лабораторные работы "Интересное-рядом"
опыты и эксперименты по биологии (10 класс)

Уколова Валентина Сергеевна

лабораторны работы для 10 класса химико-биологического направления за курс "Цитология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл практикум по биологии283.48 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический

университет им. И.Н. Ульянова»

кафедра дошкольного, начального образования и методик преподавания общеобразовательных дисциплин

Итоговая аттестационная работа

по теме: «Практикум по биологии для внеурочной деятельности «Интересное –рядом. Основы цитологии»

                                                           Работу выполнил:

                                                            слушатель группы Б-2,

                                                        учитель биологии МБОУ «Гимназия №34»

                                                      Уколова Валентина Сергеевна

                                                                  Научный руководитель:                              доцент кафедры дошкольного, начального образования и методик преподавания общеобразовательных дисциплин, к.б.н.

                                                                                                             Спирина Е.В.

     

                                                           

г. Ульяновск

 2021


Содержание

Введение

3

Практикум по биологии для внеурочной деятельности «Интересное –рядом. Основы цитологии»

6

Заключение

34

Список литературы

34


Введение

Практикум направлен на развитие познавательной активности учащихся среднего школьного возраста и содержит материал из разных курсов биологии. Проведение практических и лабораторных работ способствует повышению интереса учащихся к биологии, к окружающему миру и развивает самостоятельную деятельность ребят.

         Для успешного решения поставленных задач необходимо выстраивать процесс обучения, используя следующие принципы обучения:

- личностно-деятельностный принцип (проявляется в учёте субъективного опыта обучающихся, использовании задач, основанных на реальных примерах, в построении индивидуального образовательного маршрута при использовании заданий различного уровня и возможностей обучающих программ);

- принцип междисциплинарности, т.к. включают аспекты различных наук и сфер человеческой деятельности: математики (использование математических методов), медицины (использование фактического материала из данной области), физики, химии.

Практикум предусматривает проведение лабораторных занятий, в начале которых изучается теоретический материал по конкретной теме, затем приводятся сами работы.  Контроль выполнения заданий проводится учителем, либо совместно с учениками. Инструктивные таблицы, разработанные для каждого занятия, прилагаются.  Практикум рассчитан на 34 ч.

        Целью практикума является развитие у обучающихся   умений и навыков проведения экспериментов по основам цитологии, в частности по молекулярной биологии.

         Задачи курса: 

  •  совершенствование навыков использования терминов;
  • развитие представлений о практической значимости знаний о закономерностях наследования для различных отраслей производства, селекции, медицины, а также для формирования навыков здорового образа жизни;
  • расширение кругозора в области биологической науки, необходимое в дальнейшей профессиональной деятельности;
  • развитие интеллектуальной сферы: умение анализировать фактический материал, логически мыслить и рассуждать, проявлять изобретательность при решении трудных задач.

Прогнозируемый результат обучения 

Учащиеся должны знать: 

  1. Различные методы изучения биологии
  2. Отличительные особенности различных классов органических веществ.
  3. Различия и сходство в строении растительных и животных клеток.
  4. Особенности прокариотических клеток.
  5. Деление клеток.

Учащиеся должны уметь: 

  1. Работать с микроскопами и другими инструментами
  2. Обрабатывать биологический материал.
  3. Приготавливать микропрепараты.
  4. Проводить анализ.
  5. Работать с химическими веществами.
  6. Формулировать проблему и находить пути ее решения.
  7. Оформлять результаты исследования.
  8. Готовить сообщения по результатам проделанной работы.

Примерное тематическое планирование

Наименование тем

Всего  часов

1

Введение. Техника безопасности

2

2

Экскурсия №1 Многообразие видов. Методы изучения биологии: наблюдение, измерение, сравнение, описание, эксперимент

4

2

Лабораторная  работа № 1 Устройство  микроскопа  и  микроскопическая  техника.  Изготовление  временного  микропрепарата.  Форма  клеток

4

3

Лабораторная  работа  № 2 Денатурация белков

2

4

Лабораторная  работа  № 3  Работа ферментов  в  живых  тканях»

2

5

Лабораторная работа 4: Свойства жиров

2

6

Лабораторная работа 5: Свойства углеводов

2

7

Лабораторная работа 6: Получение нуклеиновых кислот

2

8

Лабораторная  работа  № 7 «Строение  прокариотической  клетки  на  примере   бактерии  сенной  палочки»

2

9

Лабораторная  работа  № 8 «Растительная  и  животная  клетки: план строения»

2

10

Лабораторная  работа №  9 «Плазмолиз  и  деплазмолиз  в  клетках кожицы  лука»

2

11

Лабораторная  работа  №  10 «Включения клетки: кристаллы  щавелевокислого  натрия»

2

12

Лабораторная  работа  №  11 «Включения  клетки: крахмальные  зерна.»

2

13

Лабораторная  работа №  12 «Пластиды  растительной  клетки. »

2

14

Лабораторная  работа №  13 «Деление клеток. Митоз »

2

итого

34


Содержание курса

Введение. Инструкция по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных работ

I. Требования безопасности перед началом работы

1. Внимательно изучите содержание и порядок выполнения лабораторной работы.      

2. Приготовьте рабочее место: освободите его от посторонних предметов.

3. Не загромождайте проходы портфелями и сумками.

II. Требования безопасности во время работы  

1. Точно выполняйте все указания учителя в отношении соблюдения порядка действий.  

2. Соблюдайте осторожность при работе с лабораторным оборудованием.                  

3. Приступайте к работе только тогда, когда убедитесь в исправности и целостности лабораторного оборудования.

4. Не берите без разрешения учителя оборудование с других рабочих мест, не вставайте с рабочего места и не ходите по кабинету во время эксперимента.

5. Не выносите из кабинета лабораторное оборудование.

III. Требования безопасности после окончания работы 

1. По окончании работы приведите своё рабочее место в порядок.      

2. После окончания работы обязательно вымойте руки с мылом.

3. Не выходите из кабинета без разрешения учителя.

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. В случае выявления неисправностей в лабораторном оборудовании немедленно остановите работу и оповестите об этом учителя.

2. В случае травмы сразу же обратитесь к учителю.  

Экскурсия №1 Многообразие видов. Методы изучения биологии: наблюдение, измерение, сравнение, описание, эксперимент

Цель: провести наблюдения и измерения в целях конкретизации знаний о методах изучения природы.

Задание для групп:

1. Выбрать 2 растительных объекта одного вида (дерево, высокий кустарник). Описать их местоположение: нахождение относительно других объектов (зданий, построек, дорог и др.) по сторонам горизонта. Расположенные рядом другие живые объекты (растительные). Сравните выбранные объекты по высоте, листьям, стеблям (кора ствола), местоположению.

2. Наблюдайте движение насекомых: муравьев, др. Чем заняты насекомые? Попробуйте перекрыть основное направление движения насекомых. Опишите результат.

3. Сделайте вывод. Сгруппируйте проделанную работу по методам исследования. Сделайте вывод о назначении методов.

4. Оформление материала экскурсии: на листах формата А4, титульный лист, описание местонахождения растительного объекта и его высота, определение его систематической принадлежности (вид, род, семейство), вывод.

