Рабочая программа 6 класс 2022-23 уч.год
рабочая программа по биологии (6 класс)
Данная рабочая программа разработана к учебно-методическому комплексу линии «Линия жизни» издательства «Просвещение», авторы: В.В Пасечник, С.В. Суматохин. Г.С. Калинова. З.Г. Гапонюк. — Москва, 2020 г. и рассчитана на 34часа в год, 1 час в неделю, базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_6.docx | 193.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, основной образовательной программой ООО МОАУ СОШ №3, учебным планом МОАУ СОШ №3, а так же в соответствии с Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Примерной программой по биологии.
Данная рабочая программа разработана к учебно-методическому комплексу линии «Линия жизни» издательства «Просвещение», авторы: В.В Пасечник, С.В. Суматохин. Г.С. Калинова. З.Г. Гапонюк. — Москва, 2018 г. и рассчитана на 34часа в год, 1 час в неделю, базовый уровень.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС.
В результате изучения биологии в 6 классах ученик научится:
- Характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- Применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты; описывать биологические объекты и процессы;
- Владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
- Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- Использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
- Выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- Находить информацию о растениях и животных в научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ . 6 класс
Тема 1. Жизнедеятельность организмов 12 ч.
Обмен веществ- главный признак жизни.
Питание бактерий , грибов и животных.
Питание растений. Удобрения.
Фотосинтез.
Дыхание растений и животных.
Передвижение веществ у растений.
Передвижение веществ у животных.
Выделение у растений и животных.
Размножение организмов и его значение.
Рост и развитие – свойства живых организмов.
Лабораторная работа № 1: « Поглощение воды корнем» ( дома выполнить)
Лабораторная работа № 2: « Выделение растением кислорода на свету»
Лабораторная работа № 3: « Выделение углекислого газа при дыхании растений» (дома выполнить)
Контрольная работа №1: по теме «Обмен веществ, дыхание, питание организмов»
Тема 2.Строение покрытосеменных растений 14ч
Строение семян
Виды корней и типы корневых систем
Видоизменения корней
Побег и почки
Строение стебля
Внешнее строение листа
Клеточное строение листа
Видоизменения побегов
Строение и разнообразие цветков
Соцветия
Плоды
Лабораторная работа №: 4 « Строение семян однодольных и двудольных растений»
Лабораторная работа № 5: « Виды корней и типы корневых систем. Строение корня»
Лабораторная работа №6: « Строение почек. Расположение почек на стебле»
Практическая работа №1: « Внутреннее строение ветки дерева»
Практическая работа №2: « Строение кожицы листа»
Практическая работа № 3: « Строение клубня, луковицы и корневища»( выполняем дома)
Лабораторная работа № 7: « Строение цветка, виды соцветий»
Лабораторная работа №8: « Классификация плодов»
Контрольная работа № 2 по теме « Строение коня и семени»
Контрольная работа №3 по теме « Строение стебля, листа, цветка.»
Тема 3. Размножение и многообразие покрытосеменных растений. 8ч
Размножение покрытосеменных растений
Классификация покрытосеменных
Класс Двудольные
Класс Однодольные
Лабораторная работа №9: « Особенности семейства двудольных»
Лабораторная работа №10: « Особенности семейства однодольных»
Контрольная работа № 4 по теме : « Размножение и многообразие покрытосеменных растений.»
Проектная деятельность. Многообразие живой природы. Охрана природы.
Тематическое планирование по учебному предмету биология
Биология 6 класс ( 34 ч., 1 ч в неделю)
№п/п | Наименование раздела | Количество часов по рабочей программе | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» |
1 | Тема 1. Жизнедеятельность организмов.
