Технологическая карта урока на тему: "Нарушение осанки. Предупреждение плоскостопия".
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Корнишина Ксения Михайловна

Биология, 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_osanka_k._m.docx149.58 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по биологии 8 класса

«Нарушение осанки. Предупреждение плоскостопия».

Корнишиной Ксении Михайловны,

учителя биологии

МБОУ «Столбищенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Алексея Петровича Малышева»

Лаишевского муниципального района Республики Татарстан

2022 год

Тема урока: «Нарушение осанки. Предупреждение плоскостопия».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: формирование привычки к здоровому образу жизни.

Задачи урока:

  • дать понятия “осанка”, “плоскостопие”, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, нарушения свода стопы;
  • разъяснить их отрицательные последствия; развивать способности к анализу и синтезу, отрабатывать умения вести диалог, обосновывать правила гигиены;
  • воспитывать потребности в гигиенических знаниях.

Личностные УУД: развитие интеллектуальной сферы обучающихся; формирование культуры здорового образа жизни; учиться самостоятельно выбирать привычки, обеспечивающие сохранение здоровья

Познавательные УУД: На основе наблюдения определять нарушения осанки и наличие плоскостопия; приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушения осанки и развития плоскостопия; сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником, диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий), умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Регулятивные УУД: Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные УУД: Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, сотрудничать с учителем, обучающимися, владеть монологической и диалогической речью. Уметь правильно, грамотно, доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.

Оборудование: презентация по теме урока,  карточки с видами искривлений позвоночника, информационные листы.

Актуальность: изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить практическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков.


Содержательная часть урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Развиваемые УУД

1.Организационный момент

Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности.

Учащиеся настраиваются на работу на уроке. 

Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.

2. Актуализация

Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные нөдочёты.

Проверка домашнего задания.

Выполнение теста

Вариант 1

1 К функциям мышц относятся

1)Движение

2) защита

3) все ответы верны

2 Миофибрил это:

  1. Мышечное волокно
  2. Белок мышц
  3. Мышечная ткань

                     3 Портняжная мышца это:

  1. Мышца спины
  2. Мышца головы
  3.  Мышца нижних конечностей

4  К мышцам живота относятся

  1. Разгибатели спины
  2. Двуглавая мышца бедра
  3. Мышцы брюшного пресса

5 Виды мышечной ткани

  1. Поперечно – полосатая
  2. Поперечно – исчерченная
  3. Сердечная

6.  Мышцы-антагонисты-это…..

ВАРИАНТ 2

1 Белок мышц

  1. Актин
  2. Гемоглобин
  3. Альбумин

2 Мышцы шеи

  1. Удерживают голову в равновесии
  2. Участвуют в движении головы
  3.  Все ответы верны

3  К мышцам нижних конечностей относятся

  1. Четырёхглавая мышца бедра
  2. Круговая мышца глаза
  3. Трёхглавая мышца плеча

4 Мышцы конечностей

  1. Приводят в движение конечности
  2.  Участвуют в движении головы
  3. Участвуют в движении нижних конечностей

5  Виды  мышечного волокна:

  1. Белое
  2. Красное
  3. Все ответы верны.

6. Мышцы-синергисты –это…….

Отвечают на вопросы

Работают в паре.

Взаимопроверка, оценка и обсуждение результата

Слайд 1

Слайд 2

Регулятивные: оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные: оценка действий партнёра.

3. Мотивация

Итак, ребята, в начале урока мы поприветствовали друг друга. «Здравствуйте» - говорим мы при встрече, желая в первую очередь, прежде всего здоровья, а уж потом всего остального. Здоровье – это самое дорогое, чем обладает человек.   Мы можем менять свои костюмы, прически, но не можем менять себя.

Организм нам дается на всю жизнь. Очень важно помнить это и заботиться о нем.  И сегодня тема нашего урока тесно связана с нашим здоровьем. Чтобы определить тему посмотрим на нашу фотографию. Как вы сидите за партами? Почему так нельзя сидеть?

Предполагаемый ответ:

Слайд 3

Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

4. Изучение нового материала.

Физкультминутка.

Формулируем тему и цель урока.

