Задача по генетике: " Секреты сцепленного наследования. Закон Т. Моргана".
тренажёр по биологии (10 класс)
Задание на формирование функциональной грамотности у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota._zadacha_po_genetike.docx | 181.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа
Задача «Секреты сцепленного наследования. Закон Т. Моргана»
Составитель: Корнишина К.М., МБОУ «Столбищенская СОШ имени Героя Советского Союза А. П. Малышева», с. Столбище.
Общая характеристика задачи.
Предмет: Биология (генетика).
Класс: 10-11.
Цель задачи: Задача построена с использованием материала, предложенного программой по биологии для 10-11 классов, чтобы изучить сцепленное наследование признаков, закон Томаса Моргана.
Действия учащихся: предложенная задача может быть использована для обобщения и закрепления полученных знаний либо для контроля знаний по данной теме. Учащиеся при этом должны применить и обобщить ранее полученные знания.
Задача направлена на решение следующих пунктов:
-поиск точной информации в тексте;
-словесное описание данной схемы;
-сопоставление данной информации с рисунками;
-неоднократное возвращение к составляющим задачи и ее условиям;
-использование результатов предыдущих заданий для решения следующего;
-использование и применение своих знаний для решения данной задачи.
Использованные источники:
- Демонстрационная версия ЕГЭ—2022 по биологии.
Раздел кодификатора ФИПИ: 3.4 Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость. Методы генетики, 3.5 Закономерности наследственности, их цитологические основы. Генетика человека.
-Биология. Общая биология. 10-11 классы:учеб. /А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник.- Дрофа, 2010.
-Биология. Общая биология. 10 класс. Углубленный уровень. Учебник. Вертикаль/ В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова-Просвещение/Дрофа, 2020.
-Рисунки из интернета из сборников задач по генетике (любых).
Текст задачи
Скрещивая мушку дрозофилу с серым телом и нормальными крыльями с мушкой, имеющей темную окраску тела и зачаточные крылья, в первом поколении Морган получал гибриды, имеющие серое тело и нормальные крылья (ген, определяющий серую окраску брюшка, доминирует над темной окраской, а ген, обусловливающий развитие нормальных крыльев, — над геном недоразвитых).
При проведении анализирующего скрещивания самки F1 с самцом, имевшим рецессивные признаки, теоретически ожидалось получить потомство с комбинациями этих признаков в соотношении 1:1:1:1. Однако в потомстве явно преобладали особи с признаками родительских форм (41,5% — серые длиннокрылые и 41,5% — черные с зачаточными крыльями), и лишь незначительная часть мушек имела иное, чем у родителей, сочетание признаков (8,5% — черные длиннокрылые и 8,5% — серые с зачаточными крыльями).
Такие результаты могли быть получены только в том случае, если гены, отвечающие за окраску тела и форму крыльев, соединены между собой. Оказалось, что гены образуют группы сцепления, т.е. гены одной группы наследуются сцеплено, а гены разных групп — независимо.
Все гены одной хромосомы образуют группу сцепления и наследуются совместно.
Количество групп сцепления соответствует гаплоидному набору хромосом. Поэтому Морган предположил, что гены локализованы на хромосомах.
Сцепленное наследование — наследование признаков, гены которых локализованы в одной хромосоме.
Группы сцепления разрушаются при кроссинговере, когда происходит обмен участками гомологичных хромосом в профазу I мейоза. Сила сцепления между генами зависит от расстояния между ними: чем дальше гены располагаются друг от друга, тем выше частота кроссинговера и наоборот.
Результатом исследований Т. Моргана стало создание им хромосомной теории наследственности:
- Гены располагаются в хромосомах; различные хромосомы содержат неодинаковое число генов; набор генов каждой из негомологичных хромосом уникален;
- Каждый ген имеет определенное место (локус) в хромосоме; в идентичных локусах гомологичных хромосом находятся аллельные гены;
- Гены расположены в хромосомах в определенной линейной последовательности;
- Гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно, образуя группу сцепления; число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом и постоянно для каждого вида организмов;
- Сцепление генов может нарушаться в процессе кроссинговера, что приводит к образованию рекомбинантных хромосом; частота кроссинговера зависит от расстояния между генами: чем больше расстояние, тем больше величина кроссинговера;
- На основании частот рекомбинации определяют расстояние между генами. Что позволяет строить генетические карты хромосом.
Задание 1.
Укажите, от чего зависит сила сцепления между генами:
А. От набора генов.
Б. От расстояния между генами.
В. От стадии мейоза.
Задание 2.
Переведите данную схему в текст с поэтапным описанием:
Задание 3.
При полном сцеплении организм дает два типа гамет: кроссоверные гаметы каждой по 50%. Можно ли обосновать данное предложение, используя положения теории Моргана? Ответ поясните.
Задание 4.
Соотнесите предложения с рисунками:
- Закон Т. Моргана: Гены, находящиеся в одной хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, т. е. наследуются сцеплено.
- Полное сцепление — разновидность сцепленного наследования, при которой гены анализируемых признаков располагаются так близко друг к другу, что кроссинговер между ними становится невозможным.