Примечание: Как определить высоту объекта?

  1. Встаньте достаточно далеко от дерева так, чтобы видеть его целиком, от основания до вершины, не наклоняя и не подымая при этом голову. Для большей точности измерений ваши ступни должны быть вровень с основанием дерева, не выше и не ниже его. Встаньте так, чтобы ничто не перекрывало и не загораживало от вас дерево.
  2. Возьмите в руку карандаш и вытяните его перед собой. Вместо карандаша можно использовать другой небольшой прямой предмет, например, палочку либо линейку. Взяв карандаш в руку, выпрямите ее таким образом, чтобы карандаш находился прямо перед вами (между вами и деревом).
  3. Закройте один глаз и пошевелите карандашом, добившись того, чтобы его верхушка совместилась с вершиной дерева. При этом лучше держать карандаш заточенным концом кверху. Необходимо, чтобы верхний край карандаша заслонил от вас вершину дерева, в то время как вы смотрите на дерево “сквозь” карандаш.

https://st03.kakprosto.ru/tumb/680/images/article/2017/6/5/125857_5935269b002585935269b00297.jpeg

  1. Поверните руку так, чтобы карандаш расположился горизонтально (вдоль земной поверхности). При этом держите руку вытянутой перед собой и следите, чтобы большой палец по-прежнему указывал на основание дерева.
  2. Попросите своего помощника встать так, чтобы вы могли видеть его или ее “на” кончике карандаша. То есть ваш друг должен встать таким образом, чтобы его ступни “совпали” с верхушкой карандаша. При этом помощнику следует расположиться на том же расстоянии от вас, что и дерево, не ближе и не дальше. Вы и ваш помощник будете удалены друг от друга на некоторое расстояние.
  3. С помощью пар шагов, измерьте расстояние между вашим помощником и деревом. 

Лабораторная работа № 1: «Устройство  микроскопа  и  микроскопическая  техника.  Изготовление  временного  микропрепарата.  Форма  клеток.»

  Цели  занятия:

  1. Изучить (вспомнить) устройство школьного микроскопа и освоить технику  микроскопирования.
  2. Изготовить  временный  препарат  листа  мха  мниум, рассмотреть  клетки,  сравнить  их.
  3. Познакомиться  с  многообразием  клеток.
  4. Научиться  правильно  оформлять  лабораторные  работы.

Рекомендации  по  самоподготовке:

  1. Пользуясь методической  разработкой,  изучите  устройство  светового  микроскопа  и правила работы с ним. Зарисуйте микроскоп (используя правила оформления  лабораторной работы -  см. ниже)  в тетради для практических занятий, обозначьте  на   рисунке  его  детали.

Задание  № 1

Изучить  устройство  светового  микроскопа  и  освоить  технику  работы  с  ним

   Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом

https://urok.1sept.ru/articles/659312/2.jpg

Рис. 1. Строение микроскопа

     Рассмотрите  основные  части  микроскопа: оптическую  и  механическую.

Оптическая  часть  включает  в  себя  объективы,  устанавливаемые  в  гнезда  револьверного  устройства  микроскопа;  окуляр,  расположенный  в  тубусе, осветительное  устройство.

Объектив –сложная  система  линз.  Чаще  используют  объективы х8, х40.  

Окуляр – увеличивает  изображение,  переданное  объективом.  Чаще  всего  используют  окуляры  х7, х10,х15,х20.

С оптической  частью  связано  осветительное  устройство, включающее  в  себя:  а)  зеркало (может быть  с  одной стороны  вогнутое - используется  при  искусственном  освещении;  с  другой  стороны  плоское – используется  при  естественном  освещении);  б) ирисовую  диафрагму, вмонтированную  в  конденсатор, - для  изменения степени освещенности  препарата; в) конденсатор,  с  помощью  которого  пучок  света  фокусируется  на  препарате.  С  помощью  зеркала  пучок  света  посылается  в  конденсатор и  через  него  на  препарат.

К  механической  части микроскопа  относятся: основание,  предметный  столик, тубус, револьвер, штатив, винты.

Увеличение,  получаемое  в  микроскопе, определяют, умножая  увеличение  объектива  на  увеличение  окуляра.

Переходим  к  освоению  техники  микроскопирования.

  • Поставьте  микроскоп  ручкой  штатива  к  себе  против  левого  плеча примерно  в  2-3 см  от  края  стола.  Салфеткой  протрите  объектив,  окуляр  и  зеркало.
  • Поставьте  в  рабочее  положение  объектив х8.  Для  этого  поверните  револьверное  устройство  микроскопа  так,  чтобы  нужный  объектив  встал  перпендикулярно   предметному  столику.  Нормальное  положение  объектива  достигается  тогда,  когда  слышится  легкий  щелчок  револьвера.

Запомните,  что  изучение  любого  объекта  начинается  с  малого  увеличения!

  • Зеркалом  направьте  свет  в  отверстие  предметного  столика.  Глядя  в  окуляр  левым  глазом,  вращайте  зеркало  в  разных  направлениях  до  тех  пор, пока  поле  зрения  не  будет  освещено  ярко  и  равномерно.  Если  света  недостаточно,  увеличьте  отверстие  диафрагмы.
  • Положите на предметный  столик  микропрепарат  покровным  стеклом  вверх  так,  чтобы  объект  находился  в  центре  отверстия  предметного  столика.  
  • Глядя на объектив  сбоку,  пользуясь  регулировочными  винтами,  поднимите  предметный  столик  так,  чтобы  расстояние  от  покровного  стекла  до  объектива  было не  больше  5-6 мм.
  • Смотрите  в окуляр  и  одновременно  медленно  с  помощью  регулировочных  винтов  опускайте  предметный  столик  до  тех  пор,  пока  в  поле  зрения  не  появится  четкое  изображение  объекта. Перемещая препарат  на  предметном  столике, рассмотрите его общий  вид.  Затем  в  центр  поля  зрения  поместите  участок  препарата,  который  надо  рассмотреть  при  большом  увеличении.
  • Поверните  револьверную  головку  и  установите  в  рабочее  положение  объектив  х20.  Установку  резкости  следует  произвести  с  помощью  винта.
  • При  зарисовке  препарата  смотрите  в  окуляр  левым  глазом,  а  в  тетрадь  -  правым.  
  • Заканчивая работу с микроскопом,  при  помощи  револьвера  заменить  объектив  большого  увеличения  на  объектив  малого,  снять  со  столика  микропрепарат.  Убрать  микроскоп  на  отведенное  место.

Задание  № 2

Приготовить  препарат кожицы  сочного листа  лука, рассмотреть  и  зарисовать клетки.

А) для  приготовления  микропрепарата  нужно  взять  предметное  стекло  и  на  его  середину  стеклянной  палочкой  нанести  каплю  воды. Снять кожицу с внутренней (вогнутой) стороны сочного листа лука и   положить  в  каплю.  

