Разработка урока "Испарение воды листьями. Листопад"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Урок по технологии реализации системно-деятельного подхода, с практической работой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_biologii_isparenie_vody_listyami._listopad.docx | 50.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный конкурс методических разработок
«Реализация системно-деятельностного подхода
на уроке биологии и химии».
Муфтахова Раузиля Равиловна
Урок биологии по теме
«Испарение воды растениями. Листопад»
6 класс
Номинация: методические материалы урока
для основного общего образования
Учитель биологии
МОБУ СОШ с. Благовещенка
2017 год
Оглавление
1 | Методическое обоснование темы | 2 |
2 | Методические рекомендации по проведению урока | 7 |
3 | План урока (с технологической картой) | 9 |
4 | Дидактический материал к уроку для учащихся | 17 |
5 | Список литературы для педагогов | 21 |
- Методическое обоснование темы
1. Тема: «Испарение воды растениями. Листопад.» Урок является четвертой темой главы «Жизнь растений» по УМК «Биология 6 класс» В.В. Пасечника издательской группы «Дрофа» 2016 г. Урок является связующим звеном в системе обучения от процессов жизнедеятельности растений до объяснения механизмов обеспечивающих эти процессы.
Эпиграф: «Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто». Альберт Сент-Дьердви. [3]
Концепция урока: научить обобщать результаты экспериментов, структурировать их.
Методическая форма урока: частично-поисковые (связанные с постановкой и объяснением опытов), проблемный метод (при решении проблемных заданий).
2. Цели урока:
1. Сформировать у учащихся знания о процессах испарения, осенних явлениях у растений, показать причинную обусловленность этого процесса и зависимость от факторов среды;
2. Продолжить формирование практических умений и навыков по постановке и проведению опытов, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, применять полученные знания при решении биологических задач;
3. Способствовать воспитанию интереса к изучаемому предмету, теме путем создания проблемных ситуаций.
Формирование УД.
Познавательные УУД: Определить значение испарения воды и листопада в жизни растений;
Регулятивные УУД: Выделить и осознать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения;
Коммуникативные УУД: Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Внутрипредметные и межпредметные связи: биология 5 класс, математика – расчеты, физика – понятие о транспирации, агрегатном состоянии. Внутрипредетные связи: связь с предыдущими темами: Строение листа (§6), стебля (§9), фотосинтез (§16), дыхание (§17).
Виды повторения (текущее, проблемное, тематическое).
- Что было задано на дом? Прочитать §17, знаете ли вы, что.., Подумайте на стр. 96. Выполнить задание 1 (заполнить таблицу «Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания»,2 стр. 96.
- Какие трудности могли встретиться учащимся при выполнении домашнего задания? Не все смогут выполнить задание «Подумайте»
- Место и приемы проверки домашнего задания на уроке. Проверка домашнего задания в начале урока, для перехода к изучению новой темы «Испарение воды листьями. Листопад» по индивидуальной системе.
- Отбор материала, рассматриваемого на уроке. На уроке в основном работа строится на анализе поставленных опытов, а подтему «Листопад» рекомендуется изучить на основе просмотра и анализа учебного анимационного фильма.
7. Работа по формированию культуры учеников. При выполнении опытов с комнатными растениями формировать бережное отношение к растениям, развивать умение качественно проводить наблюдения за живыми объектами. Развитие культуры речи и умение выслушать товарища.
8. Какие виды работы будут использованы? Доказать их целесообразность. Будут использованы такие формы работ, как групповая, индивидуальная, так же на всем протяжении урока будет анализ результатов полученных в ходе опытов. Целесообразность каждой формы работы: индивидуальная- позволяет учащимся сосредоточить внимание на задаче и продумать свой вариант ответа. Групповая- при анализе фактов полученных опытным путем коллективная работа развивает коммуникативные качества учащихся, никто не остается в стороне от темы, дух соперничества.
9. Какие теоретико-научные понятия будут изучаться, закрепляться, к введению каких понятий будем готовиться? На этапе усвоения новой темы будут изучаться такие понятия как: транспирация, листопад, красящие вещества клетки растений (ксантоциан, каротин, хлорофилл), что служит сигналом начала листопада, приспособления растений к жизни в условиях высокой влажности и сухих мест. Закрепляются такие понятия как: устьица, ткани растений, виды корней, питание, фотосинтез и дыхание.
