Интегрированный урок "Металлы влияющие на здоровье человека"
методическая разработка по биологии (9 класс)

Сердюкова Екатерина Викторовна

Цели урока: Расширить представления обучающихся о влиянии металлов на человеческий организм, на основе межпредметной интеграции.

Тип урока: комбинированный (на основе интеграции курсов химии и биологии).

Учебные:

Обучающая: Сформировать представление о влиянии металлов на здоровье человека.

Развивающая:

  • Способствовать развитию умения анализировать и оценивать факты, делать выводы на основе сравнения.
  • Развивать любознательность учащихся и познавательный интереса к предмету.

Воспитывающая: Воспитание бережного отношения к природе и здоровью человека.

Задачи урока:

  • Ознакомиться с путями проникновения металлов в организм человека и местами накопления.
  • Научиться объяснять биологическую роль металлов с опорой на справочный материал.
  • Научиться выявлять взаимосвязь между состоянием организма человека и состоянием окружающей среды.

Оборудование:

  1. Компьютер, презентация в программе Power Point.
  2. Раздаточный материал: задание на карточках, инструктивная карточка практической работы.
  3. 4 пробирки, раствор белка, раствор ацетата свинца, раствор нитрата бария, раствор сульфата меди(II), раствор хлорид алюминия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_po_teme.docx41.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Интегрированный урок "Металлы влияющие на  здоровье человека"

Цели урока: Расширить представления обучающихся о влиянии металлов на человеческий организм, на основе межпредметной интеграции.

Тип урока: комбинированный (на основе интеграции курсов химии и биологии).

Учебные:

Обучающая: Сформировать представление о влиянии металлов на здоровье человека.

Развивающая:

  • Способствовать развитию умения анализировать и оценивать факты, делать выводы на основе сравнения.
  • Развивать любознательность учащихся и познавательный интереса к предмету.

Воспитывающая: Воспитание бережного отношения к природе и здоровью человека.

Задачи урока:

  • Ознакомиться с путями проникновения металлов в организм человека и местами накопления.
  • Научиться объяснять биологическую роль металлов с опорой на справочный материал.
  • Научиться выявлять взаимосвязь между состоянием организма человека и состоянием окружающей среды.

Оборудование:

  1. Компьютер, презентация в программе Power Point.
  2. Раздаточный материал: задание на карточках, инструктивная карточка практической работы.
  3. 4 пробирки, раствор белка, раствор ацетата свинца, раствор нитрата бария, раствор сульфата меди(II), раствор хлорид алюминия.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

III. Изучение нового материала

IV. Закрепление нового материала

V.  Ознакомление с домашним заданием

VI. Выставление оценок

Этапы урока

Время

Действие учителя

Действие ученика

Начало урока

I.Организационный момент

II.Актуализация знаний

2 минуты

3 минуты

Проверить готовность класса к уроку, подготовить мысленно учащихся к уроку.

Учитель: Доброе утро, настроились на урок, и сегодняшний урок, в ваших руках.

Внимание на экран, прочтите, пожалуйста, небольшой

эпиграф к уроку.

«Металлов много есть, но дело не в количестве,
А  во влиянии их на окружающую среду

В команде работящей металлической
Такие мастера, такие личности!
Преуменьшать нам вовсе не пристало
Заслуги безусловные металлов»

Учитель: Какие ассоциации у вас вызвал данный эпиграф?

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Каковы основные задачи?

На слайде высвечивается тема урока и ее цели.

Мысленно настраиваются на урок.

Слушают преподавателя.

Обучающийся зачитывает эпиграф

Высказывают ассоциации по эпиграфу урока.

Выявляют цель и задачи урока

Основной целью урока является влияние металлов в жизни человека.

III. Изучение нового материала

30 минут

  Учитель: Почему жители больших городов чаще страдают хроническими заболеваниями, аллергическим, болезнями органов желудочно-кишечного тракта, органов дыхания?

С чем связана плохая экология в городах? Что является причиной плохой экологии? (промышленность, транспорт)

Выбросы фабрик, заводов, машин содержат много различных химических соединений, среди которых немалую роль играют металлы.

