Рабочая программа
рабочая программа по биологии (7 класс)

Гладышева Оксана Витальевна

Данная рабочая программа разработана к учебно-методическому комплексу линии «Линия жизни» издательства «Просвещение», авторы: В.В Пасечник, С.В. Суматохин. Г.С. Калинова. З.Г. Гапонюк. — Москва, 2020 г. и рассчитана на 34часа в год, 1 час в неделю, базовый уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._7_kl_1_chas.docx201.43 КБ

Предварительный просмотр:

        C:\Users\Teacher\Pictures\2022-09-15\009.jpg

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, основной образовательной программой ООО  МОАУ СОШ №3, учебным планом МОАУ СОШ №3, а так же в соответствии с Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Примерной программой по биологии.

        Данная рабочая программа разработана к учебно-методическому комплексу линии «Линия жизни» издательства «Просвещение», авторы: В.В Пасечник, С.В. Суматохин. Г.С. Калинова. З.Г. Гапонюк. — Москва, 2018 г. и рассчитана на 34часа в год, 1 час в неделю, базовый уровень.

                            

 Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

   Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения биологии:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о целостности природы,
  • формирование толерантности и миролюбия;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного  отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

  • учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • формирование умения работать с различными  источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
  • формирование и развитие компетентности  в области использования информационно-коммуникативных технологий.
  • формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

Предметными результатами обучения биологии  являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений,  грибов и бактерий;
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  бактериями, грибами
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

 2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

 4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

 5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание учебного предмета,  курса

 Введение ( 1 час )

        Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

  Глава 1.  Простейшие ( 2 часа )

        Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни поведение. Биологические   и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

        Демонстрация: Микропрепараты простейших

 Лабораторная работа № 1 Знакомство с многообразием водных простейших.

  Глава 2. Многоклеточные животные ( 17 часов )

        Беспозвоночные животные. Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические   и  экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие  и охраняемые виды.

Типы  Плоские,  Круглые,  Кольчатые  черви. Многообразие,  среда  места  обитания.  Образ жизни  и  поведение. Биологические  и  экологические особенности. Значение в природе   и  человека.

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни поведение. Биологические   и экологические особенности. Значение природе и жизни человека.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие редкие и охраняемые виды.

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение   в природе и жизни человека.

        Демонстрации:

Микропрепараты гидры.

Разнообразных моллюсков и их раковин.

Морских звезд и других иглокожих

        Тип Хордовые.  Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Подтип Черепные. Класс Круглоротые. Надкласс Рыбы. Многообразие: хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни  и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.  Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические   и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

    Лабораторные  работы :

Лабораторная работа № 2 Знакомство с  разнообразием круглых червей

Лабораторная работа № 3 Внешнее строение дождевого червя

Лабораторная работа № 4 Особенности строения и жизни моллюсков

Лабораторная работа № 5 Знакомство с  ракообразными.

Лабораторная работа № 6 Изучение представителей отрядов насекомых.

Лабораторная работа № 7 Внешнее строение и передвижение  рыб.

Лабораторная работа № 8 Изучение внешнего строения птиц  

 Глава 3. Эволюция строения функций органов и их систем у животных ( 8 часов )

        Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения.  Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

        Демонстрация:

 Влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей

Лабораторные работы..:

Лабораторная работа № 9 Изучение особенностей  покровов тела.

Лабораторная работа № 10 Изучение способов передвижения животных

Лабораторная работа № 11 Изучение способов дыхания животных

Лабораторная работа № 12 Изучение ответной реакции животных на раздражение

Лабораторная работа № 13 Изучение органов чувств животных

Лабораторная работа №  14Определение возраста животных

 Глава 4. Развитие и закономерности  размещения  животных на Земле ( 2часа )

        Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных  и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

        Демонстрация : 

Палеонтологические доказательства эволюции.

    Глава 5. Биоценозы ( 2 часа )

        Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

  Глава 6. Животный мир и   хозяйственная деятельность человека  (2 часа )

        Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание.  Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Заключение ( 1 час )

 Контрольная работа № 1

Тематический план

№ раздела и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

1

 Введение

1

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций)

Международный день распространения грамотности (информационная минутка на уроке русского языка)

2

  Глава 1.  Простейшие

2

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

125 лет со дня рождения B.Л. Гончарова (информационная минутка на уроке математики)

Международный день жестовых языков (информационная минутка на уроках русского и иностранных языков)

3

 Глава2. Многоклеточные животные

17

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации)

Международный день детского церебрального паралича (информационная минутка на уроках биологии)

Уроки-турниры, посвящённые Всемирному дню математики.

