программа.
рабочая программа по биологии (5 класс)

Платонова Анна Владимировна

программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скан_20221125_3.jpg

Пояснительная записка

Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки

выпускников, способных  быстро адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их на практике для решения возникающих проблем;

- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы и искать пути их решения

- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены

- работать с информацией, быть коммуникабельными в различных социальных группах;

- самостоятельно работать над расширением собственного интеллекта,

Главная задача современной системы образования – создание условий качественного

обучения. Педагогика накопила значительное число эффективных методик.

Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего

процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и

взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов

обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные

виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно –

деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с

принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

Задача каждого современного педагога – превратить традиционное обучение, направленное на

накопление знаний, умений, навыков, в увлекательный и результативный процесс развития личности школьников.

Уход от традиционного урока через использование новых технологий позволяет создавать

условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы.

Однако, нет одинаковых школ, одинаковых классов и одинаковых учеников. Поэтому одного знания современных образовательных технологий педагогу недостаточно.

Для реализации основной цели образования: создание условий для повышения качества образования, воспитания личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни- педагогу необходимо  не только знать современные базовые педагогические технологии, но уметь применять их на уроках с учетом особенностей  предлагаемых условий (количество обучающихся, их стартовые возможности, особенности учебного заведения и т.п.) Поэтому на протяжении аттестационного периода строила свою педагогическую деятельность , стараясь отходить от традиционных форм работы и заменять их современными педагогическими технологиями в преломлении к условиям конкретного коллектива обучающихся и конкретного образовательного учреждения.

Цель данной программы: проанализировать и систематизировать актуальные для предметов «география» и «биология» образовательные технологии, показав реальные возможности их совершенствования в условиях конкретной школы.

Эффективные образовательные технологии на уроках географии и биологии

и возможности  их совершенствования.

Среди современных образовательных технологий наиболее актуальными для образовательного поля предметов география и биология -  являются следующие:

Инфомационно - коммуникационные технологии

Цель: повышение мотивации к учению, повышению эффективности образовательного

процесса за счёт высокой степени наглядности, активизации познавательной деятельности,

повышению качественной успеваемости обучающихся, развитие наглядно - образного,информационного мышления, навыков самообразования и самоконтроля, повышениюактивности и инициативности на уроке, повышению уровня комфортности обучения.активизация познавательной деятельности обучающихся;высокая степень дифференциации обучения;рост объема выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;усовершенствование контроля знаний;рациональная организация учебного процесса, повышение эффективности урока

Изменение (совершенствование) базовой технологии:

В рамках данной технологии  возможно более активное привлечение учащихся  к использованию интернет ресурсов (потенциала ю-тьюба) для подготовки проектов или применения креативного подхода к выполнению домашних заданий.

Проектная технология — развивает творческие способности, навыки самостоятельной работы в рамках предмета.

Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных ипрактических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские умения (выявления проблем,сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез,обобщения);

- развивают системное мышление.

Изменение (совершенствование) базовой технологии:

Совершенствование технологии проектного обучения происходит, прежде всего, через  ее систематизацию, особенности которой  отражены в моей Программе «Организация проектной деятельности на уроках основного (5-9 классы) общего образования на уроках географии и биологии»

Результаты:

- реализация субъект - субъектного подхода в организации учебной деятельности;

- формирование активной познавательной и мыслительной деятельности учащихся;

- усиление мотивации к изучению географии и биологии;

- создание благоприятной атмосферы на уроке;

- исключение монологического преподнесения учебного материала.

Игровые технологии

Деловая игра- в деловых играх моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках

которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы иимитируется его реализация на практике.

Деловая игра – это моделирование систем отношений.

Актуальность педагогической игры в том, что она позволяет достигать личностных,

метапредметных и предметных результатов обучения географии и биологии,способствует формированию необходимых универсальных учебных действий ушкольников, позволяет спроектировать и провести урок на основе системно-деятельностного подхода в обучении.

Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические

- формируют устойчивую мотивацию учения;

- формируют ценностно-смысловые, социокультурные компетенции.

Изменение (совершенствование) базовой технологии:

 Совершенствование  игровых методов и приемов происходит через использование  огромного потенциала  современных интернет-ресурсов , в том числе  активно применяется на уроках и во внеурочной деятельности обучение средствами современного песенного аутентичного материала и обучающих видео u-tube

Результат:

В процессе использования всех видов дидактических игр на уроках географии и биологии успешно реализуются  задачи достиженияличностных, метапредметных и предметных результатов образования, которые решаются вкомплексе.

Технология проблемного обучения.

Отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:

1) сложность, выступающая в форме противоречия;

2) ёмкое содержание;

3) увлекательная форма;

4) доступный для ученика уровень сложности.

Цель технологии - помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий

потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.

Результат: использование проблемного обучения способствует развитию у обучающихся

познавательной деятельности и проявляется в активизации этой деятельности. Проблемная

ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых

знаний и новых способов их получения.

Изменение (совершенствование) базовой технологии:

Возможность использования  элементов проблемного обучения на начальных стадиях обучения (с 5 класса) приводит к  развитию  у  навыков самостоятельного выбора решений из предлагаемых вариантов.

