конспекты уроков
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Кондратенкова Нина Петровна

урок биологии в 8классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya5.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Бактерии, их роль в природе и жизни человека.

Тип урока «открытие» новых знаний.

Цель урока: Знакомство с ролью бактерий в природе и жизни человека.

Личностные:  Развитие интереса к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших действий, способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.

Предметные: Знакомство с многообразием бактерий. их ролью в природе и жизни человека.

Метапредметные:  Формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведению сравнительной характеристики.

Задачи:

Воспитывающая-формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом, -формирование способности видеть уникальность окружающего мира и воспитать бережное отношение к нему.

Развивающая- развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы.

-формировать способность использования творческого подхода при решении проблемы,

-формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.

Обучающая-углубление знаний школьников о значении бактерий в природе и жизни человека, -формирование понимания роли бактерий в жизни на Земле.

Основные понятия, изучаемые на уроке Бактерии, бактерии гниения, почвенные бактерии, болезнетворные бактерии, молочнокислые бактерии.

Вид используемых на уроке средств ИКТ Мультимедиа (компьютер, проектор)

УУД -        формирование навыка расширенного поиска информации.

-        формирование навыка изучающего и поискового чтения.

-        формирование умения выделять главное и второстепенное.

-        формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

-        отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

-        формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

-        формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

-        привитие способности объективно оценивать себя и других участников учебного процесса.

Ход урока: Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня  у нас гости, мы рады их видеть, поздоровайтесь с нашими гостями!

 В министерство здравоохранения нашего царства Животных  пришло SOS – сообщение: Помогите!Из-за этих болезнетворных организмов я уже боюсь выходить на улицу, общаться с другими. Они маленького размера и они повсюду. Говорят, что эти организмы  вызывают такие заболевания, как: чуму, туберкулез, холеру, менингит, тиф. А у домашних животных — сибирскую язву. Вот! Помогите Выгнать их немедленно!

Как вы думаете, о каких организмах идет речь? И какому царству они относятся?

По одной лишь информации  мы можем сказать, что все представители этого царства настолько коварны?

) Как вы думаете, что мы должны сделать? Либо опровергнуть или доказать, что они враги или друзья.

 Сами бактерии были оскорблены, что мы о них судим по одной информации. И они пригласили нас в свое царство, чтоб мы могли воочию увидеть, понюхать, посмотреть, чем они заняты. Ребята у нас удивительное путешествие в царство самых маленьких обитателей нашей планеты.

Ребята, правительство нашего царства Животных  дало задание поскорее исследовать их и предоставить отчет о наших исследованиях.

И выдвинуть свой вердикт: пользу или вред они приносят другим существам? Можно ли на Земле обойтись без бактерий? Но какую цель мы поставим?.

2 этап Актуализация знаний.

Но прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте поделимся информацией, что мы о них уже знаем.

  1. Самая древняя группа, живут уже 3,5 млрд лет. У них нет ядра. Их называют прокариотами.
  2. Бактерии очень маленького размера и могут жить в горячих источниках до 100 градусов и во льдах Арктики.
  3. Тело бактерий представлено одной клеткой и состоит из оболочки, ядерного вещества и цитоплазмы. Движутся они с помощью жгутиков и ворсинок.(
  4.  Размножаются простым делением клетки надвое. Делятся они через каждые 20-30 минут.

)  Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях  потомство всего одной бактерии  может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней. Почему этого не происходит? (слайд 7)

3 этап. Открытие новых знаний. Цель: получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета и выхода из затруднения на данном этапе работы. Форма работы: групповая

Для того, чтобы наше исследование   прошло быстро и эффективно, будем работать в группах. Каждой из групп я предлагаю изучить информацию только по одному из существующих видов бактерий. Итак, 1 группа – цианобактерии. 2 группа – клубеньковые бактерии, 3 группа – бактерии гниения и разложения, 4 группа – Молочно кислые бактерии, 5 группа – Болезнотворные бактерии, 6 группа – Симбиотические бактерии.

На ваших столах лежат листы с заданием и информацией. Каждая группа составляет свой отчет в виде исследовательского листа. Господа бактерии любезно предоставили нам свои материалы, которых вы можете посмотреть и показать товарищам с других групп ( на столе).

Уважаемые исследователи, у нас виза ограничена, т.е. время пребывания в этом Царстве. Так что, нам дали 10 мин.

Отправимся в путь без сомнений и муки,

 Чтоб тайны освоить великой науки.

 Раскроим сегодня бактерий секреты –

 Без ядер, зато они  существа нашей планеты!

Вперед!

При отчете, ребята у нас есть доска, на которой мы отмечаем звездочкой положительные и отрицательные роли бактерий.

Учитель:  .

Каждая команда представляет свою работу, а остальные оценивают их результат, заполняя оценочную таблицу. Далее учитель сопоставляет заполненные ребятами оценочные таблицы и оценивает самостоятельную деятельность учащихся.

Ответы: 1 группа: ( слайд 7) Цианобактерии - производители органического вещества для других живых организмов  и  поставщики кислорода в    атмосфере Земли. Клетки цианобактерий сходны по строению с клетками бактерий, но в отличие от них содержат хлорофилл.  Именно, благодаря деятельности цианобактерий миллиарды лет назад начала формироваться атмосфера нашей Земли (накопление кислорода). Избыток цианобактерий в водоёмах может привести цветении и  к гибели рыб («заморы рыб»). После периода цветения накопленная громадная биомасса цианобактерий отмирает и выделяет в воду токсические вещества.

