Лабораторные работы по ботанике и зоологии (методическое пособие для 6-7-х классов, авторы: А.Э. ВРИЩ, Т.В. ГИЛЕВА, Т.М. СОЛОВЬЕВА, Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Владивосток)
учебно-методическое пособие по биологии (6, 7 класс)

Козлова Лариса Ивановна

Лабораторные работы по ботанике и зоологии (методическое пособие для 6-7-х классов). Многие лабораторные работы, включенные в данное пособие, в том или ином виде представлены во многих учебных изданиях, а некоторые ориентированы на использование определенного учебника (Серебрякова Т.И. и др. Биология. Растения. Бактерии, грибы, лишайники. Учебник для 6–7-х классов общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение), поэтому в предлагаемую публикацию вошли в основном дополнительные работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon laboratornye_raboty_po_botanike_i_zoologii.doc275.5 КБ

Предварительный просмотр:

А.Э. ВРИЩ,
Т.В. ГИЛЕВА,
Т.М. СОЛОВЬЕВА,
Приморский институт переподготовки
и повышения квалификации работников образования,
г. Владивосток

Лабораторные работы по ботанике и зоологии

Методическое пособие для 6–7-х классов

Многие лабораторные работы, включенные в данное пособие, в том или ином виде представлены во многих учебных изданиях, а некоторые ориентированы на использование определенного учебника (Серебрякова Т.И. и др. Биология. Растения. Бактерии, грибы, лишайники. Учебник для 6–7-х классов общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение), поэтому в предлагаемую публикацию вошли в основном дополнительные работы.

Лабораторные занятия требуют тщательной и своевременной подготовки учителя к их проведению. Многие работы пред-усматривают широкое использование натуральных объектов – живых растений, гербария, фиксированного материала. В связи с этим необходимо позаботиться о заготовке материала заранее, например во время экскурсий.

Правила оформления рисунков при выполнении лабораторных работ

1. Записать название лабораторной работы.

2. Рисовать можно только на одной стороне листа простым карандашом.

3. Рисунок должен быть умеренно крупным, детали хорошо различимы.

4. Главные требования к рисунку – правильное отображение формы, соотношение размеров отдельных частей и целого.

5. Сначала рисуется общий контур объекта, затем внутри него намечают контуры других деталей, после этого четко прорисовывают их.

6. При зарисовке микропрепаратов надо стараться не отрывать глаз от микроскопа, переключая внимание с объекта на видимый другим глазом рисунок.

7. На каждом рисунке необходимо дать обозначение частей зарисованного объекта. Все подписи должны быть красивыми и грамотными. К отдельным частям объекта ставят стрелочки и против каждой пишут название или указывают число. В последнем случае рядом делают сноску, расшифровывающую цифровое обозначение.

ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ

Общее строение цветкового растения

Приспособленность растений к распространению плодов и семян

Цель работы: изучить приспособления к распространению плодов и семян, имеющиеся у растений.

Материалы и оборудование: плоды и семена (клен, ясень, ильм, липа, дуб, маньчжурский орех, лещина, боярышник, актинидия, виноград, барбарис, калина, череда, лопух, одуванчик, тополь, ива, бальзамин, акация, мышиный горошек).

Ход работы

1. Рассмотрите и рассортируйте плоды и семена, заполните таблицу.

Растение

Способ распространения

Имеющиеся приспособления

 

 

 

2. Зарисуйте и подпишите плоды.

Сделайте вывод, какие приспособления выработались у растений к распространению в природе и для чего это необходимо.

Клеточное строение растений

Проницаемость живых и мертвых клеток

На поперечном срезе корня столовой свеклы благодаря присутствию красного пигмента антоциана хорошо виден ряд концентрических колец: светлые чередуются с темноокрашенными. Эта слоистость обусловлена чередованием древесины и луба.

Цель работы: выяснить условия проницаемости клеточной стенки.

Материалы и оборудование: свекла, пробирки или колбы, нож, спиртовка и сухое горючее.

Ход работы

1. Возьмите корень красной столовой свеклы и нарежьте из него кубики размером 1ґ1ґ1 см. Промывайте их под струей проточной воды, пока не прекратится выделение красного пигмента из разрушенных клеток.

2. Кубики разложите в две пробирки и залейте водой. Одну из пробирок оставьте на холоде (поместите в холодильник), а другую нагревайте до кипения. Пронаблюдайте за пробирками. Сделайте вывод, почему в ненагретой пробирке вода останется неокрашенной, а в пробирке, подвергавшейся нагреву, – окрасится.

Изучение свойств живой растительной клетки

Цитоплазма клетки имеет определенную концентрацию солей (и других осмотически активных веществ). Воздействуя на клетку жидкостями с различной концентрацией солей, можно наблюдать процессы плазмолиза (потери воды) и деплазмолиза (возврата воды). Наиболее удобны для наблюдения клетки луковиц красно-фиолетовой окраски или ревеня. Ревень удобнее потому, что клеточный сок у него окрашен, зато у лука легче отделяется эпидермис.

Цель работы: выяснить свойства цитоплазмы клетки.

Материалы и оборудование: луковица или черешок молодого ревеня (или элодея), микроскоп, предметные и покровные стекла, лезвие бритвы, дистиллированная вода, раствор сахара или соли, пипетка, фильтровальная бумага.

Ход работы

1. Возьмите эпидермис чешуи лука с нижней поверхности или с черешка молодого листа ревеня. Быстро перенесите оторванную полоску эпидермиса на предметное стекло и капните на него две или три капли дистиллированной воды. Осторожно накройте покровным стеклом, рассмотрите, как выглядят клетки под микроскопом, и зарисуйте несколько клеток.

2. Отделите другую полоску эпидермиса и повторите всю процедуру, взяв вместо воды раствор сахара (или соли). Пронаблюдав за процессом под микроскопом (увеличение ґ120) в течение 15 мин, вы заметите одну или несколько типичных плазмолизированных клеток.

3. Отмойте препарат с плазмолизированными клетками, капая под покровное стекло дистиллированную воду, и удаляя избыток жидкости фильтрованной бумагой с другой стороны. В результате наступает деплазмолиз: цитоплазма плазмолизированных клеток возвращается в исходное состояние. Сделайте вывод, почему происходят данные процессы. Объясните, почему при приготовлении салатов образуется много сока после того, как их посолят.

Прижизненное окрашивание листьев элодеи

В этом опыте выявляется изменение проницаемости клеточной стенки для красителя в связи с возрастными изменениями листа и клеток. Самые молодые листья вообще не окрашиваются.

Цель работы: выяснить условия проницаемости клеточной стенки.

Материалы и оборудование: элодея, чашечка с окрашенной водой (тушь или гуашь).

Ход работы

1. Положите в стакан с водным раствором красителя (1 часть красителя на 5000–10 000 частей воды) побеги элодеи на 2–3 часа.

2. Выньте побеги и разложите на фарфоровой чашке или предметном стекле. Более старые листья (у основания веток) окрашиваются полностью, а более молодые (расположенные ближе к точке роста) – только частично. Сделайте вывод о причинах этого явления.

Обнаружение хромопластов и лейкопластов

В цитоплазме клеток растений содержаться органоиды – пластиды, имеющие различную окраску. Кроме хлоропластов (зеленые), могут содержаться хромопласты (оранжево-красные) и лейкопласты (бесцветные).

Цель работы: выявить различия в строении пластид.

Материалы и оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, побеги с листьями традесканции, зрелые плоды томата или рябины, лезвие бритвы, игла, стаканчик с водой.

Ход работы

1. Скальпелем или лезвием безопасной бритвы сделайте надрез на верхней поверхности листа традесканции, отделите полоску эпидермиса и поместите ее на предметное стекло. Под микроскопом в клетках эпидермиса вы увидите ядра, а вокруг них лейкопласты. Зарисуйте их.

