Рабочая программа по предмету биология
рабочая программа по биологии
Рабочая программа по предмету биология предназначена для студентов первого курса, составлена в соответствии ФГОС по предмету Биология.В рабочую программу включены следующие разделы:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета |
2. Содержание учебного предмета "Биология" |
3. Тематическое планирование |
4. Условия реализации учебного предмета |
5.Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии | 95.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Байкальский колледж туризма и сервиса"
Утверждена
приказом директора № 01-7/194
от "30" 08. 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УПВ.02(У) «БИОЛОГИЯ»
для профессиональных образовательных организаций
Уровень освоения: базовый
Код специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Форма обучения: очная
Профиль обучения естественнонаучный
Срок обучения 3г.10м.
Улан-Удэ, 2022
Рабочая программа учебного предмета (курса) «Биология» разработана на основе:
1) Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 №413.
2) Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «09» декабря2016 г. №1565
3) Рабочей программы воспитания по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Рабочая программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии ________ от «__» ________ 2022 г., протокол № ___
Председатель ЦК ______________ / Н.Б. Дугаржапова/
Согласовано:
Заместитель директора по УПР_________________/Т.Ю. Гужвина/
Согласовано:
Заместитель директора по УВР_________________/Я.Ж. Бирбаева/
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Байкальский колледж туризма и сервиса"
Разработчик: ______________ /Т.В.Эрдынеева/
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в ______ учебном году на заседании ЦК ЕНЦ
Протокол № _______ от "____ " ________ 202_ г.
Председатель ЦК ______________ / Н.Б. Дугаржапова/
Содержание
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета ..…………................... | стр.4 |
2. Содержание учебного предмета «Биология» ……………….………… | стр.7 |
3. Тематическое планирование …………………….……………………………… | стр.12 |
4. Условия реализации учебного предмета …………………… | стр.17 |
5.Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета ………………… | стр.20 |
- Планируемые результаты освоения
общеобразовательного учебного предмета
Освоение содержание учебного предмета «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Личностные результаты (ЛР и ЛРв):
Личностные результаты освоения основной образовательной программы (ФГОС СОО) | Личностные результаты реализации программы воспитания | Коды личностных результатов |
ЛР 1 Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн) | ЛРв 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. ЛРв 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. | ЛР 1, ЛРв 1, ЛРв 5 |
ЛР 5 Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности | ЛРв 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». | ЛР 5, ЛРв 4 |
ЛР 14 Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности | ЛРв 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. | ЛР 14, ЛРв 10 |
Метапредметные результаты (МР):
Метапредметные результаты | Коды метапредметных результатов |
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. | МР 1 |
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты | МР 2 |
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. | МР 3 |
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников | МР 4 |
Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. | МР 5 |
Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. | МР 8 |
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. | МР 9 |
Предметные результаты (ПР):
ПР1. сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
ПР2. владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
ПР3. владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
ПР4. сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
ПР5. сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
Общие компетенции (ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
Выпускник на базовом уровне научится:
- раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
- понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
- понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
- использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
- формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
- сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
- приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
- распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
- распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
- описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
- объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
- классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
- объяснять причины наследственных заболеваний;
- выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
- выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
- приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
- оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
- представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
- оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
- объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
- объяснять последствия влияния мутагенов;
- объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
- характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
- сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
- решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
- решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
- решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
- устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
- оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Объект изучения биологии - живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.
Демонстрации:
Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы.
УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ
Химическая организация клетки. Клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.
Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен.
Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.
Митоз. Цитокинез.
Демонстрации:
Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз.
Практические занятия:
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.
ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
Размножение организмов. Организм - единое целое. Многообразие организмов Размножение - важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.
Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов.
Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.
Демонстрации:
Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных.
Практические занятия:
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ
Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика -наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель - основоположник науки генетика. Генетическая терминология и символика.
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и ди-гибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипиче-ская изменчивость. Модификационная, или ненаследтвенная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика - теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений - начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).
Демонстрации:
Моногибридное и дигибридное скрещивания. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения
культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
Практические занятия:
Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.
Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.
История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии. Популяция - структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.
Демонстрации:
Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных.
Практические занятия:
Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной). Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.
Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.
Демонстрации
Черты сходства и различия человека и животных. Черты сходства человека и приматов. Происхождение человека. Человеческие расы. Практические занятия:
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества - агроэкосистемы и урбо-экосистемы.
Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.
Биосфера и человек. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.