9Клубеньковые бактерии – это бактерии, обитающие на клубеньках бобовых растений, они привлекают азот из атмосферы (из воздуха) и фиксируют его в почве. Азот очень необходим растениям для их роста и развития, при недостатке азота в почве растение погибает. Поэтому так важно выращивать разнообразные растения семейства бобовые для обогащения почвы этим важным элементом. В свою очередь клубеньковые бактерии получают питательные органические вещества от растений. Такое совместное взаимовыгодное существование организмов разных видов называют симбиозом (от греч. слова симбиоз – «сожительство»).  Клубеньковые бактерии способны при благоприятных условиях за один сезон накопить до 300 кг азота на 1 гектар.

Бактерии гниения. Эти бактерии разлагают растение, дерево, водоросль, рыбу, мясо и другие органические формы жизни на Земле, которые умерли. Эти бактерии разлагают сложные вещества на более мелкие – аммиак, воду, углекислый газ и минеральные соли. Эти бактерии – санитары нашей планеты. Питаясь органическими веществами отмерших растений и трупов животных, они превращают их в перегной почвы. Там, где почвенные бактерии отсутствуют – почвы не плодородные, сухие, серые с трещинами, с большим количеством песка и глины.

) Бактерии разрушения используют для очищения сточных вод на очистных сооружениях, в переработке мусора, в очищении вод Мирового океана от нефтяных пятен (при розливах нефти). Участвуют в образование месторождений полезных ископаемых (газ, нефть, сера, железо).

Бактерии гниения портят  пищевые продукты. Испорченными продуктами питания человек может отравиться. Чтобы уберечь от порчи  продукты подвергают специальной обработке – кипячению, засолке, замораживанию, высушиванию, химической чистке и т.д. Поэтому скоропортящиеся продукты хранят в холодильниках (при низкой температуре жизнедеятельность бактерий понижается), консервируют (с использованием поваренной соли, сахара, уксуса), сушат, коптят.

) Учитель: «Палочка чудесной крови», обладающая способностью образовывать кроваво-красный пигмент при развитии на пищевых продуктах. В средние века те люди, у которых хлеб покрывался колониями красного цвета, подвергались гонениям, вплоть до сожжения на костре в качестве «сообщников дьявола». Так безобидная сапрофитная палочка оказывалась из-за невежества церковников источником страшных бед для многих людей.

Физкультминутка () Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.
Молочнокислые бактерии. 4 Молочнокислые бактерии. Это бактерии, которые питаются молочным сахаром (лактозой) и образуют молочную кислоту. Под её действием молоко превращается в простоквашу, а сливки — в сметану. Используются в пищевой промышленности, для получения молочнокислых продуктов – кефира, творога, сыра. Также эти же бактерии участвуют в процессе квашения овощей (например, капусты), солении огурцов и помидоров и в процессе изготовления силоса (питательной добавки к пище для скота). Образовавшаяся молочная кислота предохраняет овощи и корма от порчи.

) к слову о пользе кисломолочных продуктов. Простокваша, кефир в течение 1 ч усваивается организмом человека на 92 %, а цельное молоко — на 32 %. .  

Этап 4. Первичное закрепление с проговариванием в личной речи.

Цель: закрепление полученных знаний.

Форма работы: групповая

Давайте немного пофантазируем и предположим, основываясь на нашей таблице, что все-таки случится на Земле, если вдруг пропадут все бактерии (Исчезновение азотофиксирующих бактерий, бактерий гниения и почвенных бактерий приведет к снижению плодородия, а далее и к полному истощению почвы, а также к «захламлению» окружающей среды непереработанной органикой: трупами животных, палой листвой, погибшими растениями и т.д. Отсутствие молочнокислых бактерий влечет к полному изменению рациона человека. Исчезновение кишечной палочки, может повлечь за собой ряд проблем, связанных с пищеварением. Отсутствие болезнетворных бактерий, с одной стороны ведет к улучшению жизни из-за отсутствия многих болезней, однако, может привести к перенаселению животных, растений и человека, что также чревато рядом неприятных последствий. Обсуждение результатов работы.

Этап 5. Включение в систему знании, повторение.

Цель: показать единство частностей в изучении предмета и объединение их в единую систему знаний. Форма работы: индивидуальная

1. В каком из данных случаев речь идет о вреде бактерий?

А) участие в почвообразовании, Б) портят продукты питания, В) получение антибиотиков, Г) получение молочных продуктов.

2. Как называются бактерии, живущие на корнях бобовых растений?

А) нитрифицирующие, Б) денитрифицирующие, В) клубеньковые, Г)молочнокислые.

3. Что такое симбиоз?

А) борьба между собой двух организмов, Б) безразличные отношения двух организмов, В) враждебные отношения организмов, Г) совместная полезная жизнь двух организмов.

4. Какие бактерии используют в очистке сточных вод?

А) молочнокислые , Б)бактерии разрушения, В) цианобактерии, Г)клубеньковые бактерии.

5. Какое вещество могут перерабатывать бактерии, помогая пищеварению травоядным животным?

А) сахар, Б) молоко, В) целлюлоза, Г) сыр.

() Взаимопроверка ( ответ на слайде)

Этап 6. Рефлексия учебной деятельности.

Коллективный рассказ: каждая пара учащихся по цепочке  составляет одно предложение, завершая любую  из следующих фраз:

Меня  сегодня удивило …

Знания о бактериях важны, потому что…

Эти знания  я  могу  использовать в ….

Мне хотелось бы посоветовать своему товарищу по парте…

Этап 7. Домашнее задание.

Цель: закрепление и углубление знаний по теме. Форма работы: индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...