2. Возьмите немного наиболее интенсивно окрашенной мякоти плодов рябины или томата, положите ее на предметное стекло в воду и расщепите иглой. Наблюдая приготовленный препарат под микроскопом, вы увидите хромопласты – игольчатой формы у рябины и пластинчатой у томатов. Зарисуйте их. Сделайте вывод о характере окраски плодов растений.

Наблюдение крахмальных зерен картофеля

Цель работы: выяснить характер отложения запасных веществ в клетке, провести качественную реакцию на крахмал.

Материалы и оборудование: микроскоп, лезвие бритвы, стакан с водой, предметные и покровные стекла, раствор йода, спиртовка, спички.

Ход работы

1. Сделайте тонкий срез клубня картофеля и разместите в капле воды на предметном стекле. Накрыв покровным стеклом, рассмотрите под микроскопом (увеличение ґ120). Лучшим для наблюдения является то место, где зерна разъединены водой и не представляют густого скопления. Наблюдая слоистые крахмальные зерна, зарисуйте их.

2. Нанесите сбоку покровного стекла каплю раствора йода, так чтобы она соприкасалась с ним, а не затекала на него. Чем ближе к капле расположены зерна крахмала, тем они будут сильнее окрашиваться (от фиолетового до почти синего). Сделайте вывод, какой качественной реакцией можно определить крахмал.

Побег и лист

Внешнее строение и форма листьев

Листья растений различаются по нескольким признакам: 1) жилкованию; 2) степени сложности; 3) способу прикрепления к стеблю; 4) общему очертанию листовой пластинки; 5) изрезанности края: 6) опушению и его характеру; 7) окраске верхней и нижней стороны листа. Следует учесть, что у одного и того же растения верхние и нижние листья часто отличаются от листьев в средней части стебля, которые являются более типичными для растения.

Эту и следующую лабораторные работы рекомендуется проводить на сдвоенных уроках с целью освоения, закрепления и обобщения знаний о разнообразии листьев. Для них необходимо с осени приготовить комплекты раздаточного материала простых и сложных листьев, листьев с разной формой и краем листовой пластинки, «скелеты» листьев. «Скелеты» листьев лучше всего поместить между кусочками толстого полиэтилена, склеенными по краям скотчем.

Цель работы: познакомиться с многообразием листьев, особенностями их внешнего строения, типами жилкования, распознавать листья по морфологическим признакам.

Материалы и оборудование: живые/гербарные образцы листьев (березы, тополя, дуба, липы, клена, пшеницы), комнатные растения – алоэ, элодея, традесканция, скелеты листьев с разными типами жилкования, таблицы, учебник, лупа, иголка.

Ход работы

1. Рассмотрите листья осины, тополя, березы, дуба, клена. Сколько частей можно выделить в листе? Как они называются, какой частью прикрепляется лист к стеблю? Какой черешок имеет лист?

2. Рассмотрите гербарий пшеницы. Установите, как прикреплены листья к стеблю.

3. Рассмотрите комнатные растения и установите, как прикреплены листья к стеблю у разных растений. Рассмотрите скелет листьев березы, осины, дуба, тополя, пшеницы, кливии, ландыша. Рассмотрите с обеих сторон расположение жилок на листьях.

4. Рассмотрите листья других растений, распределите их по типам жилкования. Зарисуйте, подпишите в тетради части листа и тип жилкования. Заполните таблицу.

Растение

Лист сидячий/черешковый

Жилкование листа

 

 

 

Листья простые и сложные, листорасположение и форма листовой пластинки

Цель: изучить признаки простых и сложных листьев, способы расположения их на стебле, дать элементарную классификацию листьев по форме листовой пластинки.

Материалы и оборудование: набор простых и сложных листьев с разной формой листовой пластинки, краем листа, комнатные растения, гербарии, таблицы, учебник, открытки, фотографии листьев.

Ход работы

1. Рассмотрите листья из пакета. Разделите их на две группы – с одной листовой пластинкой и с несколькими. Чем отличаются друг от друга эти листья, как они называются?

2. Рассмотрите листья дуба, липы, березы, клена. В чем сходство этих листьев? К какой группе их можно отнести?

3. Рассмотрите листья земляники, клевера, акации, шиповника, малины. В чем сходство этих листьев? К какой группе их можно отнести?

4. Рассмотрите общую форму листовых пластинок у простых листьев разных растений. Одинакова ли она? Попробуйте назвать форму листа.

5. Рассмотрите листья клена, дуба, одуванчика, лютика. Чем они отличаются от листа березы, осины, липы? Определите глубину надреза пластинки, количество и расположение лопастей на ней. Заполните таблицу.

Растение

Лист простой/сложный

Форма листовой пластинки

 

 

 

6. Внимательно рассмотрите сложные листья (малины, акации, земляники, гороха, шиповника). Найдите черешок, подсчитайте количество пластинок на нем. В чем сходство и в чем различие этих листьев? Продолжите заполнение таблицы.

7. Определите тип жилкования, край, основание и верхушку листа, простой или сложный лист, к однодольным или двудольным растениям они относятся.

http://bio.1september.ru/2002/37/1.gif

Строение и расположение вегетативных и генеративных почек

Почки бузины и сирени очень крупные и уже осенью полностью сформированы. Эти растения легко можно найти, и потому они являются идеальным материалом для проведения работы.

Цель работы: сформировать понятия о побеге, почке как зачаточном побеге, их строении, функциях, научить различать виды почек, определять расположение почек на стебле.

Материалы и оборудование: лезвие бритвы, лупа, однолетние побеги (тополя, дуба, клена, смородины, ивы, рябины, осины), побеги бузины, сирени с почками.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите побеги различных растений. Выясните, как располагаются почки на побеге. С помощью лупы рассмотрите под почкой листовой рубец. Найдите следы проводящих жилок. Зарисуйте внешнее строение побега с боковыми и верхушечными почками.

2. Рассмотрите внешнее строение почки. Разрежьте почку пополам вдоль оси и рассмотрите с помощью лупы. Найдите кроющие чешуи, зачаточные бутоны или побеги, конус нарастания. Какого цвета чешуи? Каковы они на ощупь? Какое значение они имеют? Зарисуйте внутреннее строение и подпишите.

3. На побеге бузины и/или сирени найдите мелкие вытянутые почки и округлые, крупные. Определите, какие это почки – вегетативные или генеративные?

4. Сравните строение вегетативной почки и цветочной. Что общего в их строении и чем они различаются? Заполните таблицу.

ТАБЛИЦА. Вегетативные и генеративные почки

Название почки (растение)

Сходство

Различие

Что развивается

 

 

 

 

Внутреннее строение листа растения

Микропрепарат из листа традесканции можно приготовить самостоятельно, зажав его между двумя предметными стеклами с гладкими краями (шлифованными) и делая лезвием бритвы срезы, постепенно медленно передвигая стекла. Тончайший срез мякоти листа на уроке сделать трудно, поэтому рекомендуется рассматривать готовые микропрепараты или приготовить их заранее.

Цель работы: выяснить внутреннее строение листа растения, взаимосвязь строения листа и клеток покровной ткани с выполняемой функцией.

Материалы и оборудование: микроскоп, постоянный препарат «Поперечный срез листа камелии», листья традесканции и/или амариллиса, предметные стекла, лезвие бритвы, вода в стаканчике.

ХОД РАБОТЫ

1. Для приготовления микропрепарата поперечного среза листа берут лист амариллиса или традесканции, вырезают кусочки с хорошо заметными жилками, складывают вчетверо и режут лезвием бритвы. Срезы переносят на предметное стекло в каплю воды и рассматривают под микроскопом при малом увеличении.

2. Рассмотрите микропрепараты поперечного среза листа, найдите клетки верхнего и нижнего эпидермиса, устьица, сосуды в проводящих пучках.

3. Рассмотрите клетки мякоти листа. Найдите различия между клетками, лежащими под верхним эпидермисом и основной тканью листа. Найдите межклетники. Зарисуйте поперечный разрез мякоти листа, подпишите названия всех его частей. Сравните микропрепарат с рисунком в учебнике.