Демонстрации:
Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биосфера. Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере. Схема агроэкосистемы. Особо охраняемые природные территории России.
Практические занятия:
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.
Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).
Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.
Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач.
БИОНИКА
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.
Бионика рассматривает особенности морфо-физиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфо-функциональных черт организации растений и животных.
Демонстрации:
Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и в технике. Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике.
Экскурсии:
Многообразие видов. Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе.
Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка).
Естественные и искусственные экосистемы своего района.
Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
Драматические страницы в истории развития генетики.
Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.
«Система природы» К.Линнея и её значение для развития биологии.
Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения
Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме - биосфере.
Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.
Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах).
Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
3. Тематическое планирование
Объем учебного предмета биология и виды учебной работы:
Максимальная учебная нагрузка (объем ОП) обучающегося 108 часа, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 100 часов (из них: теоретические занятия - 64 часов; практические занятия -36); промежуточная аттестация - 6 часов; консультации- 2 часа.
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 100 |
в том числе: | |
- теоретические занятия | 64 |
- лабораторные занятия (при наличии) | |
- практические занятия (при наличии) | 36 |
в том числе: | |
- контрольная работа | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 0 |
Консультации | 2 |
Промежуточная аттестация в форме экзамен | 6 |
Тематический план учебного предмета «Биология»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа | Объем часов | Коды личностных, метапредметных, предметных результатов, общих компетенций, формированию которых способствуют элементы программы | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Введение | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Введение. История развития биологии. Отечественные ученые биологи. Методы исследования в биологии. Уровни организации живой материи. | 2 | ЛР1,ЛР2, ЛР3,ЛРв1,ЛРв4 МР1, МР 3, ПР1, ОК 6 | 1 | ||
Лабораторные работы | - | |||||
Практические занятия | - | |||||
В том числе: | ||||||
контрольная работа входной контроль | ||||||
Самостоятельные работы | 0 | |||||
Раздел 1 Учение о клетке | Содержание учебного материала | 18 | ||||
Тема: Химическая организация клетки | 1 | Химический состав клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки | 8 | ЛР 5 ЛРв 1,ЛРв 5, МР 3, ПР1, ЛР 2,ЛРв 4, ЛР5, ЛР 7, МР 1, МР 3, ПР 2,ПР 3, ОК 2 ОК 4,ОК5 | 2 | |
2 | Углеводы, липиды | |||||
3 | Органические вещества клетки. Белки, их строение и функции. | |||||
4 | Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. ДНК. РНК. АТФ и другие органические вещества в клетке. | |||||
Тема: Строение и функции клетки. | 5 | Структура и функции клетки. Цитоплазма. Органоиды клетки. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. | 4 | |||
Лабораторная работа №1 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука». Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Лабораторная работа №2 Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам | 4 | |||||
В том числе: | ||||||
Контрольная работа № 1 «Учение о клетке» | 2 | |||||
Самостоятельная работа | ||||||
Раздел 2 Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 10 | |||||
Тема: Размножение и индивидуальное развитие организмов | Содержание учебного материала | |||||
1 | Деление клетки. Митоз. Амитоз.Бесполое размножение. Половое размножение. | 2 | ЛР 5 ЛРв 1,ЛРв 5, МР 3, ПР1, ЛР 2,ЛРв 4, ЛР5, ЛР 7, МР 1, МР 3, ПР 2,ПР 3, ОК 2 ОК 4,ОК5 | 2 | ||
2 | Мейоз.Образование половых клеток - гаметогенез. Оплодотворение | 2 | ||||
3 | Зародышевое и послезародышевое развитие организма | 1 | ||||
Практическая работа №3 Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. | 4 | |||||
В том числе: | ||||||
Контрольная работа №2 «Размножение и индивидуальное развитие организма» | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 0 | |||||
Раздел 3 Основы генетики и селекции. | Содержание учебного материала | 24 | ||||
1 | Основные понятия генетики. Первый и второй законы Г.Менделя | 2 | ЛР 5 ЛРв 1,ЛРв 5, МР 3, ПР1, ЛР 2,ЛРв 4, ЛР5, ЛР 7, МР 1, МР 3, ПР 2,ПР 3, ОК 2 ОК 4,ОК5 | 2 | ||
2 | Дигибридное скрещивание третий закон Г.Менделя | 2 | ||||
3 | Сцепленное наследование генов. Генетика полаВзаимодействие генов. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. Селекция растений. | 6 | ||||
