Тема интегрированного урока: «Человек и природа» (6 класс)
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Цель: Обучить детей воспринимать, чувствовать, понимать, любить и защищать природу, расширить знания учеников о значении природы для человека, влиянии на окружающую среду; подготовить учеников к домашнему сочинению на эту тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема интегрированного урока: «Человек и природа» (6 класс)

Цель: Обучить детей воспринимать, чувствовать, понимать, любить и защищать природу, расширить знания учеников о значении природы для человека, влиянии на окружающую среду; подготовить учеников к домашнему сочинению на эту тему.

                                            Ход урока:

1 Организационный момент (эмоциональный настрой, проверка готовности к уроку).

2 Изучение нового материала

1Вступительное слово учителей о красоте природы.

  Учитель биологии: Земля является третьей планетой Солнечной системы, пятой по величине. Она единственная в своем роде. Когда Ю. Гагарин впервые увидел нашу Землю из космоса, он вскликнул:«Красота-то какая!», а затем говорил: «Вид Земли зачаровывал, отвлекал от работы, притягивал, как магнит. Множество могучих  рек, высокие горы, лесные массивы, снежные пустыни, огромный океан- все в нежной кисее облаков»

   Это наша планета – Земля. Это наш дом, в котором все человечество. Земля  нам мать, она дает нам питание, воздух и воду, является источником силы и вдохновения.

  Учитель русского языка: Всегда природа привлекала к себе внимание людей. По другому и быть не может, ведь она предоставляет нам всё: одежду, пищу, жилье, топливо, полезные ископаемые….. И нет прекраснее природы. Люди жаждут передать подобную красоту, используя при этом звуки, краски, слова.

  Перед учениками появляются репродукции картин известных художников: И.Шишкина (приложение№1),  И. Левитана( приложение№2). Пейзажем называется – рисунок, на котором изображены виды природы, а также описание природы в литературном виде. Идет обсуждение внутреннего состояния, которое вызвано этими картинами. Затем ученики слушают музыку (приложение №3), а потом рассуждают о том, соответствует ли данная мелодия  тому, что представлено на картине. Вывод: музыка может разбудить  воображение человека. Однако описать природу, используя при этом краски и звуки, может не только художник или композитор, но и поэт, писатель, используя при этом слова.

  Давайте же всматриваться и вслушиваться в природу, вчитываться в произведения о природе, вдумываться в слова.

  2 Выступления учеников с подготовленными дома стихами.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик,-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык……

                                      (Ф.И. Тютчев)

Мы забываем, повзрослев едва,

Что общим связаны слова:

Народ, и благородство, и природа.

                                     (Н.И. Киселев)

Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе,-

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею создаем.

                                       (Ф.И. Тютчев)

Берегите эти земли, эти  воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

                                       (Е.А. Евтушенко)

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

 Наполнилось сердце.

                                       (И.И. Рыленков)

Охранять природу – значить охранять Родину. (М.М. Пришвин)

Думы о зелени – думы о будущем. (Л.С. Леонов)

Чернобыль – последнее предупреждение человечеству. (Р. Гуйл)

  3 Работа с текстом

Прочтите  и установите, какой это тип текста.

1 Вставьте недостающие  буквы и знаки препинания.

  Д_рога шла по просеке в с_сновом лесу.  Все вокруг з_р_сло п_хуч_ми от летн_й сух_сти тр_вами. Особенно много колосистой тр_вы и цветов р_сло около ст_рых пней. Трухлявые эти пни р_зваливались от ле_кого  толчка н_гой. Тогда взл_тала темн_м обл_ком коричневая пыль а в т_инственных х-дах пня н_чинают суетит_ся мурав_и и жужелицы и плоские ч_рные жуки в красных погонах.

                                                                             (К.Г. Паустовский)

2 Определите часть речи, которая дает возможность увидеть картину наиболее ослепительно, образно, а богатой гамме цветов? (Ответ: прилагательные)

Попытайтесь вставить прилагательные, чтобы вышло описание осеннего леса.

