Разработка урока по биологии по теме Белки 10 класс
план-конспект урока по биологии (10 класс)
ФИО -Хобракова Н.В.
Предмет - биология
Класс- 10
УМК: Линия УМК "Сфера жизни"(концентрический вариант).Биология. В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова.
Оборудование: таблица " Строение и уровни организации белка", мультимедиа, презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_teme_belki_10_klass.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок. Биологические полимеры-белки
Цель урока: изучить особенности строения молекул белков, определить взаимосвязь строения и функций белков в клетке.
Задачи урока:
1.Образовательные:
1. познакомить учащихся с органическими веществами клетки – белками; раскрыть особенности их строения и значения; показать на примерах о многообразии функций белков во взаимосвязи со строением и свойствами.
2.Воспитательные:
воспитывать у учащихся уважения к мнению своих одноклассников при обсуждении биологических задач, проблем, бережное отношение к природе, через ознакомление с основными биологическими закономерностями происходящих в ней; воспитывать аккуратность учащихся при выполнении и оформлении записей в тетради.
3.Развивающие: развивать познавательные интересы, мышление учащихся и умение устанавливать причинно-следственные связи на примере изучения свойств и функций белка; развивать умение делать выводы на основе решения ситуационных задач, развивать умение самостоятельно получать информацию из дополнительных источников.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы: познавательный, частично-поисковый, практический.
Форма урока: комбинированный
Оборудование: таблица «Строение и уровни организации белка», презентация, карточки (зеленая, красная, желтая).
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
- знание основ здорового образа жизни и здоровье - сберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.
- воспитание у учащихся чувства гордости за российских ученых;
- понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
Познавательные УУД:
-анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
-выявлять причины и следствия простых явлений;
-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные УУД:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- уметь с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент
II. Актуализация знаний учащихся: 1.Биологический диктант 1.Какие вещества называются органическими? 2.Органические вещества, входящие в состав клеток. 3.Мономерами углеводов являются… 4. Нерастворимые в воде органические вещества. 5.Основные функции углеводов? 6. Один из продуктов окисления жиров, важный для обитателей пустынь. 6.Какой простой углевод служит мономером крахмала, гликогена, целлюлозы? 7.Какие вещества являются основным источником энергии? 8.Какой сложный полисахарид является структурным компонентом наружного скелета членистоногих и клеточной стенки грибов? 9.Какой полисахарид входит в состав клеточной стенки бактерий? 10. В каких клетках и тканях много липидов? 2.Кейс -задание1. Для любого действия, даже мельчайшего, например моргания, необходима энергия. Она непрерывно расходуется на дыхательные движения, работу сердца, деятельность мозга, сокращения стенок пищеварительной системы. Поэтому даже в состоянии покоя человек сжигает топливо. При интенсивной деятельности нужна глюкоза. 1.Участницам лыжных пробегов в пути дают сахар. Почему? 2. На что тратится энергия при полном покое? Кейс-задание 2. Какая особенность строения углеводов способствовала возникновению их названия? Напишите общую формулу углеводов и поясните ответ. Кейс –задание 3. «Липидный океан с белковыми айсбергами и углеводными деревьями». 1.О чем идет речь? 2.Какие вещества обеспечивают функцию разграничения внутренней и внешней среды. 3.Благодаря, какому свойству они осуществляют эту функцию? - Правильно, речь идет о строении цитоплазматической мембраны. - Какие вещества, входящие в состав мембраны, носят еще одно название, их еще называют протеинами? Почему их так называют? III.Мотивация учебной деятельности - Ребята, о каких веществах мы будем говорить сегодня? Что мы будем изучать? Попробуйте сами сформулировать цель урока. Итак, цель урока: изучить особенности строения молекул белков, определить взаимосвязь строения и функций белков в клетке. Постановка проблемного вопроса - Ребята, давайте вспомним определения «жизни», данные Ф.Энгельсом, М.В. Волькенштейном. Почему именно такое определение? «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней средой, причём с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка» Фридрих Энгельс «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров — белков и нуклеиновых кислот» М.