Выступление на семинаре на тему: "Проектная деятельность на уроках биологии"
методическая разработка по биологии
Это статья выступление на семинаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_na_urokah_biologii.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель проектной деятельности – приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по биологии (в частности ботанике или зоологии) и экологии.
Постоянно овладевая умениями и навыками рационального учебного труда, тренируя себя по вопросам и заданиям, наблюдениям и опытам с натуральными объектами, учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их при изучении рекомендуемой для проектной деятельности биологической литературе.
Какие же конкретно задачи ставятся при обучении учеников проектной и исследовательской деятельности? Их можно наметить несколько, но ведущими будут следующие:
- формировать и развивать творческие способности ученика;
- развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений;
- создать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;
- заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;
- постараться развить у ученика коммуникативные умения и навыки и т.д.
В результате совместной деятельности педагога и ученика можно наблюдать выявление того, что учитель и ученик находятся в тесной взаимосвязи при работе над проектом.
Мы сотрудничаем: вместе ставим цели и задачи. Учитель корректирует наблюдения школьника, помогает отобрать факты, значимые в данной работе, сформулировать гипотезу, составить план для проведения наблюдения или постановке эксперимента, учит работать с огромным объемом информации по теме (искать, отбирать, анализировать и применять в работе). А самое главное, учитель всегда поможет применить полученные знания для достижения целей и задач проекта. Важным результатом такой совместной работы является и выработка специфических методологических умений школьника. Когда он, выполнив проект и защитив его, научился:
- планировать работу;
- письменно и устно представлять результаты своей работы;
- защищать и отстаивать свою точку зрения;
- отвечать за результаты работы;
- оформлять работу и т.д.
Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии.
Для внедрения в практику проектной деятельности, исследовательского метода, прежде всего, необходимо решить такой вопрос: с какого возраста ученики могут принять участие в такой деятельности и в каких формах это будет происходить, как будет происходить защита проектов и кто к ней будет привлечен (эксперты-учителя, родители, слушатели и т.д.).
Одной из серьезных проблем проектной работы, как для учителя, так и для ученика, является выбор темы. Дело в том, что проектная деятельность многозначна и может осуществляться с различными педагогическими целями.
Например, она может быть направлена на развитие способностей каждого учащегося класса, независимо от его интереса к конкретному предмету. Например, на уроках биологии все ученики занимаются решением проблемных задач по биологии, хотя некоторые из этих учащихся и не интересуются биологией.
Ученики могут и не проявлять интереса к предмету, но исследовательской деятельностью занимаются, и она приносит им определенную пользу. Другой пример, когда тема работы это предмет активного интереса ученика, его интересует как объект изучения, так и собственное наблюдение, исследование.
Необходимо учитывать и то обстоятельство, что исследовательская работа, выполняемая в течение части учебного года не должна отнимать много времени. Ведь не надо забывать и о том, что существует учебная программа, домашние задания по другим предметам, о том, что многие ученики помимо школьной жизни имеют и другие интересные для них занятия.
Всегда надо помнить, что на ученика ложатся задачи по наблюдению, описанию и обобщению результатов работы, требующие от него ответственного отношения и определенных затрат времени.
Какова же роль учителя в проектной деятельности? Неверно было бы думать о том, что учитель берет на себя всю ответственность за качество исполнения работы своих подопечных и постоянно выступает в роли наставника и опекуна. Это не так и этого нельзя допускать. Учитель должен по отношению к ученику выполнять роль консультанта, научного руководителя. Школьник, работающий над проектом, должен понимать, что основная доля ответственности за качество работы, сроки ее выполнения, лежат на нем. Ученик должен думать также и о том, насколько достоверными научными фактами и информацией он располагает, что подойдет для работы, а от чего следует отказаться.
Учитель должен напомнить об этом, подсказать направление, в котором следует искать, отредактировать текст аналитической части, при необходимости оказать техническую помощь.Что делать учителю, выбравшему методику проектной деятельности учащихся?
- Составить план работы.
- Ознакомиться с методами исследования проблемы и данными науки по этому вопросу.
- Создать положительную мотивацию к работе у учащихся.
- Совместно с учащимися участвовать в анализе проблем по теме проектной работы.
- Осуществлять промежуточный контроль и коррекцию выполняемой учеником работы.
- Выработать критерии оценки проектной деятельности учащихся.
- Составить нормы и требования по оформлению работы.
- Разработать примерные критерии оценки выступления докладчиков на защите проекта.
- Составить положения методического подхода к проектной деятельности.
- Составить совместно с учащимися список тем для проектной деятельности.
Поскольку проект в значительной степени отличается от реферативной работы, приведу общие требования, примерные критерии оценки и методические подходы к выбору темы, выполнению проекта, оформлению проекта и защите проекта.
Методический подход. Прежде всего, следует четко сформулировать цель работы и составить план исследования.
Учащийся или группа учащихся, выбравших разработку проекта по биологии, должны понимать, что эта работа потребует от них больших усилий и разносторонней подготовки. Они должны научиться организовывать свои исследования, уметь быстро перестраиваться в ходе исследования в соответствии с получаемыми данными и первыми результатами, т.е. уметь корректировать свою деятельность.