За Доном в лесу прижилась_________ и_________осень. С шелестом падали с тополей___________ листья. Моросит _________дождь.Птицы улетают в _________страны. Но вот_____________ ветерок разгоняет тучи, и выглядывает солнце. Оно заиграет на последних__________листьях,________зайчиками отразится в речке.

(Применяемые прилагательные: тихая, ласковая, сухие, мелкий и холодный, теплые или южные, легкий, золотистых, солнечными)

3 Слово учителя биологии о значении природы

  Вода, земля, воздух являются тремя основами природы. Для человека вода, земля, воздух, растения, животные  представляют собой клад, который имеет огромное значение в нашей жизни.

  Гидросфера является водной оболочкой Земли. Она состоит из океанов, морей, рек, озер, подземных вод, ледников. На 94% гидросфера представлена  солеными водами океанов и морей. Из 6% пресной воды 5,8% - являются подземные воды и вода, находящиеся в ледниках. И только 0,2% являются водой  озер, рек, почвы и паров воды в атмосфере.

  Вода (гидросфера) является неразлучным спутником человека  всю его жизнь. Вода является колыбелью жизни. Это вещество, входящее в состав всего живого. Сам человек  на 60% состоит из воды.

  Атмосфера является воздушной оболочкой Земли. Она обеспечивает человека кислородом, защищает от пагубных космических излучений, поддерживает температурный баланс планеты.

  Земля, её твердая оболочка, предоставляет человечеству  полезные ископаемые, без которых  представить  сейчас нашу жизнь нельзя, верхний плодородный слой – почва- нужен для выращивания сельскохозяйственных культур. Растения представляют собой уникальные  организмы, способные  воспринимать энергию солнца, при помощи фотосинтеза получая органические вещества и восполняя запасы кислорода в атмосфере.

  Растения способны выделять особенные вещества – фитонциды, которые поражают болезнетворные бактерии, очищают воздух от пыли и вредных газов, воздействуют на климат. Растения забирают себе индустриальные шумы, которые вредны для здоровья. Аромат и яркие краски цветов уменьшают  нервное напряжение, вызывают у человека положительные эмоции, создают хорошее настроение, приносят радость. От животных человек уже давно берет сырьё, из которого получает продукты питания, сырье для промышленности, лекарства.

  Человек сам является часть природы, поэтому, существуя среди животных, растений, воды и воздуха, почвы, он на неё воздействует как положительно, так и отрицательно.

  В бурный век индустриализации, когда человек покорил космос, способен опускаться на дно океана, он является силой, которая способна изменить природу, чему можно привести массу доказательств. Например, орошение, осушение, постройка водоканалов и плотин и т.д. Изменение природы в подобном глобальном масштабе стало причиной экологических проблем, которые срочно необходимо решить.

  Вопрос: какая наука постигает взаимоотношения человека с окружающей средой?  ( Экология- слово, произошедшее от греческого «экос»-дом, родина, «логос»-наука. Она означает взаимоотношения организма с окружающей средой.)

 

4 Выступление учащихся

Ученики выступают с докладами о фактах отрицательного влияния людей на природу.

1ученик

  С загрязнением воздуха ученые связывают и утрату озонового слоя. Это один из слоев атмосферы, на него губительно воздействуют созданные человеком химические соединения, которые используются в холодильниках, аэрозольных баллонах. В результате испарения эти вещества «убивают» молекулы озона. Молекулы озона способны поглощать ультрафиолетовое излучение солнца, которое  убивает все живое.

2 ученик

  Когда-то леса занимали большую часть поверхности суши планеты. Но с развитием цивилизации обстановка изменилась, и в настоящий момент все леса занимают примерно треть поверхности суши. Леса выживают и вырубают. При этом уничтожаются многие животные, птицы, растения. Уменьшение лесных площадей являются одной из глобальных экологических проблем. Если  лес уничтожить, то почвы быстрее размываются водой, уменьшение площади лесов приводит к сокращению запасов биомассы на планете, уменьшает возможность биосферы поглощать углекислый газ. При этом наблюдается усиление парникового эффекта, что приводит к изменению климата.

