«Развитие функциональной грамотности на уроках биологии: от теории к практике»
методическая разработка по биологии (7, 10, 11 класс)
Учитель биологии: Чугунова Наталья Владимировна
Добрый день, уважаемые участники онлайн конференции. Я, учитель биологии Чугунова Наталья Владимировна, рада приветствовать всех вас из стен Домодедовского лицея №3 имени Героя Советского Союза Ю.П. Максимова ГО Домодедово.
Тема моего выступления «Развитие функциональной грамотности на уроках биологии: от теории к практике».
«Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию».
Я. А. Коменский
В современной России предъявляются высокие требования к подходам в об-
учении детей, направленным на повышение качества образования. Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования ориен-
тирован на становление личностных характеристик выпускника, который активно и
заинтересованно познает мир, осознает ценность труда, науки и творчества, образо-
вания и самообразования, умеет учиться и способен применять полученные знания
на практике.
Выпускник школы должен быть готов взаимодействовать с окружающим ми-
ром, решать учебные и жизненные задачи, выстраивать социальные отношения в со-
ответствии с правилами сотрудничества, стремиться к образованию и самообразо-
ванию, к прогнозированию своего будущего. Следовательно, современная система
образования ориентирована на развитие функциональной грамотности школьников
В современной России предъявляются высокие требования к подходам в обучении детей, направленным на повышение качества образования. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, который активно и заинтересованно познает мир, осознает ценность труда, науки и творчества, образования и самообразования, умеет учиться и способен применять полученные знания на практике. Сегодняшней выпускник школы должен быть готов взаимодействовать с окружающим миром, решать учебные и жизненные задачи, выстраивать социальные отношения в соответствии с правилами сотрудничества, стремиться к образованию и самообразованию, к прогнозированию своего будущего. Следовательно, современная система образования ориентирована на развитие функциональной грамотности школьников.
Впервые термин «функциональная грамотность» был обозначен ЮНЕСКО в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране, и определялся как международная проблема для развитых стран мира. Согласно А.А. Леонтьеву (филологам эта личность хорошо знакома) функциональная грамотность – это «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (Леонтьев, 1999: 5).
«Функционально грамотным, – отмечают О.П. Чигишева, Е.М. Солтовец, А.В.Бондаренко, – считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы, и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для развития общества» (Чигишева, 2017: 127).Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин дают следующее определение: функциональная грамотность – это «способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в социальных отношениях, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде» (Азимов, 2009: 342).
«Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности, – поясняет Н.Ф. Виноградова (Виноградова Наталья Федоровна (родилась 29.08.1937 г.) - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, руководитель научно-исследовательского Центра начальной школы, председатель Проблемного совета по начальному образованию РАО, главный редактор журнала «Завуч начальной школы», член редколлегии журнала «Начальная школа») – Ребенок должен обладать готовностью успешно взаимодействовать в изменяющемся окружающим мире, решать различные (в том числе, нестандартные) учебные и жизненные задачи, строить социальные отношения, давать оценку своей деятельности, стремиться к дальнейшему образованию…
Теоретическая интерпретация исследуемого понятия позволила выделить сле-
дующие компоненты функциональной грамотности:
– интегративный (читательская, коммуникативная, информационная, социаль-
ная грамотность);
– предметный (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная,
общекультурная, финансовая, правовая, здорового образа жизни).
Таким образом, индикаторами функциональной грамотности будут являться:
общая грамотность (включающая умение школьников написать сочинение,
эссе, заполнить бланки различного содержания, уметь считать без калькулятора, от-
вечать на вопросы без затруднений);
компьютерная грамотность (умение искать информацию в интернете, спра-
вочной литературе, перерабатывать и систематизировать полученную информацию,
работать с электронными таблицами, использовать графические редакторы, пользо-
ваться электронной почтой и другими электронными сервисами и мессенджерами);
информационная грамотность (умение отбирать информацию из справочной
литературы, читать чертежи, схемы, анализировать числовую информацию, исполь-
зовать материалы СМИ);
коммуникативная грамотность (умение организовывать и работать в груп-
пе, владеть грамотной устной и письменной речью, быстро приспосабливаться к
изменившимся условиям), правовая грамотность (уметь отстаивать свои права, объ-
яснять различия и функции государственной власти, законодательства РФ и др.);
Научные труды Московского гуманитарного университета
2020 № 4
59
финансовая грамотность (умение планировать денежные расходы, использо-
вать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и
их тратами);
бытовая грамотность (умение выбирать продукты и товары, умение ориен-
тироваться в незнакомом городе, используя карту-схему, мобильные навигаторы,
умение пользоваться различными бытовыми приборами, действовать в чрезвычай-
ных ситуациях и оказывать первую медицинскую помощь)
Поэтому теоретическая интерпретация исследуемого понятия позволила выделить следующие компоненты функциональной грамотности:
– интегративный (читательская, коммуникативная, информационная, социальная грамотность);
– предметный (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная, общекультурная, финансовая, правовая, здорового образа жизни).
