Конспект урока по теме « Строение и значение зубов»
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Курносенкова Светлана Алексеевна

Конспект урока по теме « Строение и значение зубов»

Скачать:


Предварительный просмотр:

23.12.

Урок по биологии « Строение и значение зубов»   9 класс

Цель: Формирование знаний учащихся об органах пищеварительной системы.

Планируемые образовательные результаты:

 1) Предметные: Знакомство учащихся со строением и значением зубов. Обогащение биологического  словаря с новыми терминами.

 2) Метапредметные:Развитие познавательной активности, способствование развитию мыслительных  процессов, связной устной речи.

  3) Личностные Воспитание интереса к изучению своего организма и бережного  отношения к    зубам.

Оборудование: картинки с продуктами, проектор с компьютером, карточки.

Ход урока.

1.Организационный момент.

 Помните, что при  спокойном выражении лица  и улыбчивом состоянии работают только 13 мышц лица, а при хмуром, злом виде – 30 мышц. Зачем напрягать  столько мышц, пусть лучше  на лице у нас выражается спокойствие и улыбка. 

2.Проверка домашнего задания.

- Вспомним,  какую тему  раздела  мы с вами начали изучать? (пищеварительная система)

- Какое значение пища  имеет для человека? (источник энергии и источник строительного материала?)

- Объясните, что значит, является источником  энергии? (для того, чтобы жить, учиться, работать, заниматься спортом, человеку нужна энергия. Эту энергию человек получает из пищи. Жизнь без пищи невозможна).

- Объясните, что значит, является источником  строительного материала? (старые клетки отмирают, человек растет и развивается, значит,  нужны новые клетки, заживают раны, весь строительный материал берется из пищи.

 Если так важна пища для нашего организма, то какой же состав она имеет? ( заполнение схемы «Состав пищи» у доски)

Молодцы, вспомнили состав пищи. Важное  значение  имеют белки, жиры, углеводы.

- И сейчас вы должны правильно распределить продукты, которые содержат белки, жиры, углеводы (учащиеся выбирают иллюстрации с продуктами и распределяют в нужные колонки).

Пища должна быть разнообразной, чтобы получить все элементы состава пищи, нужные нашему организму.

-Что из этих продуктов вы получаете в нашей столовой? (ответы детей).

- Можно сказать, что пища у разнообразная? (ответы)

Сейчас поработаем по карточкам (работа по карточкам)

Проверка записей.

- Что такое пищеварение? (это процесс превращения питательных веществ в простые, растворимые вещества, которые легко всасываются в кровь).

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

С какого органа начинается процесс пищеварения? (ротовая полость).

Большое  значение во рту имеют зубы.

Что мы сегодня будем изучать на уроке?

 И сегодня  наша тема урока посвящена зубам.

Открываем тетради, пишем число и тему урока «Строение и значение зубов».

На уроке мы с вами узнаем, какое важное  значение имеют зубы для нашего здоровья, познакомимся строением зуба и закрепим правила ухода за зубами.

Новую тему начну с вопроса. Будьте внимательны.

Цыгане при покупке лошадей всегда осматривают их зубы.

А плантаторы в Древней Греции при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Зачем осматривали зубы лошадям и рабам? (ответы учащихся). К этому вопросу мы еще вернемся в ходе  урока.

В ротовой полости пища измельчается, перетирается и смачивается слюной. Зубы и язык механически обрабатывают пищу. При жевании язык направляет пищу к зубам, перемешивает ее, передвигает ее глотку для глотания.

4.Изучение нового материала)

Зубы – важный орган нашего организма. Зубы удерживают, откусывают, разгрызают и пережевывают пищу до состояния густой кашицы. Чем лучше пища пережевана, тем легче  и полнее она усваивается организмом. Плохо пережеванная пища затрудняет работу пищеварительной системы и способствует развитию  болезней желудка.