Б) взять  покровное  стекло  и, держа  его наклонно,  стараясь не  испачкать  пальцами, прикоснуться  ребром  к  капле и равномерно  опустить.  На  препарате  не  должно остаться  пузырьков  воздуха. Если  они есть,  надо  добавить  стеклянной  палочкой  сбоку  от  покровного  стекла  воды.  В  том  случае,  если  стекло  плывет, лишнюю  воду  необходимо  удалить  кусочком  фильтровальной  бумаги.

В)  приступить  к рассмотрению  объекта, пользуясь  правилами  работы  с  микроскопом.

Г)  зарисовать,  глядя  в  микроскоп,  клетки кожицы.  На  рисунке  сделать  необходимые  обозначения  (используя  инструкцию по оформлению  лабораторной  работы).

Д)     сделать  выводы  по  лабораторной  работе.

  1. внимательно  ознакомьтесь  с  правилами  оформления  лабораторной  работы.

Рис. 2. Приготовление микропрепарата кожицы лука

https://urok.1sept.ru/articles/659312/3.jpg

Рис. 3. Клетки кожицы лука

4.jpg (8887 bytes)

Правила  оформления  лабораторной  работы

  Необходимым  элементом  микроскопического  изучения  объекта  является  его  зарисовка  в  тетрадь.  Цель  зарисовки - лучше  понять  и  закрепить  в  памяти  строение  объекта  и  отдельных  структур.

   Для  выполнения  зарисовок  необходимо иметь  карандаши -  простой  и  цветные (но  не  фломастеры!).

    При  зарисовке  необходимо  соблюдать  следующие  правила:

  • до начала  зарисовки  вверху  страницы  записать  название  темы,  лабораторной  работы,  а  перед  каждым  рисунком – название  объекта;
  • рисунок  должен  быть  крупным,  детали  хорошо различимыми;  на  одной  странице  не  должно  быть  более  3-4  рисунков;
  • рисунок  должен правильно  отображать  форму  и  величину  целого  объекта,  а также, соотношение  размеров  его  отдельных  частей;
  • вокруг  рисунков  не  следует  рисовать  контуров  поля  зрения  микроскопа;
  • в  каждом  рисунке  обязательно  должны  быть  сделаны  обозначения  его  отдельных  частей; для  этого  к  отдельным  частям  объекта  ставят  стрелочки,  а  против  каждой  стрелочки  пишут определенную  цифру,  желательно,  чтобы  все  стрелочки  были  параллельны;  затем  сбоку  от  рисунка  или  под ним  столбиком  по  вертикали  пишут  цифры,  а  против  цифр- название  части  объекта;
  • надписи  к  рисунку  выполняются  простым  карандашом.

Лабораторная  работа  № 2 : «Денатурация белков»

Цель  работы: Сформировать знания  свойствах белков,  закрепить  проводить  опыты  и  объяснять  результаты  работы.

Теоретическая  часть   лабораторной  работы:

Денатурация – это изменение, при котором происходит утрата естественных свойств вещества. Этот процесс наступает при физическом и химическом воздействии. Термин «денатурация», как правило, применяется к белкам. 

При денатурации разрываются химические связи, которые стабилизируют высшие уровни организации белковой молекулы. Таким образом изменяется пространственная структура. Биополимеры имеют конформационную лабильность, т.е. стремление к разрыву одних и формированию других связей и изменению конформации. Из-за денатурации у белков изменяются химические и физические свойства.

Денатурация белка – это изменение формы при сохранении последовательности аминокислот. Она включает развертывание полипептидной связи, которая в растворе изначально находится в форме клубка. При денатурации биополимер теряет гидратную оболочку. 

Виды денатурации

Существует два вида денатурации:

  • обратимая (ренатурация) – первичная структура белка не нарушается;  
  • необратимая – необратимое разрушение первичной структуры. 

При изменении температуры до 1˚С происходит обратимая денатурация биополимера. Если прекратить воздействовать на белок, то он возвращается в исходную форму. Если биополимер вскипятить до 100˚С, то протекает необратимая денатурация. 

Факторы денатурации биополимеров делятся на химические и физические. 

  • Физические – нагревание, УФ-облучение, рентген, радиоактивное облучение, ультразвук, вибрация.
  • Химические – воздействие неорганическими и органическими веществами. 

При стерилизации оборудования и инструментов используют денатурацию. В фармацевтическом производстве процессы денатурации применяют при контроле качества протеиновых препаратов, например, в ампулах. Также особенности денатурации используют в пищевой промышленности

Практическая  часть  лабораторной  работы

Оборудование: два свежих куриных яйца, две пробирки, этиловый спирт, поваренная соль вода.

Задание: 1. Холодовая денатурация белка (поместить куриное яйцо в морозилку на ночь, утром вынуть). Через два часа проверить состояние белка и желтка. Описать, сделать вывод.

2. Отделить куриный белок от свежего яйца, сделать 1 % раствор, разделить на две пробирки. В одну добавить спирт, во вторую концентрированный раствор поваренной соли. Наблюдать реакцию, сделать вывод.

3. Добавить в пробирки из предыдущего опыта чистой воды. Наблюдать реакцию, сделать вывод.

Лабораторная  работа  № 3 : «Работа ферментов  в  живых  тканях»

Цель  работы:

Сформировать знания  о  роли ферментов  в  клетках,  закрепить  умение  работать с  микроскопом, проводить  опыты  и  объяснять  результаты  работы.

Теоретическая  часть   лабораторной  работы:

  Катализ – это  процесс  изменения  скорости  химической  реакции  под  влиянием  различных  веществ – катализаторов,  участвующих  в  этом  процессе и  к  концу  реакции  остающихся  химически  неизменными.  Если  от  добавления  катализатора  происходит  ускорение  химического процесса,  то  такое  явление  называют  положительным  катализом,  а  замедление  реакции – отрицательным. Чаще  приходится  встречаться  с  положительным  катализом.  В  зависимости  от  химической  природы  катализаторы  разделяются  на   неорганические  и  органические.  К  последним  относятся  и  биологические  катализаторы – ферменты.

     Известный  всем  пероксид  водорода  без  катализаторов  разлагается  медленно.  В  присутствии  неорганического  катализатора (солей  железа)  эта  реакция  идет несколько  быстрее.  В  процессе  метаболизма  клетки  в  ней  также  может  образовываться  пероксид  водорода,   накопление  которого  в  клетке  может  вызвать  ее  отравление.   Но  практически  во  всех  клетках  имеется  фермент  каталаза,  который  разрушает  пероксид  водорода  с  невероятной  скоростью:  одна  молекула  каталазы  расщепляет  в  1  мин.  более  5млн  молекул  пероксида  водорода.  Из  других  примеров  можно  указать  следующие.  В  желудке  человека  вырабатывается  фермент  пепсин,   который  расщепляет  белки.  Один  грамм  пепсина  за  час  способен  гидролизовать  50  кг яичного  белка,  а  1,6 г  амилазы,  синтезируемой в поджелудочной  и  слюнных  железах,  за  час  может  расщепить  175  кг  крахмала.

Практическая  часть  лабораторной  работы:

Вариант  № 1

Оборудование:

Свежий  3% -ный  раствор  пероксида  водорода,  пробирки,  пинцет,  ткани  растений(кусочки  сырого  и  вареного  картофеля),  и  животных (кусочки  сырого  и  вареного  мяса или рыбы), песок,  ступка и  пестик.