В. Волькенштейн IV. Изложение нового материала План урока 1.Состав белков. Аминокислота. 2.Структура молекулы белка белков. 3.Функции белков. Ни одно из веществ не выполняет столь специфических и разнообразных функций в организме, как белок. В организме человека более 10.00 видов белков. -Какие соединения называют белками? -Найдите в учебнике информацию о том, сколько типов белковых молекул, отличающихся друг от друга, содержится в организме человека? Такое разнообразие обеспечивается сочетанием всего лишь 20 разных аминокислот, составляющих несколько сотен, а иногда и тысяч комбинаций. Рассмотрим более подробно особенности строения белковой молекулы, которые позволяют выполнять столь многообразные функции. Итак, мы выяснили, что белки состоят из аминокислот. Общая формула аминокислоты H2N-CH-COOH аминогруппа R карбоксильная группа обладает свойствами обладает кислотными основания свойствами
радикал (CH3, CH2SH) Ребята, посмотрите на формулу аминокислоты. - Что общего в строении различных аминокислот, чем они отличаются? - Почему аминокислоты являются амфотерными соединениями? Соединяясь молекулы аминокислот, образуют ковалентные, или пептидные, связи между углеродом кислотной и азотом основной групп. - Ребята, как мы назовем соединение, состоящее из 2-х, трех, 20 и более аминокислот? - Подумайте! Почему 20 аминокислот называют «волшебными аминокислотами»? Кроме того, если аминокислоты синтезируются в организме, их называют заменимыми, а если не синтезируются в организме - незаменимыми. К незаменимым аминокислотам относятся лизин, треонин, триптофан, метионин, валин, лейцин, изолейцин, фенилаланин. Эти аминокислоты организм получает в готовом виде вместе с пищей. Аргинин и гистидин – незаменимые аминокислоты для детей. Ситуационная задача. Белки, входящие в рацион питания детей, содержат только перечисленные аминокислоты – Лиз, Тре, Три, Мет, Вал, Лей, Илей, Фен. - Подумайте, могут ли возникнуть нарушения в их развитии? Чередоваться аминокислоты в молекулах белка могут в самой разнообразной последовательности, что и обеспечивает возможность существования огромного числа молекул белка. - Ребята, сколько уровней имеет белковая молекула? -Какая структура белковой молекулы обеспечивает свойства белка и ее пространственную конфигурацию? -Какая структура белка имеет вид спирали, образуются водородные связи? -В образовании какой структуры принимают участие дисульфидные мостики? - Назовите высший уровень организации белковой молекулы. Представляет собой функциональное объединение нескольких молекул белка, обладающих третичной структурой. -Приведите примеры. Постановка проблемного вопроса - Почему из сваренного яйца никогда не появится цыпленок? Какой процесс отражает приведенный пример, виды процесса? -Почему врачи рекомендуют «сбивать» температуру больного, если она превышает 38ᵒ С? Каждый организм синтезирует свои собственные белки, их состав и количество могут изменяться в течение его жизни. Белки в организме постоянно обновляются, и это их свойство лежит в основе метаболизма – обмена веществ. Белки в организме выполняют ряд важных функций. Ребята, давайте вспомним, какие же функции выполняют белки? -Что можно сказать о роли белков на основании определений, данных Ф.Энгельсом и М.В.Волькштейном? V.Рефлексия. -А сейчас вам предстоит выполнить небольшой тест. Всего 10 вопросов. Каждый выполняет работу индивидуально. Проведем взаимопроверку. Тест «Белки, их строение и функции» 1.Сколько аминокислот образует все многообразие белков? 1) 26 2)20 3)40 4)210 2.Благодаря какой функциональной группе аминокислота проявляет кислотные свойства? 1) аминогруппа 2) карбоксильная группа 3) кислотный остаток 4)радикал 3.Между какими функциональными группами аминокислот образуется пептидная связь? 1)Между аминогруппой одной аминокислоты и радикалом другой. 2)Между карбоксильными группами соседних аминокислот. 3)Между аминогруппой одной аминокислоты и карбоксильной группой другой. 4)Между аминогруппами соседних аминокислот. 4.Какую структуру имеет молекула гемоглобина? 1)первичную 2) вторичную 3)третичную 4) четвертичную 5.Какие связи стабилизируют первичную структуру белков? 1) ковалентные 2)ионные 3)водородные 4)такие связи отсутствуют 6.Ферменты - это биокатализаторы, состоящие из: 1)углеводов 2)белков 3)липидов 4)нуклеотидов 7.Из аминокислотных остатков построены молекулы: 1) белков 2) углеводов 3) нуклеиновых кислот 4) липидов 8.Какие соединения являются мономерами белков? 1)глюкоза 2) глицерин) 3)аминокислоты 4)жирные кислоты 9) Какая часть молекул отличает их друг от друга? 1)радикал 2)карбоксильная группа 3)аминогруппа 4)жирная кислота 10.Процесс восстановления структурной организации белковой молекулы 1)гидролиз 2)денатурация 3) ренатурация VI.Заключение.
