урок в 9 классе Экологические факторы , условия среды
учебно-методический материал по биологии (9 класс)
Материал для применения на уроках в 9 классе на тему:" Экологические факторы , условия среды с использованием заданий по функциональной грамотности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
36._urok_9_klass.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК 9 КЛАСС.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. УСЛОВИЯ СРЕДЫ
Задачи: рассмотреть классификацию экологических факторов, изучить основные абиотические факторы среды, выявить их роль в жизни организмов.
Элементы содержания: абиотические, биотические, антропогенные факторы, экологические условия, температура, влажность, свет.
Тип урока: комбинированный, развитие функциональной грамотности
Ход урока
- Организационный момент.
Приветствие учеников, проверка подготовки к уроку.
На предыдущем уроке домашним заданием было письменное выполнение лабораторной работы стр. 163. Напоминание детям сдать тетради после урока.
II. Изучение нового материала.
Экология – это раздел биологии, занимающийся изучением всего комплекса взаимоотношений отдельных организмов или их сообществ с окружающим миром или средой обитания.
Экологические факторы – компоненты природной среды, влияющие на состояние и свойства организма.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Факторы | Определение | Пример |
Абиотические | Все компоненты неживой | Температура, свет, влажность, состав водной, воздушной |
Биотические | Факторы живой природы | Взаимодействия между особями в популяциях, между популяциями в природных сообществах |
Антропогенные | Вся разнообразная деятельность человека, приводящая к изменению природы как среды обитания видов растений и животных | Вырубка лесов, осушение болот, строительство дорог и домов, |
Условия среды (экологические условия) – изменяющиеся во времени и пространстве абиотические факторы среды, на которые реагируют организмы.
Температура, свет и влажность являются наиболее важными факторами внешней среды. Эти факторы закономерно изменяются как в течение года и суток, так и в связи с географической зональностью. К этим факторам организмы обнаруживают зональный и сезонный характер приспособления.
III. Закрепление изученного материала.
О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении Н. Некрасова: Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и вон убежал.
Ответ:
в стихотворении говорится о вырубке леса. Раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора. А сейчас после работы лесорубов птицы и звери остаются без дома. Гибель растений ведет к разрыву цепей питания. В результате вырубки лесов гибнут насекомые, птицы, звери.
О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении «Береги природу!»:
Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полет прощальный будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
Ответ: здесь говорится о незаконной охоте (браконьерстве).
Используя отрывок из рассказа В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», определите, чье поведение в лесу вы считаете правильным?
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.
- Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
Ответ:
правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать, как Оля, то лес превратится в свалку.
Используя отрывок из стихотворения В.Шефнера «Лесной пожар», ответьте на вопросы:
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра...
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил.
В зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели.
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Ответ:
этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь.
Домашнее задание
- Параграф 36 устно, приготовиться к ответу
- Письменно выполнить задание
Задание: используя текст учебника (§ 36) и дополнительную литературу, заполните таблицу:
Фактор | Характеристика | Адаптации растений | Адаптации животных |
Свет | |||
Температура | |||
Влажность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основные экологические факторы. Условия среды».
Тип учебного занятия: Урок изучения нового материала. Форма проведения: Технология групповой формы работы с использованием ...
Экологические факторы. Условия среды. Презентация к уроку
Урок по биологии для учащихся 9 классов...
Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды".
Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды". с использованием элементов технологии смыслового чтения....
Разработка урока по теме ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. УСЛОВИЯ СРЕДЫ
Задачи: рассмотреть классификацию экологических факторов, изучить основные абиотические факторы среды, выявить их роль в жизни организмов.Элементы содержания: абиотические, биотические, антропогенные ...
Технологическая карта урока по биологии в 5 классе "Экологические факторы среды"
Сегодня в условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы - от парадигмы знаний, умений ...
Проверочная работа по экологии 9 класс. Тема «Экологические факторы. Условия среды».
Данная работа позволит проверить раздел Экологические факторы.Предназначена для учеников 9 класса.Составлена в 3-х вариантах.Время работы 20 минут....
Открытый урок биологии в 5 классе "Экологические факторы среды"
Цель урока: формирование общего представления об экологических факторах; продолжение воспитания эстетических чувств к живой природе, бережного и рационального отношения к ней....