Слайд

У взрослого человека 32 зуба: 16 на верхней челюсти и 16 на нижней. Не зря в загадке сказано: 32 молотят, один  переворачивает.  На верхней  и нижней челюстях по  4 резца, по 2 клыка, по 4 малых коренных и по 6 больших коренных.

При помощи резцов и клыков человек откусывает пищу. Коренными зубами пища измельчается и пережевывается. Жевательная поверхность коренных зубов неровная, покрытая бугорками (просмотр зубов в зеркало).

- Для чего такая поверхность коренным зубам? (это облегчает перетирание пищи).

Слайд

 Формы и размеры зубов неодинаковы, потому что они выполняют разные функции (работа с иллюстрацией из книги стр.152, рис.130). Клыки немножко длиннее резцов (просмотр в зеркало)

Слайд

 У каждого зуба есть коронка – это видимая часть зуба в ротовой полости.

Есть шейка – эта часть зуба, погруженная в десну.

Есть корень – прочно укрепляет зуб в челюсти.

Снаружи коронку покрывает эмаль. Это самое прочное вещество в организме человека. Эмаль предохраняет зуб от стирания и проникновения микробов.

Внутри зуба расположена полость пульпа (словарная работа). В пульпе  находятся кровеносные сосуды и нервы. Кровеносные сосуды обеспечивают питание зуба, а нервы – чувствительность.

Новорожденный  не имеет зубов. Первые зубы начинают появляться с 4, 6, 7 месяцев. Такие зубы называются молочными. Их всего 20. К двум годам у ребенка обычно есть уже все  молочные зубы.

Слайд

Но постепенно эти молочные зубы начинают выпадать с 6-7 лет и к 12-14 годам они полностью заменяются постоянными зубами. Последние коренные зубы – зубы мудрости, у человека обычно появляются к 18-22 годам, но порой могут и вообще не появиться. Говорят, что они недолговечны, но порой зубы мудрости могут прослужить человеку всю жизнь. Если постоянный зуб удалят, новый, к сожалению, не вырастет. Можно позавидовать слонам, акулам, у которых зубы со временем обновляются.

Зуб, как и другой любой орган человеческого тела, если за ним не следить, может болеть. И что же может быть, если за зубами не следить. Работа с учебником (стр. 153 уход за зубами).

Минералы, белки, углеводы – это строительный материал для зубов. Если в организме их не хватает, то соответственно  могут возникнуть  проблемы с зубами. Самым распространенным   недугом зуба является кариес (словарная работа). Кариес в переводе с латинского  гниение.  Прогрессирующий дефект твердых тканей зуба, вызываемый действием бактерий зубного налета и продуктов их жизнедеятельности.

 Работа с учебником (рассматривание иллюстраций «Разрушение зуба» стр. 154)

Остановить этот процесс может только зубной врач, а по- другому как? (стоматолог). В переводе с латинского зубовед.

Не надо бояться ходить к стоматологу, надо 1 раз в полгода ходить на осмотр ротовой полости и с зубами все будет в порядке, не будете даже знать, что такое кариес. А почему многие бояться ходить к стоматологу? (ответы). Современные препараты и оборудование позволяют безболезненно лечить зубы.

Физкультминутка

Слайд

   9 февраля отмечался международный день стоматологов. Это у них профессиональный праздник.

Слайд

Важно беречь зубы: не раскусывать орехи, не грызть когти и твердые предметы и конфеты. Нельзя есть очень холодное мороженое или пить холодную воду после горячей пищи. Это может привести к образованию   трещин в эмали.

Слайд

Зубы будут рады: яблочку, морковке, капустке. Все в свежем виде. И еще в добавок получим углеводы и витамины А, В,С, которые содержатся в этих продуктах.

В промежутках между зубами скапливаются остатки пищи. Это создает благоприятные условия для развития микробов.

