Контрольная работа "Дыхание. Пищеварение"
материал по биологии (8 класс)
Контрольная работа - Дыхание. Пищеварение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_-_dyhanie._pishchevarenie.zip | 595.31 КБ |
Предварительный просмотр:
СПЕЦИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
по теме: «Дыхание. Пищеварение».
Назначение контрольной работы – оценить соответствие знаний, умений и основных видов учебной деятельности, обучающихся требованиям к планируемым результатам обучения по теме «Дыхание. Пищеварение».
- Проверяемые планируемые результаты:
Обучающийся научится:
- характеризовать значение пищеварительной и дыхательной систем в жизни человека;
- выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессов дыхания и газообмена;
- выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;
- объяснять необходимость соблюдения гигиенических мер и мер профилактики легочных заболеваний, борьбы с табакокурением;
- объяснять особенности процессов пищеварения в различных отделах пищеварительной системы;
- объяснять механизм всасывания веществ;
- использовать приемы оказания первой доврачебной помощи при спасении утопающих и отравлении угарным газом;
- аргументировать необходимость соблюдения гигиенических и профилактических мер нарушений работы пищеварительной системы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить информацию в научно-популярной литературе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую
Документы, определяющие содержание контрольной работы
Содержание контрольной работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
- Характеристика структуры и содержания контрольной работы
Каждый вариант контрольной работы содержит 15 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Задания №1 на анализ данных, представленных в виде рисунков.
Задания №2-10 с выбором ответа в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа.
Задания №11-12 с выбором и записью трех верных ответов из шести.
Задания №13-14 на установление соответствия элементов двух информационных рядов.
Задания №15 на применение биологических знаний для решения практических задач.
- Распределение заданий контрольной работы по проверяемым умениям
Контрольная работа разрабатывается исходя из необходимости проверки следующих видов деятельности:
- Владение основным понятийным аппаратом школьного курса биологии.
- Решение задач различного типа и уровня сложности.
- Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
- Распределение заданий контрольной работы по уровням сложности
В контрольной работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного, высокого.
Задания базового уровня сложности (№1-10) – это задания, проверяющие способность обучающихся применять наиболее важные биологические понятия для объяснения существенных признаков биологических объектов и процессов, характерных для них, а также умение работать с информацией биологического содержания (текст, рисунок, фотография реального объекта).
Задания повышенного уровня сложности направлены:
- на проверку умения проводить сравнительный анализ характеристик биологических систем (№11-12);
- на установление соответствия элементов двух информационных рядов (№13-14);
Задания высокого уровня сложности (№15) направлены на проверку умений применять биологические знания для решения практических задач.
В таблице 1 представлено распределение заданий по уровням сложности.
Таблица 1
Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности задания | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 30 |
Базовый | 10 | 10 | 40 |
Повышенный | 4 | 8 | 40 |
Высокий | 1 | 3 | 20 |
Итого | 15 | 21 | 100 |
- Критерии оценивания контрольной работы
Задание на анализ данных, представленных в виде рисунков, считается выполненным, если правильно указано слово или словосочетание.
Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный обучающимся номер ответа совпадает с верным ответом.
За ответ на задание на множественный выбор выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).
За ответ на задания на установление соответствия выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибки.
Задания на применение биологических знаний для решения практических задач оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. Максимальный балл за задание с развернутым ответом составляет 3 балла.
Максимальный балл за выполнение работы – 21. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале (таблица 2).
Таблица 2
Перевод баллов в отметку по пятибалльной шкале
Количество баллов | Рекомендуемая оценка |
19-21 | 5 |
13-18 | 4 |
7-12 | 3 |
0-6 | 2 |
- Продолжительность контрольной работы
Примерное время на выполнение заданий составляет:
- для заданий базового уровня сложности – от 1 до 2 мин;
- для заданий повышенного уровня сложности – от 2 до 5 мин;
- для заданий высокого уровня сложности – от 5 до 10 мин;
На выполнение всей контрольной работы отводится 40 минут.
- Дополнительные материалы и оборудование
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
ОБОБЩЕННЫЙ ПЛАН ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Обозначение задания в работе | Проверяемые элементы содержания | Коды элементов содержания | Коды проверяемых умений | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания |
1 | Биологические термины и понятия | 1.1, 1.2 | 1.1, 1.4, 2.3 | Б | 1 |
2 | Органы дыхательной системы | 1.1 | 1.2, 1.3, 2.1.1, 2.2.1 | Б | 1 |
3 | Органы дыхательной системы | 1.1, 1.5 | 1.2, 2.1.3, 2.2.2 | Б | 1 |
4 | Регуляция работы органов дыхания | 1.3, 1.4 | 1.1, 1.4, 2.4 | Б | 1 |
5 | Органы пищеварения | 1.6 | 1.2 | Б | 1 |
6 | Органы пищеварения | 1.6 | 1.2, 2.1.2, 2.1.3, 2.3 | Б | 1 |
7 | Органы пищеварения | 1.7 | 1.2, 2.1.1, 2.1.2, 2.5.1 | Б | 1 |
8 | Органы пищеварения | 1.7, 1.8 | 1.2, 1.3, 2.3, 2.5.2, 2.5 | Б | 1 |
9 | Органы пищеварения | 1.8 | 1.2, 1.3, 2.5.2 | Б | |
10 | Органы пищеварения | 1.8 | 1.2, 1.3 | Б | 1 |
11 | Умение проводить множественный выбор | 1.1, 1.2, 1.6 | 1.2, 2.4 | П | 2 |
12 | Умение проводить множественный выбор | 1.1, 1.2 | 1.2, 2.3, 2.4 | П | 2 |
13 | Умение устанавливать соответствие | 1.2, 1.6, 1.7, 1.8 | 1.1, 1.2, 2.4, 2.5 | П | 2 |
14 | Умение устанавливать соответствие | 1.1, 1.3, 1.4 | 2.1.1, 2.1.2, 2.4, 2.5.1 | П | 2 |
15 | Применение биологических знаний в практических ситуациях | 1.1, 1.2 | 1.2, 2.1.1, 2.5.1, 2.5.2, 3.1 | В | 3 |
КОДИФИКАТОР
ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ И ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Кодификатор элементов содержания и планируемых результатов по биологии является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольной работы. Кодификатор является систематизированным перечнем планируемых результатов, в котором каждому объекту соответствует определенный код.
