конспекты уроков
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Кондратенкова Нина Петровна

урок биологии в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_7.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Цели урока:  Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению материала  о внешнем строении и образе жизни насекомых;  

Совершенствовать    навыки  учащихся   работе на  компьютере,  способствовать развитию речи детей ,   учить детей анализировать и делать выводы.  Дать возможность  учащимся  разобраться в вопросах приспособленности, распространения, насекомых в природе, как одного из процветающих классов животного мира.

Стимулировать необходимость защиты насекомых, их охраны со стороны каждого человека и человечества в целом.

Оборудование:  таблица «Тип членистоногие. Класс насекомые» коллекция насекомых, презентация урока, рисунки детей, выставка книг, посвященных  представителям  класса   насекомых, видеофрагмент, диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс»

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых  знаний  и способов деятельности.

Ход урока:

I Организация начала урока

Приветствие учащихся, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, организация внимания школьников, последовательность в предъявлении требований, четкость.

  II. Проверка выполнения домашнего задания.

-Чем мы занимались с вами на прошлом уроке?

Проверим ваши знания.

  1. Работа у доски .  Просистематизировать данное животное – клещ таежный.  

Вид – клещ таежный

Род – клещ

Семейство – иксодовые или кровососущие

Отряд – клещи

Класс – паукообразные

Тип – членистоногие

Подтип – беспозвоночные

Царство – животные.

(один ученик систематизирует в тетради)

  1. Работа учеников по разноуровневым карточкам: 

Карточка №1.

Какова роль ракообразных в природе и жизни человека?

Карточка №2.

К каким отрядам относятся изображенные животные? (каракурт, таежный клещ, скорпион).

Карточка №3.

-Как используется паутина в жизни пауков?

- Чем объяснить тот факт, что средняя численность пауков скакунов, живущих в Гималаях на высоте до 6000 м., не меняется, хотя там не встречаются ни растения, ни другие виды животных, годных паукам в пищу?

 

  1. Тестовое задание.

  1. Паукообразные – обитатели суши, они дышат:

А – атмосферным кислородом

Б – растворенным в воде кислородом

В – только с помощью легких

Г – при помощи легких и трахей.

  1. Для всех паукообразных характерны :

А -  5 пар ног и две пары усиков

Б – 4 пары ног и ни одной пары усиков

В – тело разделено на головогрудь и брюшко

Г – Тело разделено на голову, грудь и брюшко.

3. Пауки – хищники, у которых процесс пищеварения осуществляется:

А – в желудке

Б – вне организма

В – в кишечнике

Г – в пищеводе.

  1. Клещ является:

А – переносчиком возбудителя энцефалита

Б – возбудителем энцефалита

В – вредителем культурных растений

Г – возбудителем малярии.

  1. Таежные клещи по характеру питания являются:

А – хищниками

Б -  паразитами

В – растительноядными

 Г – сапрофитами.

  1. К паукообразным относятся:

А – дафнии

Б – клещи

В – пауки

Г – все членистоногие.

  1. Клещей можно отличить от пауков по следующим признакам:

А – все членики тела срастаются между собой

Б – тело состоит из головогруди и брюшка

В – имеют 8 ног

Г – усики отсутствуют.

(Взаимопроверка, анализ)

  1. В чем особенность внешнего строения членистоногих?

( один ученик рассказывает, все остальные внимательно слушают и после его ответа рецензируют  его ответ)  

А теперь поработаем всем классом с сигнальными карточками.

Цифра 1 – признаки паукообразных

             2 – ракообразных.

Слайд 1.

  1. Обитатели  соленой и пресной воды, а также суши - 1
  2. Ткут ловчие сети –1
  3. Дышат только атмосферным воздухом – 1
  4. Максимальная масса представителей этого класса 20 кг. – 2
  5. Наружный покров этих животных пропитан хитином – 1,2
  6. Известно 62 тыс. видов - 1
  7. Имеют фасеточные глаза – 2
  8. Тело состоит из головогруди и брюшка – 2
  9. Пищеварение происходит вне организма – 1
  10. Для представителей этого класса характерно явление партеногенез –1.

   

III  Актуализация знаний учащихся:

Где можно встретить насекомых?  Что вам о них известно?

IV  Изучение нового  материала.

 

Откройте тетради, запишите тему урока «Класс насекомые»

Слайд 2.

Задачи урока :

  1. Изучить внешнее строение насекомых и их приспособленность к среде обитания
  2.  Сравнить изученные классы членистоногих
  3. Выполнить лабораторную работу «Внешнее строение насекомых»

(слайд 3)  Ребята, обратимся к эпиграфу нашего урока « Человека издавна восхищают не только бабочки, но и легионы других жужжащих, звенящих, скачущих насекомых. Мы живем с этими созданиями на одной планете, но многое в их жизни для нас до сих пор остается для нас загадкой»

Уильям  Спенс.

