Игра "Жизнедеятельность организмов"
методическая разработка по биологии (6 класс)
Курс биологии 6 класса посвящен изучению живого организма, одним из самых сложных разделов которого является «Жизнедеятельность организмов». Идея проекта возникла в связи с тем, что эти знания пригодятся в дальнейшем обучении, поэтому они должны быть достаточно прочными. Хочется показать моим ученикам, что сложное может быть интересным, этим желанием и обусловлено создание биологической интеллектуальной игры по теме «Жизнедеятельность организмов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_zhiznedeyatelnost_organizmov.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивная игра по теме «Жизнедеятельность организмов»
«Я осмелюсь утверждать, что из всех знаний самыми полезными для нас являются знания природы, ее законов», - писал Ж. Б. Ламарк. И я полностью согласна с известным французским ученым, изучение биологических особенностей пригодится каждому. Но многие обучающиеся теряют интерес к нашему предмету из-за большого объема информации, который необходимо запомнить, сложности биологических терминов. Курс биологии 6 класса посвящен изучению живого организма, одним из самых сложных разделов которого является «Жизнедеятельность организмов». Идея проекта возникла в связи с тем, что эти знания пригодятся в дальнейшем обучении, поэтому они должны быть достаточно прочными. Хочется показать моим ученикам, что сложное может быть интересным, этим желанием и обусловлено создание биологической интеллектуальной игры по теме «Жизнедеятельность организмов».
Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет познавательный интерес. Именно с этой позиции необходимо подходить к выбору вопросов для интеллектуальной игры на уроке биологии. Содержание должно быть интересно и значимо для всех участников, оно должно расширять кругозор и развивать сообразительность, находчивость.
Для ответа на загадки и вопросы необходим, прежде всего, материал школьного курса биологии. Основным в работе был учебник Николая Ивановича Сонина «Живой организм», 6 класс. В разделе «Жизнедеятельность организмов» рассматриваются основные процессы: питание, дыхание, передвижение, выделение, регуляция, размножение, рост и развитие, а также опорные системы. Для игры использовался материал 4-х параграфов: «Питание и пищеварение», «Выделение», «Дыхание», «Транспорт веществ». Вопросы подбирались разной сложности, как того требуют правила «Своей игры»; особое внимание уделялось вопросам учебника со скрытыми значками.
Вопросы финала подбирались из дополнительной литературы: «Биология в вопросах и ответах» Е.Н. Демьянкова, «Красная книга России. Животные и растения» А.В. Тихонова, «Биология. Новейший справочник» Н.В. Чебышева.
Разбор основных принципов разработки презентаций на основе викторины «Своя игра» происходил с помощью интернет-ресурсов.
Вопросы интеллектуальной игры
Категория «Выделение»
- Почему необходимо удалять из организма продукты обмена веществ?
- Чем представлена выделительная система насекомых?
- Органы выделения речного рака.
- Как удаляются ненужные вещества у одноклеточных животных?
- Что такое нефрон?
Категория «Питание»
- Что такое паразитизм?
- Что обозначает термин «Автотрофы»?
- Что такое симбиоз?
- Кто такие гетеротрофы?
- Самые крупные пищеварительные железы.
Категория «Дыхание»
- Что такое жабры?
- Орган запасания кислорода.
- Дыхательная система человека.
- Где находятся устьица у растений?
- Какой организм поглощает кислород всей поверхностью тела?
Категория «Транспорт веществ»
- Что такое гемолимфа?
- Функция белых кровяных клеток.
- У кого кровеносная система достигла наибольшего развития?
- Самая крупная артерия.
Вопросы финала
- Ламарк и Тревиранус науку емко обозвали, в ней совокупность разных функций живых существ опознавали.
- Кто такие сапрофаги?
- Что такое аппарат Гольджи?
- Японцы говорят: что одной руке не под силу, двумя легко сделать. О каких органах человека в этом случае говорим мы?
- Что такое гипофиз?
Интеллектуальные игры мотивируют и стимулируют познавательную деятельность, способствуют развитию интереса к конкретной науке. Поэтому создание интерактивной игры по теме «Жизнедеятельность организмов» может помочь заинтересовать учеников при изучении сложной темы и применять знания для решения нестандартных задач и вопросов. Данная игра не только поможет лучше усвоить учебный материал, но и позволит провести урок увлекательно.
Создание презентации интерактивной игры – это многошаговая процедура, включающая формирование структуры подачи материала, особенности подготовки слайдов, соотношение текстовой и графической информации, проверку и отладку созданной презентации. Главной трудностью при создании оказалась настройка выцветания на игровом поле, для решения проблемы использовались триггеры.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. – М.: Просвещение, 1996. - 80 с.
- Интернет-ресурсы:
https://www.ispring.ru/elearning-insights/kak-sozdat-viktorinu-v-powerpoint;
http://kladraz.ru/blogs/nadezhda-vladimirovna-rjabichenko/interaktivnaja-prezentacija-svoja-igra.
- Сонин Н.И. Биология: Живой организм. 6 кл.: учебник / Сонин Н.И. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. – 96 с.
- Тихонов А.В. Красная книга России. Животные и растения. – М.: Диджитал прожект, 2016. 96 с.
- Чебышев Н.В. Биология. Новейший справочник / Чебышев Н.В. – М.: Махаон, 2007. – 512 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма
Урок «Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма" является первым ознакомительным уроком в данной теме. Презентацию можно использовать как на одном ...
Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».
Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...
Скелет опора организма.Биология. Живой организм. 6 класс., учебник Н.И, Сонин
Презентация к уроку биологии в 6 классе, "Скелет опора организма"...
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Защита от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений.
Уро к изучения нового ма териала в 9 классе. Содержит конспект и презентацию к уроку....
Урок биологии"Внутренняя среда организма.Кровь.Как наш организм защищается от инфекции"
Пояснительная запискас приложениемк уроку по биологии в 8 классе по теме:«Внутренняя среда организма. Кровь. Как наш организм защищается от инфекции»Учебник Н. И. Сонин, М. Р. Сапин ...
Конспект урока по природоведению на тему "Организм и его свойства. Клеточное строение организма. Разнообразие организмов"
Тема. Организм и его свойства. Клеточное строение организмов.Разнообразие организмовЦели:обучающие: обобщить и систематизировать знания об основных признаках живых организмов, их отличия от неживых те...
Презентация по природоведению к уроку по теме "Организм и его свойства. Клеточное строение организмов. Разнообразие организмов" (приложение к конспекту урока)
Тема. Организм и его свойства. Клеточное строение организмов.Разнообразие организмовЦели:обучающие: обобщить и систематизировать знания об основных признаках живых организмов, их отличия от неживых те...