СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ
план-конспект урока по биологии на тему
Предварительный просмотр:
У р о к 3. СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ
Цель: изучить особенности строения ядерных и безъядерных клеток; важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток; показать, что клетка – это элементарная единица строения и функционирования живого; сформировать умение доказывать соответствие строения клетки и ее органоидов выполняемым функциям, доказать, что клетка может считаться единой системой. Развивать умение делать выводы, анализировать.
Воспитывать чувство ответственности.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Структура урока:
1. Актуализация знаний.
2. Роль оптических приборов (лупа и микроскоп) в изучении мелких организмов.
3. Общий план строения клеток. Ядерные и доядерные организмы.
4. Клеточное строение растений. Роль мембраны. Функции организмов. Вакуоли.
5. Межклеточное вещество и его роль в жизни клеток.
6. Закрепление. Клетка – элементарная единица строения и функционирования растительных организмов.
Оборудование: микроскоп, покровные и предметные стекла, пипетки и стеклянные палочки, элодея, таблица «Строение растительной клетки», диафильм «Строение и жизнь растительной клетки», рисунки учебника, видеофрагменты, научно-популярная литература по теме.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1 | 2 |
1. – На предыдущих уроках мы с вами доказали утверждение, что живые организмы отличаются от неживой природы целым комплексом свойств и признаков. Давайте их вспомним. – А что же объединяет все разнообразие форм живых организмов? | Слушают вопросы учителя. Отвечают на них. Участвуют в беседе по пройденному материалу. – Это такие признаки, как обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, раздражимость и др. – Это единство химического состава и клеточное строение организмов. |
– Вот об особенностях клеточного строения растительных организмов мы сегодня и будем вести разговор. Запишите, пожалуйста, дату и тему урока в тетрадь. 2. – Знакомство с растительными организмами предполагает знакомство не только с их наружным, но и с внутренним строением. – С помощью каких приборов можно изучить внутреннее строение растения, его органов? – В 1665 году Роберт Гук впервые установил ячеистое строение растительной ткани с помощью увеличительных приборов и дал этим ячейкам название «клетка», которое сохранилось до наших дней, хотя и приобрело иное содержание. – Создание электронного микроскопа дало возможность увеличения в миллион раз: в клетке были обнаружены органоиды, о которых ранее ученые и не догадывались. Поскольку наука продолжает развиваться, а с ней развивается и техника, познание мира бесконечно. 3. – Рассмотрим общий план строения клеток. В том числе и растительных. – Откройте учебники на с. 18 и найдите в тексте упоминание о том, к какой группе организмов относятся растения. – Совершенно верно. Доядерные организмы называются так потому, что не имеют оформленного ядра и весь наследственный материал у них находится непосредственно в цитоплазме. А ядерные организмы уже имеют ядро с ядерной мембраной. – Вот это и будет темой нашей работы на следующем этапе урока. Мы рассмотрим роль и строение всех органоидов растительной клетки, а также коснемся вопроса о значении в жизни клетки ее неживой составляющей – вакуоли. 4. – Любая клетка, клетка растения в том числе, покрыта плазматической мембраной, выполняющей разнообразные функции. Работая вместе по тексту учебника, мы сможем установить соответствие строения клеточной мембраны ее функциям. – Какова основная функция мембраны? – Помогает ли клеточная мембрана контактированию клеток между собой и каким образом ей помогает в этом строение? – Может ли через мембрану осуществляться обмен веществ и каким образом? – У растений плазматическая мембрана на внешней стороне имеет плотную оболочку, и это характерная особенность растений. – Найдите в тексте информацию о том, для чего необходима эта плотная оболочка и из какого вещества она состоит. – Верно. Найдите на с. 20 рисунок растительной клетки, а на нем плазматическую мембрану и оболочку. – Внутренняя среда клетки, находящаяся под защитой оболочки и плазматической мембраны, представлена цитоплазмой и находящимися в ней органоидами клетки. Снова работаем с рисунком на с. 20–21 и текстом учебника на с. 19–22. – Какие же органоиды находятся в цитоплазме? – Какой важнейший и самый крупный органоид клетки? – Ядро появляется в ходе эволюции лишь у наиболее высокоорганизованных представителей живых организмов. Здесь находится наследственный материал в виде хромосом, которые состоят из особых молекул нуклеиновых кислот. – Из курса изучения материала вы помните, что клетки многоклеточного организма могут быть обычными, а могут образовываться и половые клетки – гаметы. Найдите в тексте учебника, какой набор хромосом в тех и других. – Хромосомы в клетках расположены попарно и называются гомологичными. – А оставшиеся органоиды растительной клетки мы изучим с помощью таблицы. | Слушают учителя. Записывают число и тему урока в рабочих тетрадях. Слушают объяснение учителя. Вступают в беседу. Задают вопросы. – Это можно сделать с помощью лупы, микроскопа. Слушают учителя, делают записи в тетради. Слушают учителя. Работают с текстом учебника. Отвечают на вопросы. – По строению клетки всех живых организмов делятся на две большие группы: доядерные и ядерные организмы. К доядерным относятся бактерии и сине-зеленые водоросли, а к ядерным – грибы, растения и животные. – А что такое наследственный материал и мембрана? Слушают объяснение учителя. Слушают, работают с текстом. Записывают определение плазматическая мембрана в тетрадь. Находят соответствие строения мембраны выполняемым функциям. – Защитная. – Да. Мембрана