Учащиеся должны овладеть необходимыми в работе методиками, уметь правильно оценивать результаты своего исследования, делать выводы и обобщения, сравнивать, выявлять закономерности. Кроме того, от них потребуются умения составлять таблицы, диаграммы, пользоваться компьютером, умение фотографировать, делать гербарий, работать с определителями и словарями, подбирать и использовать в своей работе необходимую литературу.
Тематика проектов по биологии может затрагивать самые разнообразные проблемы и вопросы от частных, локальных, до глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
Объектом изучения может быть не только отдельный организм, но и, например, участок расположенный рядом с учебным заведением, пруд, речка, заповедник, даже собственная квартира, в том числе и сам человек его самочувствие в связи с воздействием определенных условий окружающей среды.
Проектные работы могут содержать также и социологические опросы населения или учащихся школы.
Работа над частной проблемой позволяет ученику хорошо познакомиться с объектом изучения, рассмотреть его с различных сторон, провести необходимые исследования. Взять пробы, детально описать изучаемый объект, сделать выводы, и в дальнейшем спрогнозировать результаты своей работы, в отличие от работ, затрагивающих глобальные проблемы и темы, которые, будут, по сути, носить реферативный характер. Поэтому, правильная тема и поставленная цель, во многом определит успех проектной работы.
В первую очередь при защите проекта оценивается:
- четкость поставленной цели и задачи, а также обоснованность выбранной методики исследования;
- полнота освещения (раскрытия) выбранной темы;
- наличие и значимость выводов, и соответствие их поставленным задачам;
- представление полученных данных и если это необходимо, то их математическая обработка;
- использование литературных источников (знание предмета исследования);
- анализ полученных данных и выводы по ним;
- качество оформления работы;
- самостоятельность при выполнении исследований и работы в целом.
Общие требования к проектной работе по биологии. Представляемый проект должен иметь титульный лист с указанием: фамилии, имени, отчества исполнителя и руководителя (ей) проекта, название проекта, года написания работы, указанием целей и задач проектной работы.
Содержание проектной работы должно включать такие разделы, как:
- введение, в котором обосновывается актуальность выбранной или рассматриваемой проблемы;
- место и время выполнения работы;
- краткое описание используемых методик ссылками на их авторов (если таковые необходимы для работы или использовались в ней);
- систематизированные, обработанные результаты исследований;
- выводы, сделанные после завершения работы над проектом;
- практическое использование результатов проекта;
- социальная значимость проекта;
- приложение: фотографии, схемы, чертежи, гербарии, таблицы со статистическими данными и т.д.
Критерии оценки проектов по биологии:
- четкость поставленной цели и задач;
- тематическая актуальность и объем использованной литературы;
- обоснованность выбранных методик для проведения исследований;
- полнота раскрытия выбранной темы проекта;
- обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам;
- уровень представленных данных, полученных в ходе исследования выбранной проблемы (объекта), их обработка (при необходимости);
- анализ полученных данных;
- наличие в работе вывода или практических рекомендаций;
- качество оформления работы (наличие фотоматериалов, зарисовок, списка используемой литературы, гербарных материалов к проектам по ботанике и т.д.).
Критерии оценки выступления докладчика по защите проекта:
- обоснованность структуры доклада;
- вычленение главного;
- полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;
- использование наглядно-иллюстративного материала;
- компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы. Задаваемые комиссией (членами жюри или экспертной комиссией);
- уровень представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и ясность при ответах на все возникающие в ходе доклада вопросы по проекту, что является неотъемлемым показателем самостоятельности выполнения работы по выбранной теме.
Общие требования к оформлению проекта по биологии: При оформлении работы следует соблюдать определенный стандарт, это позволит во многом, ограничить включение в работу лишних материалов второстепенного ранга, которые помешают вычленить главное, основное или засоряющих работу. Для защиты проект может быть представлен как в печатном варианте, так и в рукописном, оформленном на белых плотных листах бумаги формата А-4. Все подписи должны быть четкими и выполненными, желательно печатным шрифтом, а также достаточно крупными и хорошо читаемыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом семинаре по теме: "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"
Материал содержит информацию о применениии методов проектов, исследовательской деятельности в обучении детей в школе....
Выступление на педагогическом семинаре по теме: "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"
Материал содержит информацию о применениии методов проектов, исследовательской деятельности в обучении детей в школе....
статья по теме: "Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии"
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в ...
презентация на тему: «Проектно-исследовательская деятельность на уроках физической культуры»
Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся рефо...
Статья на тему:"Проектно-иследовательная деятельность на уроках географии"
Статья на тему:"Проектно-иследовательная деятельность на уроках географии"....
выступление на тему Проектно-исследовательская деятельность на уроках химии как средство повышения качества образования
выступление на тему Проектно-исследовательская деятельность на уроках химии как средство повышения качества образования...
Выступление на педагогическом совете «Активизация познавательной деятельности на уроках биологии».
Как развить у обучающихся интерес к предмету...