Последовательность выполнения  работы:

  • приготовить  5  пробирок  и  поместите  в  первую  пробирку  немного  песка,  во  вторую – кусочек  сырого  картофеля,  в  третью – кусочек  вареного  картофеля,  в  четвертую – кусочек  сырого  мяса,  в  пятую – кусочек  вареного  мяса.  Капните  в  каждую  из  пробирок  немного  пероксида  водорода.  Пронаблюдайте, что  будет  происходить  в  каждой  их  пробирок.
  • Измельчите  в  ступке  кусочек  сырого  картофеля  с  небольшим  количеством  песка (для  достаточного разрушения клетки).  Перенесите  измельченный  картофель  вместе  с песком  в  пробирку  и  капните  туда  немного  пероксида  водорода.  Сравните  активность  измельченной  и  целой  растительной  ткани.
  • Составьте  таблицу,  показывающую  активность  каждой  ткани  при  различной  обработке.

Номер  пробирки

Объект исследования

Наблюдаемый  результат

№1  и  т.д.

Объясните  полученные  результаты,  ответив  на  контрольные  вопросы:

  1. В  каких  пробирках  проявилась  активность  фермента?  Почему?
  2. Как  проявляется  активность  фермента  в  живых  и  мертвых  тканях? Объясните  наблюдаемое  явление.
  3. Как  влияет  измельчение  ткани на  активность  фермента?
  4. Различается  ли  активность  фермента  в  живых  тканях  растений  и  животных?
  5. Как  вы  считаете,  все  ли  живые  организмы  содержат  фермент каталазу? Ответ  обоснуйте.

Вариант  2.

Оборудование:

Микроскопы,  предметное  и покровное  стекла,  стаканы  с водой,  стеклянные  палочки, пероксид  водорода,  лист  элодеи.

Последовательность выполнения  работы:

  • Приготовить  препарат  листа  элодеи,  рассмотрите  его  под  микроскопом  и  зарисуйте  несколько  клеток  листа.
  • Капните  на  микропрепарат  пероксид  водорода  и  снова  наблюдайте  за  состоянием  клеток.
  • Объясните  наблюдаемое  явление.  Ответьте  на  вопросы: какой  газ  выделяется  из  клеток  листа?  Почему  происходит  его  выделение?  Напишите  уравнение  соответствующей  реакции.
  • Капните  каплю  пероксида  водорода  на  предметное  стекло,  рассмотрите  ее под  микроскопом,  опишите  наблюдаемую  картину.  Сравните состояние  пероксида  водорода  в  листе  элодеи  и  на  стекле.

Составьте  отчет  по  лабораторной  работе.  Сформулируйте  выводы  по  проведенному  исследованию.

Примечание. Пероксид водорода – ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе жизнедеятельности. Принимая участие в обезвреживании ряда токсических веществ, он может вызвать самоотравление (денатурацию белков, в частности, ферментов). Накоплению Н2Опрепятствует фермент каталаза, распространенный в клетках, способных существовать в кислородной атмосфере. Фермент каталаза, расщепляя Н2Она воду и кислород, играет защитную роль в клетке. Фермент функционирует с очень большой скоростью, одна его молекула расщепляет за 1с 200 000 молекул Н2О2:image1.gif (856 bytes)2 Н2О2 Н2О+ О2

Задание 2. Воздействие слюны на крахмал

Цель: обнаружить действие ферментов слюны на крахмал

Оборудование: накрахмаленные картофельным крахмалом бумажные фильтры, ватные палочки, чашки Петри, вода, аптечный йод (5%-й), пробирки, стакан с водой.

Ход работы:

1. Воздействие слюны на крахмал  

Приготовьте реактив на крахмал – йодную воду. С этой целью налейте воду и добавьте несколько капель йода до получения жидкости цвета крепкого чая.  Изучите действие ферментов слюны на крахмал. Для этого возьмите два накрахмаленных бумажных фильтра. На одном из них с помощью ватной палочки, смоченной слюной, напишите букву «И». На другом фильтре напишите ту же букву ватной палочкой, смоченной в воде.  Зажмите фильтры поочередно между ладонями и через 1-2 минуты обработайте оба фильтра йодной водой. Что наблюдаете?

http://fullref.ru/files/31/75d3317e045c07737136d7866d999cef.html_files/0.jpg

Объясните результаты опыта.  Сделайте вывод о действии ферментов слюны на крахмал. В каких условиях работают ферменты слюны?

Сделайте вывод, в котором объясните действие слюны на крахмал.

Лабораторная работа 4: Свойства жиров

Цель: Сформировать знания свойствах жиров,  закрепить умения проводить  опыты  и  объяснять  результаты  работы.

Теоретическая  часть   лабораторной  работы:

Липиды — это нерастворимые в воде, жироподобные органические вещества. Как и углеводы, липиды образованы атомами трёх элементов: углерода, водорода и кислорода.

Липиды имеют разное строение. Выделяют следующие группы этих веществ:

  • жиры (сложные эфиры глицерина и жирных кислот);
  • фосфолипиды (сложные эфиры глицерина, жирных кислот и фосфорной кислоты);
  • воски (сложные эфиры высших спиртов и жирных кислот;
  • стероиды (не содержат карбоновых кислот).

 Рис. 1. Модель молекулы жира

Trimyristin-3D-vdW.png

Липиды содержатся в каждой клетке, но их количество в разных клетках изменяется в широких пределах (от 2 до 90 %).

 Липиды способны образовывать сложные комплексные соединения с молекулами белков (липопротеины) и с молекулами углеводов (гликолипиды).

Практическая  часть  лабораторной  работы:

Оборудование: жиры- говяжий, свинной, рыбий жир, оливковое и подсолнечное масла; этиловый спирт, бензин, ацетон, вода

Задание: Провести опыты: в сосуды с жиром по очереди наливать растворители, отметить реакцию (растворение), заполнить таблицу. Сделать вывод о свойствах жиров.

жир

Агрегатное состояние

растворитель

вода

бензин

спирт

ацетон

говяжий

твердый

Реакции нет, не растворяется

Лабораторная работа 5: Свойства углеводов

Цель: Сформировать знания свойствах углеводов,  закрепить умения проводить  опыты  и  объяснять  результаты  работы.

Теоретическая  часть   лабораторной  работы:

Углево́ды (глици́ды) — органические вещества, содержащие карбонильную группу и несколько гидроксильных групп[1]. Название этого класса соединений происходит от слов «гидраты углерода», оно было предложено Карлом Шмидтом в 1844 году. Появление такого названия связано с тем, что первые из известных науке углеводов описывались брутто-формулой Cx(H2O)y, формально являясь соединениями углерода и воды.

Сахара́ — другое название низкомолекулярных углеводов: моносахаридовдисахаридов и олигосахаридов.

Крахмал. Это белый порошок, нерастворимый в холодной воде и образующий коллоидный раствор (крахмальный клейстер) в горячей воде. Существует в двух формах: амилоза – линейный полимер, растворимый в горячей воде, амилопектин – разветвлённый полимер, не растворимый в воде, лишь набухает.