| 12 | Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций) Международный день распространения грамотности (информационная минутка на уроке русского языка) |
2 | Тема2. Строение покрытосеменных растений
| 14 | Школьный этап всероссийской олимпиады школьников 125 лет со дня рождения B.Л. Гончарова (информационная минутка на уроке математики) Международный день жестовых языков (информационная минутка на уроках русского и иностранных языков) |
3 | Тема3: Размножение и многообразие покрытосеменных растений. | 8 | Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации) Международный день детского церебрального паралича (информационная минутка на уроках биологии) Уроки-турниры, посвящённые Всемирному дню математики. 100-летие со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича (информационная минутка на уроках математики 200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского (информационная минутка на уроке литературы) Всероссийский урок «История самбо» День начала Нюрнбергского процесса (минутка информации на уроках истории и обществознания) Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников 200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова (информационная минутка на уроках литературы) |
4 | резерв | 0 | Интерактивные уроки родного русского языка к Международному дню родного языка День российской науки. Школьная научно-практическая конференция «Шаги познания» Предметная неделя естественно-математических наук Региональный этап всероссийской олимпиады школьников Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны) |
Итого: Из них: К.Р. 4; Л.Р.10; Практич. 3; тест 1 , Проект 1 | 34 |
Календарно – тематическое планирование 6 класс, 1 час в неделю
№п/п | Содержание (разделы, темы) | Колич. часов | Универсальные учебные действия(УДД ), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия | |||
РАЗДЕЛ 1. ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ 6 класс Тема 1 .Жизнедеятельность организмов 12ч | ||||||
1 | Обмен веществ- главный признак жизни.. . | 1 | Личностные:Формировние основ правильного питания, экологической культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни. Выделять существенные признаки обмена веществ. Обосновывать значение энергии для живых организмов. Доказывать родство и единство органического мира. | |||
2 | Питание бактерий , грибов и животных. | 1 | Выделять существенные признаки питания бактерий, грибов, животных. Объяснять роль питания в процессах обмена веществ. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. | |||
3 | Питание растений. Удобрения Лабораторная работа № 1: « Поглощение воды корнем» (с использованием оборудования «Точка роста») | 1 | Объяснять необходимость восполнения запасов питательных веществ в почве, путем внесения удобрений. Оценивать вред, наносимый окружающей среде, использованием значительных доз удобрений. Приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. Уметь объяснять необходимость правильного отношения к окружающей среде, к сохранению зеленой зоны. | |||
4 | Фотосинтез. Лабораторная работа № 2: « Выделение растением кислорода на свету» (с использованием оборудования «Точка роста») | 1 | Выявлять приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определять условия протекания фотосинтеза. Объяснять значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека. Приводить доказательства (аргументация) необходимости охраны воздуха от загрязнений | |||
5 | Дыхание растений и животных. Лабораторная работа № 3: « Выделение углекислого газа при дыхании растений» (с использованием оборудования «Точка роста») | 1 | . Выделять существенные признаки дыхания. Объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ. Объяснять роль кислорода в процессе дыхания. Определять значение дыхания в жизни организмов Уметь находить биологическую информацию в различных источниках. Уметь в процессе ответа грамотно пользоваться биологической терминологией . учащиеся обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. Развивают умение самостоятельно выполнять биологические исследования, работать с текстом и иллюстрациями учебника. Формирование интереса к предмету и положительная познавательная мотивация на основе проведения самостоятельного биологического исследования | |||
6 | Передвижение веществ у растений. | 1 | Объяснять роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объяснять значение проводящей функции стебля. Объяснять особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений | |||
7 | Передвижение веществ у животных. | 1 | Объяснять особенности передвижения веществ в организме животных. Определять значение передвижения веществ в жизни организмов. Уметь расшифровывать и грамотно характеризовать схемы таблиц учебника, делать анализ и конспект параграфа. Формировать навыки логического мышления. | |||
8 | Контрольная работа №1 «Обмен веществ, дыхание, питание организмов» | 1 | Уметь работать индивидуально, парами и группами. Уметь систематизировать и обобщать понятия раздела « Царство растений» и « Царство Животных». Уметь отстаивать свою точку зрения, продуктивно общаться по группам и парам в процессе обсуждения изученного материала .Научиться грамотно и красиво оформлять работы. | |||
