Почва и ее состав
презентация к уроку по биологии (5 класс)

Чекалина Людмила Вячеславовна

Тема урока:№Состав почвы. Разнообразие почв»

Эпиграф: «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» Б.Шоу.

Цели урока:

образовательные – сформировать понятие «почва», определить ее состав, выделить главное свойство почвы – плодородие, выяснить ,как образуются почвы.

 

развивающие – развивать исследовательские навыки, умение работать в группе ,делать выводы на основе проведенных опытов, а также развивать мышление, наблюдательность, любознательность.

 

воспитательные - воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл почва18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Чекалина Л.В

Место работы: МБОУ СОШ № 45

Должность: учитель биологии

Тема урока:№Состав почвы. Разнообразие почв»

Эпиграф: «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» Б.Шоу.

 Цели урока:

образовательные – сформировать понятие «почва», определить ее состав, выделить главное свойство почвы – плодородие, выяснить ,как образуются почвы.

развивающие – развивать исследовательские навыки, умение  работать в группе ,делать выводы на основе проведенных опытов, а также развивать мышление, наблюдательность, любознательность.

воспитательные -  воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе.

1.Сегодня мы с вами продолжим изучать наш общий дом – нашу Землю. Слово Земля имеет несколько значений. Давайте представим, что мы находимся в космосе. Мы видим космические тела: звезды, планеты, метеоры. А вот и наш дом – планета Земля. Значит, слово земля означает планета.  А теперь отправимся в путешествие по бескрайнему океану. Запасы воды и пищи на исходе,  и надо срочно пополнить их запасы. «Земля! Земля! Я вижу землю!»-кричит юнга. В этом случае слово Земля – это суша. Внимательно послушайте  стихотворение.

Лопата сказала:

Земля, чтобы рыть

Ботинки сказали:

Земля чтоб ходить

А люди сказали:

Земля чтобы жить!

О чем идет речь? О земле – части земной коры, которая зовется почвой. И так, сегодня  мы с вами поговорим о почве и ее составляющих(запись  темы в информационном листе). А чтобы вы  знаете о почвах , и о чем хотели бы  узнать ? (определяем цели урока).

И так, в путь! Давайте отправимся в далекое прошлое нашей планеты. Представьте, что поверхность Земли – голые безжизненные скалы. Как же эти скалы (горные породы) превратились в почву? Какие факторы помогли ее образованию?

А. Биотические – живые организмы

Б. Абиотические (свет, вода, ветер).

И так, почва это верхний плодородный слой земной коры, который населен растениями. А что же такое плодородный слой ? Это когда растения могут брать из почвы все необходимое: воду, минеральные соли. В почве живут не только растения,  но и животные, грибы, бактерии. Они разрушают отмершие остатки, тем самым увеличивая плодородие (образуя перегной).

На территории Курской области располагается Центрально-  черноземный биосферный заповедник им. Алехина, где изучают почвы. К нам в школу пришло письмо от сотрудников этого заповедника, с просьбой изучить объект, изображенный на фотографии, а так же образец почвы. Мы с вами на время превратимся в экспертов. Что же это за объект изображен на фотографии? Это срез почвы, где вы можете видеть слои (темный верхний и светлый нижний). Это слои называются горизонты. Но а теперь исследуем образец почвы.

2. Внимание! Работа в группах.  

На столах вы имеете задания , которые должны выполнить (опыт №1, 2, 3). Через 5-8 минут от каждой группы выступит эксперт, представив результаты работы.

Группа №1 – в почве содержатся остатки растений, которые превращаются в перегной.

Группа №2 – в почве содержится воздух (песок).        

Группа №3 – в почве содержится вода.

И так, почва содержит перегной, воду, воздух (песок). А что же ещё?

Вспомним, что на почве может находится белый налет – это минеральные соли, которые образуют микроорганизмы.

А что бы выяснить какие еще компоненты содержатся в почве , отгадайте загадки.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже

(песок)

Если встретил на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Они понадобятся сразу.

(глина)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он не видимый,  и все же

Без него мы жить не можем.

(воздух)

И так в почве содержится: перегной, минеральные соли, вода, воздух, глина, песок. Запишите эти составляющие в информационном листе и сравните с алгоритмом на экране.

Многие ученые изучали почву среди них и наш соотечественник В.В. Докучаев (сообщение).

Из сообщения вы узнали, что Докучаев составил карту почв и разделил их на группы. Для выяснения названия этих групп поработаем с учебником.

Внимание! Работа в группах.

В листах с заданиями найдите вопрос №3. Прочтите, подготовьте сообщение.

Группа №1 -  о подзолистых почвах.

Группа №2 – о черноземных почвах.

Группа №3 – о песчаных и глинистых почвах.

И так, почвы можно разделить на песчаные, глинистые, черноземные, подзолистые. Какие из них самые плодородные? Какими почвами богата наша область? (черноземами)

3. Наш урок подходит к концу. Мы хорошо поработали и узнали очень много нового. А самое главное мы выяснили, что почвы образуются очень медленно, а разрушить  их можно очень быстро.

В старину наши предки брали с собою в дальнюю дорогу немного родной земли, ведь считалось, что она дает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле, писали о ней стих и песни. Давайте же и мы беречь, любить нашу землю.

          Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм-

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

,Домашнее задание: подобрать  пословицы и поговорки о земле.

4. А теперь давайте посмотрим на экран и самостоятельно оценим свою работу на уроке. Поднимите тот цвет, который соответствует вашей работе на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почва и ее состав

урок по экологии 6 класс на тему "Почва и ее состав"...

Почвенная среда обитания. Состав почвы.

Урок по экологии в 5-ом классе....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Почва. Состав, образование, изучение, типы, рациональное использование". 5-8 класс (В пяти частях)

Презентацию можно использовать на уроках биологии, естествознания и географии в 5-8 классах....

Состав и свойства почвы

Работа содержит презентацию для интерактивной доски elite Panaboard book и кроссворд по теме: "Состав и свойства почвы". Презентация включает задания для проверки знаний учащихся по теме: "Образование...

Конспект урока по живому миру в 4 классе специальной (коррекционной) школы по теме "Почва. Состав почвы".

Тема: Почва. Состав почвы.Цель: формировать у учащихся представление о почве и её составе.Задачи:1.Дать  представление о почве и её составе; учить формулировать и обобщать результаты практи...