Использование ЦОР на уроках биологии
статья по биологии
Современный образовательный процесс трудно представить без качественного обеспечения учебными электронными материалами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tsor_na_urokah_biologii_s_tselyu_formirovaniya_razvivayushchey_obrazovatelnoy_sredy.docx | 26.2 КБ |
tsor.pptx | 596.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ЦОР на уроках биологии с целью формирования развивающей образовательной среды.
Современный образовательный процесс трудно представить без качественного обеспечения учебными электронными материалами. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
ЦОР представляют собой законченные интерактивные мультимедиа продукты, направленные на достижение дидактической цели или на решение определенных учебных задач.
Назначение ЦОР:
1. предоставление учебной информации;
2. информационно-справочное обеспечение всех видов занятий;
3. моделирование и демонстрация объектов;
4. поддержка различных активных форм занятий;
5. развитие навыков и умений в области решения учебных задач;
6. контроль сформированности навыков, умений.
Использование ЦОР позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. В результате повышается так необходимая мотивация - залог успешного освоения учебной программы. .
При изучении биологии весьма эффективны видео лекции, видеофильмы, flash-анимации, анимационные модели, интерактивные схемы и рисунки, компьютерные лабораторные практикумы, которые позволяют частично компенсировать недостаток натуральных объектов и наглядного материала, без которого нельзя полно показать разнообразие живого мира, особенности его строения, развития, механизмы протекания и целостность биологических, химических и других процессов.
Формы организации деятельности учащихся при использовании ЦОР на уроках:
- коллективно-распределенное (всем классом, в группах) и индивидуальное исследование;
- индивидуальный информационный поиск;
- письменная дискуссия между учащимися;
- детские творческие работы (проекты, сообщения)
- различные дидактические игры;
- практические работы;
- выбор и движение по индивидуальной образовательной траектории (проектная деятельность);
- зачетные работы (тесты, разборы, ответы на контрольные вопросы и пр.).
ЦОР в помощь учителю при проведении урока.
- Демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор.
- Компьютерное обучение и тестирование учащихся, помощь в оценивании знаний.
- Индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке.
Помощь учащемуся при подготовке заданий.
- Повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала. Внедрение в учебный процесс ЦОР существенно изменяет методы преподавания предмета, делает обучение более содержательным, зрелищным. Общение учитель-ученик становится более активным, что позволяет заинтересовать слабоуспевающих учеников, а для сильных – придать процессу обучения характер исследования.
- Автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время, а также активизировать процесс контроля усвоения материала. В коллекции образовательных ресурсов есть материалы для закрепления отдельных этапов урока, всего материала урока. Это разгружает учителя, дает возможность проводить консультации с разными группами учащихся.
- Большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п. В коллекции цифровых ресурсов много культурно-просветительских и познавательных материалов по биологии. В разделе инновационных материалов есть ресурс «Виртуальный живой уголок», который помогает быстро приготовить выступления учащихся для уроков и курсов.
- Возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера.
- Мультимедийные справочники-определители, например «Животный мир России. Птицы. Европейская Россия, Урал, Западная Сибирь», Цифровой иллюстрированный атлас-определитель растений средней полосы России используются для подготовки исследовательских работ, это дает развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде.
- Помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия.
- Приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.
Интернет позволяет подготовить иллюстративный материал практически для любого раздела биологии. При этом встает проблема выбора в огромном море ресурсов сети. Анализ сайтов и их систематизация позволяют осуществлять эффективный и качественный поиск необходимого учебного материала. Вот некоторые из них:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru
наборы цифровых ресурсов, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции; учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.
Открытый колледж: Биология
https://college.ru/pedagogam/index.html
отличный помощник при подготовке к ЕГЭ, содержит разнообразные тематические задания
Открытый банк заданий ЕГЭ по биологии. ФИПИ
Анатомия человека в иллюстрациях
яркий красочный наглядный материал с подробным описанием анатомического строения человека
Энциклопедия растений
справочно-информационный портал по цветоводству, садоводству и ландшафтному дизайну. На сайте представлена энциклопедия растений с подробными указаниями по выращиванию и уходу.
Вся биология
научно-образовательный проект, посвящённый биологии и родственным наукам. Предоставление информации по всем разделам биологии в максимально доступной форме для обычного читателя
ЦОР помогают продемонстрировать явление в динамике, передать учебную информацию определенными порциями, выполняя функции источника и меры, также стимулируют познавательные интересы учащихся, позволяют проводить оперативный контроль и самоконтроль результатов обучения.
Цифровые образовательные ресуры (ЦОР) применяются мною на различных этапах урока:
1) при объяснении нового материала (рисунки и фото, слайд-шоу, видеофрагменты, 3D–рисунки и модели, анимации, интерактивные модели) в качестве интерактивной иллюстрации, демонстрируемой с помощью мультимедийного проектора.
2) при самостоятельном изучении учебного материала учащимися на уроке в ходе выполнения компьютерного эксперимента.