10. Целесообразность использования средств наглядности: Из средств наглядности необходимым оборудованием является проектор, интерактивная доска: для просмотра обучающего видео. Так же объектами изучения на уроке являются комнатные растения, имеющиеся в школьном кабинете биологии. Для проведения опытов необходимо наличие пробирок, штатива, химических стаканов с водой, растительного масла, вазелина, полиэтиленовых пакетов и ниток.
11. Виды самостоятельной работы учащихся на уроке: самостоятельно оценивают свою работу на уроке в «оценочном листке», в группе получив задания, выдвигают гипотезу, строят рассуждения по выполненным опытам, опровергают или подтверждают предположения. После просмотра обучающего видео и на этапе первичного закрепления учебного материала отвечают на вопросы учителя, формулируют выводы. Самостоятельная работа предусмотрена на этапе закрепления в виде решения тестовых заданий.
Активизация мышления: путем проведения опытов, групповая работа и дух соперничества.
Проблемные вопрос: Прошлое лето было очень жаркое, температура на солнце доходила до 40 градусов. Как вы думаете, могут ли растения как-то защитить себя от перегрева?
12. Домашнее задание к следующему уроку. Что в нем следует пояснить? Когда будет дано домашнее задание? Прочитать §18. Для следующего урока необходимо будет заложить опыт, расписанный на стр. 101 в «заданиях». Инициативная группа класса после уроков совместно с учителем закладывает опыт в кабинете. Затем в течении недели вести дневник наблюдений.
13. Этапы урока. Примерный расчет времени.
- организационный этап: 4 мин
проверка домашнего задания (заполнение таблицы), настрой на работу;
-мотивация к учебной деятельности, постановка проблемы; 3 мин
-целеполагание и построение плана действий, формулирование задач; 3 мин
-реализация плана действий, изучение новой темы на основе наблюдений за опытами, анализа видеофильма, физкультминутка; 20 мин
-первичное закрепление (фронтально); 5 мин
-самостоятельная работа с самопроверкой; 5 мин
-рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока, домашнее задание) 5 мин
14. Проект записи на доске и в тетрадях.
Число. Тема урока. Выводы по опытам:
В испарении воды участвуют в основном листья.
Воду растения испаряют через устьице, и интенсивность испарения зависит от их количества.
Выводы по видео:
Сигналом наступления листопада являются понижение температуры и уменьшение длины светового дня.
Листья изменяют осенью окраску из-за разрушения хлорофилла и проявления остальных красящих пигментов.
Значение листопада: выделение ненужных веществ, защита от замерзания и засыхания.
- Методические рекомендации по проведению урока
Тип урока: урок изучения нового материала
Учебник: Пасечник В.В. Биология 6 класс. Многообразие покрытосеменных растений. Москва «Дрофа» 2016 год.
Форма урока: урок беседа на основе наблюдений за проведенными опытами, анализа информации, обучающего видео
Цели урока
Знать:
-основные процессы жизнедеятельности растений;
- отличительные признаки процессов фотосинтеза и дыхания растений;
- особенности процесса испарения, ее значения;
- особенности процесса листопада, ее значения для растений;
- приспособления растений к регуляции испарения;
Уметь:
- классифицировать растения на группы по отношению к произрастанию в различных условиях;
- объяснять связи между особенностями внешнего и внутреннего строения и особенностями среды, в которой произрастает растения;
- описывать свои наблюдения и формулировать выводы.
Владеть:
- приёмами работы с учебником;
- приемами проведения опыта и дневника наблюдений;
- приёмами анализа и синтеза;
- умением формулировать выводы.
Дидактические условия проведения урока
К моменту проведения урока у учащихся в ходе изучения курсов «Биология 5 класс» и «Биология 6 класс» сформулированы следующие понятия: строение корня, стебля, листа, фотосинтез, дыхание, обмен веществ, питание растений.
Эти понятия являются необходимой базой для формирования новых, изучаемых в данной теме понятий: испарение, листопад.