Практическая работа №4,5,6 Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм. | 14 | |||||
В том числе: | ||||||
Контрольная работа №3 «Основы генетики и селекции» | 2 | |||||
Самостоятельная работа | 0 | |||||
Раздел 4 Происхождение и развития жизни на Земле. Эволюционное учение | ||||||
Тема: Развитие эволюционных идей. Доказательство эволюции. Механизмы эволюционного процесса | Содержание учебного материала | 16 | ||||
1 | Эволюция. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции. Вид и его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции | 2 | ЛР 5 ЛРв 1,ЛРв 5, МР 3, ПР1, ЛР 2,ЛРв 4, ЛР5, ЛР 7, МР 1, МР 3, ПР 2,ПР 3, ОК 2 ОК 4,ОК5 | 2 | ||
2 | Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Дрейф и изоляция генов | 4 | ||||
3 | Приспособленность организма к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора Видообразование – как результат микроэволюции. Основные направления макроэволюции | 2 | ||||
4. | Развитие представлений о возникновении жизни. Развитие жизни в криптозое, архее и протерозое Развитие жизни в палеозое. Развитие жизни в мезозойскую эру. Развитие жизни в кайнозойскую эру. | 4 | ||||
Лабораторная работа № 7,8 Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций и дегенераций у животных. Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздуш- ной, почвенной). | 4 | |||||
В том числе: | ||||||
Контрольная работа №4 « Эволюционные идеи» | 2 | |||||
Самостоятельная работа | ||||||
Раздел5 Происхождение человека | Содержание учебного материала | 6 | 2 | |||
1 | Эволюция человека. Движущие силы антропогенеза. | 3 | ЛР 5 ЛРв 1,ЛРв 5, МР 3, ПР1, ЛР 2,ЛРв 4, ЛР5, ЛР 7, МР 1, МР 3, ПР 2,ПР 3, ОК 2 ОК 4,ОК5 | |||
2 | Факторы эволюции человека. «Эволюция органического мира» | |||||
Практическая работа № 9«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека» | 2 | |||||
В том числе: | ||||||
Контрольные работы № 5 «История развития жизни на Земле». | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
Раздел 6 Основы экологии | 22 | |||||
Тема: Экосистемы | Содержание учебного материала | |||||
1 | Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов Сообщества. Экосистемы. | 4 | ЛР 5, ЛРв 1,ЛРв 5, МР 3, ПР1, ЛР 2,ЛРв 4, ЛР5, ЛР 7, МР 1, МР 3, ПР 2,ПР 3, ОК 2 ОК 4,ОК5 | 1 | ||
2 | Агроценозы. Применение экологических знаний в практической деятельности человека. | 4 | 1 | |||
3 | Биогеохимический круговорот веществ в биосфере. Глобальные экологические проблемы. | 4 | ||||
Лабораторная работа | - | |||||
Практическая работа № 10, 11,12 Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач. | 8 | |||||
В том числе: | ||||||
Контрольные работы №6 «Основы экологии» | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 0 | |||||
Раздел 7 Бионика
. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики,. Биотехнология: микробиологический синтез и клеточная и генная инженерия. | 2 | ЛРв1,ЛРв4,ЛРв10,ЛРв14, МР1,МР2,МР3 ОК2,ОК4,ОК5 | 1 | ||
Практическая работа | 0 | |||||
Контрольные работы | - | |||||
Самостоятельная работа | - | |||||
Итоговое занятие | экзамен | 6 | 3 | |||
Итого: | 108//100 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебная доска;
- ПК, телевизор;
- Мультимедийное оборудование.
Реализация программы дисциплины осуществляется с использованием оборудования Мастерской №4 по компетенции «Администрирование отеля»:
1. Ноутбук
2. Стол письменный
3. Офисный стул
4. МФУ
Оборудование мастерской позволяет изучать темы с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ):
1. Среда обитания человека. Окружающая человека среда и её компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда.
2. Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль качества строительства.
3. Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус
Ресурсное обеспечение воспитательной работы направлено на создание условий для осуществления воспитательной деятельности обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, в контексте реализации образовательной программы.
4.2. Условия реализации учебного предмета (курса) с учетом специфических образовательных потребностей при наличии в группе инвалидов и лиц с ОВЗ
Реализация программы учебного предмета (курса) требует проведения учебных занятий с учетом следующих моментов:
- индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
- возможность увеличения сроков освоения учебного материала (как в рамках одного занятия, так и в рамках изучения темы, раздела);
- представление материала малыми дозами;
- комплексное использование устной, тактильной, жестовой речи;
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- обучение работе со зрительными образами: работа с учебниками, таблицами, рисунками и пр.;
- тренировка умения выделять главное: обучение составлению конспектов, таблиц, технологических карт, интеллект-карт, кроссвордов, презентаций;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения (поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому обучающемуся, развитие в веры в собственные силы и возможности);
- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
- проявление педагогического такта.
Формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливаются с учетом ограничений здоровья. Для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ рекомендуется осуществление входного контроля, назначение которого состоит в определении его способностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Форма входного и текущего контроля, промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей здоровья (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.)
При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа. При проведении промежуточной аттестации предусматривается увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене.
.
4.2 ЛИТЕРАТУРА
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1.Колесников С.Н. Общая биология: учебное пособие, 5-е изд. стер.- М.: КНОРУС, 2020. -288 с. - (Среднее профессиональное образование).
2.Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология Базовый уровень, 10-11 класс. - М.: 2019
3.Сухорукова Л.Н. Кучменко В.С. Иванова Т.В. Биология,10-11класс. -М.: 2018
4.Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология, биологические системы и процессы. - М.: 2017
Для преподавателей (методическая литература для педагога):
Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259).
Биология. В 2-х т / Под ред. Н. В. Ярыгина. - М.: 2007, 2010 Биология. Руководство к практическим занятиям. Под ред. В. В.Маркиной. — М.: 2010
Дарвин Ч. Сочинения, т.3. - М.: 1939 Дарвин Ч. происхождение видов. - М.: 2006
Кобылянский, Виктор Аполлонович. Философия экологии. Краткий курс: Учебное пособие для вузов. - М.: 2010
Орлова Э. А. История антропологических учений. Учебник для вузов.- М.: 2010
Пехов А. П. Биология, генетика и паразитология. - М.: 2010 Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология. - М.: 2010
Интернет-ресурсы
http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.
http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии
http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.
http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.
http://college.ru/biology/ - Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты.
http://www.informika.ru/text/database/biology/ - Электронный учебник, большой список Интернет-ресурсов.
http://www.rdb.or.id/ - Каталог исчезающих и редких пернатых юго-восточной Азии. Изображения птиц каждого вида и краткие сведения о них: предполагаемая численность и распределение по странам региона.
http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/ - бесплатные обучающие программы по биологии.
http://nrc.edu.ru/est/r4/ - биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском Государственном Открытом университете.
http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России (проект Экологического центра МГУ им М.В. Ломоносова)
http://www.kozlenkoa.narod.ru/ - Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам.
ww.school-
city.by/index.php?option=com_weblinks&catid=64&Itemid=88 - биология в вопросах и ответах.
http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
http://www.bril2002.narod.ru/biology.html - Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: Общая биология, Ботаника, Зоология, Человек.
http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html -тесты по биологии.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета (курса) осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные, общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 | 3 |
Личностные результаты (ЛР, ЛРв) | ||
ЛР 1 Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн) ЛРв 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. ЛРв5.Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. | Проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества. Проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону. Сформированность гражданской позиции; Готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах; Отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве. | Мониторинг, наблюдение, беседы, творческие задания. Оценка устных ответов, наблюдение (фиксация проявляемых действий и качеств) и оценка индивидуальной позиции во время групповой работы. |
ЛР5. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности ЛРв4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». | Соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями. Проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой, навыков отбора и критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве | Наблюдение, анкетирование, опрос Творческие задания и анализ их выполнения. Оценка устных ответов, наблюдение (фиксация проявляемых действий и качеств) и оценка индивидуальной позиции во время групповой работы. |
ЛР14. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности ЛРв 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. | Проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира Демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. | Наблюдение, анкетирование, опрос Творческие задания и анализ их выполнения. Оценка устных ответов, наблюдение (фиксация проявляемых действий и качеств) и оценка индивидуальной позиции во время групповой работы. |
ЛР 15 Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. | Соблюдение этических норм общения при взаимодействия с обучающимися | Наблюдение, анкетирование, опрос Творческие задания и анализ их выполнения |
Метапредметные результаты | ||
МР1Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. | выполнение самоанализа и коррекции собственной деятельности на основании достигнутых результатов | Защита проектов, презентаций |
МР2Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты | обоснованный выбор форм деятельности, контроля и методов оценки эффективности и качества выполнения своей работы; | Комплексная самостоятельная работа |
МР3Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. | поиск биологической информации из различных источников - выполнение индивидуальных, групповых проектных и исследовательских работ; - владение основными методами познания; | Создание и защита проектов, презентаций |