Таким образом, индикаторами функциональной грамотности будут являться:
- общая грамотность (включающая умение школьников написать сочинение, эссе, заполнить бланки различного содержания, уметь считать без калькулятора, отвечать на вопросы без затруднений);
- компьютерная грамотность (умение искать информацию в интернете, справочной литературе, перерабатывать и систематизировать полученную информацию, работать с электронными таблицами, использовать графические редакторы, пользоваться электронной почтой и другими электронными сервисами, и мессенджерами);
- информационная грамотность (умение отбирать информацию из справочной литературы, читать чертежи, схемы, анализировать числовую информацию, использовать материалы СМИ);
- коммуникативная грамотность (умение организовывать и работать в группе, владеть грамотной устной и письменной речью, быстро приспосабливаться к изменившимся условиям), правовая грамотность (уметь отстаивать свои права, объяснять различия и функции государственной власти, законодательства РФ и др.);
- финансовая грамотность (умение планировать денежные расходы, использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и их тратами);
- бытовая грамотность (умение выбирать продукты и товары, умение ориентироваться в незнакомом городе, используя карту-схему, мобильные навигаторы, умение пользоваться различными бытовыми приборами, действовать в чрезвычайных ситуациях и оказывать первую медицинскую помощь).
Необходимо понимать, что один, отдельно взятый педагог на «своём предмете» не сможет осуществить процесс формирования и развития функциональной грамотности в полном объёме, этого результата можно добиться лишь коллективом педагогов, работая в двух направления (учебный процесс и внеурочная деятельность) по формированию функциональной грамотности. Учитель должен ориентироваться на изменения в содержании учебного предмета с учетом на самопознание, разработку и внедрение практико-ориентированных модулей с использованием ученического исследования, реализацию комплексного подхода к исследовательской деятельности в образовательном процессе, организацию сотрудничества на основе субъектных отношений всех участников образовательных отношений. Тщательно продуманные уроки, выбор образовательной технологии, самостоятельная работа учащихся на уроке, все это в комплексе дает возможность формировать функциональную грамотность. Очевидно и то, что ученик не может усваивать материал только через личное исследование – это не только затратно по времени, но и полученный результат может быть не высок. Поэтому уместно использовать на уроках элементы исследовательского метода обучения.
Обязательным условием развития функциональной грамотности является наличие творческого домашнего задания. Это могут быть синквейны, эссе, составление памяток, рекомендаций, написания резюме, работа с таблицами и многое другое в зависимости от уровня подготовки обучающихся.
В процессе решения задач по формированию и развитию функциональной грамотности посредством исследовательской деятельности, педагогу необходимо уйти от позиции носителя информации к позиции консультанта (тьютора).
Внеурочная деятельность является логическим продолжением учебного процесса, в нее входит работа кружков, элективных, факультативных занятий, мета-предметных курсов. В рамках внеурочной деятельности предполагается поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
Занятия внеурочной деятельности проходят в менее регламентированном режиме, с применением знаний и умений, ранее полученных на уроках. Внеурочная деятельность носит продуктивный характер и включает в себя следующие виды деятельность: экскурсии, экспедиции, конкурсы, праздники, конференции, олимпиады, концерты, марафоны, выставки, дискуссии, спектакли, круглые столы, мастер-классы, ролевые игры, лаборатории, мастерские.
В результате внеурочной деятельности у учащегося должно формироваться умение учится самостоятельно, добывать и систематизировать новые знания. Формирование и развитие функциональной грамотности через исследовательскую деятельность – процесс длительный и многосторонний. Однако, положительных результатов можно добиться при соблюдении принципов непрерывности образования, развития индивидуальности каждого ребенка, системности организации образовательного процесса, раскрытия и поддержки талантливых детей. Тогда процесс развития функциональной грамотности через исследовательскую деятельность будет полным и целостным.
Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают овладение учащимися исследовательскими умениями и выполнение учащимся проектно-исследовательской работы по одному из учебных предметов или любой выбранной области знаний. Следовательно, проект или исследование будут выполнять все обучающиеся.
Предмет биология имеет прекрасные перспективы развития функциональной грамотности, более того, в профильной школе этот предмет представляет огромное поле деятельности: расчеты по формулам в генетике популяций, вывод формулы разнообразия белков и многое другоек. А также помогает учащимся быть адаптированными и самостоятельными гражданами в современном мире - владеть навыками здорвьесбережения и экологической грамотности.
Задания по развитию функциональной грамотности разделяются на 3 уровня:
I уровень – репродуктивный уровень обучаемости (по таксономии это ступени знания, понимания, применения) – позволяет ученику понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму;
II уровень – высокий, прикладной уровень (по таксономии - анализ и синтез) – позволяет активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации);
III уровень – наиболее высокий, творческий уровень (по таксономии – оценка) – позволяет самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение давать оценку явлениям и событиям, проектировать новые способы решений.
Примеры заданий разных уровней определение обучаемости учащихся и сформированности функциональной грамотности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности на уроках биологии
Статья на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках биологии" с примерами заданий....
Формирование функциональной грамотности на уроках биологии
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности на уроках биологии...
Выступление на педсовете "Функциональная грамотность на уроках биологи"
В выступление приведены основные методики использования на уроках биологии при формировании у обучющихся функциональной грамотности...
развитие функциональной грамотности на уроках химии и биологии
в материале приводятся примеры, которые можно использовать для развития функциональной грамотности...
Методические рекомендации по теме "Создание эффективных практик по развитию функциональной грамотности на уроках математики (с учетом регионального компонента)"
Многие учащиеся сталкиваются с определенными трудностями при изучении математики. Одной из основных причин сложностей при формировании функциональной грамотности на уроках математики является недостат...
Об организации семинара «Функциональная грамотность на уроках географии: вызовы и эффективные практики»
Об организации семинара «Функциональная грамотность на уроках географии: вызовы и эффективные практики»...
Развитие функциональной грамотности на уроках биологии
Функциональная грамотность предполагает умение применять знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Для биологии это означает, что учащиеся должны быть способны применять свои знания о живых орга...