Конспект урока по теме « Строение и значение зубов»
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Конспект урока по теме « Строение и значение зубов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по теме « Строение и значение зубов» | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
23.12.
Урок по биологии « Строение и значение зубов» 9 класс
Цель: Формирование знаний учащихся об органах пищеварительной системы.
Планируемые образовательные результаты:
1) Предметные: Знакомство учащихся со строением и значением зубов. Обогащение биологического словаря с новыми терминами.
2) Метапредметные:Развитие познавательной активности, способствование развитию мыслительных процессов, связной устной речи.
3) Личностные Воспитание интереса к изучению своего организма и бережного отношения к зубам.
Оборудование: картинки с продуктами, проектор с компьютером, карточки.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Помните, что при спокойном выражении лица и улыбчивом состоянии работают только 13 мышц лица, а при хмуром, злом виде – 30 мышц. Зачем напрягать столько мышц, пусть лучше на лице у нас выражается спокойствие и улыбка.
2.Проверка домашнего задания.
- Вспомним, какую тему раздела мы с вами начали изучать? (пищеварительная система)
- Какое значение пища имеет для человека? (источник энергии и источник строительного материала?)
- Объясните, что значит, является источником энергии? (для того, чтобы жить, учиться, работать, заниматься спортом, человеку нужна энергия. Эту энергию человек получает из пищи. Жизнь без пищи невозможна).
- Объясните, что значит, является источником строительного материала? (старые клетки отмирают, человек растет и развивается, значит, нужны новые клетки, заживают раны, весь строительный материал берется из пищи.
Если так важна пища для нашего организма, то какой же состав она имеет? ( заполнение схемы «Состав пищи» у доски)
Молодцы, вспомнили состав пищи. Важное значение имеют белки, жиры, углеводы.
- И сейчас вы должны правильно распределить продукты, которые содержат белки, жиры, углеводы (учащиеся выбирают иллюстрации с продуктами и распределяют в нужные колонки).
Пища должна быть разнообразной, чтобы получить все элементы состава пищи, нужные нашему организму.
-Что из этих продуктов вы получаете в нашей столовой? (ответы детей).
- Можно сказать, что пища у разнообразная? (ответы)
Сейчас поработаем по карточкам (работа по карточкам)
Проверка записей.
- Что такое пищеварение? (это процесс превращения питательных веществ в простые, растворимые вещества, которые легко всасываются в кровь).
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
С какого органа начинается процесс пищеварения? (ротовая полость).
Большое значение во рту имеют зубы.
Что мы сегодня будем изучать на уроке?
И сегодня наша тема урока посвящена зубам.
Открываем тетради, пишем число и тему урока «Строение и значение зубов».
На уроке мы с вами узнаем, какое важное значение имеют зубы для нашего здоровья, познакомимся строением зуба и закрепим правила ухода за зубами.
Новую тему начну с вопроса. Будьте внимательны.
Цыгане при покупке лошадей всегда осматривают их зубы.
А плантаторы в Древней Греции при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Зачем осматривали зубы лошадям и рабам? (ответы учащихся). К этому вопросу мы еще вернемся в ходе урока.
В ротовой полости пища измельчается, перетирается и смачивается слюной. Зубы и язык механически обрабатывают пищу. При жевании язык направляет пищу к зубам, перемешивает ее, передвигает ее глотку для глотания.
4.Изучение нового материала)
Зубы – важный орган нашего организма. Зубы удерживают, откусывают, разгрызают и пережевывают пищу до состояния густой кашицы. Чем лучше пища пережевана, тем легче и полнее она усваивается организмом. Плохо пережеванная пища затрудняет работу пищеварительной системы и способствует развитию болезней желудка.
Слайд
У взрослого человека 32 зуба: 16 на верхней челюсти и 16 на нижней. Не зря в загадке сказано: 32 молотят, один переворачивает. На верхней и нижней челюстях по 4 резца, по 2 клыка, по 4 малых коренных и по 6 больших коренных.
При помощи резцов и клыков человек откусывает пищу. Коренными зубами пища измельчается и пережевывается. Жевательная поверхность коренных зубов неровная, покрытая бугорками (просмотр зубов в зеркало).
- Для чего такая поверхность коренным зубам? (это облегчает перетирание пищи).
Слайд
Формы и размеры зубов неодинаковы, потому что они выполняют разные функции (работа с иллюстрацией из книги стр.152, рис.130). Клыки немножко длиннее резцов (просмотр в зеркало)
Слайд
У каждого зуба есть коронка – это видимая часть зуба в ротовой полости.
Есть шейка – эта часть зуба, погруженная в десну.
Есть корень – прочно укрепляет зуб в челюсти.
Снаружи коронку покрывает эмаль. Это самое прочное вещество в организме человека. Эмаль предохраняет зуб от стирания и проникновения микробов.
Внутри зуба расположена полость пульпа (словарная работа). В пульпе находятся кровеносные сосуды и нервы. Кровеносные сосуды обеспечивают питание зуба, а нервы – чувствительность.
Новорожденный не имеет зубов. Первые зубы начинают появляться с 4, 6, 7 месяцев. Такие зубы называются молочными. Их всего 20. К двум годам у ребенка обычно есть уже все молочные зубы.
Слайд
Но постепенно эти молочные зубы начинают выпадать с 6-7 лет и к 12-14 годам они полностью заменяются постоянными зубами. Последние коренные зубы – зубы мудрости, у человека обычно появляются к 18-22 годам, но порой могут и вообще не появиться. Говорят, что они недолговечны, но порой зубы мудрости могут прослужить человеку всю жизнь. Если постоянный зуб удалят, новый, к сожалению, не вырастет. Можно позавидовать слонам, акулам, у которых зубы со временем обновляются.