9 | Выделение у растений и животных. | 1 | Определять существенные признаки выделения. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ. Определять значение выделения в жизни организмов Определять существенные признаки выделения. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ. Определять значение выделения в жизни организмов | |||
10 | Размножение организмов и его значение. | 1 | Личностные: формирование основ экологической грамотности, способствовать развитию эстетического сознания, уважительного отношения к природе, обществу, семье. Уметь выбирать целевые и смыслове установки в работе, клессе и дома. | |||
11 | Рост и развитие – свойства живых организмов. | 1 | Объяснять особенности процессов роста и развития у растительных и животных организмов. Определять возраст деревьев по годичным кольцам. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Проводить наблюдения за ростом и развитием организмов Объяснять особенности развития животных с превращением и без превращения | |||
12 | Проверочный тест по теме: «Размножение ,рост и развитие» | 1 | Уметь работать самостоятельно и по парам и по группам. Выделять самое главное из пройденного материала. | |||
Тема 2. Строение покрытосеменных растений 14ч | Объяснять влияние никотина и алкоголя на развитие человека | |||||
13 | Строение семян Лабораторная работа №: 4 « Строение семян однодольных и двудольных растений» (с использованием оборудования «Точка роста») | 1 | Выделять существенные признаки семени двудольного и семени однодольного растения. Сравнивать строение семени однодольного и двудольного растения, находить черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения. Различать на живых объектах, таблицах семена двудольных и однодольных растений. Составлять схему «Строение семени». Освоить приёмы работы с определителями. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. | |||
14 | Виды корней и типы корневых систем Лабораторная работа № 5: «Виды корней и типы корневых систем» (с использованием оборудования «Точка роста») | 1 | Уметь определять виды корней и типы корневых систем .Понимать строение корня.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | |||
15 | Видоизменения корней | 1 | Понимать различные видоизменения корней: корнеплоды, корневые клубни, корни-прицепки, дыхательные корни .Обучающийся сможет: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; | |||
16 | Побег и почки Лабораторная работа №6: « Строение почек. Расположение почек на стебле» (с использованием оборудования «Точка роста») | 1 | Различать вегетативную и генеративную почку. Понимать строение побега., различать листорасположение и расположение почек на побеге. Освоить рост и развитие побега. Формировать умение работать с терминами и понятиями, грамотно объясняя их сущность. Излагать свои мысли ясно, логично и точно в процессе фронтальной беседы. Формирование постановки новых целей, умения проводить наблюдения в живой природе , фиксировать и оформлять их результаты. Умение подбирать аргументы, формулировать выводы. Прививать любовь и бережное отношение к родной природе, экологической культуры. | |||
17 | Контрольная работа № 2 по теме « Строение коня и семени» | 1 | Обучающийся сможет: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; | |||
18 | Строение стебля Практическая работа №1: « Внутреннее строение ветки дерева» (с использованием оборудования «Точка роста») | 1 | Уметь различать сосуды и ситовидные трубки. Понимать строение стебля, знать значение камбия. Формировать умение работать с терминами и понятиями, грамотно объясняя их сущность. Излагать свои мысли ясно, логично и точно в процессе фронтальной беседы. Формирование постановки новых целей, умения проводить наблюдения в живой природе , фиксировать и оформлять их результаты. | |||
19 | Внешнее строение листа | 1 | Освоить понятия , связанные с внешним строением листа: форма листа, простые и сложные листья,жилкование – сетчатое , параллельное , дуговое. | |||
20 | Клеточное строение листа Практическая работа №2: « Строение кожицы листа» (с использованием оборудования «Точка роста») | 1 | Понимать строение кожицы, мякоти и жилок листа.Уметь работать с текстом учебника по готовому алгоритму. Умение объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах . Умение работать с текстом и иллюстрациями учебника. Умение участвовать в диалоге. Формировать элементы экологической культуры. | |||
21 | Видоизменения побегов Практическая работа № 3: « Строение клубня, луковицы и корневища»( выполняем дома) (с использованием оборудования «Точка роста») | 1 | Уметь работать с наглядным материалом, различать строение стебля, клубня, корневища и луковицы. Дать определение ключевым понятиям. Уметь проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять результаты, отстаивать свою точку зрения. Формировать любовь и бережное отношение к родной природе. Понимать связь биологии с другими предметами. | |||