100-летие со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича (информационная минутка на уроках математики

200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского (информационная минутка на уроке литературы)

Всероссийский урок «История самбо»

День начала Нюрнбергского процесса (минутка информации на уроках истории и обществознания)

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников

200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова (информационная минутка на уроках литературы)

4

Глава 3. Эволюция строения функций органов и их систем у животных 

8

Интерактивные уроки родного русского языка к Международному дню родного языка

День российской науки. Школьная научно-практическая конференция «Шаги познания»

Предметная неделя естественно-математических наук

Региональный этап  всероссийской олимпиады школьников

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны)

5

 Глава 4. Развитие и закономерности  размещения  животных на Земле

2

Всемирный день иммунитета (минутка информации на уроках биологии)

Всероссийская неделя музыки для детей и юношества

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (День пожарной охраны)

День государственного флага Российской Федерации (информационная минутка на уроках истории и обществознания)

6

Глава 5. Биоценозы 

2

День славянской письменности и культуры (информационная минутка на уроках русского языка)

7

  Глава 6. Животный мир и   хозяйственная деятельность человека 

2

Итого:

34

Календарно- тематическое планирование

п/п

Тема урока.

 Д.з.

Дата

по плану

Дата

по факту

                                       Введение ( 1 час )  

1.

История развития зоологии. Современная зоология

§1,2

                       Глава 1.  Простейшие ( 2 часа )

2

Простейшие .Корненожки, Радиолярии, Солнечники .Споровики.

§3

3

Простейшие. Жгутиконосцы  Инфузории. Значение простейших

§4

 Глава 2. Эволюция строения функций органов и их систем у животных ( 17 часов )

4

Беспозвоночные. Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

§5,6

5

Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные. Тип Круглые черви.

§7,8

6

Тип Кольчатые черви или Кольчецы. Класс Многощетинковые или Полихеты  Классы Кольчецов. Малощетинковые или Олигохеты, Пиявки

§9,10

7

Тип Моллюски.  Классы Моллюсков: Брюхоногие ,Двустворчатые, Головоногие.

§11,12

8

Тип иглокожие. .Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии,  Офиуры. Тип членистоногие.  Классы Ракообразные, Паукообразные

§13,14

9

Класс насекомые. Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.

§15,16

10

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи

§17,18

11

Отряды насекомых Перепончатокрылые

§19

12

Беспозвоночные животные

§5- 19

13

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные Позвоночные. Классы рыб: Хрящевые, Костные

§20,21

14

Класс Хрящевые рыбы. Отряды :Акулы, Скаты, Химерообразные. Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные

§22,23

15

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостные Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые

§24 25

16

Отряды пресмыкающихся: черепахи, Крокодилы. Класс Птицы. Отряд  Пингвины.

§26,27

17

Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные

§28,29

18

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые  Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые

§30,31

19

Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные. Отряд млекопитающих Приматы

§34,35

20

Обобщение и систематизация материала по разделу " Многообразие животных"

§19-35

 Глава 3. Эволюция строения функций органов и их систем у животных ( 8 часов )

21

Покровы тела.  Опорно–двигательная  система

§36,37

22

Способы передвижения животных. Полости тела.  Органы дыхания и газообмен

§38,39

23

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии .  Кровеносная система . Кровь

§40,41

24

Органы выделения .  Нервная система. Рефлекс. Инстинкт

§42,43

25

Органы чувств. Регуляция деятельности организма.  Продления рода. Органы размножения

§44,45

26

Способы размножения животных. Оплодотворение.  Развитие животных с превращением и без превращения

§46,47

27

Периодизация и продолжительность жизни животных

§48

28

Повторение, обобщение и систематизация материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем"

§36-48

                                                                   Глава 4. Развитие и закономерности  размещения  животных на Земле ( 2 часа )

29

Доказательства эволюции животных.  Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

§49,50

30

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

§51,52

                      Глава 5. Биоценозы ( 2 часа)

31

Естественные и искусственные  биоценозы. Факторы среды и их влияния на биоценозы.

§53,54

32

Цепи питания. Поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

§55,56

                    Глава 6. Животный мир и   хозяйственная деятельность человека (  2 часа )

33

Воздействие человека и его деятельности на животный мир. Одомашнивание животных. Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.

Охрана и рациональное использование животного мира

§57-60

34

Повторение, обобщение и систематизация изученного материала по теме «Животный мир и   хозяйственная деятельность человека «

§57-60


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...