Рабочая программа, КТП по биологии 10-11 кл
рабочая программа по биологии (10 класс)
Аннотация
к рабочей программе по учебному предмету
«Биология» для 10 – 11 классов
Рабочая программа по биологии для средней (полной) общеобразовательной школы реализуется в учебниках В.И. Сивоглазова, А.А. Каменского, Е.К. Касперской «Биология. Базовый уровень» для 10 и 11 классов.
Нормативные документы:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года №273- ФЗ.
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897».
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. №413».
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программ – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.
- Приказ Министерства просвещения РФ 20.05.2020 №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».
- Требования Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, регламентирующий порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
- Учебного плана МАОУ СОШ № 3 с. Серафимовский;
- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
- Основной общеобразовательной программы СОО МАОУ СОШ №3 с. Серафимовский;
- Сивоглазов В.И. Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / А.А. Каменский, Е.К. Касперская, В.И. Сивоглазов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020.
- Сивоглазов В.И. Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / А.А. Каменский, Е.К. Касперская, В.И. Сивоглазов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2021.
Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету “Биология ” является усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и основной образовательной программы основного общего образования.
Задачами учебного предмета являются:
- освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии);о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
- овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Рабочая программа рассчитана на 101 часов. Общее число учебных часов в 10-м классе – 68 (2 часа в неделю). Общее число учебных часов в 11-м классе – 33 (1 час в неделю).
Содержание предмета (курса) представлено в программе в виде следующих разделов: Биология как комплекс наук о живой природе. Клетка. Организм. Эволюция. Развитие жизни на Земле. Организмы и окружающая среда.
Основными формами текущего контроля являются:
- устные ответы на уроках;
- диагностические тестовые работы;
- практические работы;
- лабораторные работы:
- зачеты;
- контрольные работы
- проекты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_bio_10-11.docx | 67.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство Республики Башкортостан
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3 с.Серафимовский
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО и принято на педагогическом совете протокол № от « 26 » 08.2022 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______ / Р.Р. Хабирова/ « 26 » 08.2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ №3 с. Серамифимовский ______ /М.К. Сайфуллин/ Приказ № 250 от « 26 » 08.2022 г. |
Рабочая программа
по предмету «Биология»
на курс
среднего общего образования
10-11 классы
Габитовой Алсясяк Азаматовны
учителя биологии и химии
Серафимовский, 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для средней (полной) общеобразовательной школы реализуется в учебниках В.И. Сивоглазова, А.А. Каменского, Е.К. Касперской «Биология. Базовый уровень» для 10 и 11 классов. Общее число учебных часов в 10-м классе – 68 (2 часа в неделю). Общее число учебных часов в 11-м классе – 68 (2 часа в неделю).
Нормативные документы:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года №273- ФЗ.
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897».
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. №413».
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программ – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.
- Приказ Министерства просвещения РФ 20.05.2020 №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, Санитарные правила Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Требования Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, регламентирующий порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
- Учебного плана МАОУ СОШ № 3 с. Серафимовский;
- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
- Основной общеобразовательной программы СОО МАОУ СОШ №3 с. Серафимовский;
- Сивоглазов В.И. Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / А.А. Каменский, Е.К. Касперская, В.И. Сивоглазов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020.
- Сивоглазов В.И. Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / А.А. Каменский, Е.К. Касперская, В.И. Сивоглазов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2021.
Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету “Биология ” является усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и основной образовательной программы основного общего образования.
Задачами учебного предмета являются:
- освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии);о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
- овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Виды и формы контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная работа, тест, лабораторная работа, практическая работа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В 10-11 КЛАССЕ.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
16) формирование целостного естественно-научного мировоззрения; соблюдение правил поведения в природе;
17) умение реализовывать теоретические познания на практике;
18) способность признавать собственные ошибки и исправлять их;
19) умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к собственным поступкам, осознание ответственности за их результаты;
20) уважительное и доброжелательное отношение к другим людям; умение слушать и слышать других, вести дискуссию, оперировать фактами.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
10) составление схемы и таблицы для интеграции полученных знаний; обобщать информацию и делать выводы; работать с дополнительными источниками информации; самостоятельно составлять схемы процессов и связный рассказ по ним.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
- Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты освоения основной образовательной программы
Выпускник на базовом уровне научится:
- знать определение биологии как науки; основоположников биологии как науки, основоположников научной (западной) медицины, анатомии, физиологии; создателей клеточной теории, современного эволюционного учения и этапы его становления; классификацию биологических наук; определение жизни; свойства живых систем; уровни организации живой природы; методы познания живой природы.
- раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
- понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
- понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
- использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
- формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
- сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
- приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
- распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток; особенности клеток одноклеточных и многоклеточных организмов; особенности растительных и животных клеток;
- распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
- описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
- объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
- определения понятий «экология», «среда обитания», «ограничивающий фактор»; предмет и задачи экологии как науки; закон минимума Либиха; классификацию экологических факторов; важнейшие абиотические факторы; влияние абиотических факторов на организм; адаптации организмов к различной интенсивности абиотических факторов; определение понятия «биотические факторы среды»; формы взаимоотношений между организмами; определения понятий «экосистема», «биоценоз», «биогеоценоз»;
- классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
- объяснять причины наследственных заболеваний;
- выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
- выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
- приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
- оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
- представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
- оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
- объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
- объяснять последствия влияния мутагенов;
- объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
- оценивать вклад отдельных ученых в развитие биологии; давать определение жизни; приводить примеры проявлений свойств живого; распределять уровни организации живой природы в соответствии с их иерархией; приводить примеры проявлений свойств живого на разных уровнях.
- характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
- работать со световым микроскопом; описывать объекты, видимые в световой микроскоп; характеризовать функциональную роль отдельных химических элементов в клетке; объяснять причины особых свойств воды; характеризовать функции липидов, белков, углеводов и нуклеиновых кислот; объяснять принцип действия ферментов;
- сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
- различать одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмы, описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке;
- приводить поэтапно процесс энергетического обмена. описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке; приводить подробную схему процессов фотосинтеза и биосинтеза белка;
- давать определение кариотипа и характеризовать его;
- характеризовать биологическое значение бесполого и полового размножения; объяснять преимущество полового размножения. объяснять процессы митоза мейоза и характеризовать их этапы; описывать процесс гаметогенеза и выделять особенности сперматогенеза и овогенеза; объяснять процесс оплодотворения и образования зиготы.
- решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
- решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
- решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
- устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
- оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ
- классифицировать экологические факторы; характеризовать влияние абиотических факторов на организм;
- описывать приспособления организмов к различной интенсивности абиотических факторов среды; приводить примеры адаптации организмов к различной интенсивности абиотических факторов;
- классифицировать формы взаимоотношений между организмами; характеризовать различные симбиотические и антибиотические взаимоотношения организмов;
- приводить примеры симбиоза и антибиоза; различать продуценты, консументы и редуценты; описывать экологические системы, биоценозы и биогеоценозы; составлять простейшие пищевые цепи;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
10 КЛАСС.
РАЗДЕЛ 1. БИОЛОГИЯ КАК КОМПЛЕКС НАУК О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ(3час)
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы[1]. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
РАЗДЕЛ 2. КЛЕТКА (19 час)
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Контрольные работы
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗМ (44 час)
Организм – единое целое. Многообразие организмов.Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Контрольные работы
11 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ (38 час)
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
Контрольные работы
РАЗДЕЛ 2. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (28 час)
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.
Контрольные работы
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗМЫ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ( часов)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Контрольные работы
РАЗДЕЛ 4. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ (9 ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ урока | Наименование раздела, тема урока. | Количество часов, отводимых на тему |
1 | Биология как комплекс наук о живой природе | 3 |
2 | Клетка. | 30 |
3 | Организм | 30 |
4 | Подготовка к ЕГЭ | 5 |
Всего за год. | 68 |
11 класс
№ урока | Наименование раздела, тема урока. | Количество часов, отводимых на тему |
1 | Теория эволюции | 24 |
2 | Развитие жизни на земле | 15 |
3 | Организм и окружающая среда | 18 |
4 | Подготовка к ЕГЭ | 9 |
Всего за год. | 66 |
ЛИТЕРАТУРА
- Сивоглазов В.И. Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / А.А. Каменский, Е.К. Касперская, В.И. Сивоглазов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020.
- Сивоглазов В.И. Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / А.А. Каменский, Е.К. Касперская, В.И. Сивоглазов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2021.
- Соловков Д.А. ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка.- 6изд-е., испр. и доп.- СПб.: БХВ-Петербург,2022.
10 КЛАСС.
