III. Изучение нового материала
|
30 минут | Учитель: Почему жители больших городов чаще страдают хроническими заболеваниями, аллергическим, болезнями органов желудочно-кишечного тракта, органов дыхания? С чем связана плохая экология в городах? Что является причиной плохой экологии? (промышленность, транспорт) Выбросы фабрик, заводов, машин содержат много различных химических соединений, среди которых немалую роль играют металлы. История человечества тесно связана с различными металлами. Металлы, заметьте, бывают везде: На суше и в море,в воздушной среде. Металлы мы "видим" в различных вещах, В серёжках и кольцах, других мелочах. И свою жизнь сегодня мы не представляем без металлов. Внимательно осмотритесь вокруг. Где вы не были: дома, в школе, на улице или в транспорте - вы увидите, какое множество металлов трудится вокруг нас. Параллельно уживаются и польза от применения металлов и опасность от многих из них для живых организмов. Учитель . Что же такое металлы? Учитель : На протяжении всей жизни в дни рождения и в праздники мы желаем друг другу здоровья на долгие годы. Здоровье - это самое дорогое, что есть у человека. Французский философ просветитель Мишель Монтень писал: «Здоровье - это драгоценность (и при том единственная), ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной». Что такое здоровье? Здоровье - это состояние полного духовного, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни. И состояние нашего здоровья на 20 процентов зависит от состояния окружающей среды. Слагаемые здоровья | образ жизни | наследственность | окружающая среда | здравоохранение | 50% | 20% | 20% | 10% |
Учитель: Сегодня мы поговорим о роли металлов в природной среде, их значении для живых организмов, в том числе и для организма человека. Какое воздействие оказывают металлы на живые организмы? Металлы способны вступать во взаимодействие с белками организма и образовывать с ними металлорганические соединения, ионы металлов непременные участники биохимических процессов; они стимулируют, нормализуют обмен веществ в организме, оказывают положительное действие на рост и размножение, иммунобиологическую активность и продолжительность жизни, участвуют в кроветворении, окислительно-восстановительных процессах; стабилизируют и активируют ферменты, ионы металлов создают разность потенциалов на клеточных мембранах, чем обеспечивают жизнедеятельность клетки. Положительная роль металлов Сейчас мы перечислили положительную роль металлов в живых организмах. А можете ли вы назвать те металлы, которые оказывают отрицательное воздействие на организм человека? А в чем их отрицательное значение? Токсичность - свойство химических веществ, способность вызывать отравление (интоксикацию) организма. Она характеризуется дозой вещества, вызывающего определенную степень отравления. При установлении вредного воздействия загрязняющего вещества на организм необходимо учитывать 3 фактора: • Токсичность вещества зависит от его состояния (нерастворимые в воде соединения практически не подвергаются превращениям в организме) • В природных условиях относительно безвредное вещество может перейти в высокотоксичное соединение, например под воздействием кислотных дождей • В природной среде токсичное вещество может постепенно накапливаться в цепи питания, его концентрация в высших звеньях может в 1000 раз превышать концентрацию данного вещества в природной цепи, обратимся к схеме. Каждая группа получает задание на карточках. Учитель: А теперь проведём практическую работу, которая подтверждает влияние тяжёлых металлов на живой организм. Учитель : Как металлы влияют на жизнь растений? Итак, металлы находятся в растениях, а могут ли растения рассказать о металлах. Конечно, растения накапливают металлы, без них растения заболеют (правило Либиха), они нужны для жизнедеятельности, избыток приведет к гибели. Остаются только те, которые выдерживают накопление в своем организме какого-либо вещества. А что такое биоиндикация? Биоиндикация - оценка качества природной среды по состоянию её биоты. Можно ли по внешнему виду растений определить накопление или недостаток металлов в почве?. Признаки болезней растений при избытке или недостатке металлов в почве. Слайд По внешнему виду растений можно определить места где нужно искать полезные ископаемые: медь - безлесные, травянистые пустоши, хром - прогалины в растительном покрове, железо - угнетенная древесная растительность, платина - отсутствие растительного покрова и т.д. Учитель: Сегодня мы поговорим о тяжёлых металлах, с которыми чаще всего связано отравление людей. Такими металлами являются: СВИНЕЦ, РТУТЬ, КАДМИЙ, МЕДЬ. В конце выступления каждой группы у учащихся в тетрадях должна быть заполнена таблица. План характеристики тяжёлого металла следующий: 1. положение металла в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; 2. историческая справка; 3. действие на организм, концентрация металла в организме человека (токсическое действие тяжёлого металла); 4. пути и способы попадания элемента в организм (источники загрязнения тяжёлым металлом); 5. снижение влияния тяжёлого металла на организм;
| Обучающиеся отвечают на вопрос преподавателя.
Ответ: Первой причиной влияния металлов и их соединений на природу, является загрязнение окружающей среды, грозящее порой экологической катастрофой, заставляет многих специалистов задуматься: в какой же экологической нише мы живем, что пьем, чем дышим? И эти вопросы становятся со временем лишь проблемой.