4. Заполните таблицу.

ТАБЛИЦА. Клеточное строение листа

Ткань

Место расположения

Строение клеток

Значение

 

 

 

 

Определение состояния устьичных клеток

Из-за легкой воспламеняемости и токсичности используемых химических веществ работа проводится только на факультативных занятиях и под контролем учителя.

Цель работы: выяснение расположения устьиц на листе и их состояния в зависимости от времени суток.

Материалы и оборудование: листья различных растений, бензин.

ХОД РАБОТЫ

1. На нижнюю сторону листа капните каплю бензина. Посмотрите лист на просвет. Если появилось прозрачное пятно, это означает, что устьица открыты и жидкость через них проникла в лист. Если пятно не образуется – устьица закрыты.

2. Пользуясь указанным методом, выясните: а) на какой поверхности листа находятся устьица у различных растений; б) у каких растений устьица открыты и днем и ночью, у каких – только ночью.

Условие образования хлорофилла

Цель работы: выяснить, при каких условиях у растений образуется хлорофилл.

Материалы и оборудование: семена (горох, овес), 4 горшка (или стаканчика из-под йогурта с дренажными отверстиями) с почвой.

ХОД РАБОТЫ

1. Посадите в два горшочка с почвой семена овса, а в два других – семена гороха. По одному горшочку из каждой пары выставьте на свет, а другие поставьте в темноту. Почву в горшочках умеренно поливайте.

2. Отметьте внешний вид растений, выросших на свету и в темноте.

3. Выставьте на свет растения, выращенные в темноте. Что с ними происходит через некоторое время? Сделайте вывод об условиях, необходимых для образования хлорофилла.

Обнаружение и выделение хлорофилла

Зеленая окраска хлоропластов обусловлена наличием красящего вещества (пигмента) хлорофилла, который легко извлекается спиртом. В хлоропластах имеется два хлорофилла – a и b, которые отличаются строением, свойствами и массой. Кроме хлорофиллов в хлоропластах имеются желтые пигменты – каротин и ксантофилл.

Цель работы: выделение и разделение растительных пигментов, изучение свойств хлорофилла.

Материалы и оборудование: свежесрезанные листья, ступка и пестик, ножницы, стаканчик, пробирки, воронка, фильтр, фильтровальная бумага, спирт (водка).

ХОД РАБОТЫ

I. Выделение хлорофилла из листьев

1. Срежьте свежие листья растения, разрежьте на кусочки и, добавив немного спирта (водки), быстро разотрите в ступке пестиком. Растертую массу залейте спиртом и дайте настояться 2–3 мин.

2. Получившийся раствор, окрашенный в зеленый цвет, профильтруйте. Рассмотрите полученный раствор хлорофилла в проходящем свете (зеленый цвет) и в отраженном свете (вишнево-красный – явление флуоресценции). Если добавить несколько капель воды и встряхнуть, то прозрачный раствор хлорофилла мутнеет (явление флуоресценции исчезает).

II. Разделение хлорофиллов а и b

1. Вырежьте из фильтровальной бумаги полоску, нанесите в ее нижней части метку простым карандашом и опустите до уровня метки в приготовленный ранее раствор хлорофилла.

2. На дно стаканчика налейте спирт (водку).

3. Опустите полоску фильтровальной бумаги в стаканчик так, чтобы она не касалась стенок, но в то же время касалась жидкости на дне. Через 5 минут выньте полоску и высушите. На ней можно различить три полосы: карандашная (линия старта), светло-зеленая (хлорофилл а) и светло-желтая (хлорофилл b). Сделайте вывод, почему хлорофиллы а и b поднялись по фильтровальной бумаге вверх на разные расстояния.

Определение по спилу возраста побега и влияние внешних условий

Цель работы: выяснить структуру спила дерева, скорость роста годичных колец в зависимости от климатических условий и породы дерева.

Материалы и оборудование: спилы деревьев (дуб, ясень, тополь или ива, сосна), таблицы, учебник, лупа.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите и зарисуйте спилы двух деревьев. Найдите годичные кольца, сосчитайте их и определите возраст стеблей.

2. Ответьте на вопросы.

  • Одинакова ли толщина годичных колец по всей окружности? Как это можно объяснить?
  • Какие годичные кольца старше и почему: те кольца, что находятся ближе к коре, или те, что находятся ближе к сердцевине?
  • Измерьте толщину спилов и вычислите скорость роста побега в толщину по формуле:

V = L/B (для каждого растения),

где V – скорость роста, L – радиус, В – число колец. Какое растение выгоднее выращивать для получения древесины? Объясните, как зависит рост стебля в толщину от условий внешней среды.

Строение видоизмененных побегов (луковицы, клубня, корневища)

Цель работы: изучить строение и выявить общие признаки видоизмененных побегов.

Материалы и оборудование: пророщенная луковица с корнями, пророщенные на свету и в темноте клубни картофеля, гербарии пырея (майника, купены), таблицы, лупы, препаровальная игла, лезвие бритвы.

Примечание: данную лабораторную работу рекомендуется выполнять на двух уроках.

ХОД РАБОТЫ

I. Строение клубня картофеля

1. Рассмотрите клубень картофеля, найдите верхушку и основание. Где находится больше глазков?

2. Сделав тонкий поперечный срез клубня, найдите слои (кору, древесину, сердцевину). Рост клубня в толщину происходит за счет роста клеток камбия. Зарисуйте внешнее и внутреннее строение клубня.

II. Строение луковицы

1. Разрежьте луковицу вдоль, найдите кроющие чешуи, донце, почки, придаточные корни.

2. Зарисуйте внешнее и внутреннее строение луковицы и подпишите.

III. Строение корневища пырея

1. Рассмотрите кусочек корневища пырея невооруженным глазом и под лупой. Найдите чешуи, почки, корни. Что такое чешуи? Выясните, как располагаются почки и корни. Можно ли рассматриваемую часть пырея в целом назвать корнем, и почему?

2. Зарисуйте фрагмент корневища.

3. Рассмотрите гербарные образцы ландыша, мать-и-мачехи, других корневищных растений. Сравните строение их корневищ с корневищем пырея. Укажите отличительные признаки подземных побегов и корня. Заполните таблицы.

http://bio.1september.ru/2002/38/4.gif

http://bio.1september.ru/2002/38/5.gif

Сделайте вывод, какие признаки указывают на то, что клубень, луковица и корневище – это видоизмененные побеги.

ЦВЕТОК И ПЛОД

Строение цветка

Для описания строения цветка применяют формулы, в которых используют специальные условные обозначения – буквенные сокращения и значки. Более правильно использовать при оформлении формул латинские (международные) буквы, но русский алфавит, конечно, будет понятнее для школьников. В предлагаемой таблице использованы оба варианта.

Цель работы: изучить строение и многообразие цветков (генеративных органов размножения), научиться записывать, читать, зарисовывать формулы и диаграммы цветков.

Материалы и оборудование: лупа, препаровальная игла, лезвие бритвы, живые или фиксированные цветки (вишня, яблоня, картофель, горох или акация, редька дикая, огурец –мужской и женский цветки), модели цветков, таблицы.

http://bio.1september.ru/2002/38/6.gif

Диаграмма – это схематическая проекция цветка на плоскость, которая перпендикулярна к оси цветка. Составляют диаграмму по поперечным срезам нераскрытых цветочных почек. Диаграмма и формула дают более полное представление о строении цветка.

Схема диаграммы цветка

Схема диаграммы цветка

Диаграммы цветков

Диаграммы цветков

Цель работы: изучить строение и многообразие цветков (генеративных органов размножения), научиться записывать, читать, зарисовывать формулы и диаграммы цветков.

Материалы и оборудование: лупа, препаровальная игла, лезвие бритвы, живые или фиксированные цветки (вишня, яблоня, картофель, горох или акация, редька дикая, огурец –мужской и женский цветки), модели цветков, таблицы.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите, зарисуйте цветок и подпишите его части. Рассмотрите цветок под лупой. Из каких частей он состоит и сколько их? Какова их окраска, срастаются они или нет?