№ | Наименование раздела, тема урока. | Приме чание | Дата |
РАЗДЕЛ 1. БИОЛОГИЯ КАК КОМПЛЕКС НАУК О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ (3ч) | |||
1 | Биология как наука. Методы научного познания. Л/р№1 «Приготовление микропрепарата кожицы лука» | 02.09 | |
2 | Основные критерии живого. Уровни организации живой природы. Биологические системы. | 07.09 | |
3 | Входная контрольная работа. | 09.09 | |
РАЗДЕЛ 2. КЛЕТКА (30ч) | |||
4-5 | Химический состав организмов. Неорганические вещества клетки. | 14.09 16.09 | |
6-7 | Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды | 21.09 23.09 | |
8-9 | Органические вещества клетки. Белки. Протеомика | 28.09 30.09 | |
10-11 | Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты, АТФ, витамины. | 05.10 07.10 | |
12 | Пр/р №1 «Решение задач» | 12.10 | |
13 | Клетка – структурная и функциональная единица организма. Основные этапы развития цитологии. Клеточная теория. Методы изучения клетки. | 14.10 | |
14-15 | Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Геном. Цитоплазма. Клеточ.центр. Рибосомы. | 19.10 21.10 | |
16-17 | Строение клетки. ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Вакуоли. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. Л/р№2 «Изучение движения цитоплазмы» | 26.10 28.10 | |
18-19 | Сравнение строения и жизнедеятельности клеток прокариот и эукариот. | 09.11 11.11 | |
20 | Сравнение строения и жизнедеятельности клеток растений и животных. Л/р№3 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов» | 16.11 | |
21 | Вирусы – неклеточная форма жизни. Профилактика вирусных заболеваний. | 18.11 | |
22-23 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Ферменты. | 23.11 25.11 | |
24 | Энергетический обмен веществ в клетке. | 30.11 | |
25-26 | Пластический обмен в клетке. Фотосинтез. Хемосинтез. | 02.12 07.12 | |
27-28 | Пластический обмен в клетке. Биосинтез белка в клетке. Генетический код. | 14.12 16.12 | |
29 | Контрольная работа по итогам 1 полугодия. | 21.12 | |
30 | Пр/р №2 «Решение задач» | 23.12 | |
31-32 | Жизненный цикл клетки: интерфаза и деление. Митоз, или непрямое деление клетки. Мейоз. | 28.12 12.01 | |
33 | Пр/р №3 «Решение задач» | 13.01 | |
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗМ (30ч) | |||
34-35 | Организм как биологическая система. Гомеостаз. Регуляция функций организма. | 18.01 20.01 | |
36-37 | Обмен веществ и превращение энергии в организме. Автотрофы и гетеротрофы. Аэробы и анаэробы. | 25.01 27.01 | |
38-39 | Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. | 01.02 03.02 | |
40-41 | Развитие гамет. Оплодотворение. | 08.02 10.02 | |
42-43 | Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период. | 15.02 17.02 | |
44-45 | Индивидуальное развитие организма. Постэмбриональный период. | 22.02 24.02 | |
46-47 | Генетика. Генетический понятия и символы. Методы генетики. | 03.03 10.03 | |
48 | Пр/р№4 «Решение задач» | 15.03 | |
49-50 | Законы наследственности, установленные Г.Менделем. Гипотеза чистоты гамет. Неполное доминирование. Дигибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание. Генофонд. | 17.03 22.03 | |
51 | Пр/р№5 «Решение задач» | 22.03 | |
52-53 | Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана. Взаимодействие генов. Генетика пола. Наследование сцепленное с полом. Цитоплазматическая наследственность. | 24.03 05.04 | |
54 | Пр/р№6 «Решение задач» | 07.04 | |
55-56 | Ненаследственная изменчивость. Норма реакции. Л/р№4 «Изучение модификационной изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой» | 12.04 14.04 | |
57-58 | Наследственная изменчивость, наследственные болезни. | 19.04 | |
59-60 | Селекция. Этапы развития селекции. Селекция растений. | 26.04 | |
61-62 | Селекция животных и микроорганизмов. Биотехнология. | 28.04 03.05 | |
63 | Контрольная работа по итогам 2 полугодия. | 05.05 | |
ПОДГОТОВКА К ЕГЕ(5ч) | |||
64 | Химический состав организмов. | 10.05 | |
65 | Клетка – структурная и функциональная единица организма. Строение клетки. | 12.05 | |
66 | Жизненный цикл клетки. | 17.05 | |
67 | Индивидуальное развитие организма | 19.05 | |
68 | Генетика. Методы генетики | 24.05 | |
Всего | 68 |
11 класс.
