Лишайники
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Изучить строение лишайников, продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в парах, логическое мышление, речь учащегося.
Воспитание интереса к познанию живой природы и патриотических чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lishayniki_teh_karta.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Фарн»
Предмет: биология.
Учитель МБОУ СОШ с. Фарн Казиева З.Ж
Класс: 5
Тема урока: «Лишайники»
Тип урока: проблемно-поисковый
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, компьютерные технологии.
Организация пространства: групповая работа.
Оснащение урока: учебник, компьютер, мультимедиапроектор, презентация «Лишайники», коллекция лишайника, лупы, «Рабочие листы» для учеников, Р-Р Лакмуса, 3 химических стакана с водой, уксусной кислотой и содой.
УУД:
Познавательные умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме ,смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.
ЛичностныеУУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные УУД: формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации конфликта и к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД:
-умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Задачи:
Обучающая: изучить строение лишайника.
Развивающая:
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в парах, логическое мышление, речь учащегося.
- Воспитывающая: воспитание интереса к познанию живой природы, воспитание патриотических чувств
Организация пространства: работа в парах
Технологическая карта урока
Предмет | Биология | |
Класс | 5 класс | |
Базовый учебник (выпущенный издательством «Вентана-Граф») | Биология. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева. – М.: Вентана-Граф, 2021. | |
Тема урока | Лишайники | |
Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация и т.д.) | Проблемно-поисковый | |
Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные) | Предметные: учащиеся должны знать многообразие и особенности строения лишайника; иметь представление о лишайниках как симбиотических организмах. Метапредметные: развивать у обучающихся умения проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы. Личностные: учащиеся должны осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости. | |
Материалы и оборудование | компьютеры, электронное приложение, учебник, мультимедиапроектор. |
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Содержание, деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Организационный этап (2 мин.) | Ребята, добрый день! Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. | Слушают, настраиваются на деятельность | Личностные УУД - проявлять интерес к изучению темы; проявлять желание узнать о строении организма |
2. | Постановка учебных задач (3 мин.) | Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы назовете её после того как разгадаете ребус. (слайд 2) Учитель записывает проговорённую тему на доску. Учитель спрашивает: 1.Какая основная цель нашего урока? 2.А что нужно сделать, чтобы достичь цели? | - Разгадывают ребус. Называют тему «Лишайник». - Дети записывают тему урока в тетради. - Изучить многообразие и особенности строения лишайника. - Предлагают способы достижения цели - составить план, познакомится с материалом параграфа учебника, рассмотреть рисунки и схемы, послушать рассказ учителя. | Личностные УУД - проявлять интерес к изучению темы; Познавательные УУД - поиск и выделение информации Коммуникативные УУД - определять цель урока, свои функции, контроль, коррекция действий партнера. Регулятивные УУД - постановка учебной задачи, составление последовательности действий |
3. | Изучение нового материла. 1.Актуализация опорных знаний. (5 мин.) 2.Совместное открытие нового знания (23 мин.) | Отработка опорных понятий - учитель просит дать ответ «Что такое грибница? Слоевище? Каким образом питаются грибы и водоросли?» Учитель показывает фото: (слайд 3) Просить ответить, что изображено на фотографии. -Вопрос: Как вы думаете, почему академик К.А. Тимирязев назвал лишайник Сфинксом? (слайд 4) (Слайд 5) Учитель: Прочитав текст в учебнике на стр.66 пункт «Строение и питание лишайника», выполните задание . (Слайд 6) - Затем, учитель задает вопрос: «Как питается лишайник, если он состоит из двух организмов с разными типами питания?» (слайд 7) - Затем, учитель делит класс на три группы. Каждая группа получает задание: Изучить материал учебника и сделать вывод о: 1 группа – классификации лишайников, ответ представить в виде схемы, классифицировать предложенные гербарии. (слайд 8); 2 группа – размножении лишайников (слайд 9); 3 группа - распространении лишайников, используя текст учебника и дополнительную литературу. (слайд 10). - Рассказ учителя с демонстрацией фрагментов видеофильма «Лишайники» о значении лишайников (слайд 11). | - Дают ответы на заданные вопросы. - Делают предположения, что на фотографии изображены лишайники, они являются растениями. -Учащиеся делают предположения о двойственной природе лишайника. Записывают определение «лишайник» в тетрадь. - Осознают принадлежность лишайников к особой группе живых организмов – симбиозу. - Читают текст, выполняют задание. - Проверяют выполненное задание. - Грибы поставляют водорослям воду с растворенными минеральными веществами, а водоросли поставляют грибам готовые органические вещества. - Учатся выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщение, представлять результаты классу. - Слушают, анализируют. | Личностные УУД -Формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения Познавательные УУД - Анализировать, классифицировать и обобщать; Коммуникативные УУД - Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; Регулятивные УУД - Составлять в группе план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно |
4. | Закрепление изученного материала (10 мин.) | А теперь мы сыграем в игру «Семафор». Я называю утверждение. Если оно правильное, вы поднимаете зелёный знак семафора. Если неправильное - красный. Тело лишайника называется слоевище. Лишайники приносят вред природе. Лишайники очень требовательны к условиям произрастания. Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли. Водоросль лишайника синтезирует органические вещества. Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт. Симбиоз – взаимовыгодное сотрудничество. Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета. Лишайники делятся на: накипные, кустистые и листоватые. |
- да - нет - нет - да - да - нет - да - нет - да | Регулятивные УУД - выполнять задание в соответствии с поставленной целью. Познавательные УУД - использовать приобретённые для выполнения заданий. Личностные УУД -оценивание усваеваемого материала. Регулятивные УУД - выделение и осознание того, что уже усвоено и подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. |
5. | Рефлексия (2 мин.) | Учитель предлагает ответить на вопросы: Достигли ли вы цели урока? Что было главным на уроке? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Что нового вы узнали? Что было интересным? Чему научились? Домашнее задание:
| - отвечают на вопросы | Коммуникативные УУД - умение слушать г, участвовать в коллективном обсуждении проблем Использовать речевые средства для представления результата. Регулятивные УУД -соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Личностные УУД -оценивать результат собственной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование. Биология 6 класс. Учебник И.Н Пономарёва, О.Н Корнилова. Растения, грибы, бактерии, лишайники. Москва «Вентана-Граф» 2005 г.
Пояснительная записка.Планирование составлено в соответствии с программой «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (68 часов, 2 часа в неделю) Авторы: И.Н. Пономарева, В. С. Кучменко учебник...
Царства "Бактерии", "Грибы", "Лишайники"
Обобщающий урок биологиив 7 классе...
Лишайники и их группировки в дубовых и грабовых лесах
научно - практическая работа об экологии, систематике и индикационном значении лишайников...
"Лишайники"
"Лишайники" ЛишайникиЛлллжжжжллллллдддддлшшшшшитп...
презентация на тему "Лишайники"
Презентация по биологии на тему "Лишайники"для 6 класса к учебнику И. Н. Пономаревой....
Задания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 2. Лишайники
адания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 2. Лишайники Кемеровской области....
План-конспект урока: Общая характеристика лишайников как симбиотических организмов. Значение лишайников в природе и жизни человека.
Урок-презентация, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....