Конспект по биологии
план-конспект урока по биологии (7 класс)

"Общая характеристика и внешнее строение птиц"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока

Тема урока: «Общая характеристика  и внешнее строение птиц»

Цели урока:

а) Обучающие:

изучить общую характеристику и внешнее строение птиц;

дать понятия: постоянная температура тела, клюв, надклювье, подклювье, перья: контурные (маховые, рулевые), пуховые, пух, стержень, очин, опахало, бородки первого и второго порядка, крючочки.

б) Воспитывающие:

формирование научного мировоззрения.

в) Развивающие:  

умение анализировать, сравнивать и обобщать информацию;

умение пользоваться учебником и схемами.

Оборудование:

чучело птицы;

перья;

учебник;

таблицы.

Методы обучения:

а) Словесные:

объяснение с элементами беседы.

б) Наглядные:

демонстрация чучела птицы и таблиц.

Форма обучения и тип урока:
Комбинированный.

Литература: 

Учебник 7 класса «Биология», Константинов В.М.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.
На предыдущем уроке мы закончили изучать класс Пресмыкающиеся. В конце урока вам нужно будет сдать рабочие тетради с выполненными заданиями по этой теме. А сегодня мы переходим к изучению нового класса животных. Но вам нужно будет самим догадаться, что это за класс. Чучело какого животного стоит перед вами?

Ученики: Чучело птицы.

Учитель: А что это за класс, тип, подтип?

Ученики: Тип-хордовые; подтип-позвоночные; класс-птицы.

Учитель: Давайте попробуем поставить цели нашего урока?

Ученики: изучить общую характеристику и внешнее строение птиц.

Учитель: верно. Сегодня мы с вами приступаем к изучению класса Птицы - наиболее многочисленной группы наземных позвоночных животных, объединяющей около 8600 видов, разделенных на 35-40 отрядов. Какую же среду обитания освоили птицы?

Ученики: наземно-воздушную.

Учитель: Еще раз взгляните на чучело птицы. На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что оно относится к классу Птицы?

Ученики: Птицы отличаются от всех других животных особенностями строения тела, связанными с полётом. Можно выделить следующие отличительные признаки внешнего строения птицы от других животных: передние конечности видоизменены в крылья; наличие перьевого покрова, клюва, покрытого роговым чехлом и цевки.  

Учитель: да. Наверняка вы встречались с домашними птицами. Когда вы брали их в руки, какими они были?

Ученики: теплыми.

Учитель: верно. А как вы думаете почему?

Ученики: Высокая температура тела птиц связана с некоторыми их физиологическими особенностями. У птиц очень высок уровень обмена веществ. Действительно, горячая кровь с огромной быстротой омывает все маленькое тело птицы, разносит питательные вещества, уносит продукты распада.

Учитель: Теперь мы перейдем к изучению внешнего строения птиц и строению перьев. Откройте стр. 211. Перед вами - инструктивная карточка. Давайте откроем тетради и запишем тему и цель лабораторной работы.

Для начала выделите отделы тела. Какие отделы тела вы можете выделить у птицы? (зарисовать в рабочей тетр.)

Ученики: голова, туловище, крылья, ноги.

Учитель: Теперь давайте рассмотрим голову птицы. Что вы можете видеть на ней?

Ученики: Голова птицы небольшая. На ней вперед выдается клюв. Также имеются глаза и слуховое отверстие.(зарисовать)

Учитель: Верно. Клюв покрыт роговыми чехлами – надклювье и подклювье. Зубов нет, так как это делает голову более легкой и облегчает полет.
Зрение является наиболее важным чувством для птиц, так как это необходимо для безопасного полета.
Как вы думаете, от чего зависит форма и размер клюва? Каково, по вашему мнению, значение клюва? 

Ученики: Форма и размеры клюва зависят от характера употребляемой пищи.

Учитель: правильно. «Хищный» клюв – острый, загнутый вниз, позволяющий разрывать мясо на куски. «Водный» клюв – плоский, с роговыми пластинками и зубчиками. Птицы с таким клювом – гуси, утки. «Зерноядный» клюв – короткий, толстый и сильный, позволяющий развивать значительные сдавливающие усилия. Птицы с таким клювом – щеглы, снегири, клесты. «Насекомоядный» клюв – острый, тонкий, различной формы и длины (стрижи, ласточки).

Рассмотрите туловище птицы. Изучите органы, которые на нем расположены.     Какова форма туловища птицы?

Ученики: На туловище расположены крылья, ноги.
Оно обтекаемое, что уменьшает сопротивление и облегчает полёт, также как и перьевой покров.

Учитель: А теперь давайте рассмотрим задние конечности птицы. Сосчитайте количество пальцев на ногах. Как они расположены?

Ученики: 4 пальца на ногах: 3 направлены вперёд, 1 — назад.

Учитель: А как вы думаете почему пальцы у птицы расположены именно таким образом?

Ученики: Для удержания птицы на ветвях деревьев.

Учитель: Если присмотреться, то можно увидеть неоперенную часть лапы птиц, которая покрыта роговыми чешуями - это цевка. Цевка — это сросшиеся мелкие косточки стопы. Она служит птицам для «мягкой посадки». (записать)

В народе говорят: «Птицу узнают по перьям». Птицы способны летать в первую очередь благодаря наличию перьев, чрезвычайно легких и прочных.