Кодификатор составлен на базе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии (приказ Минобразования России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
РАЗДЕЛ 1 Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе
Код | Элементы содержания, проверяемые заданиями контрольной работы |
1.1 | Строение дыхательной системы |
1.2 | Строение пищеварительной системы |
1.3 | Газообмен в легких |
1.4 | Газообмен в тканях |
1.5 | Жизненная ёмкость легких |
1.6 | Пищеварение в ротовой полости |
1.7 | Пищеварение в желудке |
1.8 | Пищеварение в кишечнике |
РАЗДЕЛ 2 Перечень планируемых результатов
Код | Планируемые результаты |
1 | ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ |
1.1 | признаки биологических объектов |
1.2 | сущность биологических процессов, характерных для процессов жизнедеятельности человека (тканей, органов) |
1.3 | регуляцию процессов пищеварения и дыхания |
1.4 | особенности строения пищеварительной и дыхательной систем |
1.5 | приемы оказания первой доврачебной помощи |
2. | УМЕТЬ |
2.1.1 | объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика |
2.1.2 | объяснять взаимосвязи организмов, органов и окружающей среды |
2.1.3 | объяснять значение пищеварительной и дыхательной систем |
2.2.1 | описывать и объяснять результаты опытов |
2.2.2 | описывать биологические объекты |
2.3 | распознавать и описывать на рисунках (фотографиях) основные части (ткани) и органы пищеварительной и дыхательной систем |
2.4 | сравнивать биологические объекты (органы пищеварительной / дыхательной систем) |
2.5.1 | анализировать и оценивать воздействие факторов среды на пищеварительную и дыхательную системы |
2.5.2 | анализировать и оценивать условия нормального функционирования пищеварительной и дыхательной систем |
2.5 | устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов |
2.6 | проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию |
3. | Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для |
3.1 | применения биологических знаний при решении практических задач |
ОТВЕТЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ № 4*
№ задания | Вариант 1 | Вариант 2 |
1 | ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА | ГОРТАНЬ |
2 | 2 | 4 |
3 | 1 | 3 |
4 | 2 | 2 |
5 | 2 | 4 |
6 | 3 | 1 |
7 | 3 | 2 |
8 | 3 | 4 |
9 | 3 | 1 |
10 | 4 | 2 |
11 | 1 5 6 | 1 3 4 |
12 | 2 3 6 | 1 2 3 |
13 | 1 2 2 1 1 2 | 2 1 3 2 2 |
14 | 2 3 1 2 3 | 1 2 1 2 2 1 |
15 | 1) 2 — желудок располагается под диафрагмой; 2) 4 — железы желудка выделяют соляную кислоту; 3) 5 — амилаза и мальтаза не являются ферментами желудочного сока. Это ферменты слюны. | 1) 3 — надгортанник закрывает вход в трахею. 2) 5 — кашель происходит при сильном выдохе. 3) 6 — гортань переходит в трахею. |
*За отсутствующий или не соответствующий указанным критериям ответ задание оценивается в 0 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в желудке и кишечнике. Регуляция пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения".
Конспект к уроку биологии в 8 классе....
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в желудке и кишечнике. Регуляция пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения".
Конспект к уроку биологии в 8 классе....
Контрольная работа по теме "Пищеварение" 8 класс
Контрольная выполнена в тестовой форме....
Контрольно-обобщающий урок по теме "Пищеварение"
Учащиеся повторяют осномные моменты по теме "Пищеварение", в конце урока оценивают себя, выполняя контрольный тест. Большое внимание на уроке уделяется гигиене питания....
Контрольно-обобщающий урок по биологии "Пищеварение"
Контрольно-обобщающий урок по теме «Пишеварительная система»(урок построен по технологии развития критического мышления) Цель: обобщить и закрепить знания учащихся по теме « Пищеварительная сист...
Контрольная работа по теме "Питание и пищеварение"
Контрольная работа разработана для учащихся, имеющих легкую степень умственной отсталости....
Контрольная работа "Пищеварение"
Контрольная работа для 8 класс по теме "Пищеварение"...