Обучение в сотрудничестве: (групповая и парная работа)

Цель технологии - развитие мышления учащихся. А развивать мышление – значит,развивать умение думать.

При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:

- возрастает объём учебного материала и глубина его понимания;

- ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

- возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия,прибавляются теплота и человечность);

- растёт самокритичность - ученик более точно оценивает свои возможности;

- учитель получает возможность осуществлять индивидуальный подход к учащимся(учитывать их способности, темп работы при делении класса на группы, давать группамдифференцированные задания).

Результат: групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всехшкольников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждыйученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разныеварианты решения. Групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальныйподход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявленияих индивидуальных возможностей и потребностей, тем самым повышая качествообразования.

Изменение (совершенствование) базовой технологии:

В практическом применении данной технологии очень важным является создание благоприятного микроклимата в группах, поэтому в практической деятельности формирование    групп необходимо проводить, в первую очередь, с учетом психологической совместимости

Здоровьесберегающие технологии.

Цель: способствовать предупреждению социальных отклонений в образе жизнишкольников, профилактика заболеваний, предупреждение вредных и формированиеполезных привычек, повышение качества образовательных услуг.

Результаты:

-сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них культуры здоровогообраза жизни;

- построение урока с учетом работоспособности учащихся, снижение утомляемости;

-благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки.

С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую

различные приемы и методы: поддерживаю в кабинете обоснованные санитарно-гигиенические условия. Чистота, освещенность, дизайн; физиологически грамотноепостроение занятий, строгая дозировка учебной нагрузки; смена видов деятельности.

Изменение (совершенствование) базовой технологии:

В практической деятельности важно провести анализ и отбор наиболее оптимальных форм подвижной дидактической игровой деятельности для классовс большой наполняемостью ( более 25 человек)

Воспитательные технологии реализуются в виде вовлечения обучающихся в

дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по предметам«география и биология».

  

Результаты использования и совершенствования  современных образовательных технологий  на уроках географии и биологии.

Технология

Личный вклад в совершенствование технологий

Практические результаты

Личностно-ориентированное обучение

Усовершенствовании объяснительно-иллюстративного метода в рамках личностно-ориентированного метода (через использование современных интернет -ресурсов и выбора учебного материала с учетом уровня обучаемости детей конкретного класса).

-Стабильна успеваемость (100%),

-Повышение качества знаний

-Всестороннее развитие личности

Здоровьесберегающие технологии

Отбор оптимальных способов  применения подвижных динамических игр в классах с большой наполняемостью

( более 25 человек)

-Отсутствие у учащихся вредных привычек

-Малое количество пропусков уроков по болезни

Информационно-коммуникативные технологии

Обучение  учащихся самостоятельному поиску и отбору учебного материала, предоставляемого интернет-ресурсами, в т.ч. ю-тьюб каналом (в рамках работы над проектом или выполнения креативного домашнего задания)

-Обновление дидактичекского материала

-Создание и грамотное оформление учащимися творческих работ

-Подготовка и использование компьютерных презентаций

-использование электронных источников информации

-Повышение интереса к урокам географии и биологии

Технология проектного обучения

Совершенствование технологии проектного обучения -в систематизации форм работы, что отражено в моей Программе «Организация проектной деятельности на уроках основного (5-9 классы) общего образования на уроках географии и биологии»

-Умение ориентироваться в информационном пространстве,

самостоятельно конструировать свои знания и искать решения проблемы,

-выход содержания  проектов за рамки предмета

Игровые технологии

Совершенствование игровых методов и приемов через использование  огромного потенциала современных интернет-ресурсов , в том числе,благодаря активному применению на уроках и во внеурочной деятельности средств современного материала и обучающихвидео u-tube

-Повышение интереса к предметам«география и биология»

-Активизация мыслительной деятельности в процессе игры

-Объединение учебной и внеурочной деятельности в единый воспитательный процесс

Технология проблемного обучения

Использование  элементов проблемного обучения на начальных стадиях обучения (с 5 класса) с целью развития у школьников  навыков самостоятельного выбора решений из предлагаемых вариантов

-Развитие у школьников познавательного интереса

-Активное участие школьников в конкурсах по предмету и олимпиадах

-Рост качества знаний при 100% успеваемости

Обучение в сотрудничестве

(групповая и парная работа)

Создание благоприятного микроклимата в  группах через формирование речевых групп по психологической совместимости

-На формирование УУД тратится меньше времени, чем при фронтальной форме работы

- Получение учащимися удовольствия от процесса работы на уроке, что ведет и к повышению интереса к предмету в целом

-Рост познавательной активности  и творческой самостоятельности учащихся

-Рост качества знаний при 100% успеваемости

Интернет-ресурсы:

  1. Проблемное обучение- педагогика

Studme.ru

  1. Использование игровых методов на уроках географии и биологии

Kopilkaurokov.ru

  1. Метод проектов как современная педагогическая технология

Infourok&ru

  1. Здоровьесберегающие технологии в современной школе

Maam.ru

  1. Личностно-ориентированный подход в образовании

studme.org

  1. Информационно-коммуникативные технологии на уроках географии и биологии

Nsportal.ru

  1. Обучение в сотрудничестве на уроках географии и биологии

metod-ropilka.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...