№ урока | Наименование раздела, тема урока. | Приме чание | Дата |
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ(24ч) | |||
1 | История развития эволюционных идей. | 07.09 | |
2-3 | Эволюционная теория Ч.Дарвина | 08.09 14.09 | |
4 | Входная контрольная работа. | 15.09 | |
5-6 | Синтетическая теория эволюции. | 21.09 22.09 | |
7-8 | Вид, его критерии и структура | 28.09 29.09 | |
9 | Популяция – структурная единица вида и элементарна единица эволюции. | 05.10 | |
10-11 | Факторы эволюции, вызывающие изменения в генофонде популяции: наследственная изменчивость, популяционные волны, дрейф генов, миграции. | 06.10 12.10 | |
12 | Фактор эволюции, закрепляющий изменения в генофонде популяции: изоляция. | 13.10 | |
13 | Естественный отбор: предпосылки и механизм действия. | 19.10 | |
14- 15 | Формы естественного отбора. | 20.10 26.10 | |
16- 17 | Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия Е.о. | 27.10 09.11 | |
18- 19 | Микроэволюция. Способы и пути видообразования. Многообразие видов как результат эволюции | 10.11 16.11 | |
20- 21 | Макроэволюция. Доказательства эволюции живой природы. | 23.11 24.11 | |
22- 23 | Направления и пути эволюции. | 30.11 01.12 | |
24 | Многообразие организмов как результат эволюции | 07.12 | |
РАЗДЕЛ 2. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (15ч). | |||
25- 26 | Гипотезы происхождения жизни на Земле | 08.12 14.12 | |
27-28 | От молекул - к клеткам. Первые клетки и их эволюция. | 15.12 21.12 | |
29 | Контрольная работа по итогам 1 полугодия. | 22.12 | |
30- 31 | Основные этапы эволюции органического мира на Земле: развитие жизни в архее, протерозое, палеозое. | 28.12 29.12 | |
32-33 | Основные этапы эволюции органического мира на Земле: развитие жизни в мезозое и кайнозое. | 11.01 12.01 | |
34-35 | Гипотезы происхождения человека и его положение в системе животного мира. | 18.01 19.01 | |
36 | Движущие силы (факторы) антропогенеза. | 25.01 | |
37-38 | Эволюция человека (антропогенез) | 26.01 01.02 | |
39 | Расы человека, их происхождение и единство | 02.02 | |
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗМЫ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА (18ч) | |||
40-41 | Экологический факторы и закономерности их влияния на организм. | 08.02 09.02 | |
42-43 | Жизненные формы организмов. Приспособления организмов к действию экологический факторов: температуры. | 15.02 16.02 | |
44-45 | Приспособления организмов к действию экологический факторов: света, влажности. | 22.02 01.03 | |
46-47 | Экосистема. Биогеоценоз. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. | 02.03 09.03 | |
48-49 | Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. | 15.03 16.03 | |
50-51 | Разнообразие экосистем. | 22.03 23.03 | |
52 | Устойчивость и динамика экосистем. | 05.04 | |
53-54 | Биосфера – живая оболочка Земли. Структура биосферы. | 06.04 12.04 | |
55 | Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере. | 20.04 | |
56 | Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости биосферы. | 26.04 | |
57 | Человек и биосфера. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития человечества. | 27.04 | |
ПОДГОТОВКА К ЕГЕ (9ч) | |||
58 | Химический состав организмов. | 03.05 | |
59 | Решение задач. | 04.05 | |
60 | Клетка – структурная и функциональная единица организма. Строение клетки. | 10.05 | |
61 | Контрольная работа по итогам 2 полугодия. | 11.05 | |
62 | Жизненный цикл клетки. | 17.05 | |
63 | Решение задач. | 18.05 | |
64 | Генетика. Методы генетики | 24.05 | |
65-66 | Решение задач. | 25.05 | |
Всего за год. | 66 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа консультаций по биологии "Систематизация знаний по биологии в рамках подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ"
Современная система школьного образования ставит задачу приобретение интегрированных умений и навыков, которые позволят учащимся лучше понимать и усваивать изучаемы...
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа кружка по биологии "Занимательная биология"
Рабочая программа кружка "Занимательная биология" составлена с целью стимулировать учащихся к получению новых знаний, проектной деятельности....
Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...
Рабочая программа спецкурса по биологии "Биология для начинающих". 5 класс.
Спецкурс «Биология для начинающих» является дополнением к основному учебному предмету по биологии в 5 классе и предназначен для работы по учебникам биологии, созда...
- Мне нравится (1)