3 ученик

  Нефть оказывается в океане при промывке  топливных  емкостей судов, перекачке нефти в танкеры, при авариях. Примерно  от 3 до 8 млн. тонн нефти попадает в водоёмы ежедневно. Самым загрязненным считается Средиземное море, где на 1 км поверхности доводиться 20 кг нефти. Значительно загрязнено Северное море, где очень  часто появляются нефтяные пятна площадью в сотни и тысячи квадратных километров, и Балтийское море.  В результате подобных происшествий погибает  очень много  птиц, рыб и животных.

4 ученик

  В атмосферу всегда выбрасываются загрязняющие вещества. Изъян технологии добычи нефти и газа, их перевозки обуславливает неизменное сжигание огромного объема газа в факелах, при этом в атмосферу  попадает более 60 тысяч тон загрязняющих веществ. Основными причинами загрязнения водоемов являются стоки от буровых скважин, транспорта, бытовые сточные воды населенных пунктов. Тяжелые фракции нефти  в результате оседания на дно рек  приводит к хроническому загрязнению и становятся причиной гибели донной фауны.

5 ученик

  Механическое разрушение почвенно-растительного покрова. Длительность восстановления измененных ландшафтов на территории округа составляет от 15до 100 лет, но большая их часть вообще не восстановима в результате нарушения  состава почвы.

5 Беседа с учащимися об охране природы

 Что такое заповедники? (Заповедниками называют участки территории или акватории со всеми имеющимися в их пределах природными объектами, полностью исключенные из любых видов хозяйственного использования.)

Что такое заказники?(заказниками называют участки территорий или акваторий, где всегда или временно запрещается применение определенных видов природных ресурсов.)

Красная книга –это ?(Красная книга представляет собой перечень видов животных и растений, грибов и даже лишайников, которым может грозить реальное исчезновение с лица Земли. Первая Красная книга появилась в 1966г. Её изданию предшествовала длительная и упорная работа ученых всего мира, которые впервые решили подсчитать ущерб, нанесенный человеком природе Земли. Результат превзошел все ожидания: опасность грозила большему числу растений. Вот  тогда и решили опубликовать эти данные, известить всех о надвигающейся катастрофе. Красный переплет для подобной книге  неслучаен, он как бы предупреждает о грозящей беде.)

 6 Подведение итога урока

Ученики делают вывод о взаимосвязи человек и природа.

Выберите  изображение человечка, которое наиболее соответствует вашему настроению в конце урока.

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/153/152682/152682_html_4230353b.jpg

Домашнее задание: по биологии подготовить реферат ( о любом заповеднике, заказнике  России). По русскому языку сочинение  на тему «Норма жизни каждого человека – бережное отношение к природе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Математика и природа" по теме: "Действия с дробями" в 6 классе.

Данная презентация предназначена для повторения действий с обыкновенными и десятичными дробями, с использованием задач с экологическим содержанием. Учащиеся узнают о животных, занесенных в Красную кни...

интегрированный урок "Человек и природа" 6 класс

Методическая разработка интегрированного урока биологии, русского языка и литературы в 6 классеТема: «Человек и природа.»Технологии обучения: проблемное обучение, информационная компьютерная здоровьес...

Интегрированный урок биологии – искусства в 8 классе Тема урока: «Осевой скелет человека и каноны красоты человеческой фигуры»

Дети знакомятся с опорно- двигательной системой человека на примере скелета. Повторяют особенности строения скелета человека. Выполняют кроссворды по теме урока. Знакомятся с канонами красоты в разные...

Презентация к уроку по технологии (5 класс) на тему: Интегрированный урок английский язык-технология 5 класс

Объединение уроков в школах стало интересной темой для обсуждения и экспериментов в образовательной деятельности. Межпредметные связи существуют во всех дисциплинах школьной программы. Английский язык...