Зуб, как и другой любой орган человеческого тела, если за ним не следить, может болеть. И что же может быть, если за зубами не следить. Работа с учебником (стр. 153 уход за зубами).
Минералы, белки, углеводы – это строительный материал для зубов. Если в организме их не хватает, то соответственно могут возникнуть проблемы с зубами. Самым распространенным недугом зуба является кариес (словарная работа). Кариес в переводе с латинского гниение. Прогрессирующий дефект твердых тканей зуба, вызываемый действием бактерий зубного налета и продуктов их жизнедеятельности.
Работа с учебником (рассматривание иллюстраций «Разрушение зуба» стр. 154)
Остановить этот процесс может только зубной врач, а по- другому как? (стоматолог). В переводе с латинского зубовед.
Не надо бояться ходить к стоматологу, надо 1 раз в полгода ходить на осмотр ротовой полости и с зубами все будет в порядке, не будете даже знать, что такое кариес. А почему многие бояться ходить к стоматологу? (ответы). Современные препараты и оборудование позволяют безболезненно лечить зубы.
Физкультминутка
Слайд
9 февраля отмечался международный день стоматологов. Это у них профессиональный праздник.
Слайд
Важно беречь зубы: не раскусывать орехи, не грызть когти и твердые предметы и конфеты. Нельзя есть очень холодное мороженое или пить холодную воду после горячей пищи. Это может привести к образованию трещин в эмали.
Слайд
Зубы будут рады: яблочку, морковке, капустке. Все в свежем виде. И еще в добавок получим углеводы и витамины А, В,С, которые содержатся в этих продуктах.
В промежутках между зубами скапливаются остатки пищи. Это создает благоприятные условия для развития микробов.
- Что важно делать обязательно хотя бы 2 раза в день? (чистить зубы)
- Сколько минут вы чистите зубы? (три и более)
Показ чистки зубной щеткой на макете зубов (направления движений щеткой от десен к зубу, круговые движения).
После каждого приема пищи нужно полоскать ротовую полость, при этом удаляются остатки пищи и налет. Не злоупотреблять жвачкой. После приема пищи нужно жевать всего 15 минут и выкинуть. А бывает так, что жуют несколько часов. Это неправильно и вредно для здоровья.
- Какие еще средства по уходу за зубами вы знаете? (зубная нить, ополаскиватель для десен, зубочистки) Показ.
Практическая часть: чистка зубов зубной нитью (перед зеркалом).
Осмотрите свои зубы, стали чище? (ответы)
Работа в тетради: выпишите самую главную мысль нашей темы из зеленой рамочки.
А сейчас вернемся к вопросу, который прозвучал в начале урока. Для чего же производили осмотр зубов у лошадей цыгане и плантаторы у рабов? (здоровые зубы –хорошее здоровье). Как говорится: глаза –зеркало души а тогда зубы – зеркало всего организма. Не зря пословица гласит: кто хорошо жует, тот долго живет. Значит за зубами нужно ухаживать, ведь они играют очень важную роль в нашей жизни, жуют пищу, перетирают, готовят ее к усвоению организмом.
5.Закрепление нового материала.
Слайд
Найдите лишнее.
- В ротовой полости пища разжевывается, смачивается и окончательно переваривается.
- Зубной ряд человека состоит из резцов, клыков, коренных, хищных зубов.
- Зубы удерживают, определяют вкус, откусывают, разгрызают пищу.
- У зуба есть: коронка, шейка, кожа, эмаль, пульпа, корень.
- У взрослого человека 5 молочных, 8 резцов, 4 клыка,
20 коренных зубов.
Заполните таблицу: напиши название зуба и его функции (проверка).
Разбор задания по ОГЭ на тему «Зубы»
- О чем мы сегодня говорили? (ответы)
- Каково значение зубов? (ответы)
- Почему тщательно надо пережевывать пищу? (ответы)
- Сколько у человека бывает молочных зубов и сколько постоянных? (ответы)
- Как правильно ухаживать за зубами? (ответы)
Молодцы, я думаю вы знаете и умеете как ухаживать за зубами, но мы еще раз закрепили. Вы еще убедились в важном значении зубов. Здоровая пища, и уход за зубами сохраняют не только зубы здоровыми, но и здоровье всего организма.
6.Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Д/З. Прочитать стр.151 – 155 параграф 31 выписать пословицы про пищеварение и зубы, уметь объяснить любую пословицу.
- Обжора съедает себя собственными зубами.
- Кто хорошо жует, тот долго живет.
- Лучше семь раз поесть, чем один раз наесться.
- Сто болезней входит через рот.
- Здоровые зубы – залог здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме "Строение и значение опорно-двигательной системы"
Урок раскрывает строение и значение опорно-двигательной системы, построен с использованием технологии трезменой системы обучения и ИКТ....
урок по теме "Строение и значение опорно-двигательной системы"
разработка урока с приложениями...
Урок по биологии "Строение и значение зубов"
Цель: Формирование знаний учащихся об органах пищеварительной системы. Задачи: 1) Знакомство учащихся со строением и значением зубов. Обогащение активного ...
Конспект урока "Цветок, его строение и значение"
Цветок, его строение и значение, урок в 6 классе...
Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"
Данный урок является третьим в изучении темы «Система органов пищеварения». Обучение биологии в 9 классе, где был проведен анализируемый урок, ведется по...
Презентация к открытому уроку биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"
Цель урока: Формирование представления о строении, функциях зубов и навыков правильного ухода за ними.На уроке решались следующие задачи:Образовательные:Формировать знания и представления о строе...
Открытый урок по биологии «Строение и значение зубов.» 9 класс
Открытый урок по биологии «Строение и значение зубов.» 9 класс...