- Что важно делать обязательно хотя бы 2 раза в день? (чистить зубы)

- Сколько минут вы чистите зубы? (три и более)

Показ чистки зубной щеткой  на макете зубов (направления движений щеткой от десен к зубу, круговые движения).

После каждого приема пищи нужно полоскать ротовую полость, при этом удаляются остатки пищи и налет. Не злоупотреблять жвачкой. После приема пищи нужно жевать всего 15 минут и выкинуть.  А бывает так, что жуют несколько часов. Это неправильно и вредно для здоровья.

- Какие еще средства  по уходу за зубами вы знаете? (зубная нить, ополаскиватель для десен, зубочистки)  Показ.

Практическая часть: чистка зубов зубной нитью (перед зеркалом).

Осмотрите свои зубы, стали чище? (ответы)

Работа в тетради: выпишите самую главную мысль нашей темы из зеленой рамочки.

А сейчас вернемся к вопросу, который прозвучал в начале урока. Для чего же производили осмотр зубов у лошадей цыгане и плантаторы у рабов? (здоровые зубы –хорошее  здоровье). Как говорится: глаза –зеркало души а тогда зубы – зеркало всего организма. Не зря пословица гласит: кто хорошо жует, тот долго живет. Значит за зубами нужно ухаживать, ведь они играют очень важную роль в нашей жизни, жуют пищу, перетирают, готовят ее к усвоению организмом.

5.Закрепление нового материала.

Слайд

Найдите лишнее.

  • В ротовой полости пища разжевывается, смачивается и окончательно переваривается.
  • Зубной ряд человека состоит из резцов, клыков, коренных, хищных зубов.
  • Зубы удерживают, определяют вкус, откусывают, разгрызают пищу.
  • У зуба есть: коронка, шейка, кожа, эмаль, пульпа, корень.
  • У взрослого человека  5 молочных, 8 резцов, 4 клыка,

              20 коренных зубов.

Заполните таблицу: напиши название  зуба и его функции  (проверка).

Разбор задания по ОГЭ на тему «Зубы»

- О чем мы сегодня говорили? (ответы)

- Каково значение зубов? (ответы)

- Почему тщательно надо пережевывать пищу? (ответы)

- Сколько у человека бывает молочных зубов и сколько постоянных? (ответы)

- Как правильно ухаживать за зубами? (ответы)

Молодцы, я думаю вы знаете  и умеете как  ухаживать за зубами, но мы   еще раз закрепили. Вы еще убедились в важном значении зубов. Здоровая пища, и уход за зубами сохраняют не только зубы здоровыми, но и здоровье всего организма.

6.Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Д/З.  Прочитать стр.151 – 155 параграф 31 выписать пословицы  про  пищеварение и зубы, уметь объяснить любую пословицу.

 - Обжора съедает себя собственными зубами.

-  Кто хорошо жует, тот долго живет.

- Лучше семь раз поесть, чем один раз наесться.

-  Сто болезней входит через рот.

- Здоровые зубы – залог здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Строение и значение опорно-двигательной системы"

Урок раскрывает строение и значение опорно-двигательной системы, построен с использованием технологии трезменой системы обучения и ИКТ....

Урок по биологии "Строение и значение зубов"

Цель: Формирование знаний учащихся об органах пищеварительной системы. Задачи: 1)  Знакомство учащихся со строением и значением зубов. Обогащение активного ...

Конспект урока "Цветок, его строение и значение"

Цветок, его строение и значение, урок в 6 классе...

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

        Данный урок является третьим в изучении темы «Система органов пищеварения». Обучение биологии в 9 классе, где был проведен анализируемый урок, ведется по...

Презентация к открытому уроку биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

Цель урока: Формирование представления о строении, функциях зубов и навыков правильного ухода за ними.На уроке решались следующие задачи:Образовательные:Формировать знания и представления о строе...

Открытый урок по биологии «Строение и значение зубов.» 9 класс

Открытый урок по биологии «Строение и значение зубов.» 9 класс...