- План урока (с технологической картой)
Технологическая карта урока по ФГОС
(урок открытия новых знаний)
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1. Самоопределение к деятельности Организационный момент. Проверка выполнения домашнего задания. | Включение в деловой ритм. Установка на работу, создание доброжелательного климата для работы на уроке. Фронтально проводится проверка домашнего задания: заполнение таблицы «Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания». Выявляет уровень знаний, фиксирует затруднения в работе | Подготовка класса к работе. По качеству выполненного задания оценивают свою работу и выставляют соответствующую оценку в «оценочный лист». | Личностные: самооценка; регулятивные : целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Мотивация к учебной деятельности, постановка проблемы; | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию Подводит учащихся к формулировке темы урока. | Отвечают на поставленные вопросы, формулируют тему урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
3. Целеполагание и построение плана действий, формулирование задач
| Организовывает поисковую работу учащихся, постанову цели и плана дествий. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). | Регулятивные: планирование, прогнозирование; целеполагание; постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы |
4. Реализация плана действий, изучение новой темы на основе наблюдений за опытами, анализа видеофильма, физкультминутка; | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Контролирует работу в группах. Координирует ответы учащихся. | Анализируют проведенные опыты с комнатными растениями, выдвигают гипотезы, затем опровергают или подтверждают опытным путем. Работают группой. Записывают выводы. | Познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. Первичное закрепление
| Устанавливает степень усвоения темы. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Работа проводится в группах. Заполняют соответствующие оценки в «оценочном листке» | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные:общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой
| Организует деятельность по применению новых знаний. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, по ключу. Делают соответствующую отметку в оценочном листке. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение |
7. Рефлексия деятельности (итог урока)
| Организует рефлексию. Дает задание на дом: Прочитать §18 ответить на вопросы стр. 101 устно, по желанию выполнить задание «Подумайте» и «Задания для любознательных» | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |
План урока
«Исследовать – значит видеть то, что видели все,
и думать так, как не думал никто».
Альберт Сент-Дьердви.
- Организационный этап.
Учитель: Здравствуйте, сегодня мы с вами проведем еще один увлекательный урок биологии, урок-открытия новых знаний! Я вас заинтриговала? Прежде чем приступить к новой теме, давайте проверим как вы справились с выполнением домашнего задания.
(Учитель выслушивает ответы учащихся, вносит необходимые коррективы).
Ребята у вас на столах лежат «оценочные листы» в графу «домашнее задание» поставьте себе отметку за выполнение задания.
2. Мотивация к учебной деятельности, постановка проблемы;
Учитель: Какие условия необходимы для того, чтобы растения хорошо росли? (Свет, вода, минеральные вещества и тепло).
Учитель: Правильно, растениям для нормального роста необходим солнечный свет. Прошлое лето было очень жаркое, температура на солнце доходила до 40 градусов. Как вы думаете, могут ли растения как-то защитить себя от перегрева? (Постановка проблемного вопроса) [4]
3. Целеполагание и построение плана действий, формулирование задач
Опыт. Ребята намочите кожу на одной руке [5]
Что вы ощущаете? Какой руке холоднее? Почему?
(происходит испарение воды).
Какой ещё можно сделать вывод о роли испарения воды с поверхности листа.
(охлаждает лист, предохраняет от перегрева.)
Ребята, а в где легче переносится жара - в лесу или под одиночно стоящими деревьями? Почему?
Значит, испарение оказывает влияние и на климат. Итак, что мы сегодня будем изучать? Записываем тему урока.
- Ребята, вы можете объяснить, как происходит испарение воды у растений? Что для этого мы должны сделать? (мотивация) Правильно, поставить цель, составить план работы.
Цель: Выяснить, как происходит испарение воды растениями, значение листопада.
Задачи урока:
- Определить какие органы растений испаряют воду?
- Охарактеризовать факторы, влияющие на интенсивность испарения.
- Выявить приспособления растений к различной влажности среды.
- Охарактеризовать приспособленность растений к зимним условиям.
4. Реализация плана действий, изучение новой темы на основе наблюдений за опытами, анализа видеофильма, физкультминутка;
Для дальнейшей работы мы разделимся на группы и у каждой группы будут свои задания. Выводы будем формулировать по очереди в группах: чтобы все были охвачены работой.
I группа: доказывает существование процесса испарения у растений.
Инструктивная карточка №1 в приложениях.
Опыт № 1. «Испарение воды растениями».
Учитель: Какие органы растения участвуют в испарении воды? Что такое устьица? Одинаковое ли количество устьиц на верхней и нижней стороне листа? От чего это зависит?
Примерный ответ учащихся: В испарении воды участвуют в основном листья. На листьях имеются особые образования – устьица, через которые и происходит испарение.
II группа: определяет какой орган испаряет воду?
Инструктивная карточка №2 в приложениях.
Опыт № 2. «Испарение воды листьями».