Работы учащихся со слайдами презентации. Радиус атомов металлов _____ радиуса атомов неметаллов. Во всех соединениях _____ металлов имеют _____ степени окисления. При комнатной температуре металлы находятся ______ агрегатном состоянии, за исключением ____. Металлы хорошо проводят _____ и _____. Самый тяжёлый металл - _____, самый легкий - _____, самый тугоплавкий - _______, самый легкоплавкий - _____. Работа учащихся с карточками. Задание на карточках Задание №1. Замечено, что ионы алюминия вызывают у ели явление суховершинности. Но в почве в свободном виде ионы алюминия не встречаются. Объясните, каким образом ионы алюминия оказываются в почве. Задание №2. В 1953 г. в одной из японских деревень, расположенной по берегу залива Минамата, начали умирать люди. Вначале, прибывший в эту деревню рыболов, заметил, что вместе с людьми погибали и кошки. Тщательное исследование показало, что причиной смерти стало отравление ртутью, которая сбрасывалась в залив химическим заводом. Каким образом соединение ртути могло попасть в организм людей и животных? Составить цепь питания, используя данные организмы (кошки, птицы, мелкая рыба, человек, фитопланктон, хищная рыба). Ответ: Задание №3. Цитата из рассказа Валентина Распутина «Век живи - век люби»: - Ну и что ты собираешься делать с этой ягодой? - вдруг негромко спросил, но как-то значительно, с ударением. - Не знаю, - пожал плечами Саня. Он решил, что дядя Володя спрашивает потому, что не уверен, сумеет ли он, Саня, обработать без взрослых ягоду. - Сварю, наверно, половину... половину истолку. - Нельзя ее варить, - решительно и твердо сказал дядя Володя. И еще решительнее добавил: - И есть ее нельзя. - Почему? - Какой дурак берет ягоду в оцинкованную посуду? - Да еще чтоб ночевала! Да такая ягода!» Объясните, почему нельзя хранить продукты в оцинкованной посуде. Задание №4. Профессор одного из университетов читал студентам лекцию о соединениях ртути; на кафедре перед ним стояли два стакана: один с подслащенной водой, которую профессор любил пить во время лекции, другой - с раствором сулемы для опытов. По ошибке лектор глотнул из второго стакана. Сулема - сильный яд, и профессор знал об этом. Но он знал и противоядие. Он велел разболтать сырые яйца с водой и выпил смесь. Началась сильная рвота, яд вышел из организма, и впоследствии никаких признаков отравления не проявилось. Объясните , почему профессор не отравился? Токсичность | Низкая | Средняя | Высокая | Очень высокая | Cu, Fe, Mn, Zn, Ni, Ge, Sr, Kb, Cs | Cr, Ag, A1 | Sb, As, Ba, Se | Be, Cd , Pb, Ho, Tl |
Учащиеся выполняют практическую работу. Практическая работа "Исследование влияния ионов тяжёлых металлов на биологические системы" Цель: Дать возможность убедиться учащимся в разрушительном действии солей тяжёлых металлов на белки. Инструктивная карточка. 1. В 4 пробирки нальём по 2 мл раствора белка. 2. В первую пробирку добавим 1 мл раствора ацетата свинца, во вторую - 1 мл раствора нитрата бария, в третью - 1 мл раствора сульфат меди (II), в четвёртую - 1 мл раствора хлорида алюминия. 3. Наблюдения. 4. Выводы. 5. Наблюдения: Белок свернулся в пробирках, в которые добавили соли тяжёлых металлов, т.е. в пробирках № 1, 2, 3. Вывод: Ионы тяжёлых металлов и разрушают структуру белка. Этот процесс называется ДЕНАТУРАЦИЕЙ. Металл | Токсическое действие тяжелого металла | Источники загрязнения тяжелыми металлами |
Работа в группах : учащиеся группы работают с предложенным текстом, составляют характеристику тяжелого металла по плану и заполняют таблицу |
IV. Закрепление материала
| 3 минуты | Давайте создадим памятку «Полезные советы» Мы сейчас сформулируем «Полезные советы», отвечая на вопросы. 1. Что является противоядием от тяжелых металлов и их солей? 2. Что необходимо сделать, если в помещении оказалась ртуть? 3. Почему вдоль дороги необходимо высаживать декоративные и лесные породы деревьев, а не пищевые и кормовые? 4. Почему нельзя хранить пищу в декоративной посуде? 5. почему консервы необходимо перекладывать из жестяных банок в стеклянные при хранении? 6. Почему нельзя покупать детям дешевые детские игрушки? Все ваши ответы на вопросы мы сформулируем в виде "Полезных советов": Учитель. Подведём итог. Сохранения здоровья человека связано с ограничением количества загрязнителей в окружающей среде. Прежде всего, каждый человек должен сам позаботиться о своём здоровье. Для этого он должен постоянно расширять знания о себе и окружающем его мире. "Ваше здоровье в ваших руках - и в этом ключ к здоровью. Берегите себя и своих близких!" | "Полезных советов" учащихся: 1. Противоядием от тяжёлых металлов и их солей является яичный белок. 2. Если металлическая ртуть оказалась в помещении, её следует засыпать порошком серы или залить раствором хлорида железа (III). 3. Жестяная тара спаивается припоем, содержащим определённое количество свинца, поэтому консервы следует перекладывать в стеклянную посуду после её открывания. 4. Нельзя хранить и готовить пищу в декоративной посуде, так как она предназначена для украшения, а не для пищи - глазурь, которой покрыта посуда, содержит соли свинца и кадмия. 5. Вдоль дорог следует сажать только декоративные и лесные породы деревьев, а не пищевые и кормовые, так как этилированный бензин, попадая в почву, поглощается растениями, и употреблять их в пищу нельзя. 6. Детские китайские игрушки могут содержать токсичные красители, в состав которых входит кадмий. |