2. Рассмотрите и определите главные части цветка (пестик и тычинки) и их количество. Познакомьтесь с условными обозначениями цветка (формулой и диаграммой). Зарисуйте цветок, его формулу и диаграмму. Сделайте вывод о строении цветка растения как об органе полового размножения.

Приспособленность растений к опылению.
Строение мужских и женских соцветий

Соцветия – это побеги, несущие на себе цветки и не имеющие типичных вегетативных листьев. Объединение многих цветков в одном месте повышает вероятность их опыления, а возможность неодновременного распускания цветков в соцветии снижает вероятность опыления пыльцой того же растения.

Цветки в соцветиях могут быть с цветоножками и сидячими.

Соцветия могут быть простыми и сложными.

Различные типы соцветий связаны с присущими растению типом соплодия и приспособлениями для распространения плодов и семян.

Цель работы: познакомить с наиболее распространенными типами соцветий, их биологической ролью и с приспособлениями, связанными с ветроопылением.

Оборудование и материалы: микроскоп, предметные и покровные стекла, вода в стаканчике, иголки, лезвия бритвы, увеличительные стекла, веточки ольхи (орешник, береза) с женскими и мужскими соцветиями, гербарии различных типов соцветий, таблицы, фиксированные соцветия редьки дикой, вишни, клевера, одуванчика, смородины, подорожника, образцы соцветий пшеницы, кукурузы, овса, ромашки, подсолнечника, открытки и другой иллюстративный материал.

Типы и строение соцветий

Типы и строение соцветий

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите с помощью лупы внешнее строение побега. Найдите мужские и женские цветки и соцветия, зарисуйте их.

2. Соберите пыльцу растения из мужских сережек.

3. Ответьте на следующие вопросы. Где и как (одиночно или группами) произрастают растения, соцветия которых вы рассмотрели? Есть ли у этих растений листья во время цветения? Какие цветки и соцветия (мужские или женские) раскрываются первыми и с чем это может быть связано?

4. Заполните следующие таблицы.

http://bio.1september.ru/2002/38/10.gif

Строение пыльцы растений

Цель работы: выяснить, какие приспособления возникли у растений в связи с различным способом опыления.

Оборудование и материалы: микроскоп, предметные и покровные стекла, вода в стаканчике, препаровальные иглы, лезвие бритвы, лупа, распустившиеся цветки насекомоопыляемых (одуванчик, адонис) и ветроопыляемых (ольха, береза, орешник) растений.

ХОД РАБОТЫ

1. Приготовьте микропрепарат пыльцы насекомоопыляемого растения. Рассмотрите размеры пыльцевого зерна, форму и поверхность; зарисуйте. Отметьте количество высыпающейся пыльцы.

2. Приготовьте микропрепарат пыльцы ветроопыляемого растения. Рассмотрите размеры пыльцевого зерна, форму и поверхность; зарисуйте. Отметьте количество высыпающейся пыльцы.

Сделайте вывод, какие приспособления для опыления есть у ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

Изучение роста пыльцевых трубок

Рыльца пестиков выделяют раствор, содержащий от 2 до 45% сахарозы. Этот раствор способствует прилипанию пыльцевых зерен к рыльцу и их прорастанию. Добавив к раствору сахарозы борат натрия, можно предотвратить осмотический разрыв кончиков пыльцевых трубок и стимулировать их рост.

Цель работы: выяснить условия, необходимые для прорастания пыльцевых зерен, строение, функции пыльцевой трубки и спермиев.

Оборудование и материалы: микроскоп, предметные стекла с лункой или простые, чашки Петри, цветки с раскрытыми пыльниками, раствор, содержащий 10–20% сахарозы и 0,01% бората натрия, красители (ацетокармин или нейтральный красный).

ХОД РАБОТЫ

1. Каплю раствора сахарозы поместите в лунку предметного стекла (или в чашку Петри и далее на предметные стекла) и внесите в нее пыльцевые зерна. Прикоснитесь к капле поверхностью растрескавшегося пыльника.

2. Препарат наблюдайте под микроскопом через каждые 20–30 мин на протяжении 1–2 ч. Ядра, находящиеся в клетках на кончике растущих пыльцевых трубок, можно окрасить, добавив к раствору каплю ацетокармина или нейтрального красного.

Сделайте вывод об условиях, необходимых для попадания спермиев в завязь.

Строение сухих и сочных плодов

Цель работы: сформировать понятия о различных типах плодов, выяснить внешнее и внутреннее строение и различия сухих и сочных плодов, научиться определять, к какому типу относятся плоды тех или иных растений.

Материалы и оборудование: препаровальные иглы, лезвие бритвы, плоды (дуб, актинидия, барбарис, ломонос, калина, виноград, акация, дурнишник и др.), коллекции плодов и семян, изготовленные учащимися в предыдущие годы, таблицы.

Таблица. Типы плодов и семян

Таблица. Типы плодов и семян

Типы плодов и семян

Типы плодов и семян

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите внешнее строение плодов и зарисуйте их. Вскрыв плоды, рассмотрите их внутреннее строение (наличие сочной мякоти, количество семян, место прикрепления семян, взаимное расположение семян). Определите с помощью таблицы и рисунков, к какому типу относятся плоды данных вам растений. Зарисуйте их.

2. Сочные плоды разделите на односемянные и многосемянные. С помощью учебника выясните, какие растения имеют такие плоды.

3. Разделите сухие плоды на односемянные и многосемянные. Какие растения имеют такие плоды?

4. Заполните таблицу

http://bio.1september.ru/2002/39/7.gif

Строение семени двудольных растений

Цель работы: выяснить строение семян двудольных растений.

Материалы и оборудование: иглы, лезвия бритвы, семена двудольных растений (фасоль, соя, дуб) – замоченные и сухие.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Измерьте их длину и ширину. Какие семена больше, чем это объясняется?

2. Найдите на семени рубчик и семявход. Отделите семенную кожуру. Рассмотрите корешок, стебелек, почечку. Зарисуйте.

Из каких частей состоит семя двудольного растения, какие органы имеет зародыш, что из них развивается?

Строение семени однодольного растения

Однодольные растения имеют запас питательных веществ в эндосперме. У ржи эндосперм всегда мучнистый, а у пшеницы он бывает и мучнистый, и стекловидный. В мучнистом больше углеводов (крахмала), в стекловидном – белков (клейковины). Соотношение крахмала и белка в зерне определяет качество получаемой из него муки и ее пригодность для изготовления различной продукции (хлеба, бисквита, макаронных изделий).

Цель работы: выяснить строение семян однодольных растений.

Материалы и оборудование: иглы, лезвия бритвы, лупы, семена однодольных растений (пшеница, кукуруза) – набухшие и сухие.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите сухие и набухшие семена пшеницы. Измерьте длину и ширину семян. Какие семена больше, чем это объясняется?

2. Отделите семенную кожуру с сухого семени и набухшего. С какого семени отделить кожуру легче? Почему?

3. «Наклюнувшееся» семя разрежьте по бороздке вдоль. Рассмотрите строение семени, используя лупу. Сверяясь с учебником, найдите различные части семени, зарисуйте.

Из каких частей состоит семя однодольного растения, какие органы имеет зародыш, что из них развивается?

Питание и рост проростков

Замоченные, проросшие, а затем высушенные семена ячменя используются в пивоваренной промышленности. В таких семенах крахмал из эндосперма при участии ферментов в семядоли превращается в глюкозу, которая впоследствии сбраживается дрожжами с образованием спирта и углекислого газа.

Лабораторная работа закладывается на уроке, наблюдение ведется на последующих уроках.

Цель работы: выяснить значение и превращения питательных веществ в семенах.

Материалы и оборудование: семена пшеницы (ржи, овса), горшок с опилками.