«Нарушение осанки»

 Цель урока: Знать основные признаки нарушения осанки. Уметь определять нарушения осанки.  Характеризовать меры профилактики по нарушению осанки.

Как вы думаете, что же такое осанка?

Запишите определение на 73 странице вашего учебника.

А между тем, если верить словарю Даля, слово «осанка» произошло от корня слова «сановник» - «сан». Издавна люди с высоким чином или званием обладали отличной выправкой и менее всего имели проблем с позвоночником – вот почему знатный сан носили по-настоящему статные мужчины.

Какая же осанка может считаться правильной?

C:\Users\1\Documents\мои презентации\8 класс\осанка\img1.jpg

Поднимаемся ребята.

При правильной осанке:

Голова и туловище держатся прямо.

  • Голова слегка приподнята.
  • Плечи несколько отведены назад.
  • Грудная клетка развернута.
  • Плечи находятся на одном уровне.
  • Живот подобран.
  • В поясничной области имеется небольшой изгиб вперед.
  • Хорошо, присаживайтесь.

Различают несколько степеней нарушения осанки. (работа с учебником, стр.73-74).

Постоянное нарушение осанки приводит к различным видам искривления позвоночника: лордозу, кифозу, “плоской спине”, “круглой спине” или сколиозу. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей.

Перед вами на партах лежат карточки. Работаем в группах

1)1, 2, 3 и 4 группа определяют, какой вид искривления позвоночника изображён на рисунке, либо определяют болезнь.

2) находят на информационных листах характерные признаки данного вида искривления.

3) предлагают меры профилактики нарушения искривления позвоночника используя информационные листы и материал учебника на странице 74.

Беседа. Как вы думаете, у подростков какое самое распространенное нарушение осанки и почему? Чем опасны нарушения осанки и искривления позвоночника? (Нарушением функций органов и систем прямо или опосредовано). Почему правильной осанке особенно уделяют именно в детском и подростковом возрасте?

 Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка, 

Отдохнули мы слегка.

Итак, ребята, мы выяснили какие бывают виды искривления позвоночника, узнали, что такое остеохондроз, а теперь попробуем выявить нарушение осанки. Для этого выполним лабораторную работу.

Ход лабораторной работы:

  1. Поднять правую руку, левая опущена, сцепить руки в замок за спиной, поменять положение рук, повторить. Если это упражнение одинаково легко выполняется с левой и с правой рукой, значит, нет нарушений осанки.
  2. Встать спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Между стеной и поясницей попробовать просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть, если проходит только ладонь – осанка нормальная.

Вывод.

 

Внимание на слайд

Ситуация :  На день рождения подруги школьница Лида пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После праздничного стола все пошли танцевать. Но через некоторое время из-за болей в ногах Лиде пришлось отказаться от танцев и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки. Как вы считаете, что стало причиной болей в ногах Лиды?

Объяснение учителя (использование презентации, слайд “Плоскостопие”). Плоскостопие. Для человеческой стопы характерно наличие сводов. Стопа опирается на пяточный бугор и головки плюсневых костей. Зачем нужны эти своды?

Цели:

Знать основные признаки развития плоскостопия.

Уметь определять  плоскостопие.

 Характеризовать меры профилактики по развитию плоскостопия.

Благодаря мышцам голени, спускающимся на стопу, собственной ее мускулатуре, связочному аппарату вкупе с подошвенными сухожилиями, своды обладают рессорными свойствами (амортизатор). Смягчение ударов о землю и распределение действия силы тяжести, что позволяет плавно приспособить стопу к неровностям почвы. Такая рессорная конструкция выдерживает нагрузку всего тела легче, чем плоская стопа.

Плоскостопие – деформация стопы, которая характеризуется уплощением ее сводов. Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые, возникнув, быстро прогрессируют. Запомните, что лечить плоскостопие гораздо труднее, чем предупредить его развитие. Первые ранние признаки – болит подошва стопы, ломит косточки предплюсны, и ноют мышцы голени. Поначалу это тупые боли, которые проходят после отдыха. Но мышцы уже сигнализируют – стопе нужна помощь.