Учитель: Можно ли по количеству и внешнему виду листа, определить в какой местности растет это растение? Как? Возможно ли доказательство данных фактов опытным путем? Убедите.
III группа: устанавливает интенсивность испарения.
Опыт № 3 «Интенсивность испарения от количества устьиц».
Учитель: Почему у данного растения количество устьиц в кожицах листа разное?
Примерный ответ учащихся: данное комнатное растение наземное, поэтому наибольшее количество устьиц и расположено в нижней кожице листа; чтобы лист меньше перегревался и удерживал в себе больше воды, листья у гибискуса располагаются горизонтально, из-за этого нижняя сторона меньше нагревается, а устьице не подвергаются прямому воздействию солнечных лучей.
Учитель:
1. Где больше устьиц будет располагаться у водных растений? Почему?
2. У некоторых растений на поверхности листа имеются волоски, опушение? Зачем это?
Общий вывод группы: воду растения испаряют через устьице, и интенсивность испарения зависит от их количества.
Приспособления растения к меньшему испарению. [6]
Видоизменение листьев (иголки у кактуса)
- Опушение листовой пластинки
- восковой налет на листьях.
- поворот листа к свету ребром (у эвкалипта).
- способность некоторых степных растений сворачивать лист в трубочку.
- мелкие кожистые листья.
- Первичное закрепление
вопрос классу:
1. Какое значение испарения воды?
2. Почему в своих исследованиях вам необходимы были контрольные измерения?
3. Что произойдет с растениями, если испарение прекратится?
4. Как повлияет повышение влажности на скорость всасывания воды?
5. Будет ли в темноте скорость всасывания воды меняться, так же как и на свету?
5. Как вы думаете, от каких факторов еще будет зависеть испарение?
6. Зависит ли рост растения от степени испарения?
7. Можем ли мы останавливаться на данном уровне исследования. Что должны сделать?
Общий вывод (формулируют дети): Экспериментальным путем мы установили, что:
1. Комнатные растения, как и все другие растения на Земле испаряют воду.
2. Интенсивность процесса зависит как от внутренних, так и от внешних факторов.
Учитель: Теперь ваше внимание на экран. (Демонстрация видео «Почему желтеют листья».
Вопросы после просмотра группам:
- Что является сигналом для начала изменения окраски листьев деревьев.
- Почему зеленые листья деревьев осенью приобретают другую окраску?
- Почему растениям нужен листопад?
- Происходит ли испарение воды зимой? [2]
6. Самостоятельная работа. Самооценка. [1] Тесты в приложениях.
7.Итог урока. Рефлексия.
Прочитать §18 ответить на вопросы стр. 101 устно, по желанию выполнить задание «Подумайте» и «Задания для любознательных»
Рефлексия по шаблону:
Мы сегодня узнали…
Мы сегодня научились проводить…
Мне на уроке понравилось….
Я получил на уроке оценку…
Учитель: Урок окончен. До свидания!
4.Дидактический материал к уроку для учащихся
Инструктивная карточка №1.
Инструктивная карточка №2.
Опыт № 2. «Испарение воды листьями». | |||||||||||||||
Гипотеза: | |||||||||||||||
Оборудование: три пробирки, штатив, веточка растения, лишенная листьев, побег комнатного растения, лист растения. | |||||||||||||||
Ход работы: в пробирки налейте воду. Уровень воды в пробирках зафиксируйте. На поверхность воды добавьте растительного масла. Первую пробирку оставьте без изменения - контрольной, во вторую поставьте веточку растения, лишенную листьев, в третью - побег растения, четвертую – лист растения. | |||||||||||||||
Результат: Что интересного заметили? Почему так получилось? Что вас удивило? | |||||||||||||||
Календарь наблюдений: | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Вывод. |
Инструктивная карточка №3.