Перо – это видоизмененная чешуя, то есть перья – это производные кожи (как ногти и волосы человека), они лишены чувствительности.

Давайте рассмотрим хвост птицы. Как называются перья на хвосте у птиц?

Ученики: рулевые.

Учитель: верно. Число их варьирует от вида к виду: обычно их 12, хотя бывает 10, иногда даже 20 и более. Они играют важную роль во время изменения направления в полете.
А какие основные типы перьев выделяют у птицы?

Ученики: У современных птиц есть два основных типа перьев - контурное и пуховое. На крыльях вырастают крепкие контурные маховые перья. слайд

Учитель: Контурное перо располагается на определенных участках тела – птерилиях, между ними имеются участки, лишенные контурных перьев – аптерии. Это приспособление, облегчающее обтекание тела птицы воздушным потоком.

Давайте изучим строение пера. Откройте учебник на стр. 207 и скажите, какие части выделяют в строении пера?

Ученики: Контурное перо  имеет узкий твердый стержень и широкое опахало, которое образовано густой сетью роговых бородок I и II порядка с крючками.

Учитель: А как вы думаете для чего необходимо такое строение?

Ученики: Такое строение крыла делает его гибким, легким и почти непроницаемым для воздуха.

Учитель: Контурные покровные , налегая друг на друга вершинами, как черепицы, образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет.

Найдите рисунки этих перьев в рабочей тетради и запишите их строение.

Также наибольшее значение имеют контурные перья, находящиеся на крыльях –маховые. Как вы думаете, какую функцию они выполняют?

Ученики: Именно они поддерживают птицу в полёте.

Учитель: На тыльной стороне кисти крепятся самые крупные первостепенные маховые перья, во время полёта они обеспечивают тягу и подъёмную силу. К локтевой кости крепятся второстепенные маховые перья, они составляют несущую поверхность крыла. слайд

Под контурными крыльями находятся пуховые перья. Опахала у них легкие, рыхлые, без бородок II порядка. В отличии от маховых перьев у пуховых перьев очень тонкий стержень, а бородки не содержат крючков. Это перья промежуточного типа, между пухом и контурным пером. 

У некоторых птиц есть еще и пух - коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки. Как вы думаете какого его значение?

Ученики: Пуховые перья сохраняют тепло тела птицы.

Учитель: Также есть еще и другие виды перьев. Какие ?найдите информацию на странице 210. Какую же роль они выполняют?(волосковидные и щитинковидные).

Учитель: Давайте попробуем объяснить какое же значение имеют перья в жизни птиц?

Ученики: Маховые и рулевые перья необходимы для полёта. Перьевой покров придает телу обтекаемую форму. Благодаря высоким теплозащитным свойствам перьевой покров способствует сохранению тепла, защищает тело от температурных воздействий.

Учитель: Птицы, как и люди также ухаживают за своими перьями. Они очищают их, смазывают жирным секретом копчиковой железы. Для чего же они это делают? Ответ на стр. 210 (от состояния оперения).

Ученики: от состояния оперения зависит: возможность настигнуть добычу, уйти от врага, сохранить тепло и способность к полету.

Учитель: да. Один-два раза в год птицы линяют: сбрасывают старые перья, на месте которых вырастают новые. Какие же бывают особенности линьки? (стр. 211 (у большинства птиц).

Учитель: Как вы можете увидеть птицы в своем внешнем строении имеют некоторые сходства с пресмыкающимися.  Какие же они? Стр 211 .( Перья птиц)

Учитель: Сейчас вам нужно будет открыть рабочую тетрадь и заполнить ответы на некоторые вопросы:1,2,3,9,10.

Учитель: А теперь  давайте попробуем обобщить изученную нами информацию сегодня. Что вы можете сказать о внешнем строение птиц? Какие приспособления к полету имеют птицы, исходя из внешнего строения?

Ученики: Таким образом, можно сделать вывод, что внешнее  строение птиц направлено на наилучшее приспособление к полету. Тело маленькое, легкое, имеет обтекаемую форму. Передние конечности видоизменены в крылья. Оперение снижает сопротивление воздуха. Хвост во время полета играет роль руля, а при приземлении помогает тормозить.

Учитель: Ну а теперь записываем домашнее задание. Вам будет нужно выучить параграф 44 и заполнить рабочую тетрадь по данной теме. Спасибо за урок, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии для 10 класса "Фотосинтиез"

Конспект урока биологии в профильном 10 классе с использованием кейс- технологии....

План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"

Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....

Конспект урока биологии. 8класс. Анализаторы.

Обобщающий урок с применением мультимедийной презентации. Урок-путешествие  позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся о строении и функциях анализаторов,формировать представлен...

Конспект урока биологии. 8класс. Анализаторы.

Обобщающий урок с применением мультимедийной презентации. Урок-путешествие  позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся о строении и функциях анализаторов,формировать представлен...

Садовая земляника. Конспект урока биологии для учащихся 7 класса.

Коспект  урока  для учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида. Учебник З.А.Клепининой....

опорный конспект по биологии «Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора»

«Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора»...

Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")

«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины»   Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.          Цели:  ...