Рабочая программа
рабочая программа по биологии (7 класс)
Данная рабочая программа разработана к учебно-методическому комплексу линии «Линия жизни» издательства «Просвещение», авторы: В.В Пасечник, С.В. Суматохин. Г.С. Калинова. З.Г. Гапонюк. — Москва, 2020 г. и рассчитана на 34часа в год, 1 час в неделю, базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._7_kl_1_chas.docx | 201.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, основной образовательной программой ООО МОАУ СОШ №3, учебным планом МОАУ СОШ №3, а так же в соответствии с Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Примерной программой по биологии.
Данная рабочая программа разработана к учебно-методическому комплексу линии «Линия жизни» издательства «Просвещение», авторы: В.В Пасечник, С.В. Суматохин. Г.С. Калинова. З.Г. Гапонюк. — Москва, 2018 г. и рассчитана на 34часа в год, 1 час в неделю, базовый уровень.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о целостности природы,
- формирование толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
- учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание учебного предмета, курса
Введение ( 1 час )
Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Глава 1. Простейшие ( 2 часа )
Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация: Микропрепараты простейших
Лабораторная работа № 1 Знакомство с многообразием водных простейших.
Глава 2. Многоклеточные животные ( 17 часов )
Беспозвоночные животные. Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и человека.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни поведение. Биологические и экологические особенности. Значение природе и жизни человека.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие редкие и охраняемые виды.
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрации:
Микропрепараты гидры.
Разнообразных моллюсков и их раковин.
Морских звезд и других иглокожих
Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Подтип Черепные. Класс Круглоротые. Надкласс Рыбы. Многообразие: хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторные работы :
Лабораторная работа № 2 Знакомство с разнообразием круглых червей
Лабораторная работа № 3 Внешнее строение дождевого червя
Лабораторная работа № 4 Особенности строения и жизни моллюсков
Лабораторная работа № 5 Знакомство с ракообразными.
Лабораторная работа № 6 Изучение представителей отрядов насекомых.
Лабораторная работа № 7 Внешнее строение и передвижение рыб.
Лабораторная работа № 8 Изучение внешнего строения птиц
Глава 3. Эволюция строения функций органов и их систем у животных ( 8 часов )
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация:
Влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей
Лабораторные работы..:
Лабораторная работа № 9 Изучение особенностей покровов тела.
Лабораторная работа № 10 Изучение способов передвижения животных
Лабораторная работа № 11 Изучение способов дыхания животных
Лабораторная работа № 12 Изучение ответной реакции животных на раздражение
Лабораторная работа № 13 Изучение органов чувств животных
Лабораторная работа № 14Определение возраста животных
Глава 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле ( 2часа )
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
Демонстрация :
Палеонтологические доказательства эволюции.
Глава 5. Биоценозы ( 2 часа )
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Глава 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (2 часа )
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Заключение ( 1 час )
Контрольная работа № 1
Тематический план
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» |
1 | Введение | 1 | Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций) Международный день распространения грамотности (информационная минутка на уроке русского языка) |
2 | Глава 1. Простейшие | 2 | Школьный этап всероссийской олимпиады школьников 125 лет со дня рождения B.Л. Гончарова (информационная минутка на уроке математики) Международный день жестовых языков (информационная минутка на уроках русского и иностранных языков) |
3 | Глава2. Многоклеточные животные | 17 | Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации) Международный день детского церебрального паралича (информационная минутка на уроках биологии) Уроки-турниры, посвящённые Всемирному дню математики. 100-летие со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича (информационная минутка на уроках математики 200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского (информационная минутка на уроке литературы) Всероссийский урок «История самбо» День начала Нюрнбергского процесса (минутка информации на уроках истории и обществознания) Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников 200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова (информационная минутка на уроках литературы) |