История человечества тесно связана с различными металлами.

Металлы, заметьте, бывают везде:

На суше и в море,в воздушной среде.

Металлы мы "видим" в различных вещах,

В серёжках и кольцах, других мелочах.

И свою жизнь сегодня мы не представляем без металлов. Внимательно осмотритесь вокруг. Где вы не были: дома, в школе, на улице или в транспорте - вы увидите, какое множество металлов трудится вокруг нас. Параллельно уживаются и польза от применения металлов и опасность от многих из них для живых организмов.

Учитель . Что же такое металлы?

Учитель : На протяжении всей жизни в дни рождения и в праздники мы желаем друг другу здоровья на долгие годы. Здоровье - это самое дорогое, что есть у человека.

Французский философ просветитель Мишель Монтень писал: «Здоровье - это драгоценность (и при том единственная), ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».

Что такое здоровье?

Здоровье - это состояние полного духовного, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни. И состояние нашего здоровья на 20 процентов зависит от состояния окружающей среды.

Слагаемые здоровья

образ жизни

наследственность

окружающая среда

здравоохранение

50%

20%

20%

10%

Учитель: Сегодня мы поговорим о роли металлов в природной среде, их значении для живых организмов, в том числе и для организма человека.

Какое воздействие оказывают металлы на живые организмы?

Металлы способны вступать во взаимодействие с белками организма и образовывать с ними металлорганические соединения, ионы металлов непременные участники биохимических процессов; они стимулируют, нормализуют обмен веществ в организме, оказывают положительное действие на рост и размножение, иммунобиологическую активность и продолжительность жизни, участвуют в кроветворении, окислительно-восстановительных процессах; стабилизируют и активируют ферменты, ионы металлов создают разность потенциалов на клеточных мембранах, чем обеспечивают жизнедеятельность клетки.

Положительная роль металлов

Сейчас мы перечислили положительную роль металлов в живых организмах.

А можете ли вы назвать те металлы, которые оказывают отрицательное воздействие на организм человека?

А в чем их отрицательное значение?

Токсичность - свойство химических веществ, способность вызывать отравление (интоксикацию) организма. Она характеризуется дозой вещества, вызывающего определенную степень отравления. При установлении вредного воздействия загрязняющего вещества на организм необходимо учитывать 3 фактора:

•        Токсичность вещества зависит от его состояния (нерастворимые в воде соединения практически не подвергаются превращениям в организме)

•        В природных условиях относительно безвредное вещество может перейти в высокотоксичное соединение, например под воздействием кислотных дождей

•        В природной среде токсичное вещество может постепенно накапливаться в цепи питания, его концентрация в высших звеньях может в 1000 раз превышать концентрацию данного вещества в природной цепи, обратимся к схеме.

Каждая группа получает задание на карточках.

Учитель: А теперь проведём практическую работу, которая подтверждает влияние тяжёлых металлов на живой организм.

Учитель :

Как металлы влияют на жизнь растений?

Итак, металлы находятся в растениях, а могут ли растения рассказать о металлах. Конечно, растения накапливают металлы, без них растения заболеют (правило Либиха), они нужны для жизнедеятельности, избыток приведет к гибели.

Остаются только те, которые выдерживают накопление в своем организме какого-либо вещества.

А что такое биоиндикация?

Биоиндикация - оценка качества природной среды по состоянию её биоты.

Можно ли по внешнему виду растений определить накопление или недостаток металлов в почве?.

Признаки болезней растений при избытке или недостатке металлов в почве. Слайд

По внешнему виду растений можно определить места где нужно искать полезные ископаемые: медь - безлесные, травянистые пустоши, хром - прогалины в растительном покрове, железо - угнетенная древесная растительность, платина - отсутствие растительного покрова и т.д.

Учитель: Сегодня мы поговорим о тяжёлых металлах, с которыми чаще всего связано отравление людей. Такими металлами являются: СВИНЕЦ, РТУТЬ, КАДМИЙ, МЕДЬ.

В конце выступления каждой группы у учащихся в тетрадях должна быть заполнена таблица.