ХОД РАБОТЫ

1. Прорастите в блюдце на влажной тряпочке семена пшеницы. Когда корешки достигнут длины 1,5–2 см, высушите семена, а затем отделите их от ростков. Попробуйте на вкус проросшие высушенные и сухие непроросшие семена. Чем они различаются?

2. Посейте в горшок с опилками семена пшеницы. Когда появятся всходы, через каждые 5–6 дней выкапывайте по 2–3 семени и отмечайте состояние их эндосперма. Объясните, на что используются вещества, находящиеся в эндосперме?

Условия прорастания семян

Лабораторная работа закладывается на уроке, наблюдение ведется на последующих уроках.

Цель работы: выяснить влияние различных условий на прорастание семян.

Материалы и оборудование: семена (кукуруза, овес, пшеница, горох, фасоль), литровая стеклянная банка, почва.

ХОД РАБОТЫ

1. Посейте на разную глубину семена кукурузы и пшеницы (овса) или фасоли и гороха. Посев надо производить в глубокую банку. В нее последовательно, слоями по 2 см, кладут влажную почву и на каждый слой (у стенки) укладывают по 2 семени. У одной стенки банки высевают крупные семена, у другой – мелкие. Банку необходимо прикрыть стеклом и поставить в теплое и светлое место.

2. Пронаблюдайте за прорастанием семян и появлением всходов. Сделайте вывод, семена каких растений дают всходы с большей глубины и почему?

Отделы растений

Водоросли

Строение зеленой одноклеточной водоросли

Цель работы: изучить строение одноклеточной водоросли (хлореллы).

Материалы и оборудование: живая водоросль или препарат, микроскоп, предметные и покровные стекла, препаровальная игла, стаканчик с водой.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа и зарисуйте внешнее строение одноклеточной зеленой водоросли.

2. Рассмотрите готовый микропрепарат под микроскопом при увеличении ґ120. Из чего состоит водоросль? Найдите оболочку, цитоплазму, хроматофор, ядро, вакуоль. Зарисуйте.

Строение многоклеточной нитчатой водоросли

Цель работы: изучить строение нитчатой водоросли.

Материалы и оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, иглы, стаканчики с водой, спирогира (живая или фиксированная).

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите внешнее строение водоросли, зарисуйте и опишите ее.

2. Рассмотрите готовый микропрепарат под микроскопом при увеличении ґ120. Из чего состоит нить водоросли? Найдите оболочку, цитоплазму, хроматофор, ядро, вакуоль.

3. Зарисуйте водоросль под увеличением. Изобразите на рисунке одну клетку со всеми органоидами.

Сделайте вывод о строении спирогиры. Почему она так называется? Чем эта водоросль отличается от эвглены или хламидомонады?

Строение морских водорослей (зеленых, бурых, красных)

Цель работы: изучить строение мор-ских многоклеточных водорослей, познакомиться с представителями отделов.

Материалы и оборудование: гербарий водорослей: ламинария или саргассум, ульва или кодиум, родимения или анфельция; гербарий морских трав: филлоспадикс или зоостера; учебный плакат «Макрофиты (водоросли и морские травы) морей юга Дальнего Востока России».

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите гербарии водорослей, найдите слоевище (таллом). Найдите и зарисуйте стволик и ризоиды. У всех ли водорослей есть эти части?

2. От чего зависит цвет водорослей?

3. Рассмотрите гербарий морских трав. Найдите части и органы, их составляющие. Найдите в учебнике ответ на вопрос: чем водоросли отличаются от цветковых растений?

4. Объясните, почему у водорослей в процессе эволюции не образовались корни, стебли и листья.

СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ

Мхи

Изучение мха маршанции

Цель работы: изучить внешний вид маршанции.

Материалы и оборудование: мужские и женские талломы маршанции, лупа, препаровальные иглы.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите внешнее строение таллома маршанции. С помощью лупы рассмотрите верхнюю и нижнюю стороны. Найдите выводковые корзинки, подставки, устьица, ризоиды. Зарисуйте и подпишите их.

2. В чем сходство и отличие строения маршанции от морских водорослей?

Строение сфагнума

Цель работы: изучить строение сфагнума.

Материалы и оборудование: сфагнум, микроскоп, лупа, стекло, иглы, стаканчик с водой, тушь или чернила.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите внешнее строение сфагнума, найдите стебель, веточки. С помощью лупы найдите стеблевые и веточные листья. Зарисуйте.

2. Если есть возможность – взвесьте пучок воздушно-сухих стеблей мха, потом положите их в воду на 2–3 мин, после чего взвесьте снова.

3. Сделайте препарат листа сфагнума и рассмотрите его под микроскопом. Найдите хлорофиллоносные и прозрачные водоносные клетки, зарисуйте их. (Окрасив микропрепарат листа каплей туши или чернил, можно лучше разглядеть поры, через которые происходит поглощение и потеря воды.)

Сделайте вывод о приспособленности сфагнума к среде обитания.

Строение кукушкина льна

Цель работы: изучить строение мха кукушкин лен.

Материалы и оборудование: кукушкин лен, микроскоп, лупа, стекла, препаровальные иглы, стаканчик с водой.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите внешнее строение кукушкина льна, найдите стебель, листья, спорогон. С помощью лупы найдите ризоиды. Зарисуйте.

2. Снимите со спороносной коробочки колпачок и крышечку. Раздавите в воде на предметном стекле спорангий, сделайте микропрепарат спор, рассмотрите их под микроскопом и зарисуйте.

Сделайте вывод о строении мха и значении большого количества спор.

Сравнительная характеристика мхов (кукушкина льна, сфагнума и маршанции)

Цель работы: выяснить характерные черты внешнего, внутреннего строения мхов и приспособленности к местам обитания.

Материалы и оборудование: кукушкин лен, сфагнум; учебник.

ХОД РАБОТЫ

1. По результатам и наблюдениям предыдущих работ заполните таблицу 1.

Таблица 1

2. Что общего у мхов и водорослей в строении и цикле размножения?

Хвощи

Строение хвоща зимующего

Цель работы: изучить строение хвоща.

Материалы и оборудование: лупа, гербарные или живые экземпляры хвоща.

ХОД РАБОТЫ

Рассмотрите гербарные или живые экземпляры хвоща. Найдите корневище, корни, стебель, чешуевидные листья, узлы, междоузлия и спороносный колосок. Зарисуйте.

Какие усложнения появились в строении у хвощей по сравнению со мхами?

Плауны

Строение плауна

Цель работы: изучить строение плауна.

Материалы и оборудование: лупа, гербарные или живые экземпляры плауна.

ХОД РАБОТЫ

Рассмотрите гербарные или живые экземпляры плауна. Найдите стебель, корень, листья, спороносный колосок, спорангии. Зарисуйте.

Как располагаются листья у плауна и в чем различия в строении плаунов и мохообразных?

Папоротники

Строение папоротника

Цель работы: изучить строение папоротника.

Материалы и оборудование: лупа, гербарные или живые экземпляры папоротника.

ХОД РАБОТЫ

Рассмотрите гербарные или живые экземпляры папоротника. Найдите лист. корневище, корни, спорангии.

Чем является корневище у папоротника, какие функции выполняет лист, почему спорангии располагаются на нижней стороне листа?

Хвойные растения

Приспособленность хвойных растений к опылению и размножению

Цель работы: выяснить строение пыльцы хвойных растений, их приспособленность к опылению, строение женской шишки, строение семени.

Материалы и оборудование: микроскоп, лупа, предметные стекла, иглы, нож, стаканчик с водой, мужские и женские шишки сосны, семена сосны кедровой.

ХОД РАБОТЫ

1. Сделайте микропрепарат пыльцы сосны и рассмотрите его под микроскопом. Зарисуйте одно пыльцевое зерно и обозначьте его части.

2. Зарисуйте внешнее строение жен-ской шишки. Отогните одну чешуйку и найдите семя или место его прикрепления. Укажите на рисунке место прикрепления семязачатков.

