Урок: Наследственная изменчивость
методическая разработка по биологии (9 класс)
Методическая разработка урока на тему : Наследственная изменчивость подготовлен для 9 класса в виде технологической карты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_nasl._izm.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема : Наследственная (генотипическая) изменчивость
Фамилия, имя, отчество – Саркисян С.Р.
Место работы – ГБОУ школа №57 Невского района
Должность – учитель биологии
- Цели и задачи урока:
Цель и задачи урока для ученика | Цель и задачи урока для учителя | Формируемые на уроке УУД | ||
Цель: изучить явление наследственной изменчивости, ее закономерности, ее значение в эволюции, жизни человека | Цель: сформировать представление о наследственной (генотипической) изменчивости | Познавательные: -выдвигать гипотезу; -давать определения понятиям; -классифицировать объекты; -делать выводы и заключения; -участвовать в совместной деятельности (работа в паре, малых группах); -выделять главные и существенные признаки понятий;
| Регулятивные: - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; - умение выполнять учебное действие в соответствии с планом; -оценивать свою работу и деятельность одноклассников. | Коммуникативные: - умение формулировать высказывание; - умение согласовывать позиции и находить общее решение; - умение адекватно использовать речевые средства для представления результата. |
Задачи: - на знание: Называть основные понятия: мутация, кроссинговер, кариотип, полиплоидия. | Задачи: - образовательные Дать определение основным понятиям. | Даёт определение понятиям. |
| Строит понятное, монологическое высказывание. |
- на понимание: характеризует генотипическую изменчивость. | Объяснить особенности генотипической изменчивости. | Устанавливает причинно-следственные связи. |
|
|
- на применение: приводит примеры мутаций у различных видов живых организмов. | Привести примеры мутаций у различных видов живых организмов. |
|
| Обменивается мнениями в паре. |
- на анализ: сравнивает нормальные живые организмы и особи с мутациями. | - развивающие: формировать у детей умение сравнивать нормальные живые организмы и особи с мутациями. | Осуществляет поиск информации с использованием различных ресурсов. | Выполняет задачи в соответствии с поставленной целью, отвечает на вопросы. | Использует информационные ресурсы для поиска информации о различных проявлениях мутаций у живых организмов. |
- на синтез: делает выводы о значении мутаций. | Формирует умение делать выводы. | Устанавливает причинно-следственные связи. |
|
|
- на оценку: оценивает значение проявления мутаций для жизнедеятельности организмов. | Формирует у детей умение оценивать значение для жизнедеятельности организмов. |
| Умение самостоятельно планировать и регулировать свою деятельность. |
|
| Воспитательные: формирование научного мировоззрения. |
|
|
|
2. Тип урока: «Урок открытия нового знания»
3. Вид урока: рассказ с элементами самостоятельной работы
4. Компонент содержания образования:
- научно обоснованная система знаний,
- умений и навыков,
- эмоционально ценностные отношения к миру.
Вид используемых средств ИКТ:
Презентация учителя "Наследственная (генотипическая) изменчивость", интерактивная работа : https://learningapps.org/
Методическое назначение средств ИКТ:
Презентация и видеоролики, интерактивный тест и интерактивная лабораторная работа позволят визуализировать процесс познания, активизировать интеллектуальную деятельность учащихся, сделать урок ярким и продуктивным.
Используемые педагогические технологии, методы и приёмы:
Технологии:
-развивающее обучение
-проблемное обучение
-критического мышления
-ИКТ- технологии
-коллективная система обучения
Методы:
-объяснительно-иллюстративный ;
-проблемный;
-частично-поисковый;
-исследовательский.
Приёмы:
-эмоциональное вхождение в урок,
-работа в группе,
-взаимоконтроль, самопроверка.
Аппаратное и программное обеспечение
: мультимедийный проектор, компьютеры, экран.