 В конце урока мы возвратимся к нему еще раз и докажем правдивость этих слов.

(слайд 4)

На фоне музыки и демонстрации слайдов :

– Как вы думаете, почему насекомые получили свое название?

(слайд 5)

Их тело как бы рассечено на голову, грудь и брюшко, а последнее имеет ясно выраженные насечки, указывающие на границы между сегментами. Второе название класса – шестиногие – также отражает характерную для всех насекомых особенность: наличие у них трех пар ног. Кроме того, большинство насекомых имеет одну пару усиков и одну или две пары крыльев (однако последние признаки не являются всеобщими для класса в целом, так как существуют насекомые без усиков и без крыльев).

Тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка

Какие внешние признаки позволяют отнести насекомых к членистоногим? 

В чем своеобразие этого класса? Посмотрите на коллекции.

 

Слайд 6 .Ротовые органы насекомых

Слайд 7. Органы обоняния

Слайд 8,9. Фасеточные глаза насекомых.

Грудь жука состоит из 3 члеников, каждый из которых несет по паре ног. На среднем и заднем членике находятся крылья.

Насекомые отличные бегуны, прыгуны, летуны, землекопы и другие специалисты. Об этом свидетельствует строение их конечностей.

Слайд 10 .Конечности насекомых.

 Определите   конечности у представленных вам насекомых. Работа с коллекцией насекомых.

Брюшко насекомых состоит из члеников. На каждом членике брюшка находятся маленькие отверстия – дыхальца, через которые жук поглощает атмосферный воздух.

Пауки – обитатели наземной среды, ракообразные -  в основном водной, а насекомые? Где вы встречали насекомых?

Слайд 11. Среды обитания (водная, наземная, воздушная, почвенная)

Чем могут  питаться насекомые?

Слайд 12,13,14

Ротовые аппараты.

Насекомые – существа удивительные. Органы слуха могут быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге. Орган вкуса у бабочек и мух на передних конечностях. Насекомые видят ультрафиолетовые лучи, слышат ультразвуки. Пчела за несколько километров разыскивает по запаху медоносное растение.

У насекомых температура тела равна температуре окружающей среды. Стоит потянуть холодку, их движения делаются вялыми. Еще ниже температура – они засыпают . А в теплый летний день их мышцы могут сокращаться  с удивительной быстротой. Со скоростью поезда летят бабочки – бражники, как пули мчатся жуки – златки.

Среди насекомых есть насекомые одиночки, а есть и общественные насекомые пчела, муравей, термит. Число особей  их различно, так в одном улье  живут одновременно80 тыс. особей, а в одном муравейнике –600 тыс, в одном термитнике – 3 млн.

Посмотрите на жизнь муравьев и ответьте на вопрос, почему их называют общественными?

Слайд 15 Муравьи

  «Насекомые – удивительные существа»

Развитие насекомых может быть с превращением и без него

86% всех насекомых развивается с превращением

Слайд 16.Развитие насекомых .

 Работа с учебником. Используя текст § 16  выделите признаки, которые я не упомянула в своем объяснении.

 

 Релаксационная пауза. Гимнастика для глаз.

- Закройте глаза, послушайте занимательную историю о пчеле.

Жила -  была медоносная .Чтобы сообщить о находке своим пчелам, она начинает танцевать: Откройте глаза.   Мы с вами глазами повторим танцы пчелы:

Круговой танец: пчела бегает кругами по сотам – круг налево – разворот, круг направо – разворот. Еще раз.    Так пчела рассказала, что нашла прекрасный цветущий луг.    Если пчела хочет рассказать более подробно о том, далеко ли находится луг, исполняет другой танец:    Она виляет брюшком -  этот танец напоминает восьмерку, проведите глазами ее путь.

VI  Закрепление знаний:

   -  Какие признаки во внешнем строении таракана  позволяют отнести его к насекомым?

При изучении материала мы не единожды убеждались в том, что насекомые – удивительные существа. Подтверждение этому   - ваша работа на уроке

VI I    Подведение итогов.  Рефлексия (слайд 17)

  • Что на уроке было главным?
  • Что было интересным?
  • Что нового сегодня узнали?
  •  Закончить предложение: Урок не прошел даром, потому что…  

Домашнее задание:

 § 16. Подготовить мини -  сообщение об особенностях:

 Доценко  В, Одноралов К – тараканов

  Азизов Т, Шепеленко О – кузнечиков

 Таранов К – саранчи

 Гузовский А – медведке

 Березовский М – уховертке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...