- Неполное сцепление — разновидность сцепленного наследования, при которой гены анализируемых признаков располагаются на некотором расстоянии друг от друга, что делает возможным кроссинговер между ними.
Задание 5.
Решите генетическую задачу:
При скрещивании растения кукурузы с гладкими неокрашенными семенами и растения с морщинистыми окрашенными семенами всё потомство получилось с гладкими окрашенными семенами. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы: 250, 247, 103, 101. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы, фенотипы и количество особей потомства каждой группы в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в анализирующем скрещивании.
Лист ответов.
Задание 1.
Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление ее с предложенными вариантами ответов.
Ответ: Б.
Балл: 1.
Задание 2.
Деятельность: Перевод одной формы текста (схемы) в другую (словесный текст).
Ответ: Во время профазы первого деления мейоза гомологичные хромосомы конъюгируют между собой. В этот момент они могут разрываться в месте контакта и обмениваться гомологичными участками. Это явление обмена аллельными генами между двумя гомологичными хромосомами получило название перекреста или кроссинговера. Чем дальше друг от друга в хромосоме расположены гены каких-либо двух признаков, тем выше вероятность перекреста между ними.
Критерии оценивания:
Описаны все элементы этапов, получился связный текст, биологические ошибки отсутствуют – 3 балла.
Описаны не все элементы или описаны все элементы, но не получился связный текст – 2 балла.
Описаны не все элементы схемы и не получился связный текст или описаны все элементы схемы, но не получился связный текст и есть биологические ошибки – 1 балл.
Ответ неверный – 0 баллов.
Задание 3.
Деятельность: Обосновать и пояснить данное предложение.
Ответ: Да, так как согласно теории Моргана:
1) гены лежат в хромосомах;
2) при полном сцеплении гены, лежащие в одной хромосоме, наследуются только вместе.
Критерии оценивания:
Дан утвердительный ответ и приведено обоснование – 2 балла.
Дан утвердительный ответ, но не приведено обоснование – 1 балл.
Ответ неверный – 0 баллов.
Задание 4.
Деятельность: Сопоставление данных предложений с рисунком.
Ответ: 1 – полное сцепление, 2 – Закон Т. Моргана, 3 – неполное сцепление.
Критерии оценивания:
Верно определены все три рисунка – 2 балла.
Верно определен один рисунок – 1 балл.
Рисунки определены неверно – 0 баллов.
Задание 5.
Деятельность: Решение генетической задачи, формулировка выводов.
Ответ:
Схема решения задачи включает:
1. P
AAbb | × | aaBB |
гладкие неокрашенные семена | морщинистые окрашенные семена |
G
Ab | aB |
F1
АаВb — гладкие окрашенные семена.
2. F1 — анализирующее скрещивание.
AaBb | × | aabb |
гладкие окрашенные семена | морщинистые неокрашенные семена |
GF1
AB, Ab, aB, ab | ab |
F1
АаВb — гладкие окрашенные семена: 103 или 101.
Aаbb — гладкие неокрашенные семена: 250 или 247.
aaBb — морщинистые окрашенные семена: 247 или 250.
aabb — морщинистые неокрашенные семена: 101 или 103.
3. Присутствие в потомстве двух больших фенотипических групп особей 250 (247) с гладкими неокрашенными семенами и 247 (250) с морщинистыми окрашенными семенами примерно в равных долях — это результат сцепленного наследования аллелей A и b, a и B между собой. Две другие малочисленные фенотипические группы — 103 (101) с гладкими окрашенными семенами и 101 (103) с морщинистыми неокрашенными семенами — образуются в результате кроссинговера.
Критерии оценивания:
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок-3 балла.
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок,
ИЛИ
ответ включает три названных выше элемента, но отсутствуют пояснения- 2 балла.
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок,
ИЛИ
ответ включает два из названных выше элементов, но отсутствуют пояснения- 1 балл.
Ответ включает только один из названных выше элементов и содержит биологические ошибки, ИЛИ ответ неправильный- 0 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум по решению задач на сцепленное наследование генов и наследование, сцепленное с полом
Цель урока: формирование умений решать генетические задачи, применять теоретические знания на практикеРассматриваются задачи на сцепленное наследование генов и сцепленное с полом наследование...
Методическая разработка урока по теме: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс
Тема: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс . Презентация....
Тест по генетике "Сцепленное наследование" и 5 задач на дигибридное скрещивание - независимое, аутосомно - сцепленное и сцепленное с полом наследование
В тест по генетике для 11 класса на сцепленное наследование включены 5 задач различной сложности на дигибридное скрещивание - независимое, аутосомно - сцепленное и сцепленное с полом наслед...
Сцепленное наследование. Закон Томаса Моргана.
Презентация по генетике для 9 класса....
Задачи по генетике на дигибридное скрещивание и наследование сцепленное с полом. 1 и 2 варианты.
Задачи по генетике на дигибридное скрещивание и наследование сцепленное с полом. 1 и 2 варианты....
ЕГЭ, 6. Генетика человека. Задачи на сцепленное наследование с полом.
Задания для подготовкит к ЕГЭ....
Алгоритм решения задач по генетике на тему "Сцепленное наследование"
Материал посвящен подготовке к решению заданич по генетике....