Целлюлоза (клетчатка) – растительный полисахарид, являющийся самым распространенным органическим веществом на Земле.

Это вещество белого цвета, без вкуса и запаха, нерастворимое в воде, имеющее волокнистое строение. Растворяется в аммиачном растворе гидроксида меди (II) – реактиве Швейцера.

Древесина состоит на 50% из целлюлозы, а хлопок и лён, конопля практически чистая целлюлоза.

Хитин (аналог целлюлозы) – основной компонент наружного скелета членистоногих и других беспозвоночных, а также в составе клеточных стенок грибов и бактерий.

Практическая  часть  лабораторной  работы:

Оборудование: кристаллический сахарный песок (свекловичный, тростниковый), крахмал, медицинская вата, стаканы с водой, раствор йода.

Задание: определить свойства углеводов (растворимость, вкус, йодная проба). 1. В отдельные пробирки поместить образцы углеводов, добавить воды. Отметить растворимость веществ.

2.  Опробовать вещества на вкус.

3. В каждую из пробирок добавить несколько капель йодного раствора, отметить изменение цвета. Все результаты внести в таблицу. Сделать вывод  свойствах олигосахаров и полисахаров.

Изучаемые свойства

сахароза

крахмал

целлюлоза

растворимость

Вкус

Йодная проба

Лабораторная работа 6: Получение нуклеиновых кислот

Цель: Закрепить навыки экспериментальной работы.

Оборудование:

  • Вода питьевая либо дистиллированная;
  • Поваренная соль;
  • Жидкое мыло;
  • Спирт. Нам нужен охлаждённый, поэтому ставим его в холодильник.

Из посуды необходимо:
Одноразовый стакан;

  • Ложка;
  • Пробирка (с крышкой);
  • Пипетка.

Ход работы:

Получаем  солёный раствор: в стакан с водой добавляем ложку соли.

Теперь этим раствором необходимо прополоскать рот, водя языком по щекам и дёснам. Рот должен быть чистым.

Таким образом мы собираем клетки с генетическим материалом из ротовой полости в раствор. Благодаря соли они скапливаются вместе.

Вылейте раствор обратно в стакан. Теперь переливаем немного раствора в пробирку.

И добавляем несколько капель жидкого мыла. Оно разрушает клеточную мембрану, высвобождая из ядер клеток ДНК.

Затем, наклонив пробирку примерно на 45 градусов, приливаем двадцать капель охлаждённого спирта, так, чтобы он не смешивался с раствором.

Закрываем пробирку и аккуратно переворачиваем вверх дном 3-4 раза.

Оставляем пробирку в вертикальном положении, и через несколько минут начнут образовываться молочно-белые нити. Эти нити и есть ДНК.

Их можно будет рассмотреть под микроскопом.

Лабораторная  работа  № 7: «Строение  прокариотической  клетки  на  примере   бактерии  сенной  палочки»

Цель  работы:

  1. Закрепить  умение  готовить  микропрепараты  и  рассматривать их  под  микроскопом.
  2. Находить  особенности строения  клеток, проводить наблюдения и объяснять  полученные  результаты.

 Методика  получения  культуры  бактерий  сенной  палочки:

        Горсть  сухого  сена  измельчают  ножницами  и  помещают  в  химический  стакан  или  другую  посуду.  Наливают  воды  по  объему  в  2  раза  больше  сенной  массы  и  кипятят  30  минут.  Затем  настой  профильтровывают  через  вату, наливают  в  колбу,  плотно  закрывают  пробкой  и  ставят в  темный  шкаф  при  температуре  до  30  градусов С.  Через  3-5  дней  на  поверхности  сенного  настоя  образуется  беловатая  пленка  сенных  палочек.

       Бактерии  сенной  палочки  довольно  крупны  (1,5-3 мкм)  и  при  большом  увеличении  хорошо видны.

Оборудование:

Микроскопы,  культура  бактерии сенная  палочка, предметное и покровное  стекла,  препаровальная  игла,  черная  тушь.

Последовательность выполнения  работы:

  • Нанесите  каплю  туши  на  предметное  стекло. Препаровальной  иглой снимите  пленку с  сенного настоя  и  поместите  в  каплю туши. Тщательно перемешайте иглой  и  сверху накройте  покровным  стеклом.
  • Рассмотрите  приготовленный  микропрепарат сначала  под малым, затем  под  большим  увеличением. Видны светлые  продолговатые  клетки. Это  бактерии -  сенные  палочки.
  • Зарисуйте  в  тетради  цепочки  сенной  палочки  и  также  одну  увеличенную  особь.
  • Если  настой  с  сенными палочками  поставить в  холодное  место  или  начать  высушивать,  можно наблюдать спорообразование. Каждая  особь  сенной  палочки  (клетка)  образует  только  одну  спору;  при этом  содержимое  клетки  уплотняется  и  покрывается  новой, очень плотной  оболочкой,  первоначальная  оболочка  бактерии  разрушается.  При  большом увеличении можно  видеть  внутри  клеток  сенной  палочки овальные  тельца – споры.
  • Приготовить  по  той  же  методике  микропрепарат сенной  палочки  из настоя, который находился при неблагоприятных  условиях.
  • Зарисовать споры  бактерии  сенная  палочка.

Сформулировать  вывод, ответив на  контрольные  вопросы:

1.   на  чем  основано деление  всех  живых  организмов  на  две  группы- прокариот и  эукариот?

2.     Какие  организмы  относятся  к  прокариотам?

3.     В  чем  особенности  строения  клетки  бактерий?

4.     Как  размножаются  бактерии?

5.     В  чем  сущность  процесса  спорообразования  у  бактерий?

Лабораторная  работа  № 8  « Растительные и животные клетки: план строения».

Цель  работы:

Изучить  особенности  строения  растительной  и  животной  клеток.  Убедиться, что,  несмотря  на  некоторые  различия  и  особенности  в  строении,  клетки  обоих  типов  устроены  по  единому  плану.

Последовательность  выполнения  работы:

Задание  № 1    Изучить  строение  клеток  кожицы  лука

Теоретическая  часть  лабораторной  работы (изучить  внимательно)

   Живые  клетки  кожицы – эпидермы – сочных  чешуй  лука  репчатого  являются  хорошим  объектом  для  изучения  под  микроскопом  ядра  и  цитоплазмы,  а  также  их  производных:  клеточной  стенки  и  вакуоли.

   Снаружи  ядро  покрыто  ядерной  оболочкой,  а  полость его  занята  ядерным  соком.  В  ней  располагается  хромосомно-ядрышковый  комплекс.  Однако  в  неделящейся  клетке  хромосомы  не  видны,  так  как  они  деспирализованы.  Ядрышки (их  чаще всего  два),  наоборот,  хорошо  заметны  в  неделящейся  клетке.

    Клеточная  стенка  под  микроскопом  видна  в  виде  линии,  которая  прерывается  боле  светлыми  участками- порами.  Они  представляют собой  неутолщенные  места  клеточной  стенки.  Через  них  проходят  плазмадесмы (они  не  видны),  связывающие  клетки  друг  с  другом.

