Экологическая Игра "Ромашка"
методическая разработка по биологии (5, 6 класс)

Никонова Галина Алексеевна

Экологическая Игра "Ромашка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_igra_ekologicheskaya_romashka.doc952 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая игра
в 5 – 6 классах

«Экологическая ромашка»

подготовила

              Экологическая игра

               «Экологическая ромашка»

 

Методические рекомендации: игра под таким названием проводится для учащихся  5 - 6 классов.  Перед началом игры  кабинет биологии  оформляется красочными тематическими стенгазетами.

Образовательные задачи:

  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках природоведения и биологии;
  •  вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;
  •  развитие коммуникативных навыков;
  •  осуществление межпредметных связей.

Коррекционные задачи:

  • развитие памяти, внимания;
  •  развитие образного мышления;
  •  развитие творческого воображения;
  •  развитие восприятия;
  •  повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи:

  • воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
  •  развитие творческих способностей учащихся;
  •  самореализация личности подростка  в коллективе через внеклассную деятельность.

        

Условия игры.

Изготавливается модель ромашки (жёлтый кружок-сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков проставлены номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске.

Дети делятся на группы (по желанию). Каждая группа выбирает себе командира, придумывает название команды.  Затем  командиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответствующими номерами. Команды приступают к подготовке задания. По истечении отведённого времени команды по очереди представляют выполненную работу.

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте ребята! Я рада видеть лучших знатоков природы на познавательной игре  «Экологическая ромашка»! Земля, земной шар-это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям.… Над нами общая голубая крыша-небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас общие источники влаги: реки, озёра, моря, океаны.… У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушится, хоть какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьёзно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос»- «наука». Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.

Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

        Для того чтобы начать нашу познавательную викторину я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри. (Представление жюри) Оценивать наше жюри по пятибалльной системе. Впереди нас ждут конкурсы и развлечения  для  команд. За активное участие команды будут получать жетоны. Итак, начнём!  

Конкурс 1. «Карточки-задания» 

Ведущий:  Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:

солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.

За каждый правильный ответ  –  1 балла. Время выполнения задания – 2 мин.

Ответ: мальчик;                     солнце;

           ягода;                          небо;

            гриб;                           вода;

            рыбка;                        камни;

            заяц;                           ливень;

            дерево;                       почва.

Жюри  оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.

Конкурс  2.  «Собери  животное»

Ведущий:  Участники, вам необходимо за 1 минуту собрать изображение животного, разрезанного на 12 частей. Максимальное количество баллов – 3 балла.

Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс  3.  «Отгадайте загадки» 

Ведущий:  Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

  1. Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды:

С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)

  1. Окраской - сероватая,

Походкой - мешковатая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья – хрипловатая. (Ворона.)

  1. Длиннохвоста, белобока,

А зовут её….(Сорока.)

  1. Живёт в дупле пустом,

Дуб долбит, как долотом. (Дятел.)

  1. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей.)

  1. Кто без нот и без свирели                   

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей.)

  1. Всех прилётных птиц черней,

Враг личинок, друг полей,

Взад – вперёд по пашне вскачь.

А зовётся птица - …(Грач.)

  1. Не ворона, не синица,

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку –

Раздалось в лесу «ку-ку» (Кукушка)

Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 4.  «Расшифруйте криптограмму» 

Ведущий:  Каждая  команда получает шифровку. Её нужно расшифровать, для этого нужно отгадать четыре ключевых слова. Каждая буква в этих ключевых словах приближает вас к итоговой фразе, которую зашифровали. Максимальное количество баллов – 4 балла. Время выполнения задания – 3 мин.

12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 – 10, 5, 6, 3, 12, 8, 11, 5, 13, 1, 13, 14, 8.

                                 

Ключевые слова:

1, 2, 3, 4, 5 – третий день недели. (Среда.)

6, 7, 8, 9, 5 – учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)

10, 8, 11, 15 – нижние конечности человека. (Ноги.)