имеет различные выросты, складки на поверхности, и благодаря им соседние клетки прочно соединяются. – Да. Мембрана пронизана специальными отверстиями, через которые и осуществляется обмен веществ. Эта оболочка состоит из целлюлозы или клетчатки. А нужна она для выполнения функции внешнего каркаса клетки, придания ей определенной формы и размера, а также для препятствования набуханию клетки. Находят части клетки по рисунку на с. 20. Слушают учителя. Работают с рисунком учебника и текстом на с. 19–22. – Это «эндоплазматическая сеть», «рибосомы», «хлоропласты», «лизосомы», «аппарат Гольджи», «митохондрии». – Ядро с расположенным в нем ядрышком. Слушают объяснение учителя. Записывают определение новых понятий в тетрадь. Работают с текстом учебника на с. 22. Задают вопросы учителю. – Обычные клетки имеют двойной набор хромосом (2 п). Гаметы имеют одинарный набор хромосом (п). Записывают в тетрадь определение понятия «гомологичные хромосомы». Слушают объяснение учителя, чертят таблицу, работают с текстом учебника и заполняют таблицу в тетрадях и на доске. |
Название органоидов | Функции органоидов |
1. Эндоплазматическая сеть | 1. Связывает все части клетки с цитоплазматической мембраной, участвует в образовании и транспортировке различных органических веществ |
2. Аппарат Гольджи | 2. Накапливает и поставляет в цитоплазму белки, жиры, углеводы |
3. Лизосомы | 3. Участвуют во внутриклеточном переваривании отмерших частей клетки |
4. Рибосомы | 4. Служат местом сборки сложных молекул белков |
5. Митохондрии | 5. Место образования и накопления энергии |
6. Пластиды: а) бесцветные б) красно-желтые в) зеленые хлоропласты | 6. Имеются только у растений: а) накопление запасных питательных веществ; б) обеспечивают многообразие окрасок цветков и плодов; в) содержат пигмент хлорофилл, придающий растениям зеленый цвет и играющий важную роль в процессе фотосинтеза |
7. Клеточный центр | 7. Имеется только у низших растений. Состоит из центриолей. Принимает участие в делении клетки |
Продолжение табл.
1 | 2 |
– Работая с текстом учебника по заполнению таблицы, вы не могли не обратить внимание на еще одно образование, имеющееся только у растения. Что это? – Да. Речь идет о них. Но это неживая часть растительной клетки. В молодой клетке вакуолей мало, и они мелкие. Старая клетка имеет так много вакуолей, что они практически занимают весь ее объем. 5. – Живые клетки в растительном организме не существуют изолированно друг от друга. Клетки, имеющие сходное строение, происхождение и выполняющие одинаковые функции, образуют ткань. Она в свою очередь состоит из клеток и межклеточного вещества, которое объединяет клетки, дает им возможность контактировать между собой и осуществлять обмен веществ. 6. – Материал, который мы изучали на сегодняшнем уроке, был не только очень важным, но и очень обширным. Попробуем проверить, насколько он вами оказался усвоен. Давайте выполним тестовое задание. При выполнении задания надо будет решить, правильно или неправильно то или иное суждение, и соответственно поставить «+» или «–». | – Это пузырьки, прозрачные, заполненные клеточным соком. Так называемые вакуоли. Слушают объяснение учителя. Записывают определение термина вакуоли. (С. 21). Слушают учителя. Делают по необходимости записи в тетрадях. Задают вопросы. Выполняют тестовое задание в тетрадях: 1. Растительная клетка имеет плотную оболочку. 2. Цитоплазма клетки – бесцветное вязкое вещество. 3. Вакуоли растительной клетки заполнены воздухом. 4. Зеленые пластиды называются хлоропластами. 5. Хромосомы находятся в цитоплазме. Правильные ответы: 1, 2, 4. |
Окончание табл.
1 | 2 |
– Как вы думаете, имея довольно сложное строение, разнообразные органоиды, способные выполнять различные процессы, имея возможность осуществлять такие функции, как дыхание, питание, размножение и др., может ли растительная клетка считаться единицей строения и функционирования растительных организмов?
| Отвечают на вопрос учителя, пользуясь текстом учебника, записями в тетрадях, имеющимися дополнительными знаниями. – Да. Может. Ведь есть растительные организмы, не только многоклеточные, но и одноклеточные, которые существовали самостоятельно, потом в ходе эволюции усложнились, стали многоклеточными, но способности свои и свойства сохранили. |
Домашнее задание. § 3 учебника. Выучить новые слова и определения. Провести работу с рисунком растительной клетки на с. 21. Прочитать дополнительную информацию на с. 22. Ответить на вопросы 1, 2, 3, 5, 6, 7 на с. 24.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Строение растительной клетки"
Презентация к уроку биологии в 6 классе "Строение растительной клетки"...
Строение растительной клетки (икт урок)
Урок разработан в соответствии с содержанием программы по обучению биологии в 6 классе. Обучающая, развивающая, воспитывающая задачи взаимосвязаны и обоснованны, отвечают программным требованиям...
Анимированный кроссворд "Строение растительной клетки"
Анимированный кроссворд (презентация) по теме `Строение растительной клетки` для закрепления или повторения материала на уроках биологии в 6 классе....
Строение растительной клетки
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4799439","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"355","width":"480"}}]]...
Урок-исследование по теме «Строение растительной клетки»
Данный конспект урока используется при повторении и закреплении темы "Строение растительной клетки"...
Урок биологии в 6 классе "Строение растительной клетки"
Конспект урока по биологии "Строение растительной клетки" с использованием ИК технологий. На уроке используется фильм, который является творческим проектом обучающихся 6 класса. Под руководством...
Урок по теме "Строение растительной клетки" (5 класс ФГОС)
Разработка урока для 5 класса...