4 | Глава 3. Эволюция строения функций органов и их систем у животных | 8 | Интерактивные уроки родного русского языка к Международному дню родного языка День российской науки. Школьная научно-практическая конференция «Шаги познания» Предметная неделя естественно-математических наук Региональный этап всероссийской олимпиады школьников Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны) |
5 | Глава 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле | 2 | Всемирный день иммунитета (минутка информации на уроках биологии) Всероссийская неделя музыки для детей и юношества Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (День пожарной охраны) День государственного флага Российской Федерации (информационная минутка на уроках истории и обществознания) |
6 | Глава 5. Биоценозы | 2 | День славянской письменности и культуры (информационная минутка на уроках русского языка) |
7 | Глава 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 2 | |
Итого: | 34 |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема урока. | Д.з. | Дата по плану | Дата по факту |
Введение ( 1 час ) | ||||
1. | История развития зоологии. Современная зоология | §1,2 | ||
Глава 1. Простейшие ( 2 часа ) | ||||
2 | Простейшие .Корненожки, Радиолярии, Солнечники .Споровики. | §3 | ||
3 | Простейшие. Жгутиконосцы Инфузории. Значение простейших | §4 | ||
Глава 2. Эволюция строения функций органов и их систем у животных ( 17 часов ) | ||||
4 | Беспозвоночные. Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы | §5,6 | ||
5 | Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные. Тип Круглые черви. | §7,8 | ||
6 | Тип Кольчатые черви или Кольчецы. Класс Многощетинковые или Полихеты Классы Кольчецов. Малощетинковые или Олигохеты, Пиявки | §9,10 | ||
7 | Тип Моллюски. Классы Моллюсков: Брюхоногие ,Двустворчатые, Головоногие. | §11,12 | ||
8 | Тип иглокожие. .Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры. Тип членистоногие. Классы Ракообразные, Паукообразные | §13,14 | ||
9 | Класс насекомые. Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки. | §15,16 | ||
10 | Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи | §17,18 | ||
11 | Отряды насекомых Перепончатокрылые | §19 | ||
12 | Беспозвоночные животные | §5- 19 | ||
13 | Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные Позвоночные. Классы рыб: Хрящевые, Костные | §20,21 | ||
14 | Класс Хрящевые рыбы. Отряды :Акулы, Скаты, Химерообразные. Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные | §22,23 | ||
15 | Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостные Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые | §24 25 | ||
16 | Отряды пресмыкающихся: черепахи, Крокодилы. Класс Птицы. Отряд Пингвины. | §26,27 | ||
17 | Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные | §28,29 | ||
18 | Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые | §30,31 | ||
19 | Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные. Отряд млекопитающих Приматы | §34,35 | ||
20 | Обобщение и систематизация материала по разделу " Многообразие животных" | §19-35 | ||
Глава 3. Эволюция строения функций органов и их систем у животных ( 8 часов ) | ||||
21 | Покровы тела. Опорно–двигательная система | §36,37 | ||
22 | Способы передвижения животных. Полости тела. Органы дыхания и газообмен | §38,39 | ||
23 | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии . Кровеносная система . Кровь | §40,41 | ||
24 | Органы выделения . Нервная система. Рефлекс. Инстинкт | §42,43 | ||
25 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Продления рода. Органы размножения | §44,45 | ||
26 | Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения | §46,47 | ||
27 | Периодизация и продолжительность жизни животных | §48 | ||
28 | Повторение, обобщение и систематизация материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем" | §36-48 | ||
Глава 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле ( 2 часа ) | ||||
29 | Доказательства эволюции животных. Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. | §49,50 | ||
30 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. | §51,52 | ||
Глава 5. Биоценозы ( 2 часа) | ||||
31 | Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияния на биоценозы. | §53,54 | ||
32 | Цепи питания. Поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | §55,56 | ||
Глава 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека ( 2 часа ) | ||||
33 | Воздействие человека и его деятельности на животный мир. Одомашнивание животных. Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Охрана и рациональное использование животного мира | §57-60 | ||
34 | Повторение, обобщение и систематизация изученного материала по теме «Животный мир и хозяйственная деятельность человека « | §57-60 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...