать знания ученику, а научить его методам познания, практическим умениям, навыкам проведения исследований.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
В процессе экспериментальных и проектных работ учащиеся приобретают навыки измерений, проведения и описания наблюдений, учатся технике безопасности, учатся понимать основные закономерности естественных наук.
Программа элективного курса «Мир исследовательской деятельности» по биологии рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю.
В основу программы заложен принцип от простого к сложному через повторение, воспроизведение ранее полученных знаний, умений и навыков и совершенствование их на новом этапе.
Занятия проводятся в кабинете биологии, где созданы все условия для их проведения и на природе.
Основные принципы реализации программы:
- научность, доступность,
- добровольность, субъектность,
- деятельностный и личностный подходы, преемственность,
- результативность,
- партнерство,
- творчество и успех.
Цель курса: Развитие интеллектуального творчества детей с нарушением слуха посредством вовлечения их в исследовательскую деятельность в области биологических наук.
Задачи курса:
- Закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся в области ботаники, зоологии, анатомии;
- Развивать познавательный интерес к биологии;
- Развитие умений работать с биологическими объектами в ходе учебного исследования, соблюдая правила безопасности;
- Обучение технологии выполнения несложных биологических исследований и их презентации;
- Раскрытие творческих задатков личности в условиях решения исследовательских задач и проблем.
Формы организации и методы обучения
Форма обучения – очная, наполняемость групп детей-инвалидов по слуху допускается до 6 человек. Группы формируются из учащихся 6,7,8,9,10 классов с учетом возрастных особенностей школьников с нарушением слуха.
Особенность элективного курса «Мир исследовательской деятельности», в том, что особое внимание уделяется изучению разнообразия биологических объектов, что, несомненно, повлияет на круг интересов обучающихся и их профориентацию.
Все лабораторные работы выполняются под руководством учителя. Работы могут быть индивидуальные и фронтальные.
Рассмотрение готового препарата, самостоятельное приготовление препарата, зарисовка объектов, оформление работ, лабораторная работа (фронтальная лабораторная работа), закладывается совместно с учителем. Оформляется по инструктивной карточке.
Практические занятия и экскурсии с учащимися с нарушениями слуха проводятся поэтапно, с последовательной многократной отработкой постепенно усложняющихся действий и приемов, составляющих комплекс навыков и умений. Особенностями методики обучения в группах детей с нарушением речи является: обязательная словарная работа на каждом занятии с постоянным проговариванием новых слов, работа над терминами.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
Здоровьесберегающие технологии. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главе угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя - не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки и гимнастику для глаз. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую незаурядную личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка с ОВЗ на основе здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением в работе детей с нарушением слуха.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента.
Ожидаемые результаты программы
Первый уровень | Второй уровень | Третий уровень |
Предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании обучающихся сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | Предполагает позитивное отношение обучающихся к базовым ценностям общества, в частности к образованию. Результат проявляется в активном использовании обучающихся метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | Предполагает получение обучающимися самостоятельного социального опыта. Проявляться в участии обучающихся в реализации исследовательских проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Наименование раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
1. | Исследовательский проект | Ученик научится: - знать понятие исследовательского проекта; - знать об оформлении исследовательского проекта; - знать требования к публичной защите; Ученик получит возможность научиться: - готовить текст научного доклада; - готовить иллюстрированный материал; - готовить компьютерную презентацию к докладу; - писать научную статью по результатам исследований; - писать рецензию к научной работе. | Познавательные УУД: - умение работать с текстом, выделять в нем главное; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (по аналогии) и делать выводы. Регулятивные УУД: - умение организовать свою работу по подготовке иллюстрированного материала; -умение четко и лаконично формулировать цели и выводы исследовательского проекта; - составлять план решения проблемы Коммуникативные УУД: - целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. | - формирование познавательных интересов и мотивов учения, интеллектуальных умений, направленных на изучение живой природы; - развитие критического мышления, целостного естественнонаучного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; - реализация интересов, склонностей, возможностей обучающихся для успешного раскрытия индивидуальных особенностей. |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел программы | Содержание |
1. | Исследовательский проект | Исследовательский проект как вид учебной деятельности. Особенности научного способа познания (на примере конкретной науки). Требования, предъявляемые к научному исследованию. Формулировка темы исследования. Планирование научной работы. Актуальность. Проблема. Объект и предмет изучения. Цель. Задачи. Гипотеза. Новизна Методы исследования. Теоретические основания. Оформление исследовательского проекта Планирование основной части проекта. Научная терминология. Теоретическая часть. Научный эксперимент. Практическая часть. Выводы. Заключение. Библиография. Приложения. Проверка исследовательского проекта. Требования к публичному выступлению. Подготовка текста научного доклада. Подготовка иллюстративных материалов. Подготовка компьютерной презентации. Подготовка к защите исследовательского проекта. Рецензирование научных работ. Продукты научной деятельности. Научная статья. Тезисы научного доклада. Автореферат. Значение науки в жизни человека Анализ работы над проектом. Планирование дальнейших исследований |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел программы | Количество часов |
1. | ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОЕКТЕ | 5 |
2. | МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ | 5 |
3. | ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ | 11 |
4. | ЗАЩИТА И РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА | 6 |
5. | ПРОДУКТЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 4 |
6. | ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 3 |
ИТОГО | 34 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Дата |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОЕКТЕ (5 ч.) | |||
1. | Исследовательский проект как вид учебной деятельности | 1 | |
2. | Особенности научного способа познания (на примере конкретной науки) | 1 | |
3. | Требования, предъявляемые к научному исследованию | 1 | |
4. | Формулировка темы исследования | 1 | |
5. | Планирование научной работы | 1 | |
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ (5 ч.) | |||
6. | Актуальность. Проблема | 1 | |
7. | Объект и предмет изучения | 1 | |
8. | Цель. Задачи | 1 | |
9. | Гипотеза. Новизна | 1 | |
10. | Методы исследования. Теоретические основания | 1 | |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ (11 ч.) | |||
11. | Оформление исследовательского проекта | 1 | |
12. | Планирование основной части проекта | 1 | |
13. | Научная терминология | 1 | |
14. | Теоретическая часть | 1 | |
15. | Научный эксперимент | 1 | |
16. | Практическая часть | 1 | |
17. | Выводы | 1 | |
18. | Заключение | 1 | |
19. | Библиография | 1 | |
20. | Приложения | 1 | |
21. | Проверка исследовательского проекта | 1 | |
ЗАЩИТА И РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА (6 ч.) | |||
22. | Требования к публичному выступлению | 1 | |
23. | Подготовка текста научного доклада | 1 | |
24. | Подготовка иллюстративных материалов | 1 | |
25. | Подготовка компьютерной презентации | 1 | |
26. | Подготовка к защите исследовательского проекта | 1 | |
27. | Рецензирование научных работ | 1 | |
ПРОДУКТЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (4 ч.) | |||
28. | Продукты научной деятельности | 1 | |
29. | Научная статья | 1 | |
30. | Тезисы научного доклада | 1 | |
31. | Автореферат | 1 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (3 ч.) | |||
32. | Значение науки в жизни человека | 1 | |
33. | Анализ работы над проектом | 1 | |
34. | Планирование дальнейших исследований | 1 |
.
ЛИТЕРАТУРА
- Кэрол С. Култау, Лесли К. Маниотес, Энн К. Каспари. Управляемая проектно-исследовательская деятельность в школе XXI века – М.: РШБА, 2016. – 288 с.
- Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности // Народное образование. – 2006. - №7. – С. 123-127
- Подругина И.А. Проектно-исследовательская деятельность: развитие одаренности: Монография. – Изд. 2-ое, испр. и доп. – М.: МПГУ, 2017. – 300 с.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Освоение Элективных курсов «Мир исследовательской деятельности» по биологии для детей с нарушением слуха предполагает использование следующего материально-технического обеспечения: Типовая комплектация мультимедийного кабинета состоит из: компьютера, мультимедийного проектора, автоматизированного проекционного экрана, оснащенного современными средствами воспроизведения и визуализации любой видео и аудио информации, получения и передачи электронных документов. Учитель имеет возможность легко управлять всей системой, что позволяет проводить лекции, практические занятия, презентации, конференции и другие виды аудиторной нагрузки обучающихся в удобной и доступной для них форме с применением современных интерактивных средств обучения, в том числе с использованием в процессе обучения всех корпоративных ресурсов. Мультимедийный кабинет также оснащен широкополосным доступом в сеть интернет. Компьютерное оборудованием имеет соответствующее лицензионное программное обеспечение. Так же, имеется электронный микроскоп, подключаемый к компьютеру и лабораторная посуда для проведения исследований.
Приложение 1
Технология защиты учебно-исследовательской работы.
1. Выступление автора с докладом (7-10 мин)
2. Вопросы участников конференции и ответы автора.
3. Вопросы членов жюри и ответы автора.
4. Выступление учащегося-рецензента с отзывом о работе.
5. Ответы на замечания рецензента.
6. Обмен мнениями о работе и рекомендации.
План доклада по результатам учебно-исследовательской деятельности.
1. Приветствие
2. Тема проектно-исследовательской работы.
3. Актуальность темы проектно-исследовательской работы.
4. Цель и задачи проектно-исследовательской работы.
5. Гипотеза проектно-исследовательской работы.
6. Значимость проектно-исследовательской работы.
7. Объект и предмет исследования.
8. Этапы проектно-исследовательской работы.
9. Результаты проектно-исследовательской работы.
10. Выводы проектно-исследовательской работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся» для 7 - 9 класса
Данный элективный курс предназначен для учащихся 7 - 9-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью. Элективный курс рассчитан на 15 часов. Содержание курса охватывает в...
Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса
Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...
Авторская программа элективного курса "География на кухне"
Зачем создавать авторские программы элективных курсов? В настоящее время у меня их две. Это программы элективных курсов по предпрофильной подготовке учащихся: «Будущее моего района в зеркале гло...
Элективный курс "Исследовательская деятельность учащихся"
Программа элективного курса «Исследовательская деятельность» предназначена для обучающихся в старшей школе, интересующихся исследовательской деятельностью, а также одаренных учащихся, и направлена на ...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА организации научно-исследовательской деятельности учащихся «Карасунский округ как туристический объект»
Программа организации научно-исследовательской деятельности «Карасунский округ как туристический объект» предназначена для учащихся 9 классов в рамках Научного гимназического общества «Лига сотв...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...