Опыт № 3 «Интенсивность испарения от количества устьиц». | |||||||||
Гипотеза: | |||||||||
Цель: | |||||||||
Оборудование: две пробирки, вода, вазелин, листья гибискуса. | |||||||||
Ход работы: в две пробирки налейте воду и выровняйте ее уровень. Сверху добавьте растительного масла. В первую колбу поместите лист, смазав вазелином верхнюю поверхность листовой пластинки, в другую – нижнюю. | |||||||||
Результат: Что интересного заметили? Почему так получилось? Что вас удивило? | |||||||||
Календарь наблюдений: | |||||||||
| |||||||||
Вывод. |
Оценочный лист ученика___________________________________
Этапы урока | Самооценка |
Домашнее задание | |
Отвечал на вопросы | |
Выполнил тест | |
Итоговая оценка | |
Оценка учителя |
Реши тест и проверь себя по ключу. (Распечатать каждому)
- Испарение воды листьями способствует:
А. Передвижению воды в растениях
Б. Поступлению воды из корня по стеблю в листья
В. Поступлению воды и растворенных в ней минеральных веществ через корни по стеблю в листья
Г. Все утверждения верны и дают полное объяснение процесса
2. Испарение воды происходит:
A. Через устьица
Б. Через всю поверхность листа
B. Через жилки
Г. Все утверждения верны
3. Выберите правильные ответы. Листопад – это:
A. Изменение окраски листьев
Б. Сбрасывание листвы
B. Удаление вредных веществ
Г. Приспособление растений к недостатку тепла и влаги
4. Окраска листьев изменяется осенью, так как:
A. Разрушается хлорофилл, и оранжевые и желтые пигменты остановятся заметными
Б. Накапливается большое количество вредных веществ
B. Образуются новые желтые и оранжевые пигменты
Г. Растения запасаются органическими веществами
5. Из перечисленных терминов выберите необходимые по смыслу и напишите вместо многоточия. A. Ситовидные трубки Б. Сосуды B. Фотосинтез Г. Дыхание Д. Корневое давление Е. Испарение
I. Растворы минеральных веществ поднимаются от корня вверх по... древесины благодаря... и... листьев.
Ключ для проверки:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Г | А | Г | А | БЕ |
5.Список литературы для педагогов
- Бенуж Е.М. Тесты по биологии 6 класс к учебнику В.В.Пасечника. Издательство «Экзамен» Москва 2007. С. 50.
- Вент Ф.Ф. В мире растений. Издательство «Мир» Москва 1972 г. с. 67-68.
- http://citaty.info/tema/issledovanie
- https://trizway.com/art/book/150-zadach.html
- http://www.klass39.ru/zanimatelnye-eksperimenty-dlya-detej-opyty-s-rasteniyami
- http://nrk.cross-ipk.ru/body/pie/body/6/steppe_plants/survival.htm
Заявка
на участие в конкурсе методических разработок
«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках
биологии и химии»
- Название образовательного учреждения: муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Благовещенка Архангельского района Республики Башкортостан
- Название методической разработки. Урок биологии в 6 классе «Испарение воды листьями. Листопад».
- Автор:
- фамилия, имя, отчество Муфтахова Раузиля Равиловна;
- место работы; МОБУ СОШ с. Благовещенка;
- должность: учитель биологии;
- стаж работы: 20 лет;
- контактная информация: номер телефона 89373667455;
- e-mail: rauzilja@mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Испарение воды растениями. Листопад.
Урок проходит в виде исследования, с использованием результатов опытов, которые дети закладывают зарание. Стихи, загадки, ребусы, кроссворды, презентация, всё используется при проведении урока....
Испарение воды растениями.Листопад.
Разработка мультимедийного урока для 6 класса к учебнику В.В. Пасечника. Разработка учителя биологии МБОУ СОШ №4 с.Петровского Отрадненского района Краснодарского края Дворядкиной В.Н....
Открытый урок в 6 классе с использованием ИКТ "Испарение воды растениями. Листопад."
Цель урока: Создать условия для раскрытия учащимися сущности процессов испарения, листопада, их роли и значении в жизни растений.Задачи урока:1. Создать условия для усвоения учащимися сущности процесс...
биология 6 класс, урок"Испарение воды листьями.Листопад"
урок"Испарение воды листьями.Листопад"...
Методическая разработка (сценарий) интегрированного урока (биология и русский язык) «Осенняя окраска листьев. Листопад (Два лика осени)». 6 класс.
Методическая разработка (сценарий) интегрированного урока (биология и русский язык) «Осенняя окраска листьев. Листопад (Два лика осени)».6 класс.Цели урока:Образовательные...
Испарение воды листьями. Листопад
Данный урок является составной частью темы «Жизнь растений». Он опирается на знания учащихся, полученные при изучении темы «Строение и многообразие покрытосеменных растений», з...
Технологическая карта урока Биология в 6 классе "Испарение воды листьями. Листопад"
Технологическая карта урока Биология в 6 классе "Испарение воды листьями. Листопад"...