«Светофор» Карточка красного цвета: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке». Карточка желтого цвета: «Урок был интересен, и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно». Карточка зеленого цвета: « Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов» Подведение итогов работы за урок. Домашнее задание. п.3.2.1. Вопросы и задания для повторения стр.86 | После проведенного биологического диктанта, учащиеся обмениваются в парах тетрадями и проверяют выполненную работу. 3ученика выполняют кейс-задание, отвечают устно. Чтобы этого избежать, участникам лыжных пробегов дают в пути сахар, который является легким источником глюкозы, и спортсмены могут продолжать забег. Белки. В переводе с греческого «протос» - первый, главный. Формулируют цель урока. Отвечают устно. Значение белков чрезвычайно велико, недаром Ф. Энгельс определил биологическую жизнь как «способ существования белковых тел». В клетках человека их содержится в среднем около 20% от общей массы. Работа с учебником. Записывают определение белков в тетради. Белки – это высокомолекулярные полимерные соединения, мономером которых служат аминокислоты. 5 млн. типов белковых молекул. Дети работают в тетради, ведут записи. Записывают формулу аминокислоты. Все аминокислоты содержат карбоксильную группу – СООН и аминогруппу –NH2, а отличаются радикалом – R. Поэтому, аминокислоты обладают свойствами оснований и кислотными свойствами. Записывают образование пептида, пептидной связи.(стр.72) Дипептид, трипептид и полипептид. Рис.31Структурная формула аминокислоты на стр.73 Мономерами всех природных белков, входящих в состав растений, животных, вирусов, микроорганизмов, только 20 аминокислот. Решают задачу. Для нормального развития организма нужны белки. Для синтеза большинства белков требуются все 20 аминокислот. В данном случае отсутствуют 2 незаменимые аминокислоты – Арг, Гис. Таким образом, возникнут нарушения в синтезе белков и в развитии. Работа с учебником. Стр.74 рис.3.2.,3.4,3.6. Гемоглобин, инсулин Денатурация, она может быть обратимой и необратимой. Из-за возможной тепловой денатурации белков, т.е. воздействие температуры. Рис.3.7 Основные функции белков стр.79 Белки – основная структурная часть любого живого организма, а также неотъемлемая часть пищи животных и человека. Со строением белков напрямую связаны их функции (структурная, каталитическая, регуляторная, сократительная, транспортная, защитная, энергетическая) После проведенного теста, учащиеся обмениваются в парах тетрадями и проверяют выполненную работу. Дети поднимают карточку (желтую, красную или зеленую), т.е. каждый оценивает свою работу на данном уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по биологии по теме "Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся"
Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся. Тип урока: обобщающийФорма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа вгруппах, обучение в сотрудничестве)...
разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: "Витамины"
Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений, разнообразить п...
разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: "Витамины"
Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений, разнообразить п...
Разработка урока по биологии на тему "Влияние человека на окружающую среду и как среда влияет на него" 10 класс
обобщить, расширить и углубить экологические знания...
Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.
Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.Цель: Познакомить учащихся с общим ходом развития жизни на Земле.Задачи урока:1. Образовательная – сформировать понятия об...
Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.
Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.Цель: Познакомить учащихся с общим ходом развития жизни на Земле.Задачи урока:1. Образовательная – сформировать понятия об...
Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.
Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.Цель: Познакомить учащихся с общим ходом развития жизни на Земле.Задачи урока:1. Образовательная – сформировать понятия об...