Состояние проблемы осознанного усвоения учебных текстов в практике обучения биологии в общеобразовательной школе
статья по биологии
Стремительное развитие научно-технического процесса, новые научные открытия сказываются на изменении требований к учебному содержанию современного образования, повышение уровня сложности которого вызывает определенные трудности для понимания учащимися. Данная проблема находится во внимании ученых-методистов, разрабатывающих новые методики и технологии организации учебной деятельности, нацеленные на развитие смыслового чтения учащимися учебных текстов, понимания ими сложной информации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОЗНАННОГО УСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Стремительное развитие научно-технического процесса, новые научные открытия сказываются на изменении требований к учебному содержанию современного образования, повышение уровня сложности которого вызывает определенные трудности для понимания учащимися. Данная проблема находится во внимании ученых-методистов, разрабатывающих новые методики и технологии организации учебной деятельности, нацеленные на развитие смыслового чтения учащимися учебных текстов, понимания ими сложной информации.
В рамках исследования было проведено анкетирование учителей биологии с целью выяснения отношения педагогов к изучаемой проблеме, определения приоритетных направлений педагогической деятельности, нацеленной на развитие умений учащихся работать с учебными текстами.
В анкетировании приняли участие 35 учителей из Ленинградской и Московской областей РФ. Основной задачей было выяснить мнение респондентов о сформированности умений учащихся осуществлять смысловой анализ текста, об используемых на уроках методических приемах, способствующих развитию навыков работы с учебными текстами разной степени сложности.
Одним из ключевых вопросов был вопрос о понимании учащимися учебных текстов, используемых на уроках биологии («Понимает ли большинство учащихся содержание учебных текстов, используемых Вами на уроках?»). В результате анкетирования ответы респондентов распределились следующим образом (рисунок 1):
Рисунок 1 – Распределение ответов респондентов об уровне понимания учащимися учебных текстов по биологии
По данным анкетирования 71,43% ответов учителей свидетельствуют о том, что большинство учащихся частично понимает предлагаемые учебные тексты для изучения, сталкивается с определенными трудностями их анализа и усвоения. 17,14% ответов пришлось на мнение о том, что учащиеся понимают учебные тексты в полной мере; 11,43% ответов - на мнение о том, что учащиеся плохо понимают учебные тексты и им необходимы разъяснения по содержанию.
В исследовании было важно выяснить, какие приемы организации деятельности учащихся по работе с учебным текстом используются на уроках биологии в старшей школе (рисунок 2).
Рисунок 2 – Распределение ответов учителей о предпочитаемых приемах организации деятельности учащихся по работе с учебным текстом
Предпочитаемыми для учителей приемами организации деятельности учащихся по работе с учебным текстом были следующие: ответы на вопросы по тексту - 85,7%; составление плана текста - 80%; выполнение различных заданий по тексту - 71,4%; преобразование информации из текста в графические формы (схемы, таблицы, графики) - 71,4%. Полученные результаты по данному вопросу позволяют сделать вывод об использовании учителями на уроках заданий репродуктивного характера, обеспечивающих воспроизведение информации из текстов.
Реже учителями в образовательном процессе используются такие приемы как нахождение логических и биологических ошибок в тексте - 25,7% ответов, смысловое чтение и анализ текста - 28,5%, приемы ТРКМ для анализа учебного текста - 14,2% (рисунок 3).
Рисунок 3 – Наименее предпочитаемые приемы организации деятельности учащихся по работе с учебным текстом
Непопулярность данных приемов считаю в качестве одной из причин недостаточного уровня владения учащимися навыками логической и семантической проработки учебных текстов (особенно высокой сложности).
Результаты анкетирования позволяют сделать вывод о том, что комплексное и системное развитие умений учащихся старшего звена общеобразовательной школы работать с учебными текстами разной степени сложности требует применения разнообразных заданий на уроках биологии, включая описанные выше типы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Преподавание биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения"
статья "Преподавание биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения"...
Проблемы политехнической направленности обучения при преподавании Биологии в общеобразовательной школе.
Проблемы политехнической направленности обучения при преподавании Биологии в общеобразовательной школе....
Cовременное состояние обучения физики в общеобразовательной школе
Дифференцированный подход к изучению физики позволяет расширить и повысить уровень знаний учащихся, если применять различные методы про-верки знаний: подготовка докладов, рефератов, кроссвордов, приме...
Специфика восприятия и усвоения учебного материала по трудовому обучению учащимися младших классов СКОШ VIII вида
В статье дана классификация и краткая характеристика групп учащихся по уровням восприятия и освоения учебного материала по трудовому обучению учащимися младших классов СКОШ VIII вида....
Доклад на тему «Формирование Универсальных Учебных Действий на уроках английского языка на начальном этапе обучения в средней общеобразовательной школе.
Районный педагогический марафон «Современное образование: традиции, инновации, качество»...
Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии в общеобразовательной школе
Организация исследовательской деятельности в сельской малокомплектной общеобразовательной школе: проведение практических и лабораторных работ, участие в конкурсах исследовательских работ и проектов....