12, 8, 13, 14, 5 – верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)

Ответ: Береги лес – наше богатство.

Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 5. «Лишнее слово» 

Ведущий: Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор: автомобиль, атомоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолёт. Максимальное количество баллов – 2 балла. Время выполнения задания – 2 мин.

Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.

Ведущий: Какие ещё экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)

 

Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги 

Конкурс 6. «Лекарственное растение» 

Ведущий: Каждая команда получает изображение лекарственного растения (одуванчика), который нужно собрать из заготовок.  Кто быстрее? За правильно собранный  одуванчик  и быстроту  команда получает 5 баллов.

Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги 

Конкурс 7. «Сделайте правильный выбор» 

Ведущий: Слева написаны времена года, справа – то, что происходит в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить верно, стрелками левый столбик с правым. Максимальное количество баллов – 3 балла. Время выполнения задания – 1 мин.

ЗИМА                                            Набухают почки.

                                                       Листопад.

                                                       Прилетают грачи.

                                                       Бабье лето.

ВЕСНА                                         Грибная пора.

                                                       Сбор клюквы.

                                                       Уборка зерновых.

ЛЕТО                                             Сенокос.

                                                       Птицы вьют гнёзда.

                                                        Рождество.

ОСЕНЬ                                          Ледоход.

                                                        Гололёд 

 Ответ: ЗИМА: рождество, гололед;

                ВЕСНА: набухают почки, прилетают грачи, птицы вьют гнезда, ледоход;

               ЛЕТО: сбор клюквы, уборка зерновых, сенокос;

              ОСЕНЬ: листопад, бабье лето, грибная пора.

Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги 

Конкурс 8. «Загадки из земли» 

Ведущий:  Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

  1. Очень прочен и упруг, строителям – надёжный друг.

Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит.)

  1. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина.)

  1. На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ.)

  1. Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

  1. Без неё машина даже километра не пройдёт,

Самолёты, вертолёты не отправятся в полёт,

Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть.)

  1. Росли на болоте растения… А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)

  1. Она варилась долго в доменной печи,

Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)

  1. А ну, скорей снимите шляпу!
    Я дочь космического папы.
    И вездесуща и легка, -
    Я лед, я пот, я - облака.
    Я иней, чай, бульон, туман,
    Река, ручей и океан.
    Когда я злюсь, то закипаю;
    А от мороза - застываю.
    (Вода)

Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги 

 Конкурс 9. «Расшифруйте словосочетание»

Ведущий: Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК. (Красная книга.) Максимальное количество баллов – 2 балла. Время выполнения задания – 2 мин.

 

Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги 

Конкурс 10. «Чей хвост?» 

Ведущий: Я буду зачитывать описание хвоста, а вам необходимо определить какому животному он может принадлежать. За каждый правильный ответ  –  1 балла.

  1. С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)
  2. С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)
  3. У неё хвост вместо руля. (Птица.)
  4. Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)
  5. У неё хвост – дополнительная рука. (Обезьяна.)
  6. Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку. (Белка.)
  7. У неё хвост – мухобойка. (Корова, лошадь.)
  8. В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица.)

 

Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается  победитель. 

Ведущий:  Друзья! Вот и подошло к финалу наше путешествие. Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь. Спасибо за внимание!

Используемая литература:

1.В.В. Пасечник  «Биология» 6 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

2. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин  «Биология. Животные» 7 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

3. В.М. Пакулова  «Природоведение. Неживая и живая» 5 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

4.  http://stranamasterov.ru (аппликация «Одуванчик»)

5. Картинки    (автор и источник заимствования неизвестен)

6. Загадки -  http://www.solnet.ru

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-экологический проект "ЭДМ" ("Экологическое движение Моложёжи")

p { margin-bottom: 0.21cm; } Социально-экологический проект «ЭДМ» («Экологическое Движение Молодежи») создан совместно с учениками 9 класса: для практического участия школьников в решении экол...

Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...