Практическая  часть  лабораторной  работы (выполнять последовательно)

  • Снимите  с  внутренней  поверхности  мясистой  чешуи  луковицы  тонкую  пленку – эпидерму.
  • Кусочек  эпидермы  поместить на  предметное  стекло  в  каплю  воды.
  • Накрыть  объект  покровным  стеклом.
  • Рассмотреть  клетки  эпидермы  под  различным  увеличением  микроскопа.
  • Провести  окрашивающую  реакцию  клеток  эпидермы  раствором йода  в йодистом  калии.  Каплю  раствора  на  стеклянной  палочке  поднести  к  краю  покровного  стекла,  а  с противоположной  стороны  стекла  воду  отсосать  фильтровальной  бумагой.  Проникший  под  покровное  стекло  раствор  окрасит  цитоплазму  в  желтый, а  ядро – в  светло-коричневый  цвет.  Эта  реакция  подтверждает  наличие  белковых  веществ  в  ядре   и  цитоплазме.
  • Зарисовать  несколько  клеток  эпидермы,  обозначив  на  рисунке:  цитоплазму,  ядро,  вакуоли,  оболочку  клетки,  поры.  Постарайтесь  найти   устьице.  

Задание  № 2 Изучить  строение  клеток  плоского  эпителия  полости  рта человека  

Последовательность  выполнения  работы:

  • Для  приготовления  препарата  стерильным  шпателем  проведите  с легким  нажимом  по  нёбу  или  по  деснам.  При  этом  на  кончике  шпателя    в  капельке слюны  окажутся  слущенные  клетки  эпителия,  выстилающего  полость рта.
  • Нанесите  капельку  слюны  на  предметное  стекло  и  накройте  ее  покровным  стеклом.
  • Рассматривайте  препарат при  большом  увеличении  с  прикрытой  диафрагмой  конденсатора.
  • На  препарате  видны  отдельные  крупные  плоские  клетки   неправильной  формы.  Большая  часть  клеток  мертвые,  поэтому  в  них  хорошо  заметно  ядро.
  • Зарисуйте  несколько  клеток,  обозначьте  ядро,  цитоплазму.

Вывод:

  1. Что  общего  имеется  в  строении  растительной  и  животной  клеток?
  2. Чем  различаются  эти  клетки?
  3. Чем  объяснить,  что,  будучи  устроенными  по  единому  плану,  клетки  весьма  разнообразны  по  форме  и  размерам?

Лабораторная  работа №  9  «Плазмолиз  и  деплазмолиз  в  клетках кожицы  лука»

Цель:  сформировать  умение  проводить  опыт по  получению  плазмолиза,  закрепить  умения  работать  с  микроскопом,  проводить наблюдение  и  объяснять  полученные  результаты.

Теоретическая  часть  лабораторной  работы:

   При  воздействии  гипертонических растворов  на  клетку наблюдается  плазмолиз.  Плазмолиз -  это  отслаивание  цитоплазмы  от  стенок  клетки  или  ее  сморщивание.  Это  происходит  потому,  что  в  результате  диффузии  вода  из  области с  меньшей  концентрацией солей  переходит  в  область  с  большей  концентрацией  солей.  Плазмолиз  в  клетке  может  вызывать  любой  раствор  нейтральной  соли,  сахара,  глицерина. После  промывания  препарата  водой  происходит  восстановление  клеткой  своей  исходной  структуры.  Этот  процесс  называется  деплазмолизом.  В  основе  этих  процессов  лежит  диффузия  воды  через  полупроницаемые  мембраны.

https://present5.com/presentation/-59369010_233687483/image-19.jpg

Практическая  часть  лабораторной  работы:

Оборудование:  микроскопы,  предметные  и  покровные  стекла,  стеклянные  палочки  или пипетки,  стаканы  с  водой,  фильтровальная  бумага, гипертонический  раствор  хлорида  натрия, чешуйки  красного репчатого  лука.

Последовательность  выполнения  работы:

  • Приготовьте  препарат  кожицы  лука,  рассмотрите  клетки  под  микроскопом.   Обратите  внимание  на  расположение  цитоплазмы  относительно  клеточной  оболочки.
  • Удалите  с  микропрепарата  воду,  приложив  фильтровальную  бумагу  к  краю  покровного стекла. Нанесите  на препарат  несколько  капель  гипертонического раствора  хлорида  натрия.  Исследуйте  препарат  под микроскопом  и  пронаблюдайте  за  изменением  положения  цитоплазмы.  
  • Зарисуйте  клетку.  Отметьте  на  рисунке  изменения, которые  произошли  с  клеткой.
  • С  помощью  фильтровальной  бумаги  удалите  гипертонический  раствор хлорида  натрия. Промойте  препарат  водой (до  трех раз),  для  чего  несколько раз  нанесите  воду и удалите  ее  фильтровальной  бумагой.
  • Нанесите  несколько  капель  воды  на  кожицу  чешуи  лука.  Наблюдайте  за  изменениями в  клетке.
  • Зарисуйте  одну  клетку. Отметьте  на  рисунке  изменения, которые  произошли  с  клеткой.
  • Сделайте  обобщающий  вывод,  ответив на  контрольные  вопросы:
  1. Как  вы  думаете,  что  бы  могло  произойти  в  клетках,  если  бы  их  оставили  в  растворе  соли  на  длительное  время?
  2. Что  понимают под  термином  осмотическое  давление?
  3. Дайте определение  понятию  тургор,  физиологический  раствор?

Лабораторная  работа  №  10  «Включения клетки: кристаллы  щавелевокислого  натрия »

Цель  работы:

Ознакомиться  с  кристаллами  щавелевокислого  натрия,  образующимися  в  некоторых  клетках  растений.

Теоретическая  часть  работы:

   В  пленчатых  сухих  чешуях  луковицы  лука  репчатого  в большом  количестве  встречаются  кристаллы  щавелевокислого  кальция.  Они  призматической  формы,  одиночные  или  сросшиеся  по  два-три.   Кристаллы  образуются  из  щавелевой  кислоты,  которая  в  свободном  состоянии  в  клеточном  соке  не  остается, а  нейтрализуется  кальцием.

    Кроме  оксалата  кальция,  в   клетках  растений  распространены  также  кристаллы  углекислого  кальция -  (в  клубнях  георгины,  листьях  агавы),  сернокислого  кальция - (в  листьях  тамариска, куриного  проса,  в  тканях  некоторых  водорослей).

      Как  продукты  вторичного  обмена  веществ  в  клетке, кристаллы  накапливаются  часто  в  тех  органах  растений,  которые  периодически  сбрасываются- листья,  кора,  почечные  чешуи.  Волоски  эпидермы.  Форма  кристаллов  очень  разнообразна  и  нередко  специфична  для  тех  или  иных  растений.

Оборудование:

Пленчатые  сухие  чешуи  лука, предметное  и покровное  стекла,  стакан  с  водой,  стеклянная  палочка.