22 | Строение и разнообразие цветков Лабораторная работа № 7: « Строение цветка» (с использованием оборудования «Точка роста») | 1 | Цветок как укороченный побег. Различать цветки по форме ( правильной и неправильной), по наличию тычинок и пестиков( обоеполые и раздельнополые), растения однодомные и двудомные, понимать схему строения цветка.Выполнять лабораторную работу по природному и гербарному материалу, отражая результаты в таблице. Уметь самостоятельно и творчески выполнять задания, формулировать учебную проблему совместно с учителем. Развивать познавательный интерес к изучаемому материалу на основе работы в группах и парах. Знать усложнение строения покрытосеменных. | |||
23 | Соцветия | 1 | Уметь описывать и составлять соцветия Двудольных и Однодольных растений. Уметь работать в группах и по парам. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | |||
24 | Плоды | 1 | ||||
25 | Лабораторная работа №8: « Классификация плодов» (с использованием оборудования «Точка роста») Подготовка к к/р. | 1 | Давать определение различным плодам и составлять их характеристику, подтверждая примерами. Уметь работать с текстом учебника по готовому алгоритму. Умение объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах . Умение работать с текстом и иллюстрациями учебника. | |||
26 | Контрольная работа №3 по теме « Строение стебля, листа, цветка.» | 1 | Формировать умение работать с терминами и понятиями, грамотно объясняя их сущность. Излагать свои мысли ясно, логично и точно в процессе контрольной работы. Формирование постановки новых целей, умения проводить наблюдения в живой природе , фиксировать и оформлять их результаты. Умение подбирать аргументы, формулировать выводы. Прививать любовь и бережное отношение к родной природе, экологической культуры. | |||
Тема 3. Размножение и многообразие покрытосеменных растений. 8ч | ||||||
27 | Размножение покрытосеменных растений | 1 | Понимать понятие опыление и оплодотворение, понимать сущность полового размножения покрытосеменных. Различать признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Формировать умение работать с терминами и понятиями, грамотно объясняя их сущность. Излагать свои мысли ясно, логично и точно в процессе фронтальной беседы. | |||
28 | Классификация покрытосеменных | 1 | Научиться различать покрытосеменные растения по главным признакам классов и семейств. Формирование постановки новых целей, умения проводить наблюдения в живой природе , фиксировать и оформлять их результаты. Умение подбирать аргументы, формулировать выводы. Прививать любовь и бережное отношение к родной природе, экологической культуры | |||
29 | Класс Двудольные | 1 | Уметь работать с учебным материалом. Различать и выделять основные особенности семейств: крестоцветных, розоцветных, пасленовых, сложноцветных, мотыльковых. Уметь работать в группах и по парам, с применением новых технологий. | |||
30 | Класс Однодольные | 1 | Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности . уметь выстраивать порядок действий согласно предложенному алгоритму. Работать с источником дополнительной информации по заданной теме. Развивать умение проводить простейшие исследования и оформлять их результаты. Формировать познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований. | |||
31 | Лабораторная работа №9: « Особенности семейства двудольных» (с использованием оборудования «Точка роста») | 1 | Развивать умение проводить простейшие исследования и оформлять их результаты. Формировать познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований. | |||
32 | Лабораторная работа №10: « Особенности семейства однодольных» (с использованием оборудования «Точка роста») | 1 | Уметь различать злаки, понимать хозяйственное значение зерновых. Развивать умение проводить простейшие исследования и оформлять их результаты. Формировать познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований | |||
33 | Контрольная работа № 4 по теме : « Размножение и многообразие покрытосеменных растений.» | 1 | Формировать умение работать с терминами и понятиями, грамотно объясняя их сущность. Излагать свои мысли ясно, логично и точно в процессе контрольной работы. Формирование постановки новых целей, умения проводить наблюдения в живой природе , фиксировать и оформлять их результаты. Умение подбирать аргументы, формулировать выводы. Прививать любовь и бережное отношение к родной природе, экологической культуры. | |||
34 | Проектная деятельность. Многообразие живой природы. Охрана природы. | 1 | Согласовывать коллективные действия при составлении простейшего структурированного конспекта изучаемого материала. Формировать и развивать научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы. Умение работать с литературой и оборудованием. | |||
Итого: Из них: К.Р. 4; Л.Р.10; Практич. 3; тест 1 , Проект 1 | 34ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа на 2022-2023 учебный год_Кружок "Шахматы" для 5 классов
Рабочая программа на 202202023 учебный год_Кружок "Шахматы" для 5 классов...
Рабочая программа 2021-2022 уч\г
программа...
Рабочая программа 2021-2022 уч\г
Мастерица...
Рабочие программы 2021-2022
Рабочие программы...
Рабочие программы 2021-2022 уч.год
Рабочие программы математика, алгебра и геометрия 5-11 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС (КОНСТРУКТОР РАБОЧИХ ПРОГРАММ ФГОС 2022)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС (КОНСТРУКТОР РАБОЧИХ ПРОГРАММ ФГОС 2022)...