План характеристики тяжёлого металла следующий:

1.        положение металла в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

2.        историческая справка;

3.        действие на организм, концентрация металла в организме человека (токсическое действие тяжёлого металла);

4.        пути и способы попадания элемента в организм (источники загрязнения тяжёлым металлом);

5.        снижение влияния тяжёлого металла на организм;

Обучающиеся отвечают на вопрос преподавателя.

Ответ: Первой причиной влияния металлов и их соединений на природу, является загрязнение окружающей среды, грозящее порой экологической катастрофой, заставляет многих специалистов задуматься: в какой же экологической нише мы живем, что пьем, чем дышим? И эти вопросы становятся со временем лишь проблемой.

Работы учащихся со слайдами презентации.

Радиус атомов металлов _____ радиуса атомов неметаллов. Во всех соединениях _____ металлов имеют _____ степени окисления. При комнатной температуре металлы находятся ______ агрегатном состоянии, за исключением ____. Металлы хорошо проводят _____ и _____. Самый тяжёлый металл - _____, самый легкий - _____, самый тугоплавкий - _______, самый легкоплавкий - _____.

Работа учащихся с карточками.

Задание на карточках

Задание №1. Замечено, что ионы алюминия вызывают у ели явление суховершинности. Но в почве в свободном виде ионы алюминия не встречаются. Объясните, каким образом ионы алюминия оказываются в почве.

Задание №2. В 1953 г. в одной из японских деревень, расположенной по берегу залива Минамата, начали умирать люди. Вначале, прибывший в эту деревню рыболов, заметил, что вместе с людьми погибали и кошки. Тщательное исследование показало, что причиной смерти стало отравление ртутью, которая сбрасывалась в залив химическим заводом. Каким образом соединение ртути могло попасть в организм людей и животных? Составить цепь питания, используя данные организмы (кошки, птицы, мелкая рыба, человек, фитопланктон, хищная рыба).

Ответ:

 

Задание №3. Цитата из рассказа Валентина Распутина «Век живи - век люби»:

- Ну и что ты собираешься делать с этой ягодой? - вдруг негромко спросил, но как-то значительно, с ударением.

- Не знаю, - пожал плечами Саня.

Он решил, что дядя Володя спрашивает потому, что не уверен, сумеет ли он, Саня, обработать без взрослых ягоду.

- Сварю, наверно, половину... половину истолку.

- Нельзя ее варить, - решительно и твердо сказал дядя Володя. И еще решительнее добавил:

- И есть ее нельзя.

- Почему?

- Какой дурак берет ягоду в оцинкованную посуду? - Да еще чтоб ночевала! Да такая ягода!» Объясните, почему нельзя хранить продукты в оцинкованной посуде.

Задание №4. Профессор одного из университетов читал студентам лекцию о соединениях ртути; на кафедре перед ним стояли два стакана: один с подслащенной водой, которую профессор любил пить во время лекции, другой - с раствором сулемы для опытов. По ошибке лектор глотнул из второго стакана. Сулема - сильный яд, и профессор знал об этом. Но он знал и противоядие. Он велел разболтать сырые яйца с водой и выпил смесь. Началась сильная рвота, яд вышел из организма, и впоследствии никаких признаков отравления не проявилось. Объясните , почему профессор не отравился?

Токсичность

Низкая

Средняя

Высокая

Очень высокая

Cu, Fe, Mn, Zn, Ni, Ge, Sr, Kb, Cs

Cr, Ag, A1

Sb, As, Ba, Se

Be, Cd , Pb, Ho, Tl

Учащиеся выполняют практическую работу.

Практическая работа "Исследование влияния ионов тяжёлых металлов на биологические системы"

Цель: Дать возможность убедиться учащимся в разрушительном действии солей тяжёлых металлов на белки.

Инструктивная карточка.

1.        В 4 пробирки нальём по 2 мл раствора белка.

2.        В первую пробирку добавим 1 мл раствора ацетата свинца, во вторую - 1 мл раствора нитрата бария, в третью - 1 мл раствора сульфат меди (II), в четвёртую - 1 мл раствора хлорида алюминия.

3.        Наблюдения.

4.        Выводы.