Программное обеспечение: Microsoft Office
5. План урока
Этапы урока | Время | Методы обучения | Средства обучения |
Организационный момент. | 2 мин.
|
|
|
Актуализация имеющихся знаний. | 8 мин.
| Беседа.
| Использование речевых средств общения. |
Первичное усвоение, осмысление и применение знаний. | 18 мин.
| Рассказ.
| Презентация, учебник, видеоматериалы, таблицы с рисунками. |
Первичное закрепление | 6 мин.
| Беседа, опрос.
| Использование речевых средств общения, презентация, учебник. |
Подведение итогов, выводы по уроку. | 5 мин.
|
| Использование речевых средств общения. |
Рефлексия. | 4 мин. | Беседа. | Использование речевых средств общения, письменная проверка знаний. |
Домашнее задание. | 2 мин. |
|
|
№п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап 1 | Организационный момент | Приветствие детей. Вступительное слово учителя Настраивает на работу. | Приветствуют учителя. |
Этап 2 | Актуализация знаний | Видеоролик о серповидно-клеточной анемии
| Определяют тему урока
|
| Промежуточный контроль | Проверочная работа по предыдущей теме «Сцепленное наследование генов» (контролируется работа учащихся) | Работают с раздаточным материалом |
Этап 3 | Изучение нового материала
| На слайде этапы изучения темы, которые дети формируют самостоятельно по параграфу учебника в любой последовательности
|
Работают с учебником. Делают выводы по каждому этапу в соответствии с показом слайдов. Озвучивают выводы по каждой характеристике
|
Этап 4 | Закрепление
| Демонстрация задания ФГ о изучении наследственности человека: Как вы думаете, какие причины затрудняют изучение генетики человека и не позволяют точно и массово прогнозировать возможные отклонения, вызванные вредными мутациями? | Учащиеся выполняют задания. Делают промежуточные выводы – невозможность целенаправленного скрещивания пар, необходимых для исследования – позднее половое созревание – малочисленное потомство – невозможность экспериментов с искусственным мутагенезом - сложный кариотип( 23 пары хромосом) - вопросы этичности экспериментов над людьми |
Этап 5 | Подведение итогов. Рефлексия
| Демонстрация интерактивного задания по теме : Уровни мутаций Анализ и оценка успешности достижения цели. Анализ и подведение итогов. |
Ответы детей
Значение наследственной изменчивости
Самоанализ |
6 | Домашнее задание
| П.41 – изучить Вопросы п. – устно Сообщение по теме «Генетика человека» на выбор | Записывают домашнее задание, задают вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Наследственная изменчивость"
Урок с использованием материалов исследований учащихся по данной теме....
Методическая разработка урока по биологии "Наследственая изменчивость человека"
На данном уроке поставлена цель проанализировать, материал, посвященный исследованию наследственных заболеваний человека. Учитывая, что данная проблема широко исследуется в современной н...
октрытый урок по теме "Наследственная изменчивость"
Данная работа позволяет раскрыть сущность понятия наследственная изменчивость, выделить ее типы, рассмотреть особенности каждого из них. Урок позволяет продолжить формирование научных представлений об...
Презентация на тему "Наследственная изменчивость". Урок биологии 9 и 10 класс.
Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 и 10 классах, при изучении темы "Генетика".В презентации разбирается понятие наследственная изменчивость: ее основные причины, виды и ...
технологическая карта урока биологии в 9 классе по программе Н.И.Сонина. Тема урока "Наследственность и изменчивость"
Технологическая карта урока биологии в 9 классе " соответствует программе Сонина Н.И.. Урок обобщения по теме "Наследственность и изменчивость"...
Презентация к уроку «Наследственная изменчивость»
Данная презентация может использоваться на уроках «Биологии» для студентов 1-х курсов при изучении темы «Наследственная изменчивость». Содержит информацию о классификации изменчивости; мутациях и выз...
Открытый урок "Наследственная изменчивость"
Урок в 9 классе по теме Наследственная изменчивость: мутации. Виды и причины мутаций с использованием презентации и модулей om...