Последовательность  выполнения  работы:

  • Приготовить  микропрепарат  сухой  чешуи  лука.
  • Сначала  при малом, затем  при большом  увеличении  рассмотреть  одиночные  и  групповые  кристаллы  оксалата  кальция.
  • Зарисовать  одну-две  клетки  с  кристаллами. Сделать  необходимые  подписи.
  • Сделать  обобщающий  вывод  по  лабораторной  работе.

Лабораторная  работа  №  11 «Включения  клетки: крахмальные  зерна»

Цель  работы:  Изучить  форму  и  строение  крахмальных  зерен  клубня  картофеля.

Теоретическая  часть  лабораторной  работы:

    Запасные  питательные  вещества  растений-  жиры,  белки  и  углеводы  необходимы  растению  и  используются  им  в  разное  время.

    Жиры  в  виде  капель  масла  откладываются  в  органоидах  клетки – сферосомах.  Особенно  богаты  жирами  семена  и  плоды  таких  растений  как подсолнечник,  клещевина,  орешник,  маслина,  горчица.

    Запасные  белки-протеины  откладываются  в  клеточном  соке.  При  высыхании  вакуолей  образуются  алейроновые  зерна.  Очень  богаты  белками  семена  бобовых  и  злаковых  растений.

     Углеводы -  самые  распространенные  запасные  вещества растений.  Растворимые   в  воде  углеводы- глюкоза,  фруктоза,  сахароза,  инулин -  скапливаются  в  клеточном  соке.  Ими  богаты  плоды  яблони, груши, винограда,  корнеплоды  моркови  и  свеклы,  клубни  георгины  и  земляной  груши.  Нерастворимый  в  воде  углевод – крахмал – в  виде  крахмальных  зерен  откладывается  в лейкопластах.  Им  богаты  запасающие  органы  растения:  семена (злаки  и  бобовые),  клубни (картофель),  луковицы (тюльпан,  гиацинт),  корневища (ирис,  ландыш).

      Крахмальные  зерна  имеют  разную  форму  и  величину.  В  зависимости  от  числа  центров  крахмалообразования  и  характера  сложности  различают  простые  и  сложные  крахмальные  зерна.  

       Форма,  величина  и  структура   крахмальных  зерен  специфичны  для  каждого  растения.  Эти     особенности  широко  используют  для  микроскопического  анализа  состава  муки.

Практическая  часть  лабораторной  работы:

Оборудование:

Клубень  картофеля,  препаровальная  игла,  стакан  с  водой,  стеклянная  палочка  или  пипетка,  предметное  и  покровное  стекла, микроскоп.

Последовательность  выполнения работы:

  • Взять  клубень  картофеля,  разрезать  его  скальпелем  и  место  разреза  поскоблить  препаровальной  иглой.
  • На  предметное  стекло  в каплю  воды окунуть  иглу  так,  чтобы  смыть  соскобленную  мякоть.  Осторожно,  не  придавливая,  накрыть  каплю  покровным  стеклом.
  • Рассмотреть  препарат  при  большом  увеличении.  В  поле  зрения  видны  более  крупные  и  более мелкие  крахмальные  зерна.  Уменьшая  поток  света  на  препарат  при  помощи  ирисовой  диафрагмы  и  конденсатора,  можно  увидеть  слоистость  зерен.  Она  зависит  от разной  обводненности  слоев  зерна.  Если  крахмал  высушить,  слоистость исчезнет.  Большинство  крахмальных  зерен -  простые.  Однако  в  поле зрения  постарайтесь  найти  сложные  зерна.
  • Зарисовать  типы  крахмальных  зерен  картофеля,  показав  на  рисунке  их  слоистость.
  • На этом же препарате,  не  снимая  его  со столика,  провести  окрашивающую  реакцию  крахмала  раствором  йода  в  йодистом  калии.  Когда  реактив  проникнет  под  покровное  стекло, произойдет голубое  окрашивание  зерен.  При  избытке  реактива  крахмал  окрашивается  в  черный  цвет.  Зарисовать  рисунок,  записать название реактива  и  результат  реакции.
  • Сделать  обобщающий вывод,  ответив  на  контрольные  вопросы:
  1. Какие  запасные  вещества  бывают  в  растении  и  где  они  откладываются? Где  откладываются  крахмальные  зерна?
  2. Чем  отличаются  сложные  крахмальные  зерна  от простых?
  3. От  чего зависит  слоистость  зерен  на  микропрепарате?
  4. Что  называют  включениями?

Лабораторная  работа №  12 «Пластиды  растительной  клетки. »

Цель  работы:

1.     Изучить  форму  и  расположение  хлоропластов  в  клетке.

  1.   Изучить особенности  строения  хромопластов  в  клетках  мякоти  зрелых  плодов.
  2.    Изучить  форму  и  расположение  лейкопластов  в  клетке.

Теоретическая  часть  лабораторной  работы:

           Пластиды (хлоропласты,  лейкопласты  и  хромопласты) – обязательные  органоиды  растительных  клеток.  Они  хорошо  видны  в  световом  микроскопе.  Пластиды  расположены  в  цитоплазме.  Цитоплазма – бесцветная  зернистая  жидкость  с  биологическими  свойствами  живой  материи.  В  ней  происходит  обмен  веществ,  она  растет  и  развивается,  обладает  раздражимостью.

        Хлоропласты -  чечевицеобразные  тельца  зеленого  цвета.  Цвет  этот  обусловлен  наличием  хлорофилла.  В  хлоропластах  происходит  процесс  фотосинтеза.

        Хромопласты -  оранжево-красные  или  желтые  пластиды.  Их  окраска  зависит  от  пигментов  каротиноидов.  Форма  хлоропластов  различна.  Хромопласты  придают  яркую  окраску зрелым  плодам (рябина,  шиповник,  томат),  корнеплодам (морковь),  лепесткам  цветков (настурция, лютик) и т.д. яркие  цвета привлекают  насекомых-опылителей,  птиц,  животных.  Это  способствует  распространению  плодов.

       Лейкопласты – бесцветные  пластиды  округлой  формы.  В  них  накапливается  крахмал  в виде  крахмальных  зерен.  Больше  всего  лейкопластов  образуется  в  запасающих  органах  растений – клубни, корневища,  плоды,  семена.

Практическая  часть работы:

Оборудование:

Микроскоп,  предметные  и  покровные  стекла, стакан  с водой,  стеклянная  палочка  или  пипетка, лист  элодеи  канадской, плод  рябины  обыкновенной  или  томата, традесканция  виргинская,  препаровальные  иглы, пинцеты,  глицерин,  раствор  сахара.

Последовательность  выполнения  работы:

   Часть  1

  • изготовить  препарат  для  изучения  хлоропластов. Для  этого  один лист  элодеи  канадской  положить  в  каплю  воды  на предметное  стекло.  Осторожно  накрыть  покровным стеклом.
  • Препарат  поместить  на  столике  микроскопа  так, чтобы  был  виден  край  листа.  Рассмотреть  его при  малом, а  затем  при  большом  увеличении.  

По  краю  листа  клетки  расположены  однослойно,  поэтому  для  их  изучения не надо  делать  тонкого  среза.   Хлоропласты    выглядят  как  округлые  зеленые  тельца. Те,  которые  видны сбоку,  имеют  форму двояковыпуклой  линзы.