3. Возьмите семя сосны кедровой и разрежьте его вдоль. С помощью лупы найдите и рассмотрите зародыш, семядоли, эндосперм и оболочку семени. Зарисуйте строение семени.

Какие приспособления к опылению есть у пыльцы сосны? Какие преимущества имеют голосеменные перед споровыми при размножении?

Царство бактерии

Строение бактериальных клеток (выполняется на нескольких уроках)

Цель работы: выяснить строение и многообразие бактериальных клеток.

Материалы и оборудование: микроскоп, предметные стекла, краситель (метиленовый синий или фуксин), игла или петля для посева, спиртовка или газовая горелка, готовые микропрепараты (из бактериологической лаборатории).

ХОД РАБОТЫ

I. Приготовление бактериального мазка

1. Возьмите немного налета с зубов, поместите его в каплю воды на предметное стекло и слегка размажьте (перед посевом иглу или петлю стерилизуют быстрым проведением через пламя спиртовки). Подсушив каплю на воздухе, убейте бактерии, несколько раз пронеся стекло над пламенем спиртовки. Затем окрасьте препарат красителем (1–3 мин). Смыв краситель проточной водой, подсушите препарат.

2. Настройте микроскоп и рассмотрите микропрепарат, используя иммерсионный объектив. Зарисуйте то, что увидите.

(В микрофлоре зубного налета можно наблюдать кокки, бациллы и иногда спириллы.)

II. Получение накопительной культуры сенной палочки

1. Прокипятите 25 г измельченного сена в 1 л воды в течение 30 мин (при кипячении погибнут все неспоровые формы и значительная часть споровых). К горячему раствору прибавьте половину чайной ложки мела для создания щелочной среды.

2. Разлейте раствор по колбам через марлю (уровень 1–2 см), закройте колбы ватными пробками и поставьте в место с температурой 25–30 °С на двое суток. На поверхности образуется пленка с культурой сенной палочки.

3. Приготовьте мазок культуры сенной палочки, окрасьте его (см. первую часть работы). Настройте микроскоп и рассмотрите микропрепарат, используя иммерсионный объектив. Зарисуйте то, что увидите.

(Сенная палочка – одна из самых крупных бактерий, ее можно увидеть и без помощи иммерсионного объектива, при увеличении ґ40.)

III. Изучение препарата клубеньковых бактерий

1. На предметное стекло выдавите часть содержимого клубенька, имеющегося на корнях бобовых растений (можно использовать клубенек, заранее зафиксированный в спирте).

2. Приготовьте из него мазок, окрасьте (см. первую часть работы). Настройте микроскоп и рассмотрите микропрепарат, используя иммерсионный объектив. Зарисуйте бактерии.

Царство грибы

Изучение строения плодового тела гриба трутовика

Цель работы: выяснить внешнее и внутреннее строение древесного гриба трутовика.

Материалы и оборудование: плодовые тела трутовиков, лупа.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите невооруженным глазом и с помощью лупы внешний вид плодового тела гриба.

2. Рассмотрите, зарисуйте и обозначьте части гриба. Обратите внимание на тип спороносного слоя (трубчатый или пластинчатый).

3. Учитывая, что на плодовом теле трутовика каждый год нарастает новый слой, определите его возраст.

Куда всегда направлены трубочки или пластинки спороносного слоя? Как по расположению плодового тела трутовика на лежащем стволе определить, вырос гриб до или после падения дерева?

Спиртовое брожение дрожжей

Цель работы: выяснить способ питания хлебопекарных дрожжей.

Материалы и оборудование: хлебопекарные дрожжи, 2–3 столовых ложки сахара, коническая (или круглая) колба, пробка с изогнутой стеклянной (или резиновой) трубкой, стаканчик с водой, известковая вода.

ХОД РАБОТЫ

1. Внесите в колбу с сахарным раствором 1–2 г хлебопекарных дрожжей и размешайте. Закройте колбу пробкой, опустив трубку в стаканчик с водой, и поставьте в теплое место.

2. При температуре 25–30 °С примерно через 1 ч в колбе будет заметно выделение газа.

Определите его состав, пропуская через известковую воду. (Образующийся белый осадок – это мел, карбонат кальция.)

3. Открыв пробку, можно почувствовать запах спирта и сивушных масел.

Сделайте вывод об условиях развития дрожжей и способе их питания. Гетеро- или автотрофными организмами они являются?

Строение дрожжей и плесневых грибов

Цель работы: выяснить строение хлебопекарных дрожжей и плесневых грибов (пенициллиум, мукор).

Материалы и оборудование: микроскоп, культуры грибов (дрожжи, пенициллиум, мукор), предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, стаканчик с водой.

ХОД РАБОТЫ

1. Приготовьте микропрепарат мицелия гриба мукора, рассмотрите под микроскопом и зарисуйте.

2. Приготовьте микропрепарат гриба пенициллиума, найдите мицелий, споры и зарисуйте.

3. На предметное стекло поместите каплю воды. Иглой перенесите в каплю кусочек неразведенных хлебопекарных дрожжей и тщательно перемешайте. Рассмотрите клетки дрожжей под микроскопом, зарисуйте.

Возьмите тупым кончиком карандаша каплю из культуры уже разведенных в сахарной среде дрожжей (см. предыдущую работу). Рассмотрите их клетки под микроскопом.

Чем они различаются? Заполните таблицу 2.

Таблица 2

Сделайте вывод о сходстве и различиях грибов.

Лишайники

Внешнее строение слоевища (таллома) лишайника

Цель работы: выяснить строение различных типов талломов лишайников, их приспособленность к среде обитания.

Материалы и оборудование: талломы кустистых, накипных и листоватых лишайников, стаканчик с водой.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите талломы разных лишайников, зарисуйте их.

2. Сожмите между пальцами часть сухого таллома кустистого лишайника. Что вы наблюдаете?

3. Оставшуюся часть того же таллома бросьте в стаканчик с водой. Через минуту также сожмите его между пальцами. Сделайте вывод о приспособлениях, помогающих лишайникам выживать в природе.

Строение таллома лишайника (выполняется на нескольких уроках)

Цель работы: выяснить внутреннее строение лишайника.

Материалы и оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, стаканчик с водой, колба на 400 мл, таллом лишайника, ступка с пестиком.

ХОД РАБОТЫ

1. Сделайте поперечный срез слоевища лишайника (лучше использовать листоватые или кустистые талломы), положите его в каплю воды и рассмотрите под микроскопом. Найдите гифы гриба и клетки водоросли. Зарисуйте их расположение.

2. Разотрите в ступке пестиком таллом лишайника. Высыпьте порошок в коническую колбу, залейте водой, закройте пробкой и поставьте на подоконник.

3. Через 1,5–2 недели на стенках колбы появится зеленый налет, который можно рассмотреть под микроскопом. Объясните, что произошло с грибным компонентом и что это за зеленый налет?

От редакции. Напомним, что данная работа представлена сотрудниками Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования Владивостока. Естественно, что список предлагаемых ими для изучения на лабораторных занятиях объектов отражает региональную специфику. Тем не менее мы сочли возможным опубликовать работы, посвященные знакомству с интересными и нетрадиционными для школьных занятий животными, снабдив их соответствующими комментариями.

Актинии

Актинии. Наблюдать в природе живых актиний кроме Тихоокеанского побережья можно также в Баренцевом и Белом морях. В Черном море у берегов многочисленны небольшие (1–2 см) конские актинии, которые, однако, предпочитают селиться в укрытиях и на внутренней стороне камней. Потревоженные, они прячут щупальца и надолго сжимаются в неподвижный комочек. Наблюдать за ними лучше в аквариумах с небольшим слоем воды, где при наличии аэрации («продувки») и фильтров их можно довольно долго содержать даже в приготовленной из аптечной морской соли (17 г/л) «морской» воде.