5.        Наблюдения: Белок свернулся в пробирках, в которые добавили соли тяжёлых металлов, т.е. в пробирках № 1, 2, 3.

Вывод: Ионы тяжёлых металлов и разрушают структуру белка. Этот процесс называется ДЕНАТУРАЦИЕЙ.

Металл

Токсическое действие тяжелого металла

Источники загрязнения тяжелыми металлами

        Работа в группах : учащиеся группы работают с предложенным текстом, составляют характеристику тяжелого металла по плану и заполняют таблицу

IV. Закрепление материала

3 минуты

Давайте создадим памятку «Полезные советы»

Мы сейчас сформулируем «Полезные советы», отвечая на вопросы.

1.        Что является противоядием от тяжелых металлов и их солей?

2.        Что необходимо сделать, если в помещении оказалась ртуть?

3.        Почему вдоль дороги необходимо высаживать декоративные и лесные породы деревьев, а не пищевые и кормовые?

4.        Почему нельзя хранить пищу в декоративной посуде?

5.        почему консервы необходимо перекладывать из жестяных банок в стеклянные при хранении?

6.        Почему нельзя покупать детям дешевые детские игрушки?

Все ваши ответы на вопросы мы сформулируем в виде "Полезных советов":

Учитель. Подведём итог. Сохранения здоровья человека связано с ограничением количества загрязнителей в окружающей среде. Прежде всего, каждый человек должен сам позаботиться о своём здоровье. Для этого он должен постоянно расширять знания о себе и окружающем его мире.

"Ваше здоровье в ваших руках - и в этом ключ к здоровью. Берегите себя и своих близких!"

"Полезных советов" учащихся:

1.        Противоядием от тяжёлых металлов и их солей является яичный белок.

2.        Если металлическая ртуть оказалась в помещении, её следует засыпать порошком серы или залить раствором хлорида железа (III).

3.        Жестяная тара спаивается припоем, содержащим определённое количество свинца, поэтому консервы следует перекладывать в стеклянную посуду после её открывания.

4.        Нельзя хранить и готовить пищу в декоративной посуде, так как она предназначена для украшения, а не для пищи - глазурь, которой покрыта посуда, содержит соли свинца и кадмия.

5.        Вдоль дорог следует сажать только декоративные и лесные породы деревьев, а не пищевые и кормовые, так как этилированный бензин, попадая в почву, поглощается растениями, и употреблять их в пищу нельзя.

6.        Детские китайские игрушки могут содержать токсичные красители, в состав которых входит кадмий.

1 минута

Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Мне особенно запомнилось…

Меня удивило…

Я считаю…

Урок мне…

Оцените по 5-ти бальной системе свою работу сегодня на уроке.

Самостоятельно заполняют таблицу рефлексии

Впечатления об уроке

V.Ознакомление с домашним заданием

1 минута

Творческое задание: необходимо составить задачи о влиянии металлов и их соединений на природную среду  и живые организмы.

Записывают домашнее задание

VI.Выставление оценок

Выставление оценок в журнал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Факторы влияющие на здоровье человека"

Тема классного часа: «Факторы, влияющие на здоровье человека». Мы выясним, чем опасны некоторые зависимости и вместе определим, как не попасть под их влияние. Цель урока:дать детям понятие «зависимост...

Интегрированное занятие "У каждого человека должен быть дом"

Занятие по профилактике самовольных уходов....

Факторы, влияющие на продолжительность жизни человека

Проведение пропаганды здорового образа жизни среди учащихся...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 30 «ЗОЖ и факторы, на него влияющие».

Данная презентация иллюстрирует тридцатый урок ОБЖ в 6 классе  «ЗОЖ и факторы, на него влияющие» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных ...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 32 «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека».

Данная презентация иллюстрирует тридцать второй урок ОБЖ в 6 классе  «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК биология – география «ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ»

     Интегрированный урок (биология – география) «Человек на планете» разработан для учащихся 8 классов общеобразовательной школы, обучающихся по программе общеобразовательных уч...

Интегрированный урок истории-литературы "Человек на войне"

Разработка интегрированного урока истории и литературы в 11 классе....