Профилактика плоскостопия (стр.74 учебника):

  • Не носить слишком тесную обувь.
  • Не носить обувь на плоской подошве, оптимальная высота каблука – 3–4 см.
  • Никаких “платформ”, подошва должна быть гибкой, чтобы не только папа был в силах ее согнуть, но и ребенок при ходьбе.
  • Для уменьшения деформации стопы можно пользоваться супинаторами.
  • Выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей.
  • Полезно ходить босиком по скошенной траве, морской или речной гальке.
  • Ношение кед или кроссовок не более 2-х часов в день, они удобны для занятий спортом, но совсем не фиксируют голеностопный сустав и не содержат супинаторов (за исключением дорогих профессиональных моделей).

Выполнение упражнений:

Сидя на стуле, одна нога вытянута вперед. Поворот стопы с оттягиванием носка по 10 раз каждой ногой. Стоя на наружных сводах стоп, подняться на носки и вернуться в исходное положение, 6 раз.

Ребята, а как связана осанка с плоскостопием?

Ребята, осанка в действии-это походка! Правильная физиологичная походка способствует поддержанию ровной осанки и сберегает суставы ног. Для улучшения походки наиболее важным является включение в активную работу переднего края стопы и активное отталкивание от земли.

Слайд 4

Слайд 5

Записывают тему в тетрадь.

Формулируют цель урока, предлагают план достижения цели.

Дети высказывают свои мнения. 

Работают с учебником, записывают определения.

Слайд 6

Слайд 7

Учащимся предлагается список признаков осанки, из которого они выбирают характерные для правильной осанки.

Слайд 8

Выполняют упражнение

Работают с учебником

Работают в группах

Слайд 9, 10, 11, 12, 13

Участвуют в беседе с учителем

Слайд 14

(задача учащихся, выполнить упражнение).

Слайд 15

Слайд 16

Выполняют лабораторную работу, записывают вывод.

Слайд 17

Слайд 18

Участвуют в беседе с учителем

Слайд 19

Слайд 20

Работают с учебником

Слайд 21

Выполняют упражнения

Слайд 22

Познавательные, общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:
владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные, логические:
синтез как составление целого из частей;

       

  Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации

Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации

Логические: доказательство, построение логической цепи рассуждений.

Познавательные, общеучебные: применение методов информационного поиска необходимой информации.,

умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

5. Рефлексия учебной деятельности

Метод пяти пальцев».

М.(мизинец) мыслительный процесс: Какие знания, опыт я сегодня получил на уроке?

Б.(безымянный) близкие цели: Что я делал на уроке, чего достиг?

С.(средний) состояние духа: Какое у меня настроение на уроке?

У.(указательный) удивление: Что меня удивило, поразило на уроке?

Б.(большой) бодрость, физическая форма: Что я сделал (сделаю) для своего здоровья?

Формулируют ответ

Слайд 23

Познавательные, общеучебные: контроль и оценка процесса и результата деяьельности.

6. Домашнее задание

 1) П. 15,

 2) выполнить лабораторную работу «Выявление плоскостопия», сделать выводы к л. р. либо собрать еловые шишки, используя  их, придумать упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия.

Слайд 24

Познавательные, общеучебные: выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Осанка. Предупреждение плоскостопия"

Какие бывают нарушения осанки. Диагностика. Меры предупреждения нарушения осанки. Причины появления плоскостопия. Лабораторная работа....

Разработка урока по теме "Осанка. Предупреждение плоскостопия"

Урок был подготовлен и проведен на Республиканском семинаре по теме "Духовно-нравственное воспитание школьников". Здесь можно посмотреть как можно построить воспитательный аспект урока....

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

На уроке формируются навыки здорового образа жизни. Раскрывается влияние физических упражнений на формирование опорно-двигательной системы. Разъясняются отрицательные последствия гиподинамии, плоскост...

Урок по теме: "Легкие. Легочное и Осанка. Предупреждение плоскостопия"

Урок по Биологии в 8 классе по теме: "Легкие. Легочное и Осанка. Предупреждение плоскостопия"...

Технологическая карта урока по теме:" Основы физической реабилитации При заболеваниях опорно двигательного аппарата(плоскостопие)

  Технологическая карта урока по теме:" Основы физической реабилитации   При заболеваниях опорно двигательного аппарата(плоскостопие)...