Контрольная работа "Дыхание. Пищеварение"
материал по биологии (8 класс)

Зяблицев Максим Александрович

Контрольная работа - Дыхание. Пищеварение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kontrolnaya_rabota_-_dyhanie._pishchevarenie.zip595.31 КБ

Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

по теме: «Дыхание. Пищеварение».

Назначение контрольной работы – оценить соответствие знаний, умений и основных видов учебной деятельности, обучающихся требованиям к планируемым результатам обучения по теме «Дыхание. Пищеварение».

  1. Проверяемые планируемые результаты:

Обучающийся научится:

  • характеризовать значение пищеварительной и дыхательной систем в жизни человека;
  • выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессов дыхания и газообмена;
  • выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;
  • объяснять необходимость соблюдения гигиенических мер и мер профилактики легочных заболеваний, борьбы с табакокурением;
  • объяснять особенности процессов пищеварения в различных отделах пищеварительной системы;
  • объяснять механизм всасывания веществ;
  • использовать приемы оказания первой доврачебной помощи при спасении утопающих и отравлении угарным газом;
  • аргументировать необходимость соблюдения гигиенических и профилактических мер нарушений работы пищеварительной системы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить информацию в научно-популярной литературе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую

Документы, определяющие содержание контрольной работы

Содержание контрольной работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

  1. Характеристика структуры и содержания контрольной работы

Каждый вариант контрольной работы содержит 15 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Задания №1 на анализ данных, представленных в виде рисунков.

Задания №2-10 с выбором ответа в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа.

Задания №11-12 с выбором и записью трех верных ответов из шести.

Задания №13-14 на установление соответствия элементов двух информационных рядов.

Задания №15 на применение биологических знаний для решения практических задач.

  1. Распределение заданий контрольной работы по проверяемым умениям

Контрольная работа разрабатывается исходя из необходимости проверки следующих видов деятельности:

  1. Владение основным понятийным аппаратом школьного курса биологии.
  2. Решение задач различного типа и уровня сложности.
  3. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
  1. Распределение заданий контрольной работы по уровням сложности

В контрольной работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного, высокого.

Задания базового уровня сложности (№1-10) – это задания, проверяющие способность обучающихся применять наиболее важные биологические понятия для объяснения существенных признаков биологических объектов и процессов, характерных для них, а также умение работать с информацией биологического содержания (текст, рисунок, фотография реального объекта).

Задания повышенного уровня сложности направлены:

- на проверку умения проводить сравнительный анализ характеристик биологических систем (№11-12);

- на установление соответствия элементов двух информационных рядов (№13-14);

Задания высокого уровня сложности (№15) направлены на проверку умений применять биологические знания для решения практических задач.

В таблице 1 представлено распределение заданий по уровням сложности.

Таблица 1

Распределение заданий по уровням сложности

Уровень сложности задания

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 30

Базовый

10

10

40

Повышенный

4

8

40

Высокий

1

3

20

Итого

15

21

100

  1. Критерии оценивания контрольной работы

Задание на анализ данных, представленных в виде рисунков, считается выполненным, если правильно указано слово или словосочетание.

Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный обучающимся номер ответа совпадает с верным ответом.

За ответ на задание на множественный выбор выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).

За ответ на задания на установление соответствия выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибки.

Задания на применение биологических знаний для решения практических задач оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. Максимальный балл за задание с развернутым ответом составляет 3 балла.

Максимальный балл за выполнение работы – 21. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале (таблица 2).

Таблица 2

Перевод баллов в отметку по пятибалльной шкале

Количество баллов

Рекомендуемая оценка

19-21

5

13-18

4

7-12

3

0-6

2

  1. Продолжительность контрольной работы

Примерное время на выполнение заданий составляет:

  • для заданий базового уровня сложности – от 1 до 2 мин;
  • для заданий повышенного уровня сложности – от 2 до 5 мин;
  • для заданий высокого уровня сложности – от 5 до 10 мин;

На выполнение всей контрольной работы отводится 40 минут.