МР4 Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников | нахождение и использование информации для эффективного выполнения поставленных задач; | Создание и защита проектов, презентаций |
МР5Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. | выполнение самоанализа и коррекции собственной деятельности на основании достигнутых результатов активное использование в учебной деятельности информационных и коммуникационных ресурсов; использование информационных технологий в процессе обучения; | Защита проектов, презентаций |
МР8Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. | - конструирование диалога с другими людьми для достижения взаимопонимания - оформление письменных работ - выполнение индивидуальных, групповых проектных и исследовательских работ | - наблюдение; - анализ и оценка выполнения исследовательской (проектной) работы; - анализ и оценка выполнения лабораторных и практических, письменных работ |
МР9 Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. | владение рефлексией (оценка и анализ процесса и результата) | Самооценка выполненной работы,оценка выполненой практической работы. |
Предметные результаты | ||
ПР1. сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; | Научиться объяснять значения; биология, методы, характеризовать биологические науки, рассказывать о значении биологических наук в решение практических задач. | наблюдение; опрос по индивидуальным заданиям; анализ и оценка выполнения презентаций, сообщений, мини-исследований; |
ПР2. владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; | Научиться определять степень освоения изученного материала, давать определения основным понятиям, применять полученные знания и умения в соответствии с решаемой задачей. | наблюдение; опрос по индивидуальным заданиям; анализ и оценка выполнения презентаций, сообщений, мини-исследований; |
ПР3. владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе; | Научиться применять различные методы при биологических исследованиях; выделять общие признаки и свойства различных экосистем; объяснять различия экосистемой и бигеоценозом; раскрывать роль антропогенного изменения в природе. | наблюдение; опрос по индивидуальным заданиям; анализ и оценка выполнения презентаций, сообщений, мини-исследований; решение задач, практической работы |
ПР4. сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи; | Научиться определять степень отработанности навыков и умений рещать биологические задачи, различать задания разного уровня сложности; демонстрировать навыки решения разных типов задач. | наблюдение; опрос по индивидуальным заданиям; анализ и оценка выполнения презентаций, сообщений, мини-исследований; решение задач, практической работы |
ПР5. сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения. | Научиться аргументировано доказывать свою точку зрения опираясь на факты полученные с различных источников информации. | наблюдение; опрос по индивидуальным заданиям; анализ и оценка выполнения презентаций, сообщений, мини-исследований; решение задач, практической работы |
Общие компетенции | ||
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | демонстрация интереса к будущей профессии; | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения программы |
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон астрономических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; | целенаправленное наблюдение; оценка выполнения индивидуальной работы. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности; самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, | анализ результатов наблюдения за деятельностью студентов в малых группах при решении проблемных, нестандартных ситуаций при постановке учебной задачи. |
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | принятие решений в стандартных и нестандартных ситуациях; определение проблемы в различных ситуациях; планирование поведения в различных ситуациях; возложение на себя ответственность за принятые решения в различных ситуациях; | анализ результатов наблюдения за деятельностью студентов в малых группах при решении проблемных, нестандартных ситуаций при постановке учебной задачи. |
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | грамотное устное и письменное изложение мыслей по профессиональной тематике на государственном языке; проявление толерантности в коллективе; | целенаправленное наблюдение; анализ и оценка выполнения самостоятельных работ (сообщение, презентация) анализ и оценка выполнения исследовательской (проектной) работы |
ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Владение методами поиска необходимой информации для решения профессиональных задач с использованием современных информационных технологий | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК7. Брать на себя ответственность работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | демонстрация интереса к будущей профессии; | Инпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения программы |
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон астрономических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; | целенаправленное наблюдение; оценка выполнения индивидуальной работы. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности; самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, | Наблюдение и оценка деятельности студентов в процессе выполнения ими индивидуальных и групповых заданий при проведении учебных занятий, практических занятиях ; - анализ и оценка выполнения самостоятельных работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета биология для 8-9 классов (II ступень)
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы Н.И.Сонина, соответствующей Федеральному ...
Рабочие программы по предмету биология УМК Н.И.Сонина
Представлены рабочие программы по биологии УМК Н.И.Сонина для 6-7, 9-11 классов на 2012-2013 учебный год. Рабочие программы соответствуют типовой структуре, в разделе "Формы и средства контроля содерж...
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....