Планарии. В разных районах страны обитают разные виды свободноживущих плоских червей, пригодных для демонстрации на лабораторных занятиях. Многие из них – обитатели небольших стоячих водоемов и не столь требовательны к температуре воды и количеству кислорода, как ручьевые формы. Их с успехом можно содержать и в аквариумах. Однако при своей «обычности» планарии – малозаметные и малоизвестные мелкие животные, и для того, чтобы найти и собрать их, требуется определенный навык.

Брюхоногие и двустворчатые моллюски. На территории нашей страны обитает большое количество видов морских и пресноводных двустворчатых и брюхоногих моллюсков, а среди последних встречается также немало и наземных раковинных форм. Многих отечественных и экзотических брюхоногих разводят в аквариумах, а раковины крупных морских (в т.ч. тропических) форм часто хранят дома – привозя их из поездок или купив в качестве сувениров. Собрать выброшенные на берег пустые раковины можно поручить – в качестве летнего задания – тем ребятам, которые ездят отдыхать к морю. Так что для проведения соответствующих работ при определенном старании можно собрать очень разнообразный материал.

Гораздо большие трудности вызывает определение систематической принадлежности моллюсков. Однако обычно этот вопрос не является принципиальным – достаточно продемонстрировать само разнообразие форм в обоих классах, выделив среди них морские, пресноводные и (для брюхоногих) наземные.

Бокоплавы. Бокоплавов (отряд разноногих подкласса высших ракообразных) можно во множестве встретить в прибрежной растительности и во влажных выбросах у уреза воды не только морей, но и практически всех крупных озер на территории страны. Кроме того, сушеных бокоплавов-гаммарусов (мормышей) часто продают в зоомагазинах в качестве корма для рыб. Среди массы сухих рачков попадаются вполне целые, пригодные для демонстрации, экземпляры.

Мокрицы. Мокрицы (представители отряда равноногих подкласса высших ракообразных) хорошо известны. За исключением самых северных районов, их можно встретить во влажных местах практически по всей территории страны – не только «в основаниях старых деревянных зданий с затененной стороны», но и просто в лиственной подстилке, трухлявой древесине, под корой упавших стволов и под камнями. Характерная отличительная черта мокриц – их способность при испуге сворачиваться в шарик.

Иглокожие. К сожалению, морские ежи и морские звезды встречаются только в полносоленых морях, в условиях нашей страны – у северного и восточного побережий. В Черном море можно найти только мелких офиур. Транспортировка и содержание иглокожих в аквариумах требуют очень больших усилий, так что жителям других регионов России познакомиться с живыми иглокожими на занятиях не удастся.

И.Г. МЕЩЕРСКИЙ

ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ

Объекты для многих лабораторных работ по курсу биологии 7–8-го класса (зоология) можно подготовить самостоятельно. Так, можно собрать коллекции раковин моллюсков (сухопутных и водных), погибших насекомых, коллекции перьев птиц и др. Другие работы можно выполнять самостоятельно летом в природе или на факультативных занятиях.

Тип Кишечнополостные

Внешнее строение и поведение актинии

Живых актиний можно наблюдать в природе – нужно только учитывать, что попадание прямых солнечных лучей на место наблюдения должно быть минимальным.

Цель работы: познакомиться с внешним строением актинии как одиночного представителя класса коралловых полипов типа кишечнополостных.

Материалы и оборудование: актинии, пинцет, кусочки мяса.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите актинию, отметьте наличие тела, щупалец, ротового отверстия. Зарисуйте животное.

2. Дотроньтесь до актинии. Что произошло?

3. Взяв пинцетом (иглой) маленькие кусочки мяса, осторожно поднесите их к животному. Пронаблюдайте за процессом захвата и перемещения пищи к ротовому отверстию.

Тип Плоские черви

Внешнее строение и поведение планарии

Животных можно собрать с камней, находящихся в чистых и холодных ручьях или родниках. Наблюдения необходимо делать быстро, так как планарии не могут жить в теплой, бедной кислородом воде и потому быстро погибают. Червя можно взять со дна водоема, с камня или стенок посуды, всосав с помощью стеклянной трубки (пипетки).

Цель работы: выявить характерные черты строения плоских червей, проследить поведение животного и простейшие рефлексы.

Материалы и оборудование: черви, помещенные в пластиковую посуду, лупа или микроскоп, пипетка, препаровальные иглы, стеклянная трубочка, часовые или предметные стекла, соль.

ХОД РАБОТЫ

1. Нанесите каплю воды на часовое или предметное стекло и, поместив туда червя (необходимо следить, чтобы вода не испарилась), рассмотрите планарию невооруженным глазом. Обратите внимание на окраску и форму тела.

2. Рассмотрите головной отдел с двумя выростами, глаза, задний отдел тела и просвечивающий сквозь тело ветвистый кишечник. Зарисуйте.

3. Пронаблюдайте за движениями планарии с помощью лупы. Найдите просвечивающий сквозь тело ветвистый кишечник.

4. Нанесите на стекло еще одну каплю воды и соедините капли мостиком из воды. Положите кристаллик соли в каплю с животным. Пронаблюдайте за его поведением и сделайте вывод.

Тип Кольчатые черви

Черты сходства и различия дождевого червя и медицинской пиявки

Медицинских пиявок можно купить в аптеке и содержать продолжительное время в закрытых марлей банках с водой. Дождевых червей можно, накопав в природе, держать в прикрытом стеклом аквариуме с землей. Нужно только следить за сохранением необходимой (но не избыточной) влажности субстрата и периодически подкармливать животных растительными остатками.

Цель работы: выявить характерные черты внешнего строения, пронаблюдать за особенностями движения и поведения представителей разных классов кольчатых червей.

Материалы и оборудование: дождевые черви, помещенные в пластиковые ванночки, пиявки в прозрачной пластиковой бутылке, пинцет, препаровальные иглы, тетрадный лист.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите дождевого червя. Сравните живого червя с рисунком в учебнике, отметьте основные признаки внешнего строения.

2. Рассмотрите медицинскую пиявку. Отметьте особенности строения ее тела, форму, размеры, окраску. Что располагается на переднем и заднем концах червя? Каково значение этих органов.

3. Пронаблюдайте за движением и поведением дождевого червя и медицинской пиявки. Зарисуйте внешнее строение червей, отметив их характерные признаки (удлиненное тело и присоски у пиявок, поясок у дождевого червя). Заполните таблицу.

http://bio.1september.ru/2002/41/9.gif

 Сделайте вывод о том, какие признаки позволяют отнести этих животных к одной группе (типу), но выделить в разные классы?

Тип Моллюски

Строение раковин брюхоногих моллюсков

Цель работы: выявить характерные черты внешнего строения брюхоногих моллюсков.

Материалы и оборудование: раковины различных брюхоногих моллюсков, продольные спилы прочных раковин (при возможности).

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите внешнее строение раковин различных моллюсков, отметьте их цвет и форму (округлая, приплюснутая, конусовидная), толщину стенок и наличие выростов. Раковины каких моллюсков более толстостенные – пресноводных или морских?

2. Найдите линии годового прироста и определите возраст раковин.

3. Рассмотрите внутреннюю поверхность раковин и определите ее цвет. Объясните причину различия окраски раковины изнутри и снаружи.

4. Зарисуйте внешнее строение раковины и (при наличии спила) расположение полостей внутри ее. Объясните, по каким признакам данных моллюсков относят к классу брюхоногих.

http://bio.1september.ru/2002/41/20.jpg

Строение раковин двустворчатых моллюсков

Цель работы: выявить характерные черты строения раковин двустворчатых моллюсков.

Материалы и оборудование: раковины различных двустворчатых моллюсков.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите внешнее строение раковин различных моллюсков, отметьте их цвет и форму (вытянутая, овальная, округлая), выпуклость створок, наличие радиальных утолщений («ребер») и толщину стенок раковины. Раковины каких моллюсков обычно более толстостенные – пресноводных или морских? Почему?

2. На раковинах отдельных видов (например на наружном темном роговом слое беззубок или мидий) найдите линии годового прироста и по ним определите возраст.