  1. Дополнительные материалы и оборудование

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

ОБОБЩЕННЫЙ ПЛАН ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания

Коды элементов содержания

Коды проверяемых умений

Уровень сложности задания

Максимальный балл за выполнение задания

1

Биологические термины и понятия

1.1, 1.2

1.1, 1.4, 2.3

Б

1

2

Органы дыхательной системы

1.1

1.2, 1.3, 2.1.1, 2.2.1

Б

1

3

Органы дыхательной системы

1.1, 1.5

1.2, 2.1.3, 2.2.2

Б

1

4

Регуляция работы органов дыхания

1.3, 1.4

1.1, 1.4, 2.4

Б

1

5

Органы пищеварения

1.6

1.2

Б

1

6

Органы пищеварения

1.6

1.2, 2.1.2, 2.1.3, 2.3

Б

1

7

Органы пищеварения

1.7

1.2, 2.1.1, 2.1.2, 2.5.1

Б

1

8

Органы пищеварения

1.7, 1.8

1.2, 1.3, 2.3, 2.5.2, 2.5

Б

1

9

Органы пищеварения

1.8

1.2, 1.3, 2.5.2

Б

10

Органы пищеварения

1.8

1.2, 1.3

Б

1

11

Умение проводить множественный выбор

1.1, 1.2, 1.6

1.2, 2.4

П

2

12

Умение проводить множественный выбор

1.1, 1.2

1.2, 2.3, 2.4

П

2

13

Умение устанавливать соответствие

1.2, 1.6, 1.7, 1.8

1.1, 1.2, 2.4, 2.5

П

2

14

Умение устанавливать соответствие

1.1, 1.3, 1.4

2.1.1, 2.1.2, 2.4, 2.5.1

П

2

15

Применение биологических знаний в практических ситуациях

1.1, 1.2

1.2, 2.1.1, 2.5.1, 2.5.2, 3.1

В

3

КОДИФИКАТОР

ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ И ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Кодификатор элементов содержания и планируемых результатов по биологии является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольной работы. Кодификатор является систематизированным перечнем планируемых результатов, в котором каждому объекту соответствует определенный код.

Кодификатор составлен на базе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии (приказ Минобразования России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

РАЗДЕЛ 1 Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе

Код

Элементы содержания, проверяемые заданиями контрольной работы

1.1

Строение дыхательной системы

1.2

Строение пищеварительной системы

1.3

Газообмен в легких

1.4

Газообмен в тканях

1.5

Жизненная ёмкость легких

1.6

Пищеварение в ротовой полости

1.7

Пищеварение в желудке

1.8

Пищеварение в кишечнике

РАЗДЕЛ 2 Перечень планируемых результатов

Код

Планируемые результаты

1

ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ

1.1

признаки биологических объектов

1.2

сущность биологических процессов, характерных для процессов жизнедеятельности человека (тканей, органов)

1.3

регуляцию процессов пищеварения и дыхания

1.4

особенности строения пищеварительной и дыхательной систем

1.5

приемы оказания первой доврачебной помощи

2.

УМЕТЬ

2.1.1

объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика

2.1.2

объяснять взаимосвязи организмов, органов и окружающей  среды

2.1.3

объяснять значение пищеварительной и дыхательной систем

2.2.1

описывать и объяснять результаты опытов

2.2.2

описывать биологические объекты

2.3

распознавать и описывать на рисунках (фотографиях) основные части (ткани) и органы пищеварительной и дыхательной систем

2.4

сравнивать биологические объекты (органы пищеварительной / дыхательной систем)

2.5.1

анализировать и оценивать воздействие факторов среды на пищеварительную и дыхательную системы

2.5.2

анализировать и оценивать условия нормального функционирования пищеварительной и дыхательной систем

2.5

устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов

2.6

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию

3.

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для

3.1

применения биологических знаний при решении практических задач

ОТВЕТЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ № 4*

№ задания

Вариант 1

Вариант 2

1

ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА

ГОРТАНЬ

2

2

4

3

1

3

4

2

2

5

2

4

6

3

1

7

3

2

8

3

4

9

3

1

10

4

2

11

1 5 6

1 3 4

12

2 3 6

1 2 3

13

1 2 2 1 1 2

2 1 3 2 2

14

2 3 1 2 3

1 2 1 2 2 1

15

1) 2 — желудок располагается под диафрагмой;

2) 4 — железы желудка выделяют соляную кислоту;

3) 5 — амилаза и мальтаза не являются ферментами желудочного сока. Это ферменты слюны.

1) 3 — надгортанник закрывает вход в трахею.

2) 5 — кашель происходит при сильном выдохе.

3) 6 — гортань переходит в трахею.

*За отсутствующий или не соответствующий указанным критериям ответ задание оценивается в 0 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Пищеварение" 8 класс

Контрольная выполнена в тестовой форме....

Контрольно-обобщающий урок по теме "Пищеварение"

Учащиеся повторяют осномные моменты по теме "Пищеварение", в конце урока оценивают себя, выполняя контрольный тест. Большое внимание на уроке уделяется гигиене питания....

Контрольно-обобщающий урок по биологии "Пищеварение"

Контрольно-обобщающий урок  по теме «Пишеварительная система»(урок построен по технологии развития критического мышления) Цель: обобщить и закрепить знания учащихся по теме « Пищеварительная сист...

Контрольная работа по теме "Питание и пищеварение"

Контрольная работа разработана для учащихся, имеющих легкую степень умственной отсталости....

Контрольная работа "Пищеварение"

Контрольная работа для 8 класс по теме "Пищеварение"...