конспекты уроков
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Цели урока: Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению материала о внешнем строении и образе жизни насекомых;
Совершенствовать навыки учащихся работе на компьютере, способствовать развитию речи детей , учить детей анализировать и делать выводы. Дать возможность учащимся разобраться в вопросах приспособленности, распространения, насекомых в природе, как одного из процветающих классов животного мира.
Стимулировать необходимость защиты насекомых, их охраны со стороны каждого человека и человечества в целом.
Оборудование: таблица «Тип членистоногие. Класс насекомые» коллекция насекомых, презентация урока, рисунки детей, выставка книг, посвященных представителям класса насекомых, видеофрагмент, диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс»
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Ход урока:
I Организация начала урока
Приветствие учащихся, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, организация внимания школьников, последовательность в предъявлении требований, четкость.
II. Проверка выполнения домашнего задания.
-Чем мы занимались с вами на прошлом уроке?
Проверим ваши знания.
- Работа у доски . Просистематизировать данное животное – клещ таежный.
Вид – клещ таежный
Род – клещ
Семейство – иксодовые или кровососущие
Отряд – клещи
Класс – паукообразные
Тип – членистоногие
Подтип – беспозвоночные
Царство – животные.
(один ученик систематизирует в тетради)
- Работа учеников по разноуровневым карточкам:
Карточка №1.
Какова роль ракообразных в природе и жизни человека?
Карточка №2.
К каким отрядам относятся изображенные животные? (каракурт, таежный клещ, скорпион).
Карточка №3.
-Как используется паутина в жизни пауков?
- Чем объяснить тот факт, что средняя численность пауков скакунов, живущих в Гималаях на высоте до 6000 м., не меняется, хотя там не встречаются ни растения, ни другие виды животных, годных паукам в пищу?
- Тестовое задание.
- Паукообразные – обитатели суши, они дышат:
А – атмосферным кислородом
Б – растворенным в воде кислородом
В – только с помощью легких
Г – при помощи легких и трахей.
- Для всех паукообразных характерны :
А - 5 пар ног и две пары усиков
Б – 4 пары ног и ни одной пары усиков
В – тело разделено на головогрудь и брюшко
Г – Тело разделено на голову, грудь и брюшко.
3. Пауки – хищники, у которых процесс пищеварения осуществляется:
А – в желудке
Б – вне организма
В – в кишечнике
Г – в пищеводе.
- Клещ является:
А – переносчиком возбудителя энцефалита
Б – возбудителем энцефалита
В – вредителем культурных растений
Г – возбудителем малярии.
- Таежные клещи по характеру питания являются:
А – хищниками
Б - паразитами
В – растительноядными
Г – сапрофитами.
- К паукообразным относятся:
А – дафнии
Б – клещи
В – пауки
Г – все членистоногие.
- Клещей можно отличить от пауков по следующим признакам:
А – все членики тела срастаются между собой
Б – тело состоит из головогруди и брюшка
В – имеют 8 ног
Г – усики отсутствуют.
(Взаимопроверка, анализ)
- В чем особенность внешнего строения членистоногих?
( один ученик рассказывает, все остальные внимательно слушают и после его ответа рецензируют его ответ)
А теперь поработаем всем классом с сигнальными карточками.
Цифра 1 – признаки паукообразных
2 – ракообразных.
Слайд 1.
- Обитатели соленой и пресной воды, а также суши - 1
- Ткут ловчие сети –1
- Дышат только атмосферным воздухом – 1
- Максимальная масса представителей этого класса 20 кг. – 2
- Наружный покров этих животных пропитан хитином – 1,2
- Известно 62 тыс. видов - 1
- Имеют фасеточные глаза – 2
- Тело состоит из головогруди и брюшка – 2
- Пищеварение происходит вне организма – 1
- Для представителей этого класса характерно явление партеногенез –1.
III Актуализация знаний учащихся:
Где можно встретить насекомых? Что вам о них известно?
IV Изучение нового материала.
Откройте тетради, запишите тему урока «Класс насекомые»
Слайд 2.
Задачи урока :
- Изучить внешнее строение насекомых и их приспособленность к среде обитания
- Сравнить изученные классы членистоногих
- Выполнить лабораторную работу «Внешнее строение насекомых»
(слайд 3) Ребята, обратимся к эпиграфу нашего урока « Человека издавна восхищают не только бабочки, но и легионы других жужжащих, звенящих, скачущих насекомых. Мы живем с этими созданиями на одной планете, но многое в их жизни для нас до сих пор остается для нас загадкой»
Уильям Спенс.
В конце урока мы возвратимся к нему еще раз и докажем правдивость этих слов.
(слайд 4)
На фоне музыки и демонстрации слайдов :
– Как вы думаете, почему насекомые получили свое название?
(слайд 5)
Их тело как бы рассечено на голову, грудь и брюшко, а последнее имеет ясно выраженные насечки, указывающие на границы между сегментами. Второе название класса – шестиногие – также отражает характерную для всех насекомых особенность: наличие у них трех пар ног. Кроме того, большинство насекомых имеет одну пару усиков и одну или две пары крыльев (однако последние признаки не являются всеобщими для класса в целом, так как существуют насекомые без усиков и без крыльев).
Тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка
Какие внешние признаки позволяют отнести насекомых к членистоногим?
В чем своеобразие этого класса? Посмотрите на коллекции.
Слайд 6 .Ротовые органы насекомых
Слайд 7. Органы обоняния
Слайд 8,9. Фасеточные глаза насекомых.
Грудь жука состоит из 3 члеников, каждый из которых несет по паре ног. На среднем и заднем членике находятся крылья.
Насекомые отличные бегуны, прыгуны, летуны, землекопы и другие специалисты. Об этом свидетельствует строение их конечностей.
Слайд 10 .Конечности насекомых.
Определите конечности у представленных вам насекомых. Работа с коллекцией насекомых.
Брюшко насекомых состоит из члеников. На каждом членике брюшка находятся маленькие отверстия – дыхальца, через которые жук поглощает атмосферный воздух.
Пауки – обитатели наземной среды, ракообразные - в основном водной, а насекомые? Где вы встречали насекомых?
Слайд 11. Среды обитания (водная, наземная, воздушная, почвенная)
Чем могут питаться насекомые?
Слайд 12,13,14
Ротовые аппараты.
Насекомые – существа удивительные. Органы слуха могут быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге. Орган вкуса у бабочек и мух на передних конечностях. Насекомые видят ультрафиолетовые лучи, слышат ультразвуки. Пчела за несколько километров разыскивает по запаху медоносное растение.
У насекомых температура тела равна температуре окружающей среды. Стоит потянуть холодку, их движения делаются вялыми. Еще ниже температура – они засыпают . А в теплый летний день их мышцы могут сокращаться с удивительной быстротой. Со скоростью поезда летят бабочки – бражники, как пули мчатся жуки – златки.
Среди насекомых есть насекомые одиночки, а есть и общественные насекомые пчела, муравей, термит. Число особей их различно, так в одном улье живут одновременно80 тыс. особей, а в одном муравейнике –600 тыс, в одном термитнике – 3 млн.
Посмотрите на жизнь муравьев и ответьте на вопрос, почему их называют общественными?
Слайд 15 Муравьи
«Насекомые – удивительные существа»
Развитие насекомых может быть с превращением и без него
86% всех насекомых развивается с превращением
Слайд 16.Развитие насекомых .
Работа с учебником. Используя текст § 16 выделите признаки, которые я не упомянула в своем объяснении.
Релаксационная пауза. Гимнастика для глаз.
- Закройте глаза, послушайте занимательную историю о пчеле.
Жила - была медоносная .Чтобы сообщить о находке своим пчелам, она начинает танцевать: Откройте глаза. Мы с вами глазами повторим танцы пчелы:
Круговой танец: пчела бегает кругами по сотам – круг налево – разворот, круг направо – разворот. Еще раз. Так пчела рассказала, что нашла прекрасный цветущий луг. Если пчела хочет рассказать более подробно о том, далеко ли находится луг, исполняет другой танец: Она виляет брюшком - этот танец напоминает восьмерку, проведите глазами ее путь.
VI Закрепление знаний:
- Какие признаки во внешнем строении таракана позволяют отнести его к насекомым?
При изучении материала мы не единожды убеждались в том, что насекомые – удивительные существа. Подтверждение этому - ваша работа на уроке
VI I Подведение итогов. Рефлексия (слайд 17)
- Что на уроке было главным?
- Что было интересным?
- Что нового сегодня узнали?
- Закончить предложение: Урок не прошел даром, потому что…
Домашнее задание:
§ 16. Подготовить мини - сообщение об особенностях:
Доценко В, Одноралов К – тараканов
Азизов Т, Шепеленко О – кузнечиков
Таранов К – саранчи
Гузовский А – медведке
Березовский М – уховертке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....