Строение растительной клетки
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Кузовлева Наталья Валентиновна

Разработка технологической карты урока биологии на тему "Строение растительной клетки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное учреждение

дополнительного профессионального образования

Липецкой области «Институт развития образования»

Урок по биологии 6 класс

«Строение растительной клетки»

Подготовила слушатель курсов

учитель Кузовлева Н.В.

2021

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

       Предмет – Биология

       Класс – 6

       Тема урока – «Строение растительной клетки»

       Цель: изучение строение клеток растений.

       Задачи:

       Образовательные: 

       -познакомить обучающихся со строением растительной клетки;

       -выяснить, какие органоиды входят в состав клетки растений, определить их функции;

       -показать взаимосвязь строения пластид в растительной клетке и их функций.

       Развивающие: 

        -развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;

        -развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;

        -развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.

       Воспитательные: 

       -формировать у учащихся интерес к изучению биологии;

       -развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;

       -продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.

       Планируемые образовательные результаты:

  • предметные  – формирование целостных представлений о растительной клетке; формирование систематизированных понятий о строении и жизнедеятельности растительной клетки; сформировать умение понимать смысл биологических терминов: эукариоты, ядро, органоиды, пластиды, фотосинтез, хлорофилл; анализировать полученную информацию о растительной клетке;
  • метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение создавать презентации своих учебных и исследовательских работ;
  • личностные – развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

УУД: 

  • Личностные – смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
  • Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.
  • Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
  • Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

Основные понятия: эукариоты, мембрана, ядро, органоиды, пластиды, хлоропласты, фотосинтез, хлорофилл.

Тип урока: комбинированный урок.

План изучения нового материала: 

  • Организационный этап.
  • Актуализация знаний.
  • Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  • Изучение нового материала.
  • Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.
  • Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  • Рефлексия (подведение итогов урока).

Подготовка к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, базовый учебник «Биология 6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко и др. Москва, «Просвещение», 2017, электронное приложение к учебнику, раздаточный материал, инструкция по выполнению лабораторной работы.

Этап урока и цель

Содержание (деятельность учителя)

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Цель: организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников

Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки.

Личностные: настрой на урок

Актуализация знаний

Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися; выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

-Индивидуальная работа с карточками.

-Тестирование по теме:

1.        Основным строительным материалом в клетке служит: а) вода; б) жир; в) углевод; г) белок.

2.        Основным источником энергии в клетке служит: а) вода; б) жир; в) белок; г) углевод.

3.        Неорганические вещества: а) составляют объекты неживой природы; б) поступают из Космоса; в) образуются в клетках живых организмов; г) образуются только искусственным путём благодаря деятельности человека.

4.        К прокариотам относят: а) растения; б) грибы; в) бактерий; г) животных.

5.        Если в клетке живого организма нет оформленного ядра, такой организм называют: а) ядерным; б) многоклеточным; в) одноклеточным; г) доядерным.

-Организация взаимопроверки.

Выполнение индивидуальных заданий по карточкам. Выполнение тестов. Осуществляют взаимооценивание.

Логические: анализ и синтез информации.

Регулятивные: самооценивание, взаимооценивание

Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: сформулировать тему, цели и задачи урока

Проанализировать высказывание Н.Рыленкова “От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней”.

Слайд № 1

Слайд № 2

Итак, сегодня речь пойдёт о клетке растений.

Сформулируем тему урока: Строение растительной клетки.

Сформулируем цели и задачи урока: рассмотреть строение растительной клетки; выяснить, какие органоиды входят в её состав и определить их функции.

Внимательно слушают. Дают ответы на вопросы.

Формулируют тему, цели и задачи урока.

Регулятивные: целеполагание.

Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Личностные: смыслообразование, мотивация и интерес к уроку

Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению); создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

а) История открытия клетки

Слайд № 3

б)  Строение растительной клетки

Записать определение термина «клетка» в тетрадь.

Рассмотреть строение и функции  органоидов клетки.

Слайды № 4-10

Поработать с обучающим интерактивным заданием по строению растительной клетки

http://www.ug.ru/uploads/files/method_article/617/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B8.swf

Знакомятся с историей развития клетки, слушая рассказ учителя.

 Запись в тетради

Работают с презентацией и беседуют с учителем.

Находят и описывают отличительные признаки объектов.

Выполняют интерактивное задание на закрепление знаний о строении клетки.

Общеучебные:  умение работать с информацией: текстовой (самостоятельный поиск информации)  и иллюстративной (работа с фотографиями, рисунками); умение структурировать знания в устной, письменной форме.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей; анализ и синтез информации.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; аргументация своей точки зрения; учёт различных мнений; сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы сотрудничества и их выполнение.

Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия.

Первичное усвоение, закрепление и контроль усвоения знаний

Цель: установить правильность и осознанность изученного; выявить пробелы изученного материала; провести коррекцию выявленных пробелов; обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по данному материалу; обеспечить повышение уровня осмысления данного материала, глубины его понимания.

1.Лабораторная работа «Строение клеток кожицы лука»

Просмотр инструктажа правильности выполнения  лабораторной работы (документ «инструктаж по приготовлению микропрепарата»)

Устройство и работа цифрового микроскопа

Приготовление микропрепарата кожицы лука

Задание: зарисовать клетки кожицы лука в тетрадь

2.Выполнить задание «Соотнеси названия органоидов с рисунком»

http://learningapps.org/395393 

Выполняют лабораторную работу под контролем учителя.

Изучают ход лабораторной работы.

Выполняют лабораторную работу по инструкции.

Оформляют отчет по лабораторной работе в тетрадь.

Самостоятельное выполнение заданий в режиме он-лайн. Результаты работы оценивает учитель.

Общеучебные: самостоятельный поиск информации, постановка эксперимента, умение структурировать знания в письменной форме.

Умение работать самостоятельно, по инструкции

Логические: анализ и синтез информации.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Параграф № 7, ответить на вопросы в конце параграфа.

Из цветного пластилина попробуйте воссоздать растительную клетку, ее строение.

Читают текст параграфа. Анализируют полученную информацию.

Выполнение творческого задания

Общеучебные: самостоятельная работа с учебником; смысловое чтение; умение структурировать знания в письменной форме.

Логические: анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей.

Личностные: ориентация на творчество; умение сотрудничать.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в группах).

Рефлексия (подведение итогов урока)

Цель: обеспечить рефлексию учащихся относительно своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.

Заполнение листов само-оценки.

«Барометр настроения».

Личностные: осмысление своих действий; самооценка.

Регулятивные: прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Строение растительной клетки"

Презентация к уроку биологии в 6 классе "Строение растительной клетки"...

Строение растительной клетки (икт урок)

Урок разработан в соответствии с содержанием программы по обучению биологии в 6 классе. Обучающая, развивающая, воспитывающая задачи взаимосвязаны и обоснованны, отвечают программным требованиям...

Анимированный кроссворд "Строение растительной клетки"

Анимированный кроссворд (презентация) по теме `Строение растительной клетки` для закрепления или повторения материала на уроках биологии в 6 классе....

Строение растительной клетки

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4799439","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"355","width":"480"}}]]...

Урок-исследование по теме «Строение растительной клетки»

Данный конспект урока используется при повторении и закреплении  темы "Строение растительной клетки"...

Урок биологии в 6 классе "Строение растительной клетки"

Конспект урока по биологии "Строение растительной клетки" с использованием ИК технологий. На уроке используется фильм, который  является творческим проектом обучающихся 6 класса. Под руководством...

СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

Конспект урока биологии...