  • Зарисовать  одну  клетку  листа  элодеи  канадской, показать   хлоропласты,  их раскрасить.

Часть  2

  • Изготовить  препарат  для  изучения  хромопластов - препарат  мякоти  плода  рябины  обыкновенной  или мякоти  плода  томата.   Для   этого  на  предметное  стекло  пипеткой нанести  каплю  раствора  глицерина.  Он  является  просветляющей    жидкостью, поэтому  качество  изображения  пластид  значительно  улучшается.
  • Препаровальной  иглой  вскрыть  плод  и взять  на  кончик  иглы  немного  мякоти. Поместить  ее  в каплю  глицерина, предварительно  слегка  растерев.  Накрыть покровным  стеклом.
  • При  малом  увеличении  найти  место, где  клетки  лежат  наименее  скученно.  Перевести  микроскоп  на  большое  увеличение.  При  ярком  освещении  отрегулировать  четкость  очертания  клеток  с  помощью  винта.   Рассмотреть  хромопласты,  отметив  характерные  особенности их  формы  и  цвет.  Ядро  и  цитоплазма  в  таких  клетках  могут  быть  не  видны.
  • Зарисовать  клетку  мякоти.  Хромопласты  раскрасить.

Часть 3

  • Изготовить  препарат  для  изучения  лейкопластов.  На  предметное  стекло  нанести  каплю  слабого раствора  сахара,  который применяется  вместо  чистой  воды  для  того,  чтобы  лейкопласты  не  разбухали.  Взять  лист  комнатного  растения  традесканции  виргинской  и пинцетом  или  препаровальной  иглой  с  нижней  стороны  листа  снять  маленький  кусочек  эпидермы.  Положить  его  в  каплю  раствора  и  накрыть  покровным  стеклом.
  • При  малом  увеличении   найти  бледно-лиловые  клетки.  Клеточный  сок  в  них  окрашен  антоцианом.  
  • Перевести  микроскоп  на  большое  увеличение  и  рассмотреть одну  клетку.  Ядро  в  ней  располагается  в  центре  или  прижато  к  одной  из  стенок.  В  цитоплазме, окружающей  ядро,  видны  лейкопласты  в  виде  мелких  телец,  сильно  преломляющих  свет.
  • Зарисовать  одну  клетку,  сделать  обозначения.  Клеточный  сок  раскрасить.

Часть  4

  Сделать  обобщающий  вывод,  ответив  на  контрольные  вопросы:

  1. Каковы  характерные  отличия  растительной  клетки  от  животной?
  2. Какие  виды  пластид  различают  в  растительной клетке?
  3. Какую  роль  играет  каждый  вид  пластид?
  4. Могут  ли  пластиды  превращаться друг  в  друга?  Докажите  примерами.
  5. Почему  возможен  процесс  увеличения  количества  пластид  делением  их надвое?

Лабораторная  работа №  13 « Деление клетки. Митоз»

Цель  работы: Изучить  фазы  митоза  на готовых микропрепаратах.

Теоретическая  часть  лабораторной работы:

Рост  органов  растения  в  длину  и  толщину  происходит за  счет увеличения  числа  клеток  в результате  митотического  деления.  Клетки, в которых  одно  деление следует  за  другим,  называются  меристематическими.  Они  имеют  тонкие  целлюлозные  стенки, густую  цитоплазму  и  крупные  ядра.  В  интерфазном  ядре  хромосомы  деспирализованы  и  поэтому  в световой  микроскоп неразличимы.  Во время  деления  они  спирализуются,  укорачиваются  и  утолщаются.  Тогда  их  можно  подсчитать,  определить  форму  и  величину.

В  непрерывном  процессе  митотического  деления  выделяют  четыре  фазы:  профазу,  метафазу,  анафазу  и  телофазу.  Все они  хорошо  видны  в  световом  микроскопа.

Практическая  часть  работы:

Последовательность выполнения  работы:

  • Рассмотреть  готовый микропрепарат .
  • Среди  меристематических  клеток  найти  клетки  с интерфазными  ядрами.  В  них  хорошо  заметны  ядрышки  и  оболочка.  Таких  клеток  большинство,  так  как  интерфаза  длится  во  много  раз  дольше,  чем  фазы  митоза.
  • Внимательно  рассматривая  делящиеся  ядра,  найти  фазы  митоза.
  • Зарисовать фазы митоза  по  порядку,  подписать  их.   Обозначить  клеточную  стенку, цитоплазму, ядро,  ядрышки,  хромосомы,  веретено  деления.
  • Сделать  обобщающий  вывод по лабораторной  работе
  • Выполнить  дополнительное  задание:  по  выданным  микрофотографиям  митоза  в  растительной  и  животной  клетках распределить  стадии митоза  по  порядку.  

Заключение

Данный курс внеурочной деятельности дает возможность учащимся приобрести навыки экспериментальной работы, почувствовать себя первооткрывателями.

Если ученик сумеет самостоятельно получать знания из имеющейся информации, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Работа над программой будет продолжена автором, в данном разделе предусмотрен практикум по основам цитологии, в будущем планируется составить сборник по ботанике, зоологии, анатомии и общей биологии.

Список литературы

1. Биология: 11 класс: углубленный уровень /И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под редакцией И.Н. Пономаревой, М.:  «Вентана-Граф», 2014 г.

2. Биология. Биологические системы и процессы. 10 класс: углубленный уровень/ А.В. Теремов, Р.А. Петросова.- М..: Мнемозина,2017 г

3. Дымшиц Г.М., Саблина О.В., Высоцкая Л.В. и др. Биология. Общая биология. Практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных организаций. Профильный уровень.

4. https://www.studmed.ru/view/gorbunov-ps-iudina-ta-praktikum-po-obschey-biologii_05ded63f537.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа "Определение плотности различных тел" 7 класс

В данной лабораторной работе предлагается определить плотность тел:  неправильной формы.прямоугольного параллелепипеда.воды.сыпучего нерастворимого в воде тела.определение вещества по рассчитанной п...

Методика организации лабораторных и экспериментальных работ учащихся на уроках физики.

Работа в цифровой лаборатории "Архимед".  NOVA 5000 на уроках физики....

Лабораторный практикум:"Программа векторной графики CorelDraw "

В практикуме представленны лабораторные работы составленные  с использованием материалов форума Demiart....

Лабораторная работа. Расставить знаки препинания. 11 класс.

Данная лабораторная работа предназначена для закрепления изученного материала по теме "Синтаксис" и проверки знаний учащихся по данной теме....

Лабораторная работа "Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом" (природоведение)

лабораторная работа "Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом", с чётко поставленной целью, позволяющая не только провести исследования, но и повторить ранее изученный материал....

Использование проблемно-диалогической технологии на лабораторных работах.Лабораторная работа ,, Внутреннее строение рыбы"

Особенности проблемно - диалогического обучения и его использование на уроках биологии.Описание этапов внедрения технологии при проведении лабораторныхработ...

Лабораторная работа Особенности внешнего строения и передвижения рыб. Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник

Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.Лабораторную работу вы будете выполнять в па...