3. В местах, где верхний роговой слой стерся, рассмотрите средний белый фарфоровый слой. У каких моллюсков на внутренней поверхности раковины имеется перламутровый или кальцитовый слой?

4. При наличии свежих раковин, в месте соединения их створок отыщите упругую связку, за счет которой раковина удерживается в раскрытом состоянии. За счет чего раковина живого моллюска удерживается закрытой?

5. На внутренней стороне свежих раковин постарайтесь найди отпечатки мышц-замыкателей, а при наличии живых моллюсков – найдите сами мышцы. Отметьте их количество.

6. Зарисуйте внешнее строение раковин различных двустворчатых моллюсков.

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

Внешнее строение бокоплава

Работу можно провести с живыми объектами. В этом случае бокоплавов, собранных в чистых, холодных ручьях помещают в глубокую банку с водой. После проведения работы необходимо выпустить животных.

Цель работы: выявить характерные черты внешнего строения бокоплава как представителя класса ракообразных и отметить признаки его приспособленности к среде обитания.

Материалы и оборудование: живые или фиксированные животные, лупа, чашки Петри (ванночки) с водой, препаровальные иглы.

ХОД РАБОТЫ

1. Поместите бокоплава в чашку Петри. Пронаблюдайте за поведением, движением и рассмотрите внешнее строение. Переместив бокоплава на предметное стекло в меньшее количество воды, можно хорошо разглядеть его тело и ножки, а на переднем конце – глаза и усики.

2. Зарисуйте бокоплава, отметив такие особенности, как сегментированное тело, глаза, усики, членистые конечности. Сделайте вывод о характерных чертах строения животного, позволяющих отнести его к типу членистоногих.

Строение и образ жизни мокрицы

Живых мокриц можно собрать в основаниях старых деревянных зданий с затененной стороны и содержать в аквариуме с землей, укрытиями и растительными остатками.

Цель работы: выявить характерные черты внешнего строения мокрицы как представителя класса ракообразных и отметить признаки ее приспособленности к среде обитания.

Материалы и оборудование: мокрица, лупа, чашки Петри (ванночки), препаровальная игла.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите мокрицу, отметьте форму ее тела и окраску. Выясните по возможности количество сегментов, строение и расположение конечностей. Пронаблюдайте как передвигается животное.

2. Пронаблюдайте за тем, как мокрица отреагирует на прикосновение.

3. Зарисуйте мокрицу и сделайте вывод, о характерных чертах строения животного, которые позволяют отнести его к типу членистоногих.

Строение и приспособленность к среде обитания иксодового клеща

Препарат можно сделать самостоятельно. Пойманного клеща надо предварительно зафиксировать в спиртосодержащей жидкости, а затем поместить между предметными стеклами и залить бесцветным лаком для ногтей.

Цель работы: определить систематическое положение, выяснить особенности строения иксодового клеща и черты его приспособленности к паразитическому образу жизни.

Материалы и оборудование: микроскоп, постоянный или временный препарат клеща.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите на препарате внешнее строение взрослой особи клеща невооруженным глазом. Рассмотрите препарат под малым увеличением микроскопа. Отметьте основные отделы тела клеща, количество и особенности строения конечностей.

2. Рассмотрите при среднем увеличении микроскопа ротовой аппарат клеща. Найдите челюсти и ногощупальцы. Объясните значение зубцов на челюстях.

3. Определите пол клеща (у самки щиток прикрывает лишь переднюю часть тела, а у самца – всю верхнюю часть).

4. Зарисуйте внешнее строение клеща и ротовой аппарат.

5. Какие особенности внешнего строения позволяют иксодовому клещу вести паразитический образ жизни? К какому классу типа членистоногих относятся клещи? Почему их выделяют в отдельный отряд?

Строение ротового аппарата насекомых

Препараты для работы можно сделать самостоятельно, поместив объекты (головки комара, мухи-дрозофилы, бабочки, жука) между предметными стеклами и залив их бесцветным лаком для ногтей.

Цель работы: познакомиться со строением типов ротовых аппаратов разных насекомых.

Материалы и оборудование: готовые препараты ротовых аппаратов комара, мухи, бабочки, жука, микроскоп.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите под микроскопом препараты ротовых аппаратов разных насекомых, определите их тип. Зарисуйте.

2. По учебнику выясните, чем питаются личинки данных животных и, следовательно, тип их ротового аппарата на личиночной стадии. Сделайте вывод о приспособительном значении разницы в строении ротового аппарата у личинок и взрослых особей.

Строение крыла бабочки

Насекомых (бабочек) для лабораторной работы можно легко насобирать летом вдоль проселочных дорог, где они часто оказываются сбитыми автомобилями.

Цель работы: выявить характерные признаки представителей отряда чешуекрылых.

Материалы и оборудование: микроскоп, крылья бабочек, предметные стекла, кисточка.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа крыло бабочки, зажав его между двумя предметными стеклами.

2. Найдите жилки крыла, сделайте предположение об их функциональном значении.

3. Как (в каком направлении) располагаются чешуйки на крыле бабочки? Отметьте форму чешуек. Кисточкой аккуратно снимите с крыла чешуйки, найдите на крыле волоски.

4. Зарисуйте крыло бабочки, отразив строение и расположение чешуек и волосков.

ТИП ИГЛОКОЖИЕ

Строение скелета и ротового аппарата морского ежа

Панцири морских ежей и их ротовые аппараты можно в больших количествах собрать на скалах морского побережья, они остаются там после трапезы чаек.

Цель работы: выявить черты, характерные для животных типа Иглокожие, их приспособленность к среде обитания и способу питания.

Материалы и оборудование: скелет шаровидного морского ежа и его ротовой аппарат («аристотелев фонарь»).

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите скелет шаровидного морского ежа. Найдите и зарисуйте места прикрепления иголок, ротовое и анальное отверстия, ряды известковых пластинок (отметьте расположение и количество рядов).

2. Рассмотрите и зарисуйте строение ротового аппарата, обратите внимание на его симметричность. Какие черты строения указывают на принадлежность морского ежа к типу Иглокожие?

Внешнее строение морской звезды

Можно работать как с живыми объектами, так и с зафиксированными животными. Если взят живой организм, работа должна производиться максимально быстро – с тем чтобы отпустить звезду обратно в море. Часто можно найти погибших морских звезд в штормовых выбросах. В этом случае животное желательно зафиксировать и залить в прозрачную эпоксидную смолу, чтобы препарат долго прослужил.

Цель работы: выявить черты, характерные для типа Иглокожие и отражающие приспособленность морской звезды к типу питания.

Материалы и оборудование: живая морская звезда в ванночке с морской водой или зафиксированный препарат.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите и зарисуйте строение морской звезды сверху, отметив центральный диск и лучи.

2. Рассмотрите и зарисуйте строение морской звезды снизу, отметив рот, борозду с амбулакральными ножками и расположенные по краям иглы. Какие черты строения указывают на принадлежность морской звезды к типу Иглокожие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по профориентации в школе" Методическое пособие

Разработка по системе профориентационной работы в школе...

План - конспект урока по технологии в 10 классе «Профессии металлообрабатывающей промышленности. Содержания и условия труда слесаря, токаря, фрезеровщика. Формы подготовки и повышения квалификации рабочих кадров. Требования к ЗУН молодого рабочего».

Урок для старших классов посвящён выбору рабочих специальностей в металлообрабатывающей промышленности. Ученики узнают о том, какие требования предъявляются к молодым рабочим и знакомятся со способами...

Повышение квалификации работника как фактор конкурентоспособности образовательной организации

Традиции и инновации. Материалы IX международной научно-практической конференции....

Методическое пособие для учащихся 7-х классов по теме: «Развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх (футбол)».

Материал содержит методику занятий, направленную на развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх на базе футбола....

Работа учащихся с учебником и методическими пособиями при подготовке учащихся к сдаче ГИА по географии.

Современные технологии работы с текстами  направлены на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений  истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно...