"Лишайники"
план-конспект урока (биология, 6 класс) по теме

Тляубаева Лилия Байрамгалиевна

"Лишайники"   ЛишайникиЛлллжжжжллллллдддддлшшшшшитп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lishayniki.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Урок "Лишайники" 6-й класс.

Задачи урока:

1 .Изучить особенности строения, питания, размножения лишайников, как симбиотических организмов.

2..Определить значение лишайников в природе и в жизни человека.

3. Отрабатывать умения работы с натуральными объектами и коллекциями.

4. Развивать понятие о многообразии живых организмов.

Оборудование: Таблица «Лишайники»,гербарный материал с образцами различных видов лишайников;

Ход урока

1. Проверка знаний.
1. Фронтальный опрос.
1) Чем отличаются бурые водоросли от зеленых?
2) Как происходит размножение хламидомонады?
3) Какую роль играют водоросли в природе?
4) Как человек использует водоросли?

5)Что получают из морских водорослей?
6) Почему морские водоросли нуждаются в охране?.

7) Что такое слоевище?

8) Что такое хроматофор?

9) Какое значение имеют водоросли в природе?

10) Что такое ризоиды?

2.Изучение нового материала

– Сегодня на уроке мы познакомимся со строением этих организмов, и ответим на такие вопросы как: Почему соотношение гриба и водоросли можно назвать симбиозом? А не временное ли это сожительство? Где встречаются лишайники? и другие.

Лишайники занимают особое место в органическом мире. Лишайники разнообразны по внешнему виду, окраске, их размеры – от нескольких миллиметров до десятков см.Они бывают кустистые, листоватые и накипные.

Лишайники очень неприхотливы. Всей поверхностью тела они впитывают влагу дождей, росы и туманов.

В жары они настолько высыхают, что кажутся совершенно безжизненными и легко крошатся. Лишайник растут очень медленно.

 Тело лишайников представлено слоевищем, или талломом. Оно образовано переплетающимися нитями грибницы, между которыми расположены одноклеточные зеленые водоросли или сине – зеленые (цианобактерии).

Почему соотношение гриба и цианобактерии в слоевище лишайника можно назвать симбиозом?

Симбиотические взаимоотношения гриба и водорослей проявляются в том, что нити гриба в теле лишайника как бы выполняют функцию корней, а клетки водорослей играют роль листьев зеленых растений – в них происходит фотосинтез и накопление органических веществ. Гриб обеспечивает водоросль водой и растворенными в ней минеральными солями, а сам получает от водоросли органические вещества. Таким образом, лишайники представляют собой автогетеротрофные организмы.

Водоросль, входящая в организм лишайника, отделенная от гриба, как правило, может существовать самостоятельно. Гриб отдельно от водоросли жить не может.

Размножаются лишайники главным образом кусочками слоевище, а также   особыми группами клеток гриба и водоросли, во множестве образующимися внутри его тела. Под давлением их разросшейся массы тело лишайника разрывается, группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками.

    В природе большинство лишайников растут быстро, если воздух чистый и нет агрессивной среды. Поэтому лишайники являются хорошими индикаторами чистоты воздуха.

Выделяя особые кислоты, лиш-ки медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на который могут жить другие рас-е. Многие виды лиш-в  используют в медицине и парфюмерной промышленности.
Значение лишайников в жизни и хозяйственной деятельности человека:
Являются кормом для одомашненных копытных на севере (северный олень).
Некоторые виды используются в пищу человеком .

Являются сырьем для химической промышленности (производство лакмуса).
Служат для получения различных природных красителей.
 3. Закрепление. 
Где растут лишайники?

 Как питаются лишайники

4.Домашнее задание: стр. 62 – 65, § 13 прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование. Биология 6 класс. Учебник И.Н Пономарёва, О.Н Корнилова. Растения, грибы, бактерии, лишайники. Москва «Вентана-Граф» 2005 г.

Пояснительная записка.Планирование составлено в соответствии с программой  «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (68 часов, 2 часа в неделю) Авторы: И.Н. Пономарева, В. С. Кучменко учебник...

Царства "Бактерии", "Грибы", "Лишайники"

Обобщающий урок биологиив 7 классе...

Лишайники и их группировки в дубовых и грабовых лесах

научно - практическая работа об экологии, систематике  и индикационном значении лишайников...

презентация на тему "Лишайники"

Презентация по биологии на тему "Лишайники"для 6 класса к учебнику И. Н. Пономаревой....

Задания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 2. Лишайники

адания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 2. Лишайники Кемеровской области....

План-конспект урока: Общая характеристика лишайников как симбиотических организмов. Значение лишайников в природе и жизни человека.

Урок-презентация, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....

Конспект урока на тему «Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека»

5 класс биология    14.04.20Тема урока: «Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека»Тип урока: Изучение нового материалаТехнология урока: Технология развития крит...