3) при организации исследовательской деятельности в форме лабораторных работ в сочетании с компьютерным и реальным экспериментом. При выполнении учениками на этих этапах урока виртуальных лабораторных работ и опытов повышается мотивация учащихся — они видят, как могут пригодиться полученные знания в реальной жизни.
4) при повторении, закреплении (задания с использованием фото, видео и анимаций, интерактивные задания, вспомогательный материал) и контроле знаний (тематические наборы тестовых заданий с автоматической проверкой, контрольно-диагностические тесты) на уровнях узнавания, понимания и применения.
5) домашние эксперименты могут быть выполнены учеником по рабочему листу с соответствующей адаптацией и при наличии дома учебного диска по данному курсу.
В единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school–collection.edu.ru) можно скачать хорошие анимации практически по всем разделам биологии. Видеоуроки от ООО «Инфоурок» (https://infourok.ru/videouroki) – качественный, технически выверенный материал, нравится мне и ученикам. Применение видеоматериалов предусматривает использование определенных приемов. Ведь успешное усвоение материала возможно только при произвольном внимании, а для этого необходим предварительный настрой, установка, продуманное задание.
Важна детальная проработка содержания урока, видеофрагмента, определение места фрагмента в структуре конкретного урока. Поминутное планирование- где остановить, на что обратить внимание, что обобщить. Для эффективного усвоения материалов видеоуроков использую следующие приемы.
- Дается предварительная установка на запоминание
- Видео делится на фрагменты длительностью 3-5 минут, в зависимости от смысловой составляющей, с последующим обобщением, рефлексией.
- Формулируется конкретное задание - что нужно услышать, записать (например, записать функции крови, заполнить таблицу, изобразить схему и тд.).
- Учащиеся получают задания разного уровня сложности в зависимости от учебных возможностей.
- Прием - видеофрагмент без звука, при закреплении, повторении материала, озвучка учащимися, оценивание качества озвучки другими.
- Видеофрагмент без установки. Последующее обсуждение и дискуссия – направлены на развитие произвольного внимания. Используется как вызов в начале урока.
Таким образом, применение ЦОР на уроках – залог организации активной и осмысленной работы учащихся. Уроки с применением ЦОР не заменяют учителя, а делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, направленный на достижение дидактической цели или на решение определенных учебных задач . ЦОР предусматривает активное участие обучающегося в процессе использования ресурса.
Назначение ЦОР: 1. предоставление учебной информации; 2. информационно-справочное обеспечение всех видов занятий; 3. моделирование и демонстрация объектов; 4. поддержка различных активных форм занятий; 5. развитие навыков и умений в области решения учебных задач; 6. контроль сформированности навыков, умений .
Формы организации деятельности обучающихся при использовании ЦОР на уроках: коллективно-распределенное (всем классом, в группах) и индивидуальное исследование; индивидуальный информационный поиск; письменная дискуссия между учениками; детские творческие работы (проекты, сообщения) различные дидактические игры; практические работы; выбор и движение по индивидуальной образовательной траектории (проектная деятельность); зачетные работы (тесты, разборы, ответы на контрольные вопросы).
ЦОР в помощь учителю и ученику . 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru п редставляет собой наборы цифровых ресурсов, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции; учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы. 2. Открытый колледж: Биология https://college.ru/pedagogam/index.html отличный помощник при подготовке к ЕГЭ, содержит разнообразные тематические задания.
3. Анатомия человека в иллюстрациях http://www.anatomus.ru/ яркий красочный наглядный материал с подробным описанием анатомического строения человека 4. Энциклопедия растений http://www.greeninfo.ru/ справочно-информационный портал по цветоводству, садоводству и ландшафтному дизайну. На сайте представлена энциклопедия растений с подробными указаниями по выращиванию и уходу. 5. Вся биология http://www.sbio.info научно-образовательный проект, посвящённый биологии и родственным наукам.
Проект «Инфоурок» https://infourok.ru/videouroki Видео уроки, электронные презентации, тесты, игры, кроссворды и многое другое. Возможность обучения для учителя , повышение квалификации.
П рименение ЦОР на уроках биологии – залог организации активной и осмысленной работы обучающихся. Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет: перейти от репродуктивного процесса обучения к активно- деятельностному ; осуществляется поддержка разнообразия методик и организационных форм обучения; выстраиваются индивидуальные образовательные траектории в соответствии с возможностями и образовательными потребностями ученика; идет стимулирование успешного обучения всех категорий обучающихся .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках биологии
как сделать урок биологии интересным...
статья "Использование растений на уроках биологии"
Использование растений на уроках биологии в 6, 9-11 классах при изучении тем : "Лист", "Видоизменения листьев", "Видоизменения корней", "Конвергенция и дивергенция" и т.д....
Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы); урок-конференция "СПИД - это..."
презентация обобщение опыта работы, материалы конференции...
Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета
Из опыта работы по теме: Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета ...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
Использование ЭОР на уроке биологии на примере урока “Выделение”
Данная презентация создана для учителей биологии, преподающих в основной школе, с целью привлечения внимания к использованию ЭОР в учебном